Комбинированные съемки: спецэффекты вместо декораций

Автор: Надежда Маркалова

Эта статья продолжает цикл материалов в рамках специального проекта портала Мир 3D "Спецэффекты: докомпьютерная эпоха".

Каждую пятницу выходит новая статья, которая рассказывает о развитии одного отдельно взятого приема в области эффектов: от идеи до воплощения в культовых фильмах. Известные режиссеры и неизвестные создатели киноэффектов, самые интересные и невероятные факты в истории кинематографа. Так постепенно раскрываются секреты создания магии кино.

Автор рубрики: Надежда Маркалова.

Комбинированные съемки – это соединение в одном кадре двух и более элементов, снятых в разное время и, возможно, в разных местах.

Очень часто действия в фильме требуют таких кадров, которые либо слишком опасно, либо вообще невозможно снять «в живую». И тогда прибегают в эффекту комбинированных съемок. За столетнюю историю кинематографа операторы и режиссеры изыскивали разные способы соединения нескольких разных изображений в одном кадре.

Первые комбинированные съемки

Первым, кто соединил два разных изображения, был Жорж Мельес (Georges Méliès), да, имя этого киномага будет упоминаться почти в каждой статье, посвященной киноэффектам докомпьютерной эры.

В своем фильме «Человек с резиновой головой» (1901) он снимал себя, а также еще свою голову, иногда в кадре было несколько голов Мельеса одновременно. Тогда соединение двух изображений совершалось прямо в камере: часть линзы закрывали черной тканью или стеклом, часть которого была закрашена черной краской, и снимали нужное, потом пленку отматывали обратно, закрывали теперь уже отснятую часть кадра, и снимали нужный кусок фильма, впечатывая действие на место ранее закрытой части кадра.

Кадр из фильма Жоржа Мельеса “Человек с резиновой головой», где впервые использовались комбинированные съемки

Так создавали, например, знаменитое «Большое ограбление поезда» (1903). Сначала сняли то, что творилось внутри вагона: людей, перестрелку, драку и все остальное, а потом – то, что видно из его открытой двери – «пробегающий» мимо пейзаж.

Кадр из фильма «Большое ограбление поезда». Мелькающий за распахнутой дверью пейзаж появился после съемок драки.

Позднее для сцен, где надо было показать движение персонажа, придумали эффект, который называется рир-проекция (от слова rear – задняя, тыльная сторона). За актерами натягивали экран, на который с обратной его стороны проецировали двигающийся пейзаж. Часто так создавали иллюзию движения на автомобиле. Этот эффект дошел и до наших дней. Именно так снята сцена в фильме «Криминальное чтиво» (1994), в которой герой Брюса Уиллиса (Bruce Willis) едет в машине. Если вы приглядитесь, вы это увидите.

Спецэффекты в зазеркалье

Немецкие кинематографисты в 20-е годы активно изобретали киноэффекты. Ойген Шюффтан (Eugen Schufftan) изобрел методику, которую так и называют – процесс Шюффтена. Смысл методики заключается в том, что перед камерой ставят зеркало в котором отражается макет или рисунок декорации. В том месте, где должны стоять актеры, зеркальный слой стирают, оставляя прозрачное стекло, за ним достраивают кусок декорации так, чтобы граница между отраженным изображением и реальным была не видна. На фоне этой реальной декорации и играют актеры. Такая методика применялась во время съемок фильма «Метрополис» (1927) Фрица Ланга (Fritz Lang). Изредка эту систему применяют и сегодня, например, ее использовал Питер Джексон (Peter Jackson) во время работы над знаменитой трилогией «Властелин колец» (2003).

Голливудские кинематографисты придумали более простой способ – рисунок на стекле. Вместо зеркала используется стекло, на котором красками нарисованы декорации.

За стеклом, где рисунок отсутствовал, актеры разыгрывали свои трагедии. Чуть позже процесс еще упростили – стекло стали просто закрашивать черным там, куда потом впечатывали нарисованные на другом стекле декорации. На втором стекле черным закрашивали то место, где стояли актеры во время съемки на натуре. Это позволяло сократить стоимость работы над фильмом, так как избавляло от необходимости готовить стекло с рисунком до съемок и везти его с собой на натуру. Также его можно было делать меньше по размеру, теперь оно никак не зависело от человеческого роста.

Оптические спецэффекты

К 1930 году кинематографисты изобрели блуждающую маску (travelling matte), позволяющую создавать точный трафарет для каждого кадра фильма. Это позволило актерам свободно двигаться по сцене. Это стало возможным благодаря созданию оптического принтера.

Известным пионером в области оптических эффектов был оператор Линвуд Данн (Linwood G. Dunn). Он работал над первым «Кинг-Конгом» (1933) – его труд во многом облегчил работу Уиллису О`Брайену и его команде аниматоров, которым не пришлось строить свою обезьяну в натуральную величину, чтобы соединить ее с актрисой Фей Рей (Fay Wray). Для соединения покадровой анимации и живой актрисы была использована рир-проекция.

Схема построения рир-проекции для «Кинг-Конга». Анимация миниатюрного Конга и одновременная печать рир-проекции кадре производились покадрово. Проектор был синхронизирован с камерой.

Так выглядит оптический принтер Линвуда Данна

Пять лет спустя Линвуду заказали еще более сложные съемки для фильма «Воспитывая Малыша», где нужно было соединить актеров Кэтрин Хэпберн и Кери Гранта с настоящим леопардом по кличке Малыш. Леопарда снимали отдельно из соображений безопасности. Сцену, где Кери Грант идет к лифту, за ним следует леопард, а потом за ними выбегает Кэтрин Хэпберн, снимали трижды – с каждым из актеров. При этом леопарда всегда снимали первым, чтобы синхронизировать с его движениями остальных звезд фильма. Данн также работал над «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса (Orson Wells) и над другой известной работой Уиллиса О`Брайена – «Могучий Джо Янг», за который вся команда спецэффекетников была удостоена «Оскара».

Именно Линвуд Данн сконструировал оптический принтер, которым пользуются и по сей день. Первые оптические принтеры использовались еще в 20-е годы, но в 30-е Данн модифицировал конструкцию и продолжал вносить в нее изменения вплоть до 1980 года. В 1981 он получил «Оскар» за технический вклад в развитие кино.

Давайте заглянем внутрь, посмотрим, как работает эта схема.

Схема работы оптического принтера: на бобине A находится пленка со снятыми актерами, на бобине E — с кадрами заднего плана. На бобинах B и D находятся соответствующие трафареты-маски, для каждой части изображения - своя. На средней бобине C получаются законченные кадры фильма. Такая схема позволила сократить прогон пленки при печати кадров в два раза. Этот принтер печатает кадры со скоростью два-три кадра в секунду.

Комбинированные изображения без компьютера

Такую схему применяли до того, как в процесс комбинирования изображений на экране ворвался компьютер. Но и в те времена создавались очень сложные изображения с количеством комбинированных элементов превышавшим сотню в отдельно взятом кадре. Помните астероидное поле в фильме «Империя наносит ответный удар»? Каждый астероид снимался и впечатывался в фильм отдельно.

Одной из самых сложных FX сцен кино восьмидесятых была сцена полета на спидерах в фильме «Возвращения джедая». Для этой сцены нужно было снять Люка и Лею, летящими на спидербайках сквозь лес. Снять такое на натуре невозможно. Поэтому актеров на спидербайке снимали отдельно на фоне синего экрана, в общих планах их заменяли марионетки. Ядовито-синий цвет был выбран потому, что эти тона не встречаются в оттенках человеческого тела. Синий экран при переносе на черно-белую пленку оказывается белым, что позволяет без особых хлопот сделать трафарет (блуждающую маску) для каждого отдельного кадра.

Четыре кадра, участвовавшие в создании иллюзии полета на спидерах по лесу в фильме «Возвращение джедая»: слева вы видите оригинальные кадры, справа – два трафарета для них. При печати леса в нем вырезалась маска для актеров, куда тут же впечатывали сцены с актерами, снятые в студии на фоне синего экрана.

Но сначала нужно было снять лес так, как его видел бы пилот на спидербайке. Для съемки этих кадров использовали камеру “Стедикам”, разработанную специально для подобных съемок. “Стедикам” позволяет сглаживать все вертикальные движения, когда оператор несет ее в руках, но для этих эпизодов ее пришлось дополнительно усовершенствовать гироскопами. Камера снимает со скоростью всего один кадр в пару секунд. Таким образом, оператор получает картину движения сквозь лес, которую потом можно ускорить до 24 кадров в секунду, получив эффект стремительного полета. Но здесь есть еще один нюанс. Мы уже выяснили, что при быстром движении мы видим картинку размытой. Именно таким — размытым — видит глаз задний план во время быстрого движения. Поэтому оператору во время съемки пришлось двигаться по маршруту полета спидеров.

Со съемкой леса были дополнительные проблемы. Сначала группа мастеров по спецэффектам отказалась от съемки искусственного леса. Он не только смотрелся неживым, его было практически невозможно создать тех размеров и с тем количеством деталей, какие были необходимы для этой сцены. По лесу попытались протянуть тонкие лески, чтобы оператор мог ориентироваться при движении, ведь он не видел, куда шел. Но их было видно в камере, даже после покраски нитей в зеленый цвет (камера улавливала на них блики солнца). Одним из самых проблемных моментов была съемка поворотов. Как будет поворачивать спидербайк? С какой скоростью и с каким диаметром разворота? Этого никто не знал. Но все это надо было продумать До того, как студия приступит к съемкам с актерами. Ведь движения актеров должны были совпадать с движениями камеры. Кроме того, блики солнца на их лицах тоже должны были более-менее совпадать с тем, что ловила камера во время движения под деревьями.

Сцена космической битвы в фильме «Возвращения джедая»

Не менее сложной была и сцена комической битвы в финале фильма – ведь здесь в кадре присутствуют множество космических кораблей одновременно, и все двигаются относительно камеры и друг друга. Сами спецэффектники говорят, что там множество ошибок в комбинировании, но наш глаз их просто не замечает.

Иногда для создания атмосферы фильма требуются такие мелочи, как дым или дождь – мелкие детали, которые оказываются самыми сложными для комбинации. При создании эффектов к классическому фантастическому фильму «Бегущий по лезвию бритвы» специалисты по спецэффектам обнаружили, что мелкие эффекты требуют очень кропотливой работы. Дождь снимали на фоне черного экрана, освещая капли сзади, чтобы они хорошо выделялись. Было создано три разных плана дождя: ближний, средний и дальний. Черный фон позволил быстро создать маску для впечатывания дождя в окончательную версию фильма.

Джон Дайкстра в студии. А на экране будет вселенная

Кроме синего цвета сейчас часто используется зеленый. Это делается, если в сцене есть много синих цветов. В фильмах «Чужой. Воскрешение» и «Звездная пехота» использовался даже красный экран потому, что многие модели отливали синим, и оказывались невидимыми при создании маски. Красный экран требует более медленной работы, но зато позволяет создать более качественную маску, синий экран – дает более зернистое изображение, а зеленый не всегда точно выделяет контуры объекта. Иногда используют желтый и оранжевый цвета. Модельмейкеры, работавшие над фильмом «Титаник» выбрали ярко-оранжевый фон, освещенный ультрафиолетовым светом. Оранжевый экран впервые использовали для телесериала «Звездный пусть. Новое поколение». Этот цвет позволяет сделать маску более мягкой по контуру, что придает естественности законченной работе.

Скриншот из рабочей версии «Росомахи» (2009) – и сегодня для комбинированных съемок используется хромакей.

Сейчас комбинацию изображений делают на компьютере, но, по сути, эта технология не претерпела конструктивных изменений со времен оптического принтера Линвуда Данна. Актеров по-прежнему снимают на фоне цветного экрана, заменяя цвет компьютерными декорациями.

Фильм «Бегущий по лезвию бритвы» был последним фантастическим фильмом, в котором не было CGI – все эффекты были сделаны «в камере». В этой сцене на кусочки прозрачной пленки или стекла покадрово проецировали всполохи огня, снятые ранее на черном фоне. Каждый всполох впечатывали отдельно, перематывая пленку обратно. Иногда требовалось до семнадцати прогонов одного и того же куска кинопленки. Если кто-то ошибался, приходилось все начинать сначала.

спецэффекты в кино
Разделы:
Рубрики:
Популярное: