Модели «Острова проклятых»

Автор: Н. Маркалова

Вы, наверное, думаете, что в наш век цифровых технологий реальные модели в кино уже совсем не используются? Ошибаетесь. Нет, конечно, они используются гораздо реже, но все-таки технологии докомпьютерной эпохи никуда не делись. И это доказывает создание фильма «Остров проклятых» (Shutter Island).

По сюжету фильма Мартина Скорцезе "Остров проклятых", два пристава едут на изолированный остров, где содержатся преступники с тяжёлыми психическими заболеваниями, чтобы расследовать исчезновение одного из пациентов.

Госпиталь на острове расположен в нескольких зданиях - корпуса A, B, C и D - в основном это здания середины 19-го века. Здание, в котором содержат самых опасных преступников - это корпус С, оно расположено в стороне от остальных построек госпиталя. Это совершенно отдельное здание, построенное в виде укрепления времен Гражданской войны. Вот его и превратили в тюрьму для умалишенных преступников.

Модель корпуса С на фоне хромакея

Компания New Deal Studios, которая специализируется на создании моделей для кино, построила модель корпуса С – именно она и изображала это здание во всех сценах фильма.

Масштаб модель составлял 1:35, миниатюрный форт имел ширину 2,5 метров и длину пять метров. Его снимали на фоне хромакея. Один из самых интересных планов фильма - это вид сверху на корпус С, будто камера облетает его на вертолете. Идею «облететь» корпус С на вертолете предложил супервайзер студии Мэттью Грацнер (Matthew Gratzner). Для создания этой сцены потребовался подробный превиз, так как по сюжету накануне здесь прошел ураган, и заключенные прибирали территорию госпиталя от упавших веток и стволов деревьев.  В кадре было много людей, техники, кучи мусора. Техника и стволы деревьев - это модели, а вот людей нужно было вклеить в кадр с помощью технологии комбинированных съемок.

Для превиза в CG была создана модель корпуса С. После того, как превиз был утвержден, команде специалистов New Deal Studios пришлось думать, как соединить в  кадре все элементы. Прежде всего, движение камеры из превиза, который был сделан в Maya, экспортировали в систему контроля движения камеры, с помощью которой сняли модель форта. Воду для заднего плана тоже сняли с помощью системы контроля движения.

Модель корпуса С на фоне хромакея

Людей для этих сцен снимали отдельно и потом проецировали изображение на специальных картах и масштабировали, потому что снять людей с такой же высоты с применением системы контроля движения не представлялось возможным. Каждую фигуру нужно было вручную расположить на поверхности кадра и синхронизировать с задним планом. Камера была достаточно далеко, чтобы эффект параллакса был не настолько заметен при комбинировании. В эту сцену также был добавлен кран, убирающий стволы упавших деревьев, но ковш и листья деревьев были сделаны на компьютере.

Для съемки крупных планов актеров были построены частичные декорации - секция стены периметра форта и секция фасада здания, которые достигали высоты почти пять с половиной метров и длины примерно 21 метр. Все остальное было добавлено с помощью модели.

Модель корпуса С в процессе создания

В фильме есть и другие кадры, показывающие экстерьер корпуса С: эта же модель снималась еще в трех сценах.  Режиссер хотел показать больше видов этого корпуса, но, к сожалению, модель была слишком маленькой и предназначалась только для вида сверху. Но мы видим ее в нескольких планах издали, плюс в сцене, в которой Тэдди (Леонардо ди Каприо) и его партнер Чак (Марк Руффало) идут к корпусу С. Съемка массовки, собирающей листья, проводилась на фоне хромакея в поле: тридцать статистов убирали тонны листвы, которые были специально привезены в это место.  После чего хромакей заменили видом модели корпуса С.

Есть еще одна сцена, в которой Чак и Тэдди едут вдоль этого здания на военном грузовичке. Специалисты по комбинированным съемках вклеили виды модели на вершину холма. Сцена, в которой актеры сидят в пикапе и их показывают крупным планом, снималась на фоне хромакея с использованием вентиляторов и пары работников сцены, качающих грузовик. Эту сцену подробно создали в превизе, чтобы темп тряски идеально совпадал, потому что после этого снимали модель для последующей замены хромакея. Обычно модели делаются крупнее - в масштабе 1:8, но и масштаб 1:35 отлично смотрелся.

Лестница Эшера готова к съемке

Еще одна модель демонстрировала интерьер корпуса С, в центральной части которого есть лестница, названная именем Эшера, потому что она должна была казаться бесконечной, кроме того, стоя посередине, ты не мог понять в какую сторону вверх, а в какую - вниз.  Для этих планов была построена модель в четверть натуральной величины – куб 2,5 на 2,5 на 2,5 метра - которая повторяла декорации, в которых производили съемку актеров – вплоть до дверных ручек. Команда New Deal Studios произвела трекинг оригинальных кадров этих сцен и перенесла их в компьютер, что позволило вычислить, как должна двигаться камера, снимая  модель. После чего эти данные экспортировали в систему контроля движения, с помощью которой и производили съемку модели конструкции. После чего компоузеры смогли склеить снятое в единое целое. Здесь сложность заключалась в том, что в кадре было много плоскостей, перекрывающих друг друга, и все они были решетчатыми.

Еще одна модель, снимавшаяся в фильме – это модель маяка. Во время съемок крупных планов в этом случае тоже использованы частичные декорации - только нижняя часть стены с дверью и оградой высотой всего в пять метров. Эти планы были сняты сразу в камере в Массачусетсе - с морем и небом, и крупными планами Лео.

«Как только мы переключаемся на общий план, и нам нужен весь маяк, это модель, построенная в масштабе 1:12, - рассказывает Грацнер. - Модель маяка была высотой три с лишним метра мы поставили на кусок скалы метр высотой  и шириной семь с половиной метров. Эту модель можно видеть в сценах, когда Лео плывет к маяку».

Модель маяка на фоне хромакея

Но без компьютера не обошлось и тут. Все модели сначала моделировали в программе Rhinoceros, это программа вроде 3D CAD. Глава команды Скотт Шнейдер (Scott Schneider) нарисовал все CG модели по концепт-артам и чертежам. После чего эти симуляции были переданы для трекинга. А потом команда модельмейкеров использовала эти цифровые модели для создания моделей реальных и создания прототипов отдельных деталей, вроде наличников на окна и линзы Френеля внутри маяка. Сначала их сделали из воска, после чего создали форму и отливали из разных материалов.

Для съемок интерьера маяка была создана и модель винтовой лестницы, которая повторяла оригинальную вплоть до мельчайшей детали.  Интерьер офиса персонажа Бена Кингсли также частично был закрыт хромакеем и после замене моделью моделью интерьера, сделанной в масштабе 1:4.  

Но для финальных сцен фильма специалисты New Deal Studios решили уйти в практику совершенно. Там есть панорамная сцена, когда камера двигается вдоль камней к маяку. Было решено сделать ее очень олдскульно – полностью в камере.

Модель маяка и все камни, которые должны были участвовать в съемке, привезли на побережье Малибу, нашли укромное место, и на металлическом столе выложили все необходимое, установив и модель. Для перевозки всех деталей понадобился 80-тонный кран, а для установки модели понадобилось тридцать человек.  Камни переднего плана сливались с камнями заднего.  Все элементы этого плана были сделаны в камере – даже птицы, которых работники студии подкармливали хлебом на расстоянии примерно ста метров от модели, чтобы они оказывались в нужном масштабе. Снял эту сцену Роб Легато (Rob Legato), тот самый специалист, придумавший Джеймсу Кэмерону (James Cameron) его оптическую систему для Аватара. Это самый «изначальный» вид спецэффектов - не более, чем просто оптический трюк с перспективой.

Еще одна модель, которую создали для фильма – это копия актрисы Мишель Уильямс (Michelle Williams), игравшая жену персонажа Леонардо ДиКаприо (Leonardo DiCaprio). В одной из галлюциногенных сцен она превращается в пепел. Эту модель из специальной резины сделали мастера студии Legacy Effects (бывшая студия Стэна Уинстона). Ее начинили проводами и трубками с горючим материалом, после чего поджигали и давали ей протлеть и превратиться в пепел. Всего было сделано два дубля. Каждый дубль требовал довольно длительного периода подготовки: создание макета занимало несколько дней, после чего он требовал еще нескольких часов подготовки. А потом все снималось за несколько секунд. Съемку модели осуществляли специалисты студии CafeFX под руководством супервайзера Бена Гроссмана (Ben Grossmann). Но кроме практической модели процесса распада фигуры героини Мишель Уильямс была создана и ее цифровая копия. В финальном композите смешаны все эти элементы.

В сцену с горящей комнатой языки пламени добавлялись отдельно

Для этих сцен также была снята и модель горящей комнаты. Специалисты студии CafeFX построили абсолютно черную модель комнаты в масштабе 3:4, ее увезли в компанию New Deal Studios и в течении ночи жгли там нужные огни, снимая их с нужного ракурса и нужным объективом, чтобы огонь точно располагался там, где располагались те элементы «живой» съемки, которые должны гореть по сюжету. В итоге в сцене имеется более 40 различных огненных элементов, совпадающих по расположению и форме с мебелью и другими деталями оригинального кадра. Таким образом, в финальном компоузинге собрали более 40 отдельно снятых элементов плюс актера и его исполнение. Все это было создано для сцены, которая длится всего две секунды.

Конечно же, большинство эффектов в фильме "Остров проклятых" были все-таки цифровыми, но главные, самые значимые моменты были сняты с использованием живых моделей.

кино и спецэффекты
Разделы:
Рубрики:
Популярное: