Терминатор - 25 лет на экране

Автор: Надежда Маркалова

 

История создания

Картинка, с которой началась история «Терминатора»
По признанию самого Джеймса Камерона (James Cameron) идея истории про роботов пришла к нему, когда он был болен. Он был один, у него был жар, и он ощущал себя очень далеко от всего Человечества. Вся идея фильма выросла из одного видения – обгоревший эндоскелет терминатора поднимается из пламени. Там, в бреду, Джеймс знал, что у него просто обгорела плоть, а на самом деле перед этой сценой он мимикрировал под человека. Ему было легко представить этого персонажа, который выпал в другое место и в другое время. Но вообще он давно хотел снять фильм о роботах. Поэтому Джеймс не только написал сценарий, он нарисовал еще и несколько картинок к нему, одна из которых выглядела именно так, как привиделась ему тогда в Риме в больном бреду.

Актерский состав и другие

Поскольку это была первая работа Джеймса Камерона (после «Пираний-2»), студия хотела, чтобы в фильме принимало участие уже известное зрителям лицо. Поэтому ему просто навязали Арнольда Шварценеггера (Arnold Schwarzenegger), причем, в роли положительного персонажа Кайла Риза, но для Арнольда в идее Камерона совершенно не было места.

Роль терминатора создавалась под Ланса Хенриксона (Lance Henriksen). Соавторы сценария представляли его как насекомого-хищника, богомола, выслеживающего свою добычу, оставаясь незаметным. Изначально планировалось, что терминатор будет обычным внешне, незаметным, что позволит ему затеряться в толпе и облегчить выполнение задания. И у Ланса Хенриксона это отлично получалось. Камерон согласился встретиться с Арнольдом и собирался подраться с ним, чтобы студия отказалась от участия Арни в фильме. Но драки не вышло – они оба были слишком вежливы в общении друг с другом. А Арнольд сказал Камерону, что хотел бы играть совсем другую роль, хотя его агент был против отрицательной роли, которая, по его мнению, негативно сказалась бы на его карьере. Вернувшись с этой беседы, Камерон нарисовал новую картинку – Арнольда в гриме терминатора – и послал ее Шварценеггеру. Но вот агента Арнольда пришлось уламывать гораздо дольше. Таким образом, весь концепт незаметного, сливающегося с толпой терминатора был отброшен и забыт – герою с внешностью Арнольда Шварценеггера слиться с толпой очень сложно. 

Ранний концепт Джеймса Камерона. Слева: Терминатор с лицом Ланса Хенриксона. Справа: более позднее воплощение того же концепта с Арни в главной роли

Майкла Бьена (Michael Biehn) (на самом деле его фамилия произносится как «Бин») прослушивали дважды. На первое прослушивание для «Терминатора» он пришел сразу после прослушивания на роль в «Кошке на раскаленной крыше», проговорив несколько часов с южным акцентом, который к новому кастинг-встрече еще не успел исчезнуть. Агент Бьена был очень удивлен, когда ему позвонили и сказали, что Майкл очень понравился, но вот этот акцент совсем не подходит персонажу, как жаль. «Какой акцент?» - спросил агент. После второго прослушивания Бьен был утвержден на роль Риза.

Но студии одного Арнольда было недостаточно, они хотели, чтобы на фильме работал еще кто-то известный, пусть и не актер. Поэтому изначально для создания грима обратились к легендарному гримеру Дику Смиту (Dick Smith). Но он, прочитав сценарий, отказался, заявив, что для создания вот такого грима нужен вовсе не он, а Стэн Уинстон (Stan Winston).

Уинстон сначала возгордился, что его рекомендует сам Дик Смит, поэтому принял сценарий слегка свысока. Но, прочитав текст и увидев концепт-арт Камерона, он превратился из крутого гуру в мальчишку-фаната, которому жутко захотелось сделать этот фильм.

Подготовка к съемке

В связи с тем, что Арнольд был повязан контрактом с Дино Де Лаурентисом (Dino De Laurentis), который хотел снять его в сиквеле «Конана-варвара» до того, как выйдет «Терминатор», съемки блокбастера Камерона пришлось отложить на несколько месяцев. Дино прочитал сценарий «Терминатора» и испугался, что его звезду украдут. Но этот перерыв дал Камерону и всем тем, кто был задействован в производстве, время для подготовки. Майкл Бьен мог подтянуть физическую форму и научиться обращаться с оружием, Стэн Уинстон создавал свои варианты эндоскелета, а Камерон тщательно распланировал каждую сцену – собственноручно нарисовал все раскадровки. Он даже нарисовал несколько цветных концептов, которые передал спецэффектникам.

Спецэффекты

Над фильмом работали две компании: студия Стэна Уинстона отвечала за грим и аниматронных кукол, а Fantasy II, базирующаяся в Бурбанке (пригород Лос-Анджелеса), занималась миниатюрными моделями и покадровой анимацией.

Эндоскелеты Т-800 и грим

Концепт-арт Джеймса Камерона. Внизу: ранний концепт терминатора. Вверху: наброски для эндоскелета

Кукловод Шейн Мэхэн из студии Стэна Уинстона с куклой-терминатором
Стэн сделал несколько макетов эндоскелета, потому что Камерон хотел видеть варианты. Но, в конце концов, они вернулись к тому первому концепту, который нарисовал сам Камерон. После чего Джеймс стал самым важным художником в студии Уинстона, режиссера постоянно просили нарисовать ту или иную деталь эндоскелета. К концу работы над аниматронной куклой терминатора Камерон нарисовал каждую деталь этого персонажа. Аниматронная модель весила 82 килограмма и состояла из более тысячи движущихся частей. Создавали его целый год - от концепта до готовой рабочей модели. Вернее, это была только верхняя часть терминатора, которую несли на носилках два работника студии. Им пришлось двигаться в унисон, и имитировать походку робота. Еще двое должны были управлять другими частями робота, сохраняя единство его движений. Эта верхняя часть стала составной частью полной модели терминатора в натуральную величину – Камерон смог получить его кадры с ног до головы. Ее же потом использовали в последних сценах фильма, когда половина терминатора ползет за Сарой на заводе. Этой марионеткой управляли из-под пола. Также отдельно были сделаны ноги и руки – их использовали в крупных планах, когда мы видимо только руки или ступни терминатора.

Изначально Джеймс хотел, чтобы вся съемка металлического терминатора была сделана с помощью технологии покадровой анимации, но именно Стэн Уинстон уговорил его построить хотя бы часть в настоящую величину. В конце концов, построили две марионетки, одну из них (только бюст и руки) водрузили на плечи кукольника Шейна Мэхэна (Shane Mahan). Иллюзия была дополнена аниматронной головой. Движения головы и глаз этой куклы были разработаны Сонни Берменом и Бобом Уильямсом (Sonny Burman&Bob Williams).


Подготовка к съемке взрыва

Еще одна копия эндоскелета была сделана из полиуретана и использовалась в той сцене, где Кайл взрывает робота. Полиуретан использовался из соображений безопасности.

Также отдельно и очень крупно был сделан глаз и часть лица – эта часть снималась в сценах, где нам показывают, как работает глаз-камера терминатора. Было также сделано пара точных копий Арнольда – его лица с разными вариантами грима. В той сцене, где терминатор удаляет поврежденное глазное яблоко, мы на самом деле видим руки Арнольда и один из его реалистичных бюстов. В сцене в профиль снимался сам Шварценеггер, только лезвие из его "хирургического инструмента" вынули. Именно затем его и показывают в профиль – чтобы мы не видели второй половины лица. Окровавленный "глаз" до того, как его "вынуть", Арни просто держал в руке.


Так снимали сцену удаления глазного яблока

Другой портрет снимался в сцене за рулем грузовика, перед тем, как его взрывают.


Но и сам грим получился не хуже, а вернее, лучше, чем ожидалось. Арнольд мог играть, а Камерон – снимать без дополнительной работы над этими кадрами, потому что грим действительно выглядел так, будто у персонажа в щеке дыра, из которой виднеются железные трубки. Когда в студии Уинстона Арнольд впервые увидел этот накладной грим, который предполагалось на него наклеить – все эти лампочки вместо глаза и просвечивающие металлические конструкции, он заявил, что это невозможно. «Возможно, - ответил Стэн. – Правда, это займет много времени». В итоге Арнольду пришлось по нескольку часов в день сидеть в кресле гримера. Говорят, в общей сложности Арни провел в нем шестеро суток.


Финальная сцена с терминатором в фильме в производстве стоила три копейки

Финальная сцена с участием терминатора, когда его глаз гаснет под прессом, не была запланирована изначально. Но Камерон решил, что ему нужен последний ударный кадр крупным планом. Поэтому Стэн Уинстон под руководством самого Джеймса сотворили всю сцену буквально из подручных средств: пенопласта, фольги и сигаретного дыма. Единственным заранее заготовленным элементом кадра был глаз одного из эндоскелетов. Из фольги была вылеплена часть черепа терминатора, а в глаз вставили лампочку, которую можно было постепенно погасить. Пресс вырезали из пенопласта и покрасили серебрянкой. На него положили мятую фольгу и глаз. Это - одна из самых эмоциональных сцен фильма.


Миниатюры и покадровая съемка

Однако при создании фильма одной аниматроникой обойтись не удалось. Ряд сцен был снят, как и задумывалось изначально Камероном, с применением покадровой анимации. Питер Клейноу (Peter Kleinow), аниматор компании "Fantasy II", сделал восемь сцен движения мини-куклы, созданной Дугом Бесвиком (Doug Beswick). Еще на этапе раскадровок эти сцены были согласованы с движениями робота Стэна Уинстона.

Процесс покадровой анимации и Питер Клейноу с куклой

Для сцен постапокалиптического будущего в студии была построена платформа, на которой воздвигли миниатюрные развалины. Поскольку платформа была очень мала, использовали технологию усиленной перспективы, когда детали пейзажа создавались тем меньше, чем дальше они находились от переднего плана, хотя на самом деле расстояние между ними не превышало пятидесяти сантиметров. На переднем плане лежал человеческий череп практически в натуральную величину, а чуть дальше – копия черепа размером в два раза меньше, еще чуть дальше – черепа еще меньше размером. Позади инсталляции находились вырезанные из картона миниатюрные силуэты разрушенных домов.

В этой студии было очень жарко, потому что для создания такой глубины резкости, какая присутствует при обычной съемке больших объектов (и таким образом – создания иллюзии реальных объектов, а не миниатюр) нужно было прикрыть диафрагму камеры. Но если ты прикрываешь диафрагму, на пленку попадает меньше света, значит, света надо больше! И в кино он должен гореть постоянно – огромные прожектора палили не хуже летнего калифорнийского солнца. Кроме того, в этих кадрах нужно было много дыма, который скрывал бы плоские силуэты на заднем плане и добавлял пространства в кадре.

Съемка моделей велась со скоростью от 80 до 120 кадров в секунду, что при обычной скорости фильма давало иллюзию больших и неповоротливых танков. И было очень сложно попасть миниатюрной гранатой прямо под гусеницу этому танку. Для этого кадра понадобилось 26 дублей! Но Джин Уоррен (Gene Warren), супервайзер из Fantasy II, большой мастер своего дела, поэтому кадры получились отменные. 

Миниатюрный пейзаж постядерного будущего в студии Fantasy II

На создание моделей не было ни денег, ни времени – они требовались для создания композитов с участием актеров и оптической печати лазеров в кадре. Поэтому их создавали постепенно и снимали по мере создания: сначала гусеницы, потом «тело», а уже потом – верхнюю часть.

Там же снимали миниатюрную пиротехнику. Вспышки с желтыми фильтрами подсвечивали взрывы. Ореховая пыль обеспечивала огненные облака над местом взрыва.

Летательный аппарат тоже не был сразу сделан, как положено, поскольку с этими кадрами спецэффектников сильно торопили. Частично его детали были также вырезаны из картона, но из-за дымовой завесы мы этого не видим. Его подвесили на струнах, и просто тащили вдоль миниатюрного пейзажа. Не сразу удалось сделать это так, чтобы модель не качалась вперед-назад.

Кадры с миниатюрами требовались для создания комбинированных съемок с актерами. Съемки бойцов сопротивления в будущем на фоне этого миниатюрного пейзажа были сделаны с помощью рир-проекции или фронт-проекции.


Подготовка к взрыву бензовоза

Сцена взрыва бензовоза была также сделана в миниатюре. Это известный факт, что Джеймс Камерон собирался снять ее натуральную величину, но не мог, потому что эту сцену снимали рядом с полицейским оружейным складом. В том здании было куча взрывчатых веществ, а на крыше стояли вертолеты. Джину Уоррену пришлось воссоздать всю сцену в масштабе 1:6 на стоянке во дворе студии. И результат должен был совпадать с тем, что снято на натуре – горящие части того самого бензовоза. 


Начало неудачного дубля взрыва – леска вырывает ось бензовоза

У пиротехника Джо Висконсила (Joseph Viskocil) были свои идеи о цепном взрыве, когда части горючего воспламеняются последовательно. Поскольку Кайл подкладывает динамит в самый хвост бензовоза, он не может воспламениться весь одновременно – огонь должен добраться из хвоста бака к кабине и это займет некоторое время.

В модель длиной два с половиной метра заложили сорок два заряда, которые взрывались последовательно. Сцена снималась тремя камерами при скорости 120 кадров в секунду. Нужный эффект получили только со второго дубля. Во время первого дубля леска, которая должна была двигать модель вперед, вырвала у тяжелого танкера переднюю ось, но Джо уже нажал кнопку и заряды начали взрываться. Модельмейкерам пришлось строить вторую копию, что заняло целых два дня. Но второй взрыв прошел как по маслу. Очень многие и по сей день думают, то этот взрыв снимали в натуральную величину – уж больно красиво получилось!

Бегущую перед взрывающимся бензовозом Линду Хэмилтон (Linda Hamilton) снимали с применением рир-проекции.

Другие трюки

Майкл Бьен вспоминает, что практически не встречался со Шварценеггером на съемках фильма. «По сюжету мы все время бегали от него, так получалось, что нас снимали отдельно, даже в сценах перестрелки в ночном клубе, - рассказывает он. – А когда мы, наконец, встретились с терминатором лицом к лицу, он уже превратился в куклу Стэна Уинстона».

В сцене в ночном клубе дублер Шварценеггера Питер Кент (Peter Kent) вылетает сквозь витрину на улицу. В таких сценах обычно используют сахарное стекло. Оно в буквальном смысле сделано из сахара! Его состав: сахар, кукурузный сироп и вода. Вся субстанция остается в виде стекла очень непродолжительное время, после чего начинает таять и распадаться. Поэтому его создают и вставляют в нужные рамы буквально перед съемкой. Это стекло более хрупкое и безопасное.

Особую сложность вызвала небольшая сцена, в которой по сценарию Терминатор пробивает кулаком ветровое стекло автомобиля, чтобы добраться до Сары Коннор. Ветровое стекло нельзя пробить рукой, даже Арнольду Шварценеггеру, поэтому специально для этой сцены Роджер Джордж (Roger George) создал механический кулак, который приводился в движение гидравлическим приводом.

Этот трюк нужно было сделать за один дубль, поскольку для второго дубля пришлось бы менять стекло на автомобиле, а это долго и дорого. Трюк проработали во всех деталях и тщательно отрепетировали. Арнольд и команда спецэффектников должны были сработать синхронно.

Вся конструкция была слишком тяжелой, поэтому автомобиль с механической рукой не мог двигаться. Чтобы создать иллюзию движения, на грузовик была повешена имитация кирпичной стены, и во время съемки он проезжал за Арнольдом в противоположном движению машины направлении. При этом дым, который окутывал Арнольда в этих сценах – это кислота. Арнольд был очень недоволен, что его поливают кислотой – ее пары ели глаза.

Предыдущий трюк, в котором Терминатор выпрыгивает из огня и падает на автомобиль, был снят каскадером Фрэнком Орсатти (Frank Orsatti) под руководством постановщика трюков Кена Фрица (Ken Fritz).

спецэффекты в кино
Разделы:
Рубрики:
Популярное: