«Чужие»: на этот раз мы идем на войну

Автор: Надежда Маркалова

«Я поклялся в студии «Фокс» на пачке «Библий», что сделаю этот фильм с шестью костюмами» Джеймс Кэмерон.

Джеймс Кэмерон (James Cameron) воспользовался вынужденным простоем в работе над «Терминатором», чтобы написать сценарий сиквела к «Чужому». Возвращение на съемочную площадку "Терминатора", в свою очередь, отвлекло его от написания сценария "Чужих". Но студия «20th century Fox» пообещала дождаться его «возвращения» к этой теме после съемок.

Однако все могло пойти и по-другому. Это сегодня мы с вами знаем, что имя Джеймса Кэмерона в титрах фильма означает высокое качество, как сюжета, так и визуала. Тогда, в 1983 году Кэмерон был всего лишь новичком с единственным ужастиком «Пирания 2» за плечами. Ему только предстояло доказать, что он – Художник с большой буквы. Гэйл Энн Херд (Gale Anne Hurd), исполнительный продюсер «Терминатора» и «Чужих», и в то время – супруга Кэмерона, считает, что только успех «Терминатора» проложил Джеймсу дорогу к «Чужим». Если бы он не показал себя тогда, у "Чужих" был бы другой режиссер.

На съемочной площадке в студии "Пайнвуд": Бронетранспортер и десантный катер в доке "Сулако"

Концепт-дизайн и декорации

Джеймс Кэмерон прежде всего пригласил для создания дизайна своего фильма концепт-дизайнера из первой серии – Рона Кобба (Ron Cobb), который делал весьма реалистичный футуристический дизайн. Более того, в его концепте сразу содержалась информация о том, как какую вещь построить и как она работает.

Дизайн Сида Мида

Для создания «Сулако» - судна, на котором летели пехотинцы, и других военных примочек Кэмерон пригласил Сида Мида (Syd Mead). Мид был поклонником фантастического жанра, он прочитал сценарий за ночь, и, пока летел в Лос-Анджелес, прямо в самолете, начал делать наброски. Его первый дизайн для «Сулако» в виде округлого корабля с большой антенной спереди был отклонен, поскольку Кэмерон хотел вытянутую модель, которую можно было бы двигать мимо камеры без изменений фокусной настройки. Тогда Мид сделал второй вариант, больше напоминающий подводную лодку, которую мы и видим на экране.  

Комната с гиперкамерами. Дизайн Сида Мида

Мид же создал дизайн комнаты с гиперкамерами, в которых спали пехотинцы. Каждая  камера стоила 4,3 тысячи долларов, с попракой на бюджет было создано только шесть камер. Несчетное множество этих самых камер создавали, как и принято в кино, с помощью зеркала во всю стену.

Кобб работал вместе с Кэмероном: наброски режиссера художник превращал в концепт-дизайн. Мид творил самостоятельно, делая концепты по описанию в сценарии. Но дизайн всего, что выходило из-под карандаша художника, утверждали сам Джеймс Кэмерон и производственный дизайнер фильма, и одновременно декоратор, Питер Ламонт (Peter Lamont). Последний также отвечал за создание декораций по концептам. Но из-за нехватки времени, ему зачастую приходилось делать часть дизайнов самому.

Матка чужих. Рисунок Джеймса Кэмерона

Во время подготовительного периода к съемкам Кэмерон заполучил оригинальные дизайны Гигера на все элементы расы чужаков: яйцо, фейсхаггера, зародыш и оригинального чужого-бойца. И еще над концептами работал Майкл Бун (Michael Boon).

Пейзаж планетоида. Рисунок Джеймса Кэмерона

Кэмерон собственноручно нарисовал дизайн пейзажа планетоида, опираясь на дизайны Гигера к первому фильму. Режиссер также сам нарисовал концепт-арт самки чужого и ее гнезда с яйцекладом. Мы с вами можем оценить талант Кэмерона, который сохранил эстетику Гигера в дизайнах инопланетных деталей. По его задумке гнездо самки было создано чужими из костей и органического цемента – секреции, которую они выделяли.

Питер Ламонт и Стэн Уинстон (Stan Winston) построили интерьер и экстерьер гнезда. Было важно, чтобы там было достаточно места для съемки чужих со всеми проводами и кабелями, необходимыми для аниматроники.

Кэмерону также принадлежит авторство набросков жертв чужих в коконах. Затем Кэмерону не понравился концепт гидравлического погрузчика, с помощью которого Рипли побеждает матку. Машина, по мнению режиссера, получалась слишком массивной - и он нарисовал эскизы сам. После утверждения общего дизайна погрузчика Кэмерон сделал еще и множество набросков его деталей.

Одной из самых больших декораций для фильма была декорация внутренности военно-десантного корабля. Дизайн корабля и места, где он базируется, а также бронемашина были созданы Сидом Мидом. Марк Харрис (Mark Harris) арендовал гидравлическую выдвижную платформу для работы над созданием этой декорации. Для съемки запуска корабля с пехотинцами точная копия все тойже декорации была сделана в миниатюре. Более того, было сделано три разных модели этого отсека в разном масштабе для разных съемок.

Позже решили, что гидравлическая платформа вполне может сгодиться и для украшения места парковки десантного корабля. На платформу навесили дополнительных деталей. Любопытно, что «Лапа», которую прицепили к ее «руке», изначально использовалась в фильме «Сатурн 3» (1980), позже эта же «лапа» была также прицеплена на одну из машин в сцене у входа в колонию.

Дизайн десантного корабля. Рисунок Кобба по идее Кэмерона

Над моделью самого десантного корабля работали и Кобб, и Мид, но ни одна версия не устроила Кэмерона. Поэтому он сам сконструировал модель и отдал ее Рону Коббу, чтобы тот уже довел дизайн до ума. Кобб сделал не только концепт-арт, но и чертежи. Вместо того, чтобы сначала создать модель, а потом уже строить полноразмерную декорацию, на этот раз работники студии решили создавать их обе одновременно.  Это создало дополнительные трудности – нужно было сделать и большую, и маленькую модели идентичными. После того, как большая модель была закончена, было сделано около десятка маленьких копий, длиной 1,8 метра.

Дизайном оружия занимался опять же сам Джеймс Кэмерон. Были сделаны легкие варианты всех стволов, чтобы актерам было проще таскать их во время съемки.

По сценарию десантный корабль выгружает пехотинцев в бронетранспортере (APC). Рон Кобб нарисовал дизайн такого бронетранспортера, с колесами, позволяющими ему поворачиваться на 360 градусов. Делали его из транспортного средства, которое в аэропорту таскает самолеты по взлетно-посадочным полосам. Машина досталась съемочной группе по случаю: аэропорт Хитроу как раз производил замену инвентаря - получилось относительно дешево. Чтобы уменьшить вес махины - с авто срезали 44 тонны металла! Но даже после этого она весила 28 тонн.

С этим транспортным средством еще нужно было уметь управляться: оно было очень тяжелым и двигалось медленно, но при этом, за счет массы было очень инертным, к тому же у транспорта было четыре ведущих колеса с независимым управлением. В итоге для управления авто на съемках был приглашен его водитель из Хитроу.

Съемку вели с такой скоростью, чтобы при нормальной проекции 24 кадра в секунду, скорость бронетранспортера казалась очень быстрой.

Процесс монтажа модели кислородогенератора

Рон Кобб также отвечал за дизайн колонии поселенцев на планетоиде и кислородогенератор. Он также сделал дизайн компрессионной камеры, которую мы видим в финальной битве между Рипли и маткой чужих.

Для сцен, в которых пехотинцы  выходят из бронетранспортера и входят в пустынную колонию, на студии «Пайнвуд» была построена полноразмерная декорация входа в колонию. Было также построено несколько внутренних помещений колонии, включая медицинскую лабораторию и коридор, в котором несколько раз меняли декорацию, чтобы создать иллюзию множества уровней. Все эти декорации стояли на стойках на высоте почти двух метров над полом студии, чтобы дать возможность чужим появляться и из-под пола.

Полноразмерные интерьеры кислородогенератора были построены на территории заброшенной электростанции недалеко от студии «Пайнвуд». Оттуда перед съемками вывезли довольно много асбеста, поэтому пришлось даже устанавливать датчики, которые показывали уровень асбеста в воздухе.

Спецэффекты

Кэмерон и Херд убедили компанию «20th century Fox» в том, что и спецэффекты необходимо делать параллельно в студии "Пайнвуд", чтобы у них была возможность следить за этим процессом.

Супервайзерами по эффектам были Джон Ричардсон (John Richardson), братья Роберт и Деннис Скотак (Robert&Dennis Skotak), супервайзером по постпродакшену эффектов был Брайан Джонсон (Brian Johnson). Кэмерон уже работал с братьями будучи художником-постановщиком на фильме Роджера Кормана (Roger Corman) «Галактика ужаса», а также на «Терминаторе».

Чужие: на это раз их много

Для создания и реализации чужих Кэмерон позвал на съемки Стэна Уинстона, известного аниматронщика и гримера, с которым только что работал над «Терминатором». Кроме того, Уинстон стал режиссером второй съемочной группы.

В отличие от первого фильма, в "Чужих" фейсхаггеры показаны думающими существами. Опираясь на дизайн Гигера, команда Стэна Уинстона собрала несколько  механических фейсхаггеров, у каждого из которых была своя особая миссия: один прыгал, другой мог ползать по полу, третий - сидеть на трубе, обхватив ее лапами, и так далее. И каждого из них использовали для своей сцены, но, соединив все сцены в одну, можно было видеть, как фейсхаггер ползет, забирается на трубу и прыгает в лицо героине.

Самым сложным оказалось заставить фейсхаггера бежать за Рипли. Но Кэмерон вспомнил механизм, с помощью которого он анимировал летучую рыбу в своем первом фильме «Пирании 2». Джеймс нарисовал строение механизма и отдал рисунок Уинстону. Созданную в итоге модель твари подвесили на леске и перемещали по полу с помощью еще одной лески, которая вращала механизм, приводивший лапы существа в движение. Всем казалось, будто фейсхаггер ползет. Чем быстрее его тянули за леску, тем быстрее двигались лапы. В сценах, где леска была бы слишком видна, снимался другой фейсхаггер, чей механизм приводился в движение кабелем и выносным мотором.

Также было сделано несколько мертвых фейсхаггеров для сцен в лаборатории. Одного из них снабдили двигательным механизмом и выносным приводом. Все трубки и провода механизма вывели сзади через герметичное отверстие так, чтобы камера их не видела.

Фейсхаггеры готовы к атаке

В самом начале атаки фейсхаггеров использовали тварей, которые «умели прыгать». У одного ноги магнитились к металлической стене станции, он сворачивал хвост и отталкивался им от поверхности.

Одним из самым сложных по устройству из всех оказался фейсхаггер, который нападал на Рипли. У него были полностью управляемые ноги (обе фаланги) и хвост, который скручивался и поджимался. Этим фейсхаггером одновременно управляли девять операторов!  Вообще, в сцене нападения снимались три разные куклы. Одна бегала по полу. Вторую снимали спрыгивающей с ножки стола на то место, где была первая. После того, как эту сцену вклеили задом–наперед,  зритель увидел, как фейсхаггер запрыгивает на ножку стола. И третья кукла прыгала в камеру уже с ножки.

Еще один полнофункциональный фейсхаггер со способностью лезть по краю стола был сделан для сцены атаки на Ньют. Для него потребовалось восемь операторов.

Концепт-дизайн мед. лаборатории

Для сцены, в которой пехотинцы перекидывают фейсхаггера прежде, чем расстрелять его, была сделана еще одна тварь с другим механизмом, позволявшим ей двигать ногами в полете. Все эти ухищрения позволили создать на экране иллюзию очень подвижных и активных существ.

И еще один, органический на вид фейсхаггер был создан для сцены препарирования. Актер Ланс Хенриксен очень радовался его натуральному виду.

Декорация мед. лаборатории в студии "Пайнвуд"

Сцена, в которой Рипли снится, что из нее вылезает чужак, снята также, как и подобная сцена в первом «Чужом» - с использованием псевдоторса и Сигурни, находящейся на самом деле под псевдокроватью. Но Кэмерон хотел, чтобы в этот раз зародыши были с руками. Поэтому студия Уинстона сделала аниматронного зародыша, способного активно двигаться и извиваться и наделенного руками, которыми он по задумке и разрывал плоть своего носителя. Интересно, что в первоначальном варианте в «Чужом» у него тоже были ручки, от которых Ридли Скотт потом отказался.

Аниматронную куклу использовали в сцене в гнезде, когда Рипли видит, как зародыш вылезает из одной из жертв. На самом деле было сделано два зародыша – один проделывал дыру в псевдоторсе, а второй – позировал перед камерой после, красуясь уже в дыре, проделанной в копии актрисы. После того, как весь нужный материал отсняли, аниматронного зародыша и копию актрисы сожгли – как и требовалось по сценарию.

Костюмы чужих. Кэмерон сдержал слово - в кадре не появляется больше шести костюмов одновременно

По эскизам Гигера Уинстон и его команда создали несколько костюмов чужих и полностью аниматронных торсов с головой - кукол-марионеток – которые снимались на крупных планах. Мастера студии Уинстона изучили все, что было сделано для первого фильма, и решили, что каждый чужак будет несколько отличаться от собрата, чтобы позволить себе некую художественную свободу и импровизацию. Они изменили также форму рук и количество пальцев у существ.

Верхняя часть головы чужого в первом фильме была прикрыта полупрозрачной маской, но Кэмерон решил, что без нее голова выглядит интереснее. Было создано примерно пятнадцать костюмов для людей и десять аниматронных кукол, хотя больше шести чужаков одновременно в кадре не появляется, как и обещал студии Кэмерон. Частично ими управляли с помощью тросов, а частично – голова и челюсти - по радио. Комбинируя людей и кукол в кадре можно было создать иллюзию абсолютно нечеловеческих движений и поз. Кроме того, некоторые кадры были сняты перевернутой камерой, что создало иллюзию движения по потолку. Костюмы создавались командой кукловодов под руководством Тома Вудраффа (Tom Woodruff) и Джона Розенгранта (John Rosengrant). В раскрашенных костюмах из спандекса выступали танцовщики и каскадеры.

В сцене, когда голова чужого входит в бронетранспортер, Майкл Бин никак не мог попасть дулом в рот монстру. Тогда сняли, как Бин убирает дуло изо рта чудовища. Когда пленку вклеили в обратном порядке, создалась иллюзия того, что он лихо вставляет оружие монстру в рот. Спецэффектиники Уинстона все время хотели подловить Кэмерона на съемке задом-наперед и ехидничали, что в данном случае у него ничего не выйдет – ведь в кадр попадает дождь. На что Кэмерон им ответил, что зритель все равно не увидит, в какую сторону он льет, а увидит только фактуру дождя.

Несколько кукол было сделано  для сбрасывания их с высоты под колеса бронетранспортера. Они принимали нечеловеческие позы по требованию режиссера. Других кукол подвешивали на тросах, чтобы расстрелять. Их тела были наполнены желтой краской, которая разбрызгивалась в момент взрыва. Эффект дымящейся кислоты в сценах с разрывающимися от пуль телами чужаков был сделан с помощью двух разных химикатов, помещенных в отдельные емкости внутри тел. При взрыве емкости разрушались, химикаты смешивались, и давали тот самый химический дым, который требовался.

Матка чужих в процессе сборки

Как уже отмечено выше, дизайн матки чужого сделал сам Джеймс Кэмерон. Он также подробно нарисовал голову и другие анатомические детали. Внутри куклой управляли два оператора – эта система изначально была протестирована на людях: операторов пристегнули друг к другу и подняли на кране. И только потом, когда убедились, что это сработает, Уинстон создал черновой макет тела из пенопласта и черных мусорных пакетов. Матку сконструировали в двух размерах. Кроме большой куклы еще одну в масштабе ¼ для съемок в миниатюрном гнезде. Маленькая матка была полностью аниматронной, и управлялась тросами (около пятидесяти кабелей понадобилось для управления ее сложными движениями). В подходящем для мини-куклы масштабе построили и автопогрузчик (вместе с куклой Рипли), с помощью которого она сражается с маткой в финале фильма. Команда кукловодов под руководством Дага Бесвика (Doug Beswick) полгода работала над созданием этих кукол. Джеймс Кэмерон, Роберт Скотак и Бесвик подробно прошли по сценарию, расписывая, какие движения должна будет делать матка, какой функциональностью  необходимо ее наделить.

Основываясь на этих описаниях, построили внутреннюю конструкцию куклы. Команда Уинстона создала подробную скульптуру внешнего вида куклы по эскизам Кэмерона. После чего была отлита и миниатюрная матка, она была абсолютно идентична большой марионетке даже в раскраске.

Кроме двух операторов внутри куклы, ей понадобилась гидравлическая система для управления движениями тела, шеи, головы и языка. Во время съемок матка висла на кране, которого не было видно в кадре, несмотря на то, что тогда не было возможности удалить кабели и прочие ненужные детали из кадра с помощью компьютера. Все кадры, которые мы видим в фильме, были сняты сразу на пленку без дополнительной обработки позже.

Стэн Уинстон: "Давай мейкап поправим, девочка"

Для съемок крупных планов и разных ракурсов матки было сделано две одинаковые половины куклы с местом для оператора с противоположных сторон.  Вообще, во время съемки большой марионетке требовалось от 14 до 16 операторов единовременно. Одни управляли ногами куклы, другие сидели в ней  - махали конечностями и рулили хвостом, нажимая на педаль в основании бедер куклы. Для более точного управления хвостом потребовались еще люди. Кроме того, еще один хвост, который не был приделан к телу матки, был сделан отдельно. Его оставили для крупных планов. На тот момент это была самая большая аниматронная кукла, которую когда-либо сделала студия Уинстона для кино. Одна главная модель, которая снималась в сценах с людьми, умела делать практически все, что требовалось ей по сценарию.

Съемка миниатюрного гнезда

Сцена, в которой матка откладывает яйца, полностью снималась в миниатюре размером два на четыре метра. Десятки миниатюрных яиц разных размеров были сделаны с помощью вакуум-машины. Кроме того, для полноразмерного гнезда было сделано и множество яиц в натуральную величину. Миниатюрный яйцеклад модели подвесили на деревянные перекрытия над миниатюрой, а управлял процессом откладывания оператор, чья рука находилась в яйцекладе и приклеивала яйца к полу. Из-под пола ему помогал другой кукловод, он тянул яйца снизу, чтобы они не укатывались с места - со стороны это выглядело весьма забавно.

Съемка миниатюрного гнезда: Джеймс Кэмерон и Роберт Скотак

Под моделью работал бойлер, чтобы пар поднимался в нужном направлении, перед камерой разбрызгивали фреон, и это нужно было координировать, когда камера дает панораму кладки. Миниатюрные яйца в яйцекладе двигались с помощью троса. А с помощью зеркала, которое отражало другой участок миниатюры, заслоняли кукловода, чтобы он не попал в кадр. Это была одна из самых сложных миниатюр: слишком много эффектов было одновременно в кадре, и все должно было работать слаженно, как единый механизм.

Продолжение следует...

спецэффекты в кино
Разделы:
Рубрики:
Популярное: