Спецэффекты "Космической одиссеи". Часть 2

Автор: Н. Маркалова

Мы продолжаем рассказ о том, как снималась знаменитая лента Стэнли Кубрика "Космическая одиссея". Как люди конца 70-х видели наше время и как без помощи компьютера создать один из самых масштабных фантастических фильмов в истории кино

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало читайте в статье Спецэффекты «Космической одиссеи». Часть 1

Бутафория и декорации

Еще больше проблем было с инопланетным артефактом. Кусок отполированного камня, выглядел… как тупой кусок отполированного камня, крашеный пластик или дерево выдавали свою материальность в свете софитов.  

В итоге был сделан деревянный монолит в натуральную величину, его шкурили, потом терли до блеска и снова шкурили. Затем, смешав краску с графитом, втирали этот состав в его поверхность. Втирали до тех пор, пока дерево не приобрело странный черный блеск. Текстура поверхности была очень необычной, непохожей ни на что, существующее на нашей планете. Дотрагиваться до этой отполированной поверхности грязными руками во время съемки считалось адским грехом. Между своими появлениями в фильме (а между съемками сцен с обезьянами и в белой комнате прошло несколько месяцев) огромный кусок дерева хранился в полиэтиленовой и шерстяной обертках в подсобном помещении студии. Кубрик хотел пойти дальше: он хотел, чтобы внутри этого столба проявлялись некие изображения. Сегодня такое делается повсеместно, но тогда у Кубрика не было компьютера, чтобы создать подобное свечение. Специально для фильма был произведен клон этого объекта, сделанный на этот раз из оргстекла. Но оно давало недостаточно качественное изображение, поэтому от идеи изображений на манер телевидения в инопланетном артефакте пришлось отказаться.

Чертово колесо

Вид центрифуги снаружи

Главная проблема, с которой пришлось столкнуться Кубрику – это съемка невесомости. Невесомость представляет много неудобств космонавтам, а во время длительных полетов – даже опасна для здоровья: истончаются кости, мышцы атрофируются. Поэтому специалисты по космической технике, так или иначе, всегда пытались найти возможность воссоздать земную гравитацию в космических условиях. Единственной реальной возможностью по сей день является создание центробежной силы при помощи вращения аппарата вокруг своей оси, которая прижимала бы все содержимое этого аппарата к его внешней стенке. Космические станции, основанные на этой гипотезе, часто фигурировали (и до сих пор появляются) в научной фантастике в литературе и кино. И фильм Кубрика был первым фильмом, в котором мы видим устройство такой конструкции.  Для этого в студии были построены огромные декорации – гигантская центрифуга стоимостью $750 тысяч диаметром более 10 метров была создана компанией Vickers Engineering Group за шесть месяцев. Все оборудование и мебель, которые находились внутри центрифуги, были привинчены к ее полу. Центрифуга была вполне функциональна: ее максимальная скорость достигала  4,5 километра в час. Этого не было достаточно, чтобы создать силу притяжения, равную земной, но это позволило Кубрику добиться интересных кинематографических решений. Ширина интерьера почти достигала трех метров, он включал душевую, компьютер,  пять анабиозных камер для тех астронавтов, что сменяют несущего вахту, место для отдыха, электронное пианино и другие приспособления.

Вид центрифуги снаружи. Другой ракурс

Внутри колеса в самом его центре шла линия разреза – центрифуга при необходимости разделялась на две одинаковые половины, что позволяло Кубрику влезать внутрь и снимать крупные планы актеров – в эту щель вставлялся титановый штырь, на котором крепилась камера для съемки кадров внутри центрифуги. У камеры внутри было два положения: закрепленное, когда камера стояла на месте и двигалась вместе с центрифугой – для сцен, которые показывают актеров, бегущих по потолку центрифуги; и движущееся, когда камера двигалась за актером или перед ним в момент его движения. Здесь была еще одна сложность – камера должны была находиться не в самом низу центрифуги, а чуть выше или ниже актера, который не мог находиться нигде, кроме как в самой нижней точке вращения. Для этого с внешней стороны был протянут трос, который сдвигал камеру на нужное расстояние от нижней точки. Во время съемки этих сцен Кубрик находился снаружи центрифуги, следя за происходящим внутри по мониторам.

Идет съемка внутри декорации

Интересно, что в одной из сцен одному из актеров все-таки пришлось повисеть вниз головой. В одном из планов одновременно появляются два актера: один пристегнут к сиденью и завтракает приклеенной к подносу едой, а второй спускается с лестницы из центра центрифуги под углом в 90 градусов к первому. Над этими кадрами пришлось повозиться: еда стремилась выпасть из подноса и испачкать девственно белый пол центрифуги.

Стэнли Кубрик (справа) на съемочной площадке

Другие декорации

Для интерьера холла отеля, расположенного в космической станции, которая представляла собой вращающееся колесо, над полом студии «Пайнвуд» на лесах был построен огромный интерьер, чей белый пол изгибался согласно предполагаемому диаметру колеса станции. Это очень хорошо заметно на экране, и это не обман зрения – декорации были действительно построены с изгибом!

Космический отель "Хилтон"

В центре самого большого павильона в Европе выкопали углубление в полу. Это были первые реальные съемки фильма, включающие актеров. В этих кадрах настоящим было только углубление в полу, лунный пейзаж и звезды добавили в кадр только почти год спустя.

Еще одна потрясающая декорация - со светящимся полом

В фильме есть еще несколько вращающихся декораций. В одной из сцен актриса, играющая стюардессу, вдруг начинает подниматься по стенке цилиндра. Эти кадры сняты в декорациях, состоящих из двух цилиндров. Пока девушка идет по ближнему, на котором закреплена камера, вращается дальний. Как только она переходит на черную дорожку и начинает двигаться, вроде бы, нарушая законы гравитации, внешний цилиндр декорации, с которого она сошла, начинает двигаться в противоположную сторону, а дальний - останавливается.  Таким образом, нам кажется, что стены вокруг камеры по-прежнему неподвижны, а актриса идет по стенке цилиндра.

Обман зрения - и никакого мошенничества!

Во второй подобной сцене также применяются два цилиндра и такой же трюк с их вращением: дальний цилиндр вращается, пока актеры идут по первому, но когда они перешагивают на второй (им приходится сделать это одновременно!), он останавливается, а начинает вращаться тот, с которого актеры только что сошли, вращаться вместе с камерой.

Тросы, которых не видно

Чтобы показать людей в невесомости, в этом фильме требовалось много работы на тросах. Но мы помним, что компьютеров в то время еще не было, и убирать тросы из кадра было слишком сложно. Поэтому было решено загораживать тросы телами актеров или каскадеров. Например, в кадре, когда один из персонажей оказывается в космосе, а второй ловит его с помощью рабочей капсулы, на самом деле съемка велась снизу вверх, чтобы трос, поддерживающий актера, скрывался от камеры его телом. Капсула, которая захватывает его, также висела на тросе одним боком вверх, подставляя нижний бок камере. Тогда зрителю кажется, что капсула двигает горизонтально, на самом деле это трос с актером двигался к капсуле. Сцена, в которой Дэйв прыгает в шлюз, была сделана также: шлюз располагался в потолке декорации, а актер висел на тросе, другой конец троса был прикреплен к более крупному каскадеру. Камера располагалась на полу и смотрела вверх. В этих кадрах актер Кир Далли (Keir Dullea) прыгал вниз лицом в камеру, в момент, когда он пролетал в двери, со своей площадки за кадром прыгал каскадер, своим весом тянувший Кира вверх. После чего Кир хватался за поручень в стене.

«Я падал лицом в камеру, приближаясь к ней очень близко, - вспоминает актер. – Поэтому здесь нельзя было использовать каскадера – люди бы это увидели. Но это было ужасно страшно. Больше ни для одного режиссера я бы такое не повторил. Хорошо, что мы сделали только один дубль».  

Кадры, в которых погибший коллега Дейва удаляется от камеры в глубины космоса, снимались также с использованием технологии ре-проекции на белую карту. Дело в том, что не было такого потолка, который мог бы помочь снять эти кадры в живую. Поэтому висящего на тросе актера просто снимали нужное количество времени, не меняя при этом расстояния, а потом эти кадры репроецировали на белую карту, удаляя ее от камеры, пока фигура не растворялась в глубинах космоса.

Фронт-проекция

Технология фронт-проекции мало применялась в кино до этого момента, и фильм Кубрика практически вдохнул в нее жизнь. Эта технология заключалась в том, что перед камерой ставили специальное стекло, которое пропускало 50% света, а другие 50% - отражало. Стекло находилось под углом 45 градусов к камере. Под углом 90 градусов к камере за пределами ее видимости ставился проектор, также направленный в это стекло. Проектор показывал задний план. Стекло часть лучей пропускало, а часть – отражало прямо на фон, затянутый специальным материалом под названием Скочлайт. Этот материал состоит из зеркальных зерен диаметром 0,25 мм и отражает 100% света обратно к источнику. Так актер, стоящий перед экраном, целиком загораживал свою тень. Таким образом, в камере получался готовый композит. Свет же, падающий от стекла на актера, забивался светом студийных софитов и был совершенно невидим.

В шкурах животных были мимы, которые перед съемками неделями сидели в зоопарке, изучая движения горилл

Эта технология позволяла сэкономить много места в студии, поскольку проектор стоял на одной с камерой стороне от экрана. Но здесь Кубрик столкнулся с технологической проблемой: единого полотна нужного размера из Скочлайта не производили, поэтому его нужно было соединять полосами. Но полотно в разных рулонах отражало свет неодинаково, отчего на заднем плане можно было увидеть полосы. Тогда полотно из разных рулонов разрезали на мелкие кусочки разной формы и склеили, перемешав так, чтобы ровных полос на изображении не было. Еще одна проблема заключалась в том, что   на то время не существовало проектора, достаточно мощного, чтобы спроецировать картинку на экран размером 33 метра, теряя при этом 50% света и оставляя достаточно яркое изображение. Поэтому Кубрик и технари студии MGM сконструировали супермощный проектор, охлаждаемый водой, и с огнеупорным стеклом, которое все равно периодически лопалось от жара.

Эта технология применялась на всем протяжении сегмента «Рассвет человечества», когда нам показывают обезьян, изобретающих инструменты и оружие. Эти сцены снимались в студии с участием мимов в костюмах обезьян (которые перед этим несколько недель наблюдали за повадками животных в зоопарке). На заднем плане в этих сценах зрители видят фотографии самых невероятных мест Южной Африки.

В сцене, где леопард прыгает на одну из обезьян, он поворачивает голову к камере и его глаза светятся – они отражают свет проектора, который создает фоновое изображение. Из-за того, что проектор, создающий задний план, был очень тяжелым, и его нельзя было двигать, не сместив какие-нибудь его части, камера, снимая эти сцены, оставалась неподвижной. Чтобы иметь возможность изменять ракурс во время съемки, все декорации для этих сцен были построены на вращающейся панели.

Другие эффекты

Плавающая в невесомости ручка была реализована очень просто: она была приклеена двусторонним скотчем к стеклу, которое вращали за пределами видимости камеры. Стюардессе надо было всего отклеить ее и вложить в карман уснувшему пассажиру.

Телевизоры внутри центрифуги были созданы с помощью проекторов снаружи. Специальные люди занимались анимацией изображений на этих мониторах.

Этот кадр был сделан с помощью технологии slit-scan и множественной экспозиции: каждая сторона кристалла экспонировалась отдельно с помощью проекции одного и того же изображения на стеклянную форму.

Виды звездных врат, которые мы видим ближе к концу фильма, были сделаны с помощью технологии slit-scan. Эта технология заключается в том, что перед кадром пленки ставят заслонку с тонкой щелью. Щель передвигают вдоль кадра, одновременно заставляя двигаться снимаемый объект. В результате на пленке появляется деформированное изображение. Именно так Дуглас Трамбулл реализовал кадры, которые ведут к финальной сцене фильма – со стареющим астронавтом, инопланетным артефактом и звездным ребенком.  

кино и спецэффекты
Разделы:
Рубрики:
Популярное: