Александр (Butch) Войтецкий


О себе:"После армии я пришел администратором на Центральное телевидение. Проработал какое-то время. При своем характере я перезнакомился с кучей нужных и ненужных людей. И нужные люди вытащили меня администратором программы «Киносерпантин». Была такая замечательная программа, которую вел Марк Захаров. Из администратора вырос до директора, потом со своим другом Кириллом Легатом мы открыли студию К-2 уже на Российском телевидении. Потом меня перекупил к себе Эрнст на «Матодор». Потом я не нашел общего языка с Эрнстом, ушел от него, и уже вот в 94-м году впервые пришел в рекламу. В агентство «МакКен-Эриксон», проработал там 4 года, это, по-моему, было единственное место, где я так долго работал, потому что я не то чтобы особо творческий человек, но в те времена мог позволить себе активно менять работу. Наскучило — ушел.

Потом грохнул кризис 98-го года. Я успел уйти из «МакКена» до массовых увольнений. Потому что умные люди успели шепнуть на ухо: пора уходить. Потом сократили процентов шестьдесят. И вернулся к своему другу Легату, который в то время работал на НТВ. Делал программу «Телеспецназ» с Колей Фоменко, программу «Арина» с Аришей Шараповой и еще кучу всякой лабуды. Потом мне тоже наскучило, и я вернулся обратно в рекламу и стал продюсером Вимм-Биль-Данна. Теперь там на моем месте работает прекрасный продюсер Миша Юськин. На следующей неделе буду снимать для него уже ролик.

В пределах трех лет работы на ВБД я снял около 120 роликов! Это и «Домик в деревне», и «Чудо-йогурт», и «Рыжий Ап», и «J-7», «Любимый сад» с ныне покойным Валерием Петровичем Фераппонтовым ( дед из Любимого сада, который не поливал свои яблочки разной гадостью) Я привёл его на ролики. До этого он только озвучивал. Дед настолько запомнился аудитории, что удалось посадил его на эксклюзив, и после моего ухода какое-то время он еще благополучно снимался в этих роликах и получал неплохую прибавку к своей пенсии. К сожалению, в прошлом году Владимир Петорович умер.

Потом, после ухода из ВБД, я уехал на полтора года в Киев, где поднимал вместе с Ярославом Чеважевским его киевский продакшн «ЯРЧЕ Киев».

Затем переместился в Алма-Атинский «TENGRI Saatchi & Saatchi». Потом FCB-Media Arts, куда меня пригласил Олег Волкош, дай Бог ему здоровья.

И уже сидя в Алма-Ате и пожирая дешевый вкусный шашлык, мне позвонили из сетевого агентства «Gre» и сказали, что на Efes срочно нужен продюсер. Я в течение трех дней быстро собрал майки, шорты и джинсы — и вернулся сюда. И вот уже два года тружусь здесь».

Мир 3D — Продюсер рекламы — красивое название. А в чем суть твоей работы?

Организация съемок рекламных роликов с момента создания креатива до выхода ролика в эфир. Раньше не было продюсеров, были директора. Директор картины, директор программы. Нарпимер мой шеф и учитель Михаил Сапожников был директором такого числа советских фильмов, что не хватит пальцах на конечностях пересчитать. Потом вместе с рекламой появилось замечательно иностранное слово — продюсер. Я даже не уверен, что это есть в российском «табеле о рангах» или как там это правильно называется? Но тем не менее, зовут нас продюсерами.

Если сравнивать с кинематографом, то мы, скорее, линейные продюсеры, не исключительные, которые находят деньги на фильмы, а потом получают кассу, а мы просто исполнители. На нас оптимизация сметы, нахождение нужного подрядчика, переговоры, организация и контроль процесса. Работая на стороне рекламного агентства, я практически не общаюсь с клиентом, зато на мне весь продакшн и пост-продакшн.

Мир 3D — Расскажи, как происходит твоя линейная работа? Что на входе, и каков результат?

Мне поступают бриф, сториборд и сроки — и я придумываю, как из всей этой ж*** выкручиваться!

Мир 3D — Знакомая многим ситуация. А что с бюджетом?

По идее, бюджет озвучиваю я, потому что каждый сториборд, каждый сценарий, стоит определенных денег, бюджет зависит от меня — за сколько я смогу это сделать. Ну и в последнее время, в связи с кризисом, которого пока никто не чувствует, но много говорят, бюджет стали ограничивать. Например, надо снять ролик за две недели и 80 тысяч долл. Не всегда получается за 80, иногда дороже, иногда дешевле, но сейчас стали давать конкретные бюджеты, а не «посчитайте нам, сколько это будет стоить». Главное добиться от клиента озвучивания бюджета до написания сценария. В противном случае получается геморрой, когда по сценарию у тебя в кадре вертолёты, самолёты, танки и массовка в 300 человек, клиент сценарий купил, но потом оказалось, что денег у него с гулькин нос, не хватит даже на камеру и плёнку.

Мир 3D — Как ты выбираешь продакшн?

Как любой агентский продюсер, я работаю с определенным пулом студий. Вообще студий продакшн как собак нерезанных, а таких крупных, с которыми работаешь по 15-16 лет, их пересчитать — пальцев на одной руке хватает — с ними я и работаю.

Выбираю на основе тендера. Все продакшн получают от меня запрос, они предлагают своих режиссеров, считают сметы, и на этом основании я выбираю. Просматриваю портфолио режиссера, и, если цена вменяемая, то мы начинаем работать.

Вот в прошлом году для рекламы пива мы делали продакшн в Праге. Со мной снимал «Фильм-Сервис». Одни из любимых продакшенов, потому что там работает замечательный продюсер, Оля Аносова. Они выиграли тендер совершенно честно. А поскольку «Фильм-Сервис» — это сетевой продакшн, то они предложили сделать ролик в Праге. Я совершенно был не против. Это воля продакшн. Меня устраивало портфолио самого и продакшена, и режиссера. Режиссера, мы, кстати, выписывали английского. В тот момент для меня это было обосновано еще и очень сжатыми сроками. Ни один московский продакшн, даже очень крутой, не брался в эти сроки всё сделать. Чехи взялись и сделали это все очень хорошо. В этом году я сделал приблизительно то же самое с Димой Вениковым и его «Трёхмером». На самом деле я не всегда вижу смысл в привлечении иностранных сил.

Я часто бываю в Таиланде и знаю его законы, и я сторонник их подхода в этом вопросе: всё что может делать таец не должен делать иностранец.

Сейчас ко мне приезжает режиссер из ЮАР снимать очередной ролик, и это вызвано тем, что мне нужно сделать действительно европейскую картинку. Это нормальная практика. Когда я принимаю сценарий и понимаю ту картинку, которая у меня должна потом появиться перед людьми, которые ненавидят то, что я делаю, на экранах телевизоров, я делаю всё, чтобы эта картинка появилась.

Я знаю специализацию наших режиссеров: они делают замечательную картинку, но все они все равно зациклены на неком российском восприятии, даже операторском взгляде, возможно. Я не могу это объяснить. Да и никто, наверное, не может. Иногда ты смотришь зарубежный ролик — и сразу понимаешь, что он зарубежный. Другая картинка, другая глубина резкости, бэкграунд, другая работа с актёрами... Смотришь наш — получается лубок по сравнению с американским. Поэтому приходится приглашать заграничного режиссера для заграничной картинки. Хотя продакшн у меня московский. Режиссер приглашенный, а оператор, кстати, российский и очень хороший.

Мир 3D — По твоему опыту, какое место занимает компьютерная графика в рекламных роликах? Часто приходится сталкиваться с постом?

Вообще без компьютерной графики нет ни одного ролика. Только что закончил ролик .... Делали мне его в студии «Трехмер», замечательный режиссер по компьютерной графике — Дима Веников. Весь ролик практически построен на компьютерной графике.

Мир 3D — Почему выбрали компьютерную графику для этого ролика?

Так хотел клиент.

Мир 3D — И там видно, что это компьютерная графика?

Неееееет. Компьютерная графика хороша тем, что она может заменить то, что практически невозможно снять. Например, разлетающиеся по нужной тебе траектории капли жидкости. Компьютерная графика облегчит процесс, если мне надо красиво снять запотевшую бутылку с лимонадом «Буратино». На съемку у меня уйдет определенное время, меньшее, правда, чем на рендеринг, но совершенно другая сумма денег, потому что семь съемочных дней — дороже, чем компьютерная графика.

В прошлом году в Праге мы снимали пиво. Реальная съемка, две струи на темном фоне, сливающиеся в одну. А потом уже все доводилось до ума при помощи и непосредственном участии компьютерной графики.

Всегда делаются mock up. Например, если мне надо, чтобы струя била, превращаясь в бутылку сначала в желтую, а потом в зеленую — для этого все равно делается сначала какой-то прозрачный mocap бутылки, сперва струе придают форму, она в дно ударилась, чуть-чуть выросла, а дальше уже достраивается компьютерная графика. Потом уже убираются грани. Ну, собственно не мне рассказывать... В общем, компьютерной графики после живой съемки там было недели на три.

Мир 3D — А что бы ты никогда не стал делать в компьютерной графике?

Людей. Людей и животных. Разумеется мы исключаем задания, когда клиент заказывает мультяшный ролик в 3D. А актера заменять на цифрового персонажа решился бы только, если этого требует сценарий.

Мир 3D — Много говорят о новых возможностях создавать трехмерные аналоги актеров, которые, например, не капризничают, не устают и т.д. Стал бы с этим заморачиваться?

Нет. И это особенность нашей страны, наверное. Здесь на это банально нет времени. Еще пару лет назад можно было снимать рекламу в нормальные сроки, сейчас — все хотят ролик уже завтра. Я понимаю, что это можно сделать за определенные деньги. Где-нибудь в Лондоне, наверняка, можно найти студию компьютерной графики, которая работает в режиме реального времени. Секунда — считается секунду. Но стоимость в 6 тысяч фунтов, а сейчас, я думаю, дороже, неподъемная для нашего местечкового клиента.

Мир 3D — С кем из западных постов ты работал?

С чехами, турками, итальянцами.

Мир 3D — Можешь сравнить уровень?

Очень спорный вопрос. Уровень компьютерной графики на уровне чего? Например, то, что мне сейчас сделал Дима Веников, с моей точки зрения, гораздо лучше того, что мне в прошлом году делали чехи. У нас есть все то же, что есть у них. Наши могут практически все.

С другой стороны, сейчас много молодых дарований, они даже имеют наглость спам рассылать, типа «сделаем вам любой мультик за 20 копеек за два дня». Я видел конечно, что они делают. Наверное, для флеш-анимации баннера в интернете подойдет. Конечно, это не тянет на серьезную компьютерную графику, и к сожалению, все, что предлагают эти люди на фиг не нужно клиенту. Для интернет рекламы — это хорошо. Для мониторов в супермаркетах — да, подойдет. Когда приходит клиент и говорит мне надо сделать ролик, а бюджет у него — 15 тысяч (спрашиваешь в надежде все-таки — долларов?). Нет, говорят, рублей. Вот тогда я могу обратиться к этим юным дарованиям, которые что-то такое творят на домашнем компьютере. Если же мне надо что-то собрать во флеш-анимации, я понимаю требования клиента, мне, порой, вот именно в этом случае приходится обращаться за рубеж. Потому что именно с флэш-анимацией в России просто беда. Они там каких-нибудь танцующих зайчиков на поле под песенку Тынц-тынц собирают, а вот сложную флэш-анимацию на 30 секунд — что-то как-то я посмотрел шоурилы — не пошло. Мне приходится обращаться в Аргентину, в Прагу, куда-то еще.

Мир 3D — В Аргентине хорошие флэшеры?

Ну вот нам аргентинцы прислали шоурил — там очень нехреново. При том, они прислали именно то, что нужно мне и клиенту, то есть практически стопроцентный референс.

Мир 3D — Пост-продакшн в кино жалуется, что у них плохо поставлено взаимодействие с продакшеном. Как ты регулируешь этот вопрос?

На моих съемках, если мы планируем потом пост, обязательно присутствует супервайзер, который будет контролировать весь процесс обработки картинки. Он следит за тем, как и что ставится в кадре. Только этот человек понимает, где у них там эти траектории, как крестики на хромокей наклеить, чтобы наложить потом туда то, чего в жизни не было и не будет.

На хромокей когда-то давно я снимал Рыжего Апа — героя Вимм-Билль-Данн. Там все снималось на хромокей, а потом эта картинка подкладывалась под живых персонажей.

На хромокей я снимал для казахского застройщика пару лет назад. Казахи разорились на какую-то огромную неподъемную для всего Казахстана сумму денег. Сначала снимали в декорациях, а потом огромный город застраивался на пост-пропродакшн.

Ролик для Efes, который мы снимали в Стамбуле и в Праге одновременно в прошлом году, тоже дорисован на компьютере. В Праге как раз в основном делался пост по так называемой наливайке, когда пиво должно красиво литься в бокал, две струи превращаться в одну, когда все уже хотят эту красоту. И там пришлось повозиться с компьютерной графикой, потому что клиент, как впрочем всегда, хотел за свой нехилый, правда, бюджет, но хотел в два раза больше всего. И пришлось достраивать корабли на море, какие-то яхты, которых не было. Понадобилось снимать на мосту через Босфор пробку автомобильную. Понятно, что просто снять это нереально, потому что это объединяющий Европу и Азию мост, и эту пробку пришлось строить в трехмере. И пост-рподакшн это делал две недели. Компьютерщики у меня уже жили друг с другом и с компьютерами на этой работе — все сделали.

Ну и как мы понимаем, компьютерная графика — все те ролики, когда человек проходит сквозь стеклянную или водяную стену — ну, это уже пройдено всеми. К сожалению, то, что было чудом в 91-м году, то от чего отвисали челюсти в «Терминаторе-2», сейчас уже, конечно, морально устарело.

Мир 3D — Желание клиента — закон. И все-таки желания иногда бывают невыполнимыми?

Невыполнимых желаний клиента для меня, как для продюсера, нет вообще. Любой каприз — за ваши деньги. Это абсолютно не сложно в наше время. Так же нет и технически невыполнимых вещей. Режиссер мне всегда подскажет, как это сделать. Например, надо мне сделать какую-то космическую станцию. Я внутренне понимаю, что построить декорацию — мне не хватит ни времени, ни денег, ни помещений, ничего — и вообще это на фиг никому не нужно, потому что сразу после трех съемочных дней надо эту декорацию разобрать и выбросить. Наверное, я озадачу локейшн-менеджера, чтобы он мне нашел какой-нибудь «Крокус-сити», где много хрома и стекла, поставлю там определенную декорацию, где тоже много хрома и стекла, чтобы создать какую-то видимость, например, пульт управления космического корабля, и расположу камеру так, чтобы это выглядело как космическая станция. А потом уже, естественно, компьютерной графикой я доведу это до ума. За окном уберу свет и поставлю звезды, ну а на актеров одену — сниму с таджиков — вон какой-нибудь комбинезон сине-оранжевый — и будет космонавт.

Мир 3D — В своей работе ты опираешься на предложения режиссеров. Компьютерные технологии сейчас способны на многое — трудно остановить режиссера в его стремлении сделать гениальную картинку?

Я буквально на днях сидел на посте и наблюдал, как эти люди работают. По-моему, они белого света вообще не видят. Есть режиссеры компьютерной графики, такие, как Боря Луцюк, а есть люди, которые это непосредственно делают: моделлеры, аниматоры, и прочие-прочие... Вот они сидят и тупо, тупо (в хорошем смысле слова) очень четко выполняют поставленные перед ними задачи. Режиссера же, иногда, как любого творческого человека, несет совершенно в другую степь. Иногда его надо осаживать — это вечная проблема. Особенно, когда режиссер перед клиентом начинает мне фантазировать, как бы он это снял, а у меня в голове уже начинает крутится арифмометр, и я понимаю, что мы сейчас выскочим за пределы сметы, а клиенту я уже ничего другого выставить не могу, то тут приходится его, режиссера, ногой под столом-то пнуть: заткнись, скотина! (смеется). А тот уже: «Да-да-да, мы сейчас снимем вот так, я бы еще здесь повесил вот такое, и потом мы на компьютере...». Я говорю: какая компьютерная графика?! У нас три дня на пост! Компьютерная графика требует долгого просчёта и т.д. Я бывал в разных ситуациях, конечно. Некоторые клиенты дают настолько сжатые сроки, и все равно прорываемся. Но там приходится продакшену, с которым я работаю по посту, нанимать дополнительных продакшенов, то есть уже четвертые стороны, и распределять это на несколько студий. Когда нужно срочно, а компьютеры не могут работать быстрее, то приходится банально нанимать больше компьютеров. А режиссеры — они, конечно, творческие люди, их остановить сложно.

Мир 3D — Ты столько лет в этой профессии. Как ты выстраиваешь психологически отношения с продакшеном? Ты командир или друг?

О, это важный вопрос. Я все-таки надеюсь, что за много лет, что я работаю в рекламе, нет ни одного продакшена, который бы сказал, что я когда-нибудь был г***. Ну если такие были — то уже закрылись. Я слышу многие годы: «Александр, Вы работаете на агентство, зачем вы отстаиваете интересы продакшена?». Для меня здесь объяснение всегда очень простое: агентств я поменял много, а с продакшенами я работаю одними и теми же. И завоевано имя на рынке. Кто-то скажет, что я плохой, кто-то — что я хороший... я надеюсь, что большинство скажет, что хороший. Вот так просто наехать только потому, что я клиент — никогда в жизни! Со всеми продакшенами — абсолютно отлаженная работа. Проверенная годами, литрами водки, командировками, поездками. И как показывает практика последних лет, они ко мне относятся очень лояльно.

Возьмем рынок Москвы по продакшену, я имею в виду, фул-сервис продакшн: и продакшн, и пост (потому что чисто постовых совсем немного): «Парк-продакшен» — Саша Фарбер, «ДАГО» — Дима Юрков, Оля Ларионова, «ДТВ» — Миша Шефер, «Фильм-Сервис» — Оля Аносова, Вика Санкина, «Дело СЛ» — Леня Рахманин, «ЯРЧЕ» — Ярик Чеважевский и иришка Верёвкина, «Фибр-Фильм» с Антоном Беллиным во главе. Вот это основные семь. Это полный сервис: сегодня съемочку провели, завтра проявили, перегнали и тут же вошли в пост. Естественно, с ними уже все давно отлажено, и никогда я не буду нарушать эту идиллию взаимоотношений. Собственно, это единственное, что наработано за 20 лет работы.

Мир 3D — Опять же вспоминая, сколько лет ты уже в деле, твои впечатления от того, как меняются технологии?

Да, ты знаешь, для меня это развитие технологий создает одну любопытную проблему. Вот смотри, как у любого профессионала, у продюсера есть портфолио. И вот когда ты работаешь три-четыре года — это еще действует, а вот все ролики, которые я снимал с 91-го года, конечно, нельзя никому показывать — это уже не портфолио, это такой рекламный «чарли чаплин». Все ж меняется.

Когда-то, в начале всего этого, мы с Легатом делали программу к Московскому кинофестивалю. Терминатора тогда привезли в Москву на внеконкурсный показ, «The Doors” Оливера Стоуна, еще что-то. И мы делали заставку. ЦТ СССР тогда только купило новую компьютерную аппаратную. Но как всегда, правда, ее купили и забыли купить какую-то плату, которая стоила как раз основную сумму денег, и без которой эта сука работала в три раза медленнее. То есть у меня, условно, заставка считалась недели четыре. Огромная аппаратная, у нас же огромные аппаратные в телецентре, там красота, все мигает огоньками, но вот какую-то штуковину, которая должна была стоить 700 тыс. долл, они где-то... ну в общем, не было ее. Пришли эти наши хакеры, в те времена, еще не знали, кто такие хакеры с огромным паяльником, которым можно лудить кастрюли, чего-то куда-то залезли... и заработало. Это абсолютно реальная история. И когда смотришь, как сейчас все это происходит, с одной стороны, сердце переполняется легкой гордостью. Но проблема одна: людям, которые смотрят телевизор, им кажется все это интересным, для меня, который в этой профессии много лет, все равно как кому-то перекладывать бумажки с одного края стола на другой. Конечно, что-то я узнаю до сих пор, в той же компьютерной графике. Это вообще не мое дело, я смотрю и думаю, боже мой, как это вообще все делается. Наглядный пример, я смотрел, как какое-то мороженое снимали хрен знает где, три дня на оленях туда лететь, в какой-то жаркой стране красивая девушка ест мороженое, типа нашего эскимо. И мороженое сняли... ну, плохо сняли, или оно растаяло на этой жаре. И вот, я смотрел, как происходит процесс создания этого мороженого на компьютере. Мало того, что оно у нее во рту — она его ест! Я реально охренел. Я сказал ребятам, что для меня до этого было два вопроса в жизни: как летают самолеты, и почему у клоуна в цирке зеленые волосы. Вот теперь я задался еще и этим вопросом. Для меня непонятен процесс создания компьютерной графики. Я не могу этого понять. С пленкой я понимаю: пленку отсняли, проявили, перегнали. Но как делается вот это — просто загадка, какая-то чума. Когда это все на моих глазах! Сперва какая-то разметочка, ниточки, потом это все постепенно обрастает «кожей», потом появляются какие-то орешки, потом начинается движение изо рта и обратно, на все смотрят эти самые моделлеры, и у них никаких уже сексуальных позывов нет... правильно, потому что они на это смотрят уже неделю. И так было вовеки веков.

Мир 3D — Вот о стоимости всех этих новых технологий мы и поговорим. Съемка рекламного ролика — дело затратное. А тут кризис. Вот в кинематографе замораживают проекты. А что в рекламе?

О, тут своя специфика. Вот клиент мне сейчас говорит: «В стране кризис, давайте поторгуемся». Я ему и отвечаю, что у меня лично кризис есть, вот докуриваю последнюю пачку американских сигарет, потом буду курить наши. Условно. А в рекламном бизнесе пока кризиса нет! Я режиссера не могу найти, у меня все студии заняты, у меня все операторы заняты, блин. Я час монтажа найти не могу, потому что все постоянно что-то монтируют, озвучивают, у меня все актеры заняты. Я не знаю, где кризис, но рекламный кризис пока вроде бы держится. Какие-то цены, конечно, снижаются, какие-то уступки делаются. Если, там, до кризиса съемки по выходным дням оплачивались дополнительно, то сейчас с технарями договорились, что съемки в выходные дни по стандартным ценам. Светики, то бишь, осветители, чуть-чуть подвинулись по часам переработок, то есть стали меньше брать. Но не так, как все говорили, сейчас кризис, сейчас все на 30% прогнутся — да ни хрена! Агентства загружены работой. Я кому из друзей ни позвоню — все снимают. Звоню руководителю продакшн — сегодня он в Аргентине, через неделю в Португалии, сегодня он где-то опять в ЮАР. Два месяца назад он плакался, что умирает с голоду. Мы все очень любим жаловаться, что мы умираем с голоду. Типа, Саня, подкинь работу, сейчас все уже, жрать нечего, сейчас буду офис сокращать... Я помог, он кому-то еще это напел — тот тоже помог. И все — все в шоколаде. И это тоже часть бизнеса, это нормально. Студий продакшн мало, и мне иногда приходится разводить их всех, чтобы кто-то не остался без своего куска, а кто-то получил чуть больше. Работа продюсера в нашей стране держится на личных завязках!

Да, когда раньше объявлял тендер, до работы в агентстве, иногда приходилось говорить, что, ребята, давайте я этот ролик отдам Антону, или Пете, или Васе. Да? Чувак там сидит без работы. Давайте, подкормим. А следующий я отдам вам. К сожалению, это надо делать. Да, у иностранных продюсеров такого нет. Мне мой шеф сейчас говорит, что на западе бесполезно кого-либо уламывать. Да я это и сам знаю. Иностранцы никогда не будут работать просто так. Они мне делают кастинг, я его продаю клиенту, а клиент говорит, а чего-то нам этот кастинг не нравится, давайте сделаем дополнительный. Я звоню американскому продюсеру и говорю — надо сделать дополнительный кастинг. Не вопрос — 5 000 долл. Я говорю, но у нас это не приняли. Он говорит — это твои проблемы. У тебя бриф был, мы все сделали по брифу. Не нравится — 5000 долл, и мы работаем дальше. У нас мне надо прогнуть продакшн, в хорошем смысле, без наездов, по дружбе. Никакой иностранный продакшн не будет работать без предоплаты. А у нас в России замечательная традиция, что продакшн получает деньги вообще после съемок. Снимает — за свои, актеров набирает — за свои, трехмер делает, все что угодно — а деньги получает, когда клиент заплатит. А клиенты могут и надуть. Бывает. Редко, но бывает. Очень неприятный осадок.

Для любого продюсера не бывает безвыходных ситуаций — все это можно каким-то образом компенсировать, спустя какое-то время. Не полностью, конечно. Не то чтобы можно не заплатить за ролик, потому что я не начинаю ролик без подписанного договора. Договор — уже гарантия оплаты, но кинуть на какие-то деньги — могут. Грубо, тупо — просто кинуть. Я — фрилансер, снял ролик, отдал. А мне говорят — у нас денег нет, мы на десятку меньше заплатим. Ну и что? Я пойду в суд? Да нет, конечно. Кто-нибудь у нас о процессах по рекламе слышал?... Я приду к продакшн, скажу, ребята, нас кинули на десятку. Они скажут: ну....! А судиться никто не пойдет, чтобы не потерять клиента. Все ж богатые в этой стране. Никто из-за десятки не пойдет права качать. Ну, потеряли? Заработаем на другом проекте.

Торг, к сожалению, у нас есть. Происходит это не по моей вине, я не считаю, что нужно торговаться. Ну, выторгую я на на количестве пленки, но оно мне надо, потому, что, когда она закончится, я буду выглядеть полным идиотом, а мне скажет продакшн: «Ты же сам вычеркнул ее». И что делать? Нет, я, разумеется, найду выход из этого положения, но это все равно пропавшее время и еще больше денег.

Могу на посте сторговаться. Вот на рендеринг у вас тут многовато часов заложено. И что? Компьютеры от этого быстрее посчитают? Нет, а время потеряем.

В любом случае, продакшн всегда чуть-чуть перезакладывается. Перезакладывается не потому, что он хочет своровать у меня мелочь из кармана, а потому что он отчетливо понимает, что если он мне сегодня принесет вот эту трехмерную пачку сигарет, я еще внесу туда 28 комментариев, и им надо будет переделывать, и поэтому им надо закладывать на это деньги. Поэтому, когда мне приходится общаться с особо ретивыми клиентами, я говорю, ребята, либо принимаем работу с первого раза без правок, или хотите 28 комментариев — то оставляем смету, как она есть, ничего не трогаем.

Меняется все: компьютерная графика, люди, не меняется клиент. Он всегда ведет себя как на рынке. Я никогда ему не докажу, что те люди, которые работают на меня — просто зарабатывают на хлеб. Пусть этот клиент — производитель шаурмы в мировом масштабе, и он уже давно заработал свой миллиард, но всегда будет думать, что рекламщики живут лучше него, и он будет биться за каждую копейку.

Мир 3D — Откуда берутся продюсеры?

Ну, понятно, что нынешние продюсеры появились из директоров на телевидении и в кино. Нынче же у любого продюсера в агентстве есть ассистент. Я могу взять к себе человека, ассистента, и со временем сделать из него продюсера. Я уверен, что я сделаю нормального продюсера. Что из них сделают другие — мне трудно сказать. Я вижу их по рынку Москвы. Не знаю, что говорят этим молодым продюсерам. Есть среди них крайне неприятные люди, в основном такие по агентствам сидят. У них цель, может, самоутвердиться. Это идет от внутренней неуверенности, от нехватки жизненного опыта.

Учиться на продюсера все равно, что учиться на писателя, по моему мнению. То есть можно окончить литературный институт, но тебе это не поможет, если ты не обладаешь слогом. Также невозможно выучиться на продюсера. Что такое продюсер — это хороший организатор, при этом с быстрыми ногами. Как чекист: горячее сердце, холодная голова и чистые руки.

Традиционный вопрос, где учат на продюсера. Вот предлагают школу в Останкино. Для меня это пустая трата денег, потому что невозможно прийти в школу телевидения Останкино и научиться продюсированию. Тебя научат азам, составлять смету, например, ты за это заплатишь 500 долл — я могу это сделать за пять минут совершенно бесплатно. Все остальное, как в любой работе, приходит с опытом. Учишься на ошибках, тебе что-то рассказывает оператор, режиссер что-то показывает, монтажеры что-то подсказывают. Так и получается продюсер. И у американцев таких нет — в Голливуде все продюсеры — дедушки, «Прибытие поезда» помнят. Поэтому я не верю, что этому можно научиться.

Мир 3D — Какими качествами должен обладать человек, которого ты бы взял на ассистента?

Во-первых, трудолюбивый, у которого не было бы понятия о нормированном рабочем дне, мы пашем круглосуточно. Вот мой распорядок дня. В воскресенье я еду к иностранному режиссеру на встречу к обеду. Потом я еду на ночную съемку, потом — к клиенту, потом у меня опять встреча с иностранным режиссером, потом я возвращаюсь и работаю до вечера. Вот если кто-то готов к этому — то это работа для них.

Не сильно амбициозным на начальном этапе, амбиции должны появляться потом, хотя и потом это не сильно любят в рекламном бизнесе, потому что здесь все — пальцы веером. У меня нет закрытых тем в работе продюсера. Я могу принести кофе или бутерброд режиссеру. И у меня нет вот этого: «я — продюсер, как это я кофе принесу!». Продюсер — это просто слово красивое. Продюсер — это объединение администратора, директора и вот этого красивого слова, а делать надо ВСЁ.

Очень важно: умение общаться, не косноязычные, с одной стороны, уравновешенные психически, с другой. Ненавижу людей, которые начинают на меня орать. В определенной степени упертым в достижении результата, но не в своей упертости. До определенной степени очень честным. Профессия продюсера — такая же профессия, как и все остальные. Есть владельцы бизнеса, но мы наемные работники, мы согласились на определенные условия, по ним мы и работаем. Если мне когда-то покажется, что мне в этом месте платят мало — я просто пойду искать себе другое место. Я не буду шантажировать, потому что понимаю, что мне припомнят про кризис и будут, в принципе, правы. И что бы ни подумали читатели, это так.

Мир 3D — Ты сменил много агентств, поработал на стороне клиента. Желания обзавестись собственным бизнесом не возникало?

Мне часто предлагают создать свой бизнес в продакшн, и я объясняю, что это не тот бизнес, который приносит миллионные доходы в первые десять лет. Да, есть прибыльные компании на рынке, но им больше десяти лет. Многие думают, что они сейчас поставят два монитора, посадят двух парней в очках, и будет у нас продакшн-хаус. Так не бывает, поймите. Для того, чтобы открыть бизнес нужен бизнес-план. Я должен понимать, сколько вложить, сколько я на этом продержусь и через сколько я войду в плюс. И самое главное — где я возьму клиентов. Клиенты сидят на агентствах. Крупные — на агентствах, а мелкие итак мне звонят через день. И от них мне хочется плакать, я не то что не заработаю — я последние штаны продам, чтобы снять им ролик.

Когда мы говорим о рекламе, мы подразумеваем агентство, продакшн и клиент. А клиенты — это крупные бренды. Есть, конечно, индивидуальные заказы. Мне звонят из регионов. И я не против. Но они не понимают уровень цен. Они звонят: мы хотим ролик в шереметьевском дворце, костюмированный, должна быть куча русских борзых, кастинг и т.д. И я все это слушаю, мне интересно, у меня в голове уже остров под Панамой. Какой хороший клиент! И я спрашиваю, а сколько у вас денег на это есть? — Ну, мы тут с шефом говорили, тысяч тридцать долларов у нас есть точно! — А я уже... Для меня уровня меньше четверти миллиона нет, я поторгуюсь за десять-пятнадцать тысяч... меньше никак не выходит. И как в хороших мультиках — острова в оболочке куда-то ушли, гонорар — лопнул, и я говорю: Спасибо большое, вы мне ничего не должны за телефонный звонок, ничем помочь не могу. Следующий звонок: Здравствуйте, хотим ролик и чтобы режиссером — Бекмамбетов (а Бекмамбетов уже давно живёт в Лос-Анджелесе). — Сколько есть? — 15 000 долл — Я говорю, какое счастье! Вы не обижайтесь, но Бекмамбетов с Вами поговорить за эти деньги может. Хотите с ним поговорить? Пожалуйста, 15 000 долл. — А они обижаются. Думают, что их хотят развести.

Я последние годы работаю фрилансером. Это устраивает руководителей. И я себя чувствую свободно.

Мир 3D — По сути есть разница в работе продюсера за рубежом и в России?

По сути работы — абсолютно одинаковые функции выполняются. По гонорарам... В 2001 году ВБД спонсировал первого «Последнего героя» с Сергеем Бодровым. Я как продюсер спонсора был на съемках. И я общался с аргентинским продюсером, который такой же линейный, как и я. Вот после того, как он снял свой первый проект «Последнего героя» с американцами, он купил себе там остров за 1 млн долл. Вот и вся разница между нашим продюсером и американским. Он снял одну из мощнейших программ в мире — и получил за это определенную сумму денег.

Мир 3D — Планы на будущее?

Вообще, у меня есть одна мечта. Заработать немного денег, тысяч 100 долл и уехать в Таиланд. Я устал. Я не самый крутой продюсер в этой стране. Вот Сапожников снял под шестьсот роликов и 25 картин.. Я снял их всего триста. Роликов то есть. Каждый ролик — для меня «день сурка».Я очень хочу купить себе домик под пальмой, сидеть под ней с бутылкой дешёвого виски и не снимать ролики. Но я точно знаю, что этого никогда не произойдет. Наверное, я становлюсь морально старым и дряхлым... или мудрым.

Мир 3D — Большое спасибо за интервью!

cg в рекламе
Комментарии  (обсудить на форуме)
Сашуля, это Люба Руденко. Рада за тебя-ты в обойме! Работаешь, жив, здоров! сто лет тебя не видела, если захочешь общнуться-я на facebook под своим именем. целую, привет семье!

Приветик Александр. однофамилиц или какой нить дальний родственничик)) я на одноклассниках создала сообщество Войтецких. если интересно присоединяйся. думаю все будут рады,обширному кругу Войтецких. покась удачки во всём. http://www.odnoklassniki.ru/#/group/49473883275335

http://www.youtube.com/sergdva
Саша, поехали жить на канары

Разделы:
Рубрики:
Популярное: