"Бесконечная история": как создавали Фантазию. Часть первая

Автор: Юрий Ильин

В 1984 году свет увидел потрясающий фильм, который до сих пор поражает своей масштабностью — в том, что касается визуальных эффектов. При этом он снимался в «докомпьютерную эпоху», и съёмочной бригаде и специалистам по визуальным эффектам пришлось совершить массу подвигов, чтобы получилось то, что нужно было режиссёру, и что в итоге вышло на кино- и телеэкраны.

Речь идёт о фильме «Бесконечная история» Вольфганга Петерсена, снятом на студии Bavaria Films.

Ниже пойдёт речь о том, как снимался этот фильм.

Кадр из фильма "Бесконечная история".

Краткое содержание

Маленький мальчик Бастиан Букс, недавно потерявший мать, спасаясь на улице от трёх школьных хулиганов, прячется в книжном магазине, и в итоге «заимствует» оттуда книгу под названием «Бесконечная история» со странным амулетом на обложке.

Тами Стронак, исполнительница роли Императрицы.
Спрятавшись на чердаке школы, Бастиан начинает читать повествование о стране Фантазии, которую пожирает «Ничто». Жители страны отправляют посыльных к Императрице-Ребёнку в Башню из Слоновой Кости, но её герольд объявляет, что она смертельно больна, и ничем помочь не сможет; единственный, кто может её спасти, - найти лекарство от её недуга, - это великий воин по имени Атрейю. Когда тот появляется, выясняется, что это мальчишка чуть старше Бастиана. Герольд передаёт ему тот самый амулет, который закреплён на обложке книги, и Атрейю отправляется в путь.

Большая часть фильма — это его путешествие в поисках спасения; ближе к концу фильма Южный Оракул сообщает ему, что он должен найти человеческого ребёнка, живущего за границами Фантазии, который даст Императрице новое имя, иначе она погибнет.

В дальнейшем, из разговора Атрейю и чудовищного волка-оборотня Гморка выясняется, что поиски границ Фантазии бесполезны, и что само это «Ничто» появилось потому, что всё больше людей отказываются от своих грёз, впадают в апатию и отчаяние и лишаются способности фантазировать. Сам Гморк, по его словам, является слугой той силы, которой выгодно, чтобы вся Фантазия исчезла, поскольку людьми, которые ни о чём не мечтают и ни на что не надеются, легче управлять.

Атрейю расправляется с Гморком, когда тот нападает на него. Затем мальчика снова находит Фалькор. Но уже слишком поздно: остановить «Ничто» им не удаётся, и страна Фантазия погибает, обращаясь в пустоту. Остаётся только Башня из слоновой кости, к которой Атрейю и Фалькора выводит волшебный амулет.

По прибытии Атрейю возвращает теперь уже единственной обитательнице Башни амулет и говорит, что подвёл её. В ответ она сообщает ему, что это не так; что он привёл с собой читателя книги, который переживал всё то же, что пережил Атрейю, и что тот просто ещё не может поверить, что он — тоже часть этой истории.

В последний момент Ничто набрасывается на Башню. Та идёт трещинами, Атрейю, видимо, гибнет, и Императрица, в слезах, называет Бастиана по имени и молит его спасти их. Он выкрикивает в окно её новое имя («Moonchild» - «Ребёнок Луны»), и всё погружается в темноту.

И в темноте Бастиан разговаривает лицом к лицу с Императрицей, которая показывает ему единственную светящуюся песчинку, и говорит что это всё, что осталось от её страны. Но что теперь Бастиан в одиночку может помочь ей воскреснуть — через свои желания.

И дальше видно, как счастливый Бастиан летит на Фалькоре через всю Фантазию, видя всех её персонажей, которые встречались в книге раньше, включая воскресшего Атрейю и его коня Артакса, погибшего в Болотах Печали.

Фильм заканчивается фразой о том, что у Бастиана было впереди ещё очень много замечательных приключений, но это - другая история.

Вот такая совсем не детская философская мистерия, облечённая в форму фильма для детей... ...Цепляющего за душу настолько, что даже взрослые нет-нет да и пускают слезу, глядя на финальную сцену.

Визуальные эффекты: Болота печали, синий экран и Башня из слоновой кости

Это одна из самых сильных сторон фильма. После просмотра, естественно, становится очевидным, что фильм снимался не ради них, как многие современные блокбастеры, - но и сил и души в них было вложено очень много. И результат получился более чем впечатляющий.

В основу визуального ряда фильма легли эскизы и зарисовки художника Уля де Рико (он же — Ульдерико Гропплеро ди Троппенбург).

Болота Печали

Для съёмок бесконечных Болот Печали территория площадью 3000 кв. метров (три четверти территории студии Bavaria Films) была залита грязью и засажена деревьями; для создания иллюзии бескрайности съёмочная группа прибегла к относительно простому трюку: на переднем плане были «высажены» деревья высотой порядка пяти метров, на дальних планах выставлялись макеты куда меньших размеров, так что самые дальние деревья имели в высоту около 30 см, не более. При этом съёмочная площадка была ещё и наклонена так, чтобы горизонт казался высоким (операторы должны были держать камеры строго ниже уровня этого горизонта).

Для пущего эффекта печали сцена была сделана практически бесцветной; некоторые деревья даже выкрасили чёрной краской.

Гибель коня Артакса - одна из самых трагичных сцен фильма.

Густой туман и испарения имитировались с помощью сухого льда и масел для жарки, так что на съёмочной площадке порой пахло как на кухне фастфуда. Это, в конце концов, так доконало всех, что один из участников съёмок добавил в «дымную» смесь индийские духи, чтобы хоть как-то сбить отвратительный запах.

Грязь сначала хотели использовать самую что ни на есть натуральную — добытую со дна реки Изар и  привезённую на место несколькими грузовиками. О чём съёмочная бригада не подумала, так это о том, что на дворе лето и что в этой самой жидкой грязи скрыты легионы личинок самых разных насекомых.

Вдобавок, в 1983 году Германию накрыла редкостная жара, - ну и софиты на съёмочной площадке дополнительно разогрели всю грязищу, и личинкам это очень понравилось. В итоге для того, чтобы избавить съёмочную площадку от роёв насекомой нечисти, вызванному специалисту потребовалось целых два дня.

Тогда решили использовать искусственную грязь, но и с ней случались проблемы.

В «Болотах Печали» снимались три сцены: утопление коня Атрейю Артакса, встреча Атрейю и гигантской черепахи Морлы, и преследование главного героя Гморком.

Гибель Артакса — одна из самых трагичных, во всех смыслах. В Болотах Печали гибнут те, кто сдаётся, кто впускает их печаль и безнадёжность в себя. Артакс сдаётся и тонет.

На самом деле, на съёмочной площадке были выстроены (и заполнены грязью) несколько резервуаров разной глубины. Самые глубокие были снабжены ещё и подвижными платформами, - и именно их использовали для «утопления» и Артакса и Атрейю.

С Артаксом вышла проблема: он ни в какую не хотел безнадёжно-безропотно, как этого требовал сценарий, уходить в грязь — пусть и всего лишь по шею. Двухнедельная дрессировка не помогла. Пришлось привозить на съёмки другую лошадь (каурую), выкрашивать её в белый цвет, приковывать за ноги к той самой опускающейся платформе, и так «топить».

В сцене, где Атрейю практически тонет (но оказывается в последний момент вытащенным из топи Фалькором), едва не произошло настоящее утопление: нога Хэтуэя застряла в подъёмнике (который опускался вниз), и его утянуло в топь. Когда актёра вытащили на поверхность, он был уже без сознания.

Вообще исполнителю роли Атрейю на «Болотах» не везло капитально: он провёл несколько месяцев, обучаясь верховой езде без седла, но во время съёмок Артакс заартачился — уж простите за невольный каламбур — и сбросил седока в грязь. Да так «удачно», что Хэтуэй повредил ногу о твёрдый край одного из резервуаров с грязью, образовавших болото.

Его немедленно увезли в больницу — прямо как есть, в измазанной грязью индейской одежде. К счастью, через два дня он уже был на ногах и мог продолжать съёмки.

Сцена с Морлой также снималась с массой хитростей. Полноразмерную модель черепахи изготавливать не стали (она должна была иметь порядка 15 метров в высоту), детально снимали только отдельные её части - вершину со сломанным деревом наверху и бок, по которому Атрейю соскальзывает вниз в грязь.

Разговор Атрейю с Морлой. Эту сцену снимали по частям - Атрейю общался с синим экраном.

«Панцырь» изготовили из водного аттракциона («горки»), высотой в десять метров. Падать герою пришлось бы с высоты 2 метра. Здоровьем Хэтуэя решили в очередной раз не рисковать, и выписали из США каскадёра Бобби Портера — одного из очень немногих в мире профессиональных каскадёров с комплекцией 12-летнего подростка, такой же, как у Хэтуэя на тот момент.

Любители выкапывать оплошности в культовых фильмах никогда не упускают случая ткнуть в сцену, где Морла чихает в сторону Атрейю, да так, что его буквально сдувает с дерева, на которое он залез. Как и с панцыря гигантской черепахи, так и с этого дерева в грязь летел именно Портер, и в одном из кадров видно его лицо — пусть и не чётко, но видно.

Синий экран

Маски, использовавшиеся для комбинированных съёмок.
Съёмочная группа активно использовались синий экран и синие цветофильтры для комбинированных съёмок. Как нетрудно догадаться, все сцены с полётами снимались именно так: отдельно — горные ландшафты и город, над которыми верхом на Фалькоре летят Атрейю и Бастиан, и отдельно — голова и шея Фалькора с седоками (которых снимали на синем фоне).

Потом создавались две маски, которые впечатывались с помощью устройства, получившего название «Оптический принтер», в нужные плёнки, так что нужные области каждого кадра затемнялись, и затем изображения с обеих плёнок с помощью полупрозрачных зеркал проецировались на новую плёнку, накладываясь друг на друга, так что получалось нужное изображение.

На синем экране снимались не только полёты, но и всё тот же разговор с черепахой Морлой, сцена, где Атрейю приходит в себя на морском пляже и несколько других (например, разговоры Атрейю с семейкой бранчливых гномов, которые его лечат и наставляют. Гномы намного меньше мальчика по размерам, а находятся они в кадре вместе с Атрейю.

В то время не было ещё компьютерных технологий, которые потом Питер Джексон применял для уменьшения роста Фродо, сидящего рядом с Гэндальфом, так что использование комбинированных съёмок очевидно.

Башня из слоновой кости

Обитель Императрицы (чёрт побери, на русском языке буквальный перевод её имени - «Детоподобная Императрица» - выглядит ну слишком коряво, но против правды не попрёшь), потрясающая своей красотой всех, кто её видит — сблизи или издали, и имеющая какие-то невероятные размеры, что, впрочем, прекрасно вписывается в концепцию фильма.

Башня из слоновой кости в фильме.

Сотрудники компании Arkadon, которая отвечала за визуальные эффекты (и в которой был разработан тот самый «оптический принтер»), сделали сразу несколько моделей Башни (всей целиком и только верхней её части) для разных планов.

Съёмки разных планов Башни.

Из чего именно была сделана Башня, информации найти не удалось, - зато известно, что из-за той самой страшной жары 1983 года в один из не самых прекрасных дней модель даже подплавилась (вероятно, ещё и из-за того, что её подсвечивали очень ярким светильником, размещённым прямо внутри самой модели).

Полноразмерная модель Башни была тоже не самых маленьких размеров.

Здесь можно найти несколько фотографий со съёмочной площадки, где чётко видно, как именно снимали эту башню.

Продолжение следует.

спецэффекты в кино
Разделы:
Рубрики:
Популярное: