Алексей Захаров и Александр Шаровский: «Архвиз жив»


Мир 3D. — В последние месяцы ходят разговоры, что рынок архитектурной визуализации практически вымер. Как на самом деле обстоят дела?

Алексей Захаров. — Рынок архвиза делится на две части: первая часть — это корпоративные заказчики с большими проектами, и вторая часть — это частный сектор, то есть визуализация интерьеров и частных особняков. Сказать однозначно, что весь рынок архвиза умер, нельзя. В Москве всегда строили, и никогда не прекратят. Квартиры как покупали, так и будут покупать. Скорее можно говорить о спаде объёма заказов и стоимости визуализации. Заказы на визуализацию, анимацию крупных архитектурных объектов практически исчезли. Что же касается интерьеров... Те, кто сделал ставку на них, не ошибся. Объемы немного упали, но в целом благодаря этому рынку мы и продержались весь период с января месяца.

Александр Шаровский. —Удержался сегмент среднего уровня; где-то, конечно, споткнулся в начале кризиса, но на сегодняшний день он снова выходит на предыдущий уровень. С высоким уровнем из серии VIP сейчас, конечно, проблемы, само собой - это касается недвижимости, и дизайнеров и больших архитектурных бюро. А что касается небольших архитектурных студий, которых в Москве много, сейчас они навёрстывают утраченное, выходя на верхние позиции. Поэтому рынок архвиза по сути своей испытвает те же проблемы, что и рынок дизайна. Наша линейка услуг ориентирована на средние дизайн-студии. Студии, которые сотрудничали по архвизу только с крупными компаниями пострадали больше всего.

Мир 3D. — Т.е. выжил так называемый «средний масштаб»?

Александр Шаровский. — Совершенно верно. «Низкий уровень» осыпался, как и «высокий», только «середняки» удержались. И в дизайне, и у нас.

Мир 3D. — А в целом по рынку, какие изменения за последние 5 месяцев вы наблюдаете? Кроме того, что выживает, в основном, «средний уровень».

Алексей Захаров. — Есть два серьёзных изменения: значительно упала цена на услуги, и прямо пропорционально вырос спрос — но не на услуги, а на их качество. Требования по качеству выросли примерно вдвое.

Заказчики начинают обращать более пристальное внимание на нюансы, и теперь большое значение играет передача свойств материала: требование практически 100% визуального сходства.

Мир 3D. — Как вы считаете, это соотношение справедливо, или могло быть получше или похуже?

Александр Шаровский. — В принципе, на самом деле во время Кризиса все вещи начинают стоить свою реальную цену. «На взлёте», до Нового года, когда всё было хорошо, мы не раз говорили, что цена на трёхмерную графику стала сумасшедшей и абсолютно неадекватной. Стоимость любой 3D графики можно рассчитать, исходя из затрат — во сколько тебе обходится сотрудник, сколько он получает — среднюю зарплату по городу, чтобы она его устраивала, сколько стоит техника, аренда, содержание офиса. Сейчас цена более-менее реальна, а до Нового года она была в разы завышена.


Мир 3D. — В ходе нашего прошлого разговора вы упоминали, что в принципе у фрилансеров нет и не может быть возможности держать дома технику за 10-20 тысяч долларов. Касательно этих сумм — произошли ли на рынке какие-то изменения? В смысле, упали ли цены на технику? — Или это некий постоянный, неизменяемый фактор?

Алексей Захаров. — С одной стороны, цена на технику падает в связи со снижением спроса, а с другой, с учётом того, что вся техника импортная, курс доллара вырос, так что в рублях всё осталось по-прежнему. Также появляются новые модели, более мощные, поэтому стоимость современной техники всегда будет приблизительно на одном уровне.

Мир 3D. — Сейчас в «АвШаре» произошло что-то новое...

Алексей Захаров. — Любой кризис заставляет несколько пересмотреть производственный процесс и оптимизировать его. У нас в студии практически в корне всё поменялось. Мы полностью заменили команду: у нас появилась такая возможность, потому что рынок расширился, профессионалов из-за сокращений стало больше, и мы набрали более квалифицированных сотрудников.

Александр Шаровский. — Структура студии изменилась.

Алексей Захаров. — Да, на сегодняшний момент мы смогли создать чёткую структуру, в которой у каждого сотрудника есть определенные задачи и методы их реализации, каждый занимается только своей работой, прекрасно её понимает. Налажена четкая структура управления, которую мы долго разрабатывали и учли в ней все проблемные места, с которыми столкнулись за несколько лет работы.

Появились определенные правила, регламентирующие отношения заказчика со студией, в результате чего в первую очередь заказчику стало понятно как все будет происходить еще до начала процесса. Так же наша студия изменила ценовую политику. Если раньше возникало множество вопросов между заказчиком и нами на предмет: «За что же платит заказчик? За метры или за картинки?», то сейчас стоимость определяется согласно затрат, которые несет студия при реализации той или иной работы, что позволило нам в результате работать практически по ценам фриланса.

В общем мы довольно-таки быстро сориентировались в условиях кризиса и вовремя развернули паруса по ветру, что позволило не утонуть нашему кораблю, а наоборот увеличить скорость. На сегодняшний момент, на мой взгляд нет идеальной студии архитектурной визуализации, так как многие не представляют как можно работать по таким низким ценам как мы и в то же время содержать студию. Нам пока удается. И в принципе вполне возможно, что мы сейчас практически пришли к формату идеальной студии, который позволяет нам довольно-таки спокойно и успешно, несмотря даже на кризис, развиваться.

Мир 3D. — А вообще если сравнивать средний профессиональный уровень обитателей Москвы и приезжих из регионов, можно ли говорить о каких-то устойчивых различиях по уровню работ?

Алексей Захаров. — И в архвизе, и в любой другой сфере, везде наблюдается одна и та же закономерность: человек, приезжающий из регионов в Москву мотивирован больше чем москвич, тем самым стремления к развитию больше. Другой вопрос: есть ли потенциал?

Александр Шаровский. — Но тут ещё зависит немало от того, в какую среду человек попадает. Посмотрите, сколько приезжих, и куда они попадают? — в какие-то мебельные салоны, в строительные организации, где невелик спрос на качество его работы. У нас же планка поднята на высшую ступень, и многие не выдерживают. И человеку, привыкшему к одной внешней среде, независимо от того, приезжий он или москвич, для того, чтобы достичь результата у нас, потребуется в разы увеличить прилагаемые усилия, до самого максимума. И меня пугает, что люди не растут сами, я не понимаю, почему.

Алексей Захаров. — Развитие идёт ровно на столько, насколько есть спрос. Особой мотивации расти дальше до кризиса не было — сейчас появилась. Выживает сильнейший. В частности, у нас в студии, если человек застыл на каком-то уровне, то он рискует потерять место, а мы, наверное, одно из очень немногих мест, где платят зарплату без задержек и, в принципе, в неплохом размере.

Александр Шаровский. — То есть сейчас у человека при устройстве на работу всё-таки включается в подсознании тот фактор, о котором мы говорили до кризиса.

Спрашиваем человека «Ты готов расти?» — «Да, я готов», а через месяц оказывалось, что готов он был только на словах.

А сейчас люди понимают, что мы даже во время кризиса работаем, развиваемся и растём, и некоторые, кто к нам приходит, готовы работать месяц за символическую плату, лишь для того, чтобы научиться, чтобы получить какую-то информацию и остаться в студии дальше. В принципе, эти люди растут просто на глазах, и мы не теряем времени на обучение. Сегодня у нас люди работают над собой самостоятельно: каждый понимает, что останавливаться нельзя и неинтересно, и что нужно расти.

Алексей Захаров. — Опять же, ни для кого из сотрудников не секрет, что поток желающих попасть к нам на работу велик, конкуренты наступают им на пятки, и стоит только остановиться, как придёт человек, который уровнем выше, и вполне возможна «рокировка». Люди начинают держаться за свои места, и это хорошо.

Мир 3D. — Ваш прогноз на ближайшие месяцы по общей ситуации?

Алексей Захаров. — Что касается периода до осени — однозначно, сейчас идёт подъём по всему рынку, не только в области архитектуры. Заказы к нам поступают очень разносторонние — это и визуализация техпроцессов...и 3D-анимационные обучающие ролики и т.д.

Александр Шаровский. — Нанотехнологии сейчас хорошо пошли...

Мир 3D. — То есть, вы сейчас уже далеко не только архвизом занимаетесь?

Алексей Захаров. — Архвиз у нас основное направление, но мы всё-таки ещё и студия компьютерной графики, так что мы реализуем любые заказы, требующие 3D-графику. Если появляется задача, с которой студия не в состоянии справиться, мы привлекаем профессионалов со стороны. А клиенты просто знают, что наша студия — надёжна, и что если мы взялись за работу она будет выполнена в лучших традициях студии «АвШаре» а именно в срок и на высоком уровне.

Мир 3D. — Ну, а осенью?

Алексей Захаров. — А здесь можно только предполагать. Есть мнение, что вторая волна кризиса будет, но насколько она затронет всех нас - тяжело сказать.

Можно сказать однозначно, что даже если и будут проблемы, тот сегмент, за счёт которого мы пережили первую встряску, поможет выжить и сейчас. Только на сегодняшний день мы уже обладаем определённым багажом знаний, и у нас есть определённый опыт антикризисного управления.

Мы оптимизировали все процессы, ушли от лишних затрат как во времени, так и материально. Учим сотрудников работать более оптимальным способом, соответственно, люди начинают работать быстрее, без потери в качестве, себестоимость продукта падает, и у нас остаётся ещё «ценовой зазор», так что в случае чего мы ещё можем снизить цену, если этого потребует рынок, хотя в принципе уже работаем практически по цене фриланса.

Кроме того, сейчас мы готовимся вывести на рынок новый продукт, несколько отличный от статичных картинок и обычной анимации. Всё это на ранних стадиях разработки, так что говорить подробно о нём пока рано. Но в любом случае, рынок сейчас нуждается в чём-то новом, люди готовы платить, просто им надо дать дорогой и интересный продукт. Сейчас ничего подобного на рынке нет. Всё стандартно: есть анимация, есть статика, разница только в детальности проработки. Хотя спрос на дорогой продукт есть, вот только продукта такого пока нет.

Александр Шаровский. — А у нас есть потенциал для реализации подобных вещей.

На самом деле, конечно, ситуация с 3D-графикой в стране тяжелая. До кризиса толком никто не успел превратиться в большую и мощную студию, а кризис сейчас ещё и поубивал многих, остались единицы. С другой стороны, оно, может, и к лучшему: начнись сейчас подъём, с тем багажом знаний, который накоплен за время кризиса, получится «бомба».

Мир 3D. — После грозы трава лучше растёт.

Александр Шаровский. — Да, что-то из этой серии. Главное — без паники. Чтобы потом не было стыдно за эти времена.

Мир 3D. — Большое спасибо!

архитектура в 3D
Разделы:
Рубрики:
Популярное: