Новогодняя «Легенда» Ридли Скотта

Автор: Надежда Маркалова

"Легенда" был четвертым фильмом Ридли Скотта, и он еще не делал фильмов, действие которых разворачивалось бы в современности. В его фильмографии был исторический фильм «Дуэлянты», и два научно-фантастических: «Чужой» и «Бегущий по лезвию бритвы». А ему очень хотелось, наконец, рассказать историю, повествующую о персонажах в нашем мире и нашем времени.  Но прежде чем сделать это, он решил закрыть тему фантастики и фэнтези в своем творчестве, сняв классическую сказку.

Писатель и поэт Уильям Хьётсберг (William Hjortsberg), написавший несколько сценариев для кино и книгу «Падший ангел», по которой Алан Паркер (Alan Parker) снял «Сердце ангела», создал сценарий и для «Легенды» Скотта. Прежде, чем приступить к работе, Скотт показал Хьётсбергу «Красавицу и чудовище» Жана Кокто (Jean Cocteau), это именно та история, которую Скотт хотел показать в своем фильме. У него не было сюжета, было только желание рассказать историю принцессы, единорогов и Вселенского Зла, чье имя должно быть Тьма, в роли главного злодея истории.

Хьётсберг написал сценарий, который сразу приняли, но в итоге сильно покромсали в плане количества массовки – для сокращения бюджета.

Декорации "Легенды"

Ридли Скотт отказался снимать в настоящем лесу, иначе ему пришлось бы водружать весь свет в ветви деревьев и подводить туда электричество. Вместо этого он решил воспроизвести лес в павильоне киностудии «Пайнвуд». Этот павильон был построен для съемок фильмов об агенте 007 и оказался самым большим в мире на то время – он занимал площадь более 800 квадратных метров.

Макет заповедного леса в процессе создания

В студию завезли двадцать тысяч тон земли, которую равняли бульдозером. Работники студии под руководством художника-постановщика фильма Эштона Гордона (Assheton Gordon) сделали из этой земли холмы, долины и овраги.

Огромные стволы вековых деревьев с могучими корнями были построены из пенопласта и полистирола, вся структура леса была создана художниками-декораторами студии. Все искусственные стволы делались полностью (обычно делают только обращенную к камере половинку декорации), потому что Скотт планировал объехать весь павильон камерой, чтобы показать масштабы леса. А после покраски искусственных стволов вокруг насадили настоящих деревьев и травы.

Стволы вековых деревьев в студии

Но листвы все равно было мало, поэтому пришлось заказывать несколько тонн листьев из пластика, которые приклеивали к деревьям вручную. На стенах павильона висели огромные пластиковые зеркала, которые отражали стволы с обратных сторон, и таким образом продляли лес в бесконечность. В этот павильон во время съемки постоянно выпускали голубей, которые, естественно, не возвращались, оставаясь жить в ветвях искусственного леса. К концу съемок фильма под потолком студии обитала стая из 400 птиц. Сначала птицы часто влетали в зеркала, но потом научились держаться в центре павильона.

Вик Армстронг (Vic Armstrong) – постановщик трюков - слетал в Испанию за шестеркой андалузских лошадей. Но с перевозкой коней возникли проблемы: в Европе не осталось ни одного авиаконтейнера для лошадей, потому что где-то в мире проходили большие конные соревнования, и все нужные контейнеры были там. Пришлось везти их в автофургоне, что было дольше. Вместе с конями в Англию прибыл и испанский дрессировщик Джорди, который руководил лошадьми во время съемки. Животные подчинялись его голосу, выполняя все нужные движения перед камерой.

В других пяти павильонах студии строились и все интерьеры комнат. Скотт добивался «ощущения рождественской открытки» в кадре.

Лес в процессе создания

Особенно хороши получились у Эштона Гордона колонны высотой в семь с половиной метров и такой же огромный камин со скульптурами в тронном зале Тьмы.

Лес в процессе создания

«Удивлен, что нас проигнорировала Академия, - говорит Ридли Скотт. – Иногда они дают «Оскар» за декорации и художественную постановку лентам, действие которых происходит в современности, где художнику-постановщику и декоратору почти и делать-то не чего. Это меня всегда удивляет. Но декорации у нас были просто потрясающие!»

Для съемки костра под полом киностудии провели газовый шнур, потому что Ридли хотел управлять костром, а не ждать, когда он загорится и потухнет после каждого дубля.

Идет съемка в павильоне

И газ постепенно собирался под крышей павильона, где горели большие лампы… за два дня до окончания съемок в этом павильоне, 27 июня 1984 года, как раз перед тем, как Ридли Скотт собрался снимать проезд камеры по всему лесу, под потолком студии начался пожар. Газ и голубиные перья воспламенились от висящих под потолком мощных софитов. Вся студия вместе с исполинским лесом и оборудованием выгорела за 45 минут. Ее не спасла даже сотня пожарных, боровшихся с огнем. Языки пламени достигали тридцати метров в высоту.

Раскадровки и кадр из фильма. Этот кадр снимали на заднем дворе киностудии "Шеппертон"

Большинство голубей благополучно вылетели через ворота павильона, когда софиты начали взрываться. Это произошло во время обеда, поэтому никто из работников студии не пострадал. Скотту пришлось заново заказывать исполинские стволы, но восстанавливать декорацию полностью не было ни времени, ни денег.  Стволы установили в саду студии «Шеппертон» на заднем дворе ресторана, пустили там небольшую речушку, и досняли несколько недостающих сцен в довольно замкнутом пространстве. Например, сцена встречи принцессы с единорогами снималась именно там.

Атмосферные эффекты

В фильме очень много атмосферных эффектов: снег, дождь и мыльные пузыри. Снег создавали из мелкого полистирола, куриных перьев и бумаги, эту смесь сыпали из огромного пожарного брандспойта.

«Мне кается, в моем организме все еще остались эти куриные перья, - смеется Миа Сара (Mia Sara). – Эту смесь сыпали почти постоянно, перья были везде».

Снег, лежащий на земле, создавался из крупной соли и блесков, которые накрошили в хлопья разного размера. Крупные хлопья лежали поверх соли, а мелкими посыпали актеров.

Метель создавалась, как обычно, с помощью ветродувов – больших вентиляторов, применяющихся на съемочных площадках для создания ветра.

В сцене танца фей над Гампом летают мыльные пузыри, пускаемые из специальной машины. «Я думал, что там требуется некая дополнительная магия, - говорит Скотт. – Возможно, это было ошибкой, ведь Гамп отлично смотрится сам по себе».

Также декораторы создали полторы тысячи сосулек из резины и горячего воска, чтобы придать им нужную фактуру.

Грим и костюмы

Во времена, когда снималась «Легенда», не было CG, поэтому Скотту пришлось выкручиваться с помощью грима для создания Тьмы и его команды гоблинов.

Ранний концепт грима для Гампа, не принятый Скоттом

Концепт-дизайн всех персонажей был создан художником по гриму Робом Боттином (Rob Bottin). «Когда я прочитал сценарий, я понял, что потребуется очень много работы для создания всех описанных в нем персонажей, - говорит Роб. – При повторном чтении я начал зарисовывать и каталогизировать все, что там описано с точки зрения грима. Когда я закончил, у меня образовалась огромная стопка набросков и записей».

Грим для Блинкса

Персонаж Блинкс был срисован с Кита Ричардса (Keith Richards) собственноручно Ридли Скоттом.  Потом Роб Боттин доработал этот концепт. «Киту Ричардсу» удлинили нос и уши, сделав его гоблином.

«Тим Карри (Tim Curry) на площадке долго смотрел на меня, - улыбается Эллис Плейтон (Alice Playton). – А потом пробормотал «ты выглядишь знакомо». На что я, дав ему помучиться немного, ответила «Кит Ричардс». «Точно!» - воскликнул Тим».

Мег Маклбамс - нечто среднее между Водяным и Бабой-Ягой

Мег Маклбамс – водяной, сыгранный Робертом Пикардо (Robert Picardo), полностью был одет в костюм из пенолатекса. И у него было несколько дублей, в которых он появлялся из-под воды и пугал Джека.

«Мне нравится играть персонажа в маске, - говорит Пикардо. – Это освобождает актера, ведь он сам невидим за маской. Он может играть на полную катушку».

«Это было удивительно! Он умудрялся играть в таком ужасном костюме, - говорит Питер Робб-Кинг (Peter Robb-King), главный гример. – Ему приходилось некоторое время проводить под водой перед началом дубля. Потом он появлялся из-под воды, и пугал главного героя, и так – несколько дублей. В такой ситуации дышать-то сложно! Этот костюм не был создан, чтобы в нем находились под водой, он был создан, чтобы придать внешний вид персонажу. Но жить в нем невозможно, да еще – находиться под водой!»

Красный Дьявол в исполнении Тима Карри

«Они сначала одели меня в костюм из резины, а  потом опустили меня в воду, - говорит Пикардо. - Но когда пенолатекс попадает в воду, он как губка впитывает ее. Костюм сразу сильно потяжелел. Так что эти сцены дались мне с трудом».

Тьма был воплощением представлений гримера Роба Боттина о Дьяволе.

«Я всегда считал, что кинодьяволы как-то недотягивали до того, как, по моему мнению, он должен был выглядеть, - говорит он. – Это была моя возможность воплотить свои идеи о Дьяволе в этом персонаже».

«Он должен быть сексуален, очень сексуален, и он должен быть рогатым – наполовину козел или фавн, - говорит Ридли Скотт. – Так было сказано в брифе. Роб принес рисунок с вот этим огромным красным рогатым созданием».

Наверное, это был один из самых сложных костюмов, созданных для фильма. Потому что Тим Карри весь был в накладном гриме. К тому же ему пришлось ходить на огромных ходулях, которые оканчивались копытами. В полном облачении и на ходулях рост Тьмы от копыт до кончика рогов достигал двух с половиной метров.

Грим на лице не был просто маской – он состоял из тонких частей, сквозь которые актер мог играть. Для этого костюма Тиму пришлось делать слепок всего тела. Мы практически не видим реального тела Тима – он весь скрыт латексом с огромными мышцами. Последнее, что у него отобрали – это глаза.

Процесс гримирования

«Дело в том, что при накладывании такого грима все лицо сильно увеличивается, - рассказывает Скотт. – У нас получились маленькие свинячьи глазки на красном лице. Конечно, Тим протестовал против особых сферических линз, но когда увидел себя в зеркале, ему даже понравилось».

Иллюзию дополняли огромные рога. Здесь гример должен думать, как инженер-конструктор, потому что, как ты поместишь эти огромные рога на голову актеру? И эти рога должны быть легкими и крепкими.

Процесс гримирования Тьмы занимал пять с половиной часов ежедневно. К концу съемки время сократилось до трех часов, но, тем не менее, даже это – очень продолжительное время для сидения в кресле гримера.

Аллигаторы в бассейне и другие эффекты

В сцене, в которой Джек ныряет со скалы за кольцом в озеро, снимался десятилетний ныряльщик-олимпиец. А девушка, которая сидела с ним на скале – это шестилетняя дочь Ридли Скотта (ее все равно видно только мельком). Это сделано для того, чтобы визуально увеличить размер скалы. Все остальные подводные сцены Том Круз делал сам. Снималось это во Флориде в Сильвер Спринг, где самая чистая вода.

А в отдалении, зарывшись в песке на дне,  лежали четыре двухметровых аллигатора и лениво наблюдали за съемочной группой. Смотрители водоема обещали, что аллигаторы никого не тронут. От них действительно не было никаких проблем, но на душе у ныряльщиков все равно было неспокойно.

Фея Уна, которая летала по лесу маленьким огоньком – это фонарик для привлечения рыбы, подвешенный на тонкой леске, ведущую к удочке, которую держал один из работников сцены.

Скотт был очень доволен эффектом: «Сейчас бы она стоила мне пару тысяч долларов, потому что это было бы дорогостоящее CG, - смеется он. – А тогда я просто зашел в магазин для рыболовов. И лампочка даже освещает персонажа Тома Круза, когда подлетает к нему!»

спецэффекты в кино
Разделы:
Рубрики:
Популярное: