Сергей Цыпцын: От первого лица


Интервью с Сергеем Цыпцыным наш корреспондент брал особо изощрённым, если угодно, способом: при посредстве Skype. Дело в том, что Сергей на данный момент находится в Египте. В связи с этим позволим себе выразить двойную благодарность за его согласие на это интервью. В порядке исключения мы публикуем текст в форме монолога.

О Realtime

В 99 году ко мне пришёл Женя Ландышев с предложением создать такую школу. Было это связано с тем, что в 1998 году вышла Maya, о которой не было никакой информации; ничего узнать о ней было невозможно вообще в принципе: и в интернете ничего, и никаких книг, даже на английском ещё не было. Сначала была идея создать курсы по Maya. А потом мне пришлось сильно подумать насчёт названия, и в мае я его придумал. На самом деле оно происходило от названия платы Pinnacle ReelTime (от слова Reel — бобина).

Сброс в реальном времени — считалось, что это невыносимо круто, так что название сработало. В сентябре 99 мы набрали первую группу, и тот курс, который я прочитал по Maya перед этой группой и лёг в основу курса Maya Base. И, наверное, первые пару лет курсы по Maya составляли основу деятельности RealTime. Я занимался преподаванием лично. Помню, тогда работал на износ, но мне всё это очень нравилось, потому что я практически удваивал объём собственных знаний после каждого курса.

Так продолжалось несколько лет, но к 2003 году и я сам уже подустал преподавать, и наши с Женей взгляды на дальнейшее развитие школы разошлись, я и просто вышел из бизнеса. Некоторое время ещё читал курсы для себя, для куража, мне просто нравится это дело. И многие из моих прежних слушателей просили почитать что-то новое и искали новые курсы. В том же 2003 году я женился, и вскоре «ушёл на покой» — писать книгу, если можно так сказать. В основу книги «понимая Maya» вошли все те лекции, которые я прочёл вот за эти четыре года. Я почувствовал, что их пора изложить на бумаге.

О семинарах и CG Event'ах

Первый семинар пользователей Maya состоялся 13 августа 1999 года, в пятницу, как сейчас помню. И тогда началась ещё и череда семинаров — мы проводили их каждый месяц, вокруг Maya стремительно формировалось сообщество, — романтическое было время, азарт был велик, все думали, что вот сейчас мы научим мир делать компьютерную графику.

После перерыва, во время которого я писал книгу, я почувствовал, что эти семинары в той или иной форме пора возрождать: когда я перестал этим заниматься, они скоро захирели, даже был перерыв. Кроме того, я почувствовал, что мне уже не интересно работать на аудиторию в 8-12, или даже 40 человек, как на семинарах. Мне захотелось чего-то большего. Тогда родилась идея CG Event'а. Вначале мне помогал Саша Костин, бывший владелец CGTalk, потом у него завелись свои проекты, и я стал делать CG Event с другой командой.

Вот прошло уже вот шесть... нет, пять CG Event'ов — сентябрь, апрель, декабрь, май, ноябрь— я уже сбился со счёта, и мыслю шестым, который в этот раз пройдёт летом, 11-12 июля. Я ещё не объявлял об этом, кстати, но сейчас могу сказать.

Вот такой исторический путь от школы RealTime и до CG Event. В мае прошлого года на 4-м CG Event ко мне подошёл Дима Широков и сказал, что у него есть идеи, как сделать новую школу post production. А я, надо сказать, сильно скучал по этому делу — потому что мне это нравится делать и я скучал по преподаванию; думал, что хорошо бы почитать лекции, хорошо бы объяснить что-то людям — с «высоты прожитых лет», после того, как я написал уже книгу, после того, как всё устаканилось в голове, хотелось сделать всё несколько по-новому, может быть, менее сумбурно, более основательно. И самое главное, хотелось это делать в контексте потребностей рынка.

О ScreamSchool

Главная характерная черта ScreamSchool — это ориентация на потребности рынка, на то, что нужно делать, кого нужно учить. Раньше мне нравился сам пакет Maya, я был в восторге от него, это была часть моей жизни, — и я учил инструменту. Людей это интересовало, потому что книжек не было вообще, в интернете ресурсов не было, спросить было не у кого, все разбирались с инструментом самостоятельно. Сейчас уже потребность заключается в другом — в рабочих руках. Нужно понимать, что на рабочем месте не нужны ВСЕ возможности пакета Maya, что тем, кто будет текстурировать модели, не нужно знание динамики, а тем, кто будет заниматься шейдингом, не обязательно знать анимацию. Поэтому хотелось составить курсы и программы так, чтобы они отвечали насущным потребностям: люди должны использовать то время, которое им даётся, для получения максимума полезной информации: не просто максимума знания о пакете, а максимума именно тех знаний, которые им пригодятся. Это первый главный посыл: эффективно тратить время. Второй посыл — посмотреть, кто же сейчас нужен на рынке. Проведя анализ, мы выяснили, что рынок композитинга испытывает чудовищную потребность в качественных кадрах, и что композитинг — это отдельная ветка, которой вообще мало кто занимался.

Также выяснилось, что рынок трёхмера делится на чёткие специальности; что как правило именно в трёхмере требуются хорошие моделлеры или шейдеры; хорошие текстурщики тоже всегда в цене, а уж про хороших аниматоров и говорить нечего: за ними народ днём с фонарями охотится. Так что второй посыл — определить, кто к каким специальностям больше расположен. Дима придумал гениальный ход: раз в месяц, а то и чаще он проводит семинары Professional Choice (выбор профессии), куда могут прийти все желающие и посмотреть, как наша профессия устроена изнутри; посмотреть, какие профессии есть — композитинг, matte painting, шейдинг, скриптование, — некоторые даже названий таких не знали. На семинарах им рассказывают, как устроен этот мир изнутри и их стимулируют сделать выбор, что им больше по душе. Дальше они сами уже могут построить свою программу и идти дальше. Получается такой индивидуальный подход, гибкая работа, с одной стороны, с людьми, а с другой — с компаниями и с рынком в целом.

О введении академических дисциплин по компьютерной графике в российских вузах

...Я достаточно скептично отношусь к этому — Дима, наверное, более оптимистичен, а я нет, и вот по какой причине: я сам закончил Мехмат МГУ, я достаточно хорошо знаю факультет ВМК (вычислительной математики и кибернетики) МГУ, там даже есть кафедра компьютерной графики... Но я довольно отчётливо представляю, что там преподают и как это соотносится с потребностями рынка пост-продакшна. Это хорошо соотносится с фундаментальной наукой и фундаментальными исследованиями. Возможно, это хорошо соотносится с научной частью программы SIGGRAPH, по крайней мере, изучением вейвлетных преобразований — стыковку высшей математики и компьютерной графики. Но в практическом, прикладном плане это, в общем-то, далеко от жизни, потому что, думается, такие названия, как Nuke, Shake или After Effects вряд ли участвуют в учебных программах вузов.

Ещё это связано, в общем-то, и с тем, что и преподавательского состава как такового нет, вузовские преподаватели — это пока ещё старое поколение. Я сам являюсь до сих пор сотрудником Московского университета, и когда я прихожу на кафедры и в те подразделения, где я занимаюсь научной деятельностью, я вижу стремительное старение преподавательского состава, молодёжь туда не приходит.

«Сразу всё, быстро и сегодня»

Сейчас на российском рынке, по крайней мере, нужно сразу всё, быстро и сегодня. Поэтому, наверное, никто уже не будет тратить пять лет на обучение, чтобы получить профессию и работать. И в этом смысле такие школы, как наша, отвечают потребностям рынка: мы учим быстро и максимально эффективно — прикладным приёмам.

Но вот сейчас мы с Володей Забелиным работаем над курсом «Математика для чайников»; мы с Володей обучили очень многих людей, и к нам потом задним числом поступают запросы: люди чувствуют, что им не хватает фундаментальной базы, что они освоили инструменты, но способу мышления и умению вникать в проблемы трудно обучиться за пять-десять дней.

И вот у нас появилась такая экзотическая идея сделать курс «математика для чайников», тоже за короткое время дать основы математики, которые реально пригодятся в пост-продакшне. Это я к тому, что у нас сейчас работают короткие курсы: поглядите вокруг — всем нужно быстро и сразу, и мы это учитываем. Да, хотелось бы, наверное, выстроить длинную программу. Но тут приходится учитывать, сколько стоит квадратный метр аренды в Москве и сколько будет стоить длительная аренда. Подсчёты показывают, что частным образом это делать нерентабельно — пока. А соответственно, тут возможно было бы заручиться поддержкой государственных денег, но тут встаёт вопрос борьбы с бюрократией и работы с государством. И вот тут нужны, наверное, специальные люди — я к таким не отношусь. Возможно, тут снова вопрос в кадрах и умении работать с госденьгами. Пока, впрочем, приходится подходить к этому вопросу с большой долей скепсиса: всё долго, медленно и крайне забюрократизированно. И получить лицензию на образование — это очень и очень длительная история.

«Если человек закончил ScreamSchool, значит его хорошо вздрючили»

При этом студентам, которые приходят учиться, на лицензию, так сказать... всё равно с высокой горки . Им нужны знания: прикладные и прямо сейчас. Мало кого потом интересует диплом, всех интересует, что ты умеешь делать. В этом смысле, сейчас в России хороший период. Всех встречают по уму и по умениям, что нам твои бумажки. К тому же рынок маленький: с каждым можно поговорить, каждому можно поглядеть в глаза и понять, кто чего стоит. Когда рынок будет таким огромным, что появятся отделы HR — как это по-русски? — отделы кадров, отделы по подбору персонала в нашей области, тогда, наверное, в ход пойдут дипломы «большого» образца, какие-то справки. Пока этого нет. Тем не менее, мы с Димой вводим систему экзаменов и планируем дополнительно брендировать нашу школу через систему дипломов. Тогда будет ясно, что если человек закончил ScreamSchool, значит его хорошо вздрючили, и он чего-то стоит. Есть два вида дипломов... Помнится, тому, кто среднюю школу не окончил, тому, кто не смог сдать экзамены, выдавалась справка о том, что он прослушал курс средней школы — это называлось «волчий билет»... А тем, кто сдавал экзамены, давали полноценный аттестат.

У нас будет примерно похожая система: те, кто просто прослушали курс, будут получать соответствующую справку; тем, кто сдал экзамен, и захотел себя попробовать — и оценить свои знания, тем выдаётся диплом о том, что его вздрючили и о том, что он чего-то стоит. Вот мы надеемся реализовать такой бренд, что наш диплом будет дорогого стоить.

Это наш первый шаг к такой «законченной» системе образования. Второй наш шаг состоит в том, что мы не бросаем студентов — дескать, пришёл, неделю отслушал, свободен. Наиболее талантливые и наиболее мотивированные студенты получают и скидки, и направления на следующие курсы, и их стимулируют идти дальше. Если человек талантлив, сразу в индустрии «звенит звоночек»: внимание, появился хороший человек. И за ним уже выстраивается очередь из компаний, которые будут вести его дальше. Он будет идти через курсы в том направлении, которое выберет, уже до конца. Мы готовы предоставлять ему и скидки, и зелёный свет — в кооперации с теми компаниями, которые потенциально заинтересованы в обученном человеке. Естественно, мы работаем ещё и с компаниями, и сами являемся агентством по подготовке кадров.

Об основном контигенте ScreamSchool

Сейчас основной контингент ScreamSchool — это люди из компаний-партнёров. Так уж случилось, что очень многие студии наши хорошие друзья — благодаря благодаря CG Event, благодаря диминой работе в прежних студиях, благодаря просто контактам, сходкам, собраниям, семинарам; многие из моих учеников стали нереально крутыми , занимают большие позиции в пост-продакшне. Вот от них к нам и набираются люди. Конечно, я ратую за то, чтобы привлекать как можно больше молодёжи, потому что извне уже поступает свежая кровь. И мы хотим и проводить семинары, и даже делать телевидение, чтобы просвещать «сочувствующих», всех тех, кто интересуется CG, и подтягивать людей из смежных областей к нам. Так что пока в ScreamSchool обучаются уже состоявшиеся профессионалы, повышающие свою квалификацию. С ними, конечно, приятно работать: это смышлёные люди, которые хотят новых знаний, и сам ты постоянно что-то новое узнаёшь, но основной упор, по моему мнению, надо делать на молодёжь.

О смежных областях

Что касается смежных областей, это конечно, геймдев, это прежде всего архитектурка; у нас есть классные курсы для архитекторов, для них недавно прошёл спецкурс по Houdini, они были в шоке от возможностей процедурного моделирования. Вообще моделирование для архитекторов — это огромная область, и там у нас есть очень сильные преподаватели, такие, как Антон Стець, которые знают своё дело и способны подтянуть эти новые отрасли.

Так, если подумать, есть ещё огромный пласт — 2D-художники. Грубо говоря, те, которые работают в Photoshop и Painter. Есть и такой смежный пласт, как matte painting, тоже лежит между трёхмером и двухмером. Ну, и такие программы, как ZBrush и Mudbox, они тоже собирают вокруг себя такой смешанные состав из трёхмерщиков и двухмерщиков, и мы заранее этим озадачились, и у нас прошли уже курсы по ZBrush, и мы хорошо поработали с Autodesk по Mudbox, и получили от них авторизацию на это дело, и конечно через новые смежные идеи будем подтягивать и смежный народ.

О развитии и дистанционном обучении

По поводу развития — идей масса, аж самим страшно. Нам пришлось, конечно, реагировать на кризис; Москва сама по себе дорогой город, и с этим приходится считаться. И если в 2007 году было достаточно вольготно приехать из Тюмени в Москву, потому что в Тюмени было много денег, то сейчас поездка в Москву и, паче того, проживание в ней — этот бюджет превышает бюджет самого обучения. Это никуда не годится. В этом смысле мы ничего сделать не можем, потому что мы в Москве. Ну не можем мы поехать, скажем, в Воронеж по ряду причин. На это надо было как-то реагировать.

И вот тут надо отдать должное Диме; он проявил какую-то чудовищную трудоспособность, он «прорыл» тему дистанционного обучения вместе с Денисом Макаровым, они провели очень глубокий анализ решений по дистанционному обучению, и в Школе с Нового Года вовсю идут дистанционные курсы. Я сам поучаствовал в них, мы даже проводили небольшую конференцию человек на сорок-пятьдесят. И удалось сохранить весь интерактив — то есть люди сидят за своими компьютерами где-то далеко, в Саратове или той же Тюмени. На своих экранах они видят экран (рабочий стол) преподавателя, они слышат его голос, они имеют возможность задавать ему вопросы, и преподаватель им отвечает. Если возникает необходимость, преподаватель может подключить десктоп любого учащегося; как будто он ходит по классу и заглядывает в «проблемные» компьютеры, если у кого-то что-то не получается. Если надо, он может вывести один экран ученика для всех остальных. Конечно, всё это делается по системе «клиент-сервер». Мы провели даже некоторый R&D, и вообще потратили очень много времени на то, чтобы эту систему запустить, потому что одно дело — найти провайдера для этого сервиса, а другое — приспособить его под себя. Кроме того, мы плотно поработали с Костей Харитоновым и компанией Cinesoft, которая делает пакет Cerebro, и мы используем их систему управления проектами для подгрузки, и проигрывания материалов, которые изготавливаются в ходе курсов. Преподаватели готовят их заранее, и у учеников есть возможность подключиться к серверу и оттуда проиграть материалы, загрузить свои материалы и мгновенно дать знать преподавателю, что уже всё готово. В общем, максимальное соблюдение интерактива. Если честно, я не видел такого никогда и нигде. Потому что как правило, это сводится к просмотру предзаписанных материалов или системе видеоконференций. А вот такого двухстороннего интерактива я, скажу честно, ни видел ни на SIGGRAPH'е, ни на других выставках, в основном, это были решения по видеоконференциям. А вот упор на дистанционном образовании с сохранением интерактивности — такого не было нигде, и в этом смысле это наш ноу-хау. Им мы сейчас очень плотно занимаемся и будем активно развивать дальше. Таким образом мы можем охватить всю территории РФ сразу — во всякому случае, ту её часть, где есть интернет. Требования к каналу не очень высокие. Я сам был удивлён: здесь из Египта жуткий совершенно upload, но тем не менее мне удалось разговаривать, более того, когда возникла проблема с подгрузкой материалов, мы перешли по скайпу на голосовое общение, а видео шло по нашему основному каналу.

Вторая идея по развитию — это ScreamTV. Мы уже записали несколько роликов о дистанционно проводившихся конференциях, курсы Professional Choice, мы с Володей Забелиным записываем сейчас наши ролики с Maya, более того, я хочу записать некоторое количество интерактива со своими друзьями, думаю, будет очень любопытно посмотреть на этот интерактив всем желающим. Это просто разговоры о жизни, в которых иногда поднимаются интересные проблемы. Именно это я и называю ScreamTV.

Проект пока только в запуске. Я скоро буду в Москве и мы проведём съёмки первой такой передачи; часть материалов будет лежать в общем доступе, на другую часть мы, видимо, сделаем подписку, чтобы постепенно создавалось мотивированное сообщество, которое будет уже непосредственно участвовать в развитии ScreamTV.

О сообществе и засилии середняков

Есть две версии. Недавно я общался с Тёмой Голиковым, который каждый раз читает свой знаменитый мастер-класс Прокомпоз на CG Event. Так вот он считает, что для того, чтобы преодолеть засилие середняков, в отрасль должно прийти государство, должно прийти телевидение, должна прийти масс-культура, чтобы сообщество взрывообразно расширилось — тогда станет больше профессионалов. Вообще станет больше людей, а соответственно, станет и хороших людей больше. Да, возможно, это так, мы ещё не закончили дискуссию на эту тему. Возможно, дело в том, что российский пост-продакшн — маленький; многие друг друга знают, это такой свой мирок, своя деревня, возможно, это тоже мешает им развиваться. Это зависит от рынка. Будет больше рынок кинопроизводства, будет больше рынок анимации, тогда и наше сообщество станет больше, и количество перейдёт в качество. А сейчас — какой рынок, такое и сообщество.

Всё-таки мне кажется, усилиями CG Event, мы растолкали сообщество до хорошего уровня, когда народ начал реально общаться друг с другом, обмениваться идеями, люди стали регулярно съезжаться. Меня благодарят за то, что мы дали возможность людям поговорить друг с другом. Потому что у всех же дедлайны, все сидят по студиям и им некогда общаться. Ну, вот тут редкий случай, когда пообщались, поблагодарили — и разъехались дальше работать. Потребности в более интенсивном общении пока не возникает, но мы приложим усилия — пока не буду говорить, какие именно, — чтобы растормошить сообщество.

О профсоюзе

Вопрос о создании Гильдии возникал и на последнем, и на предпоследнем CG Event. Я могу так вкратце сказать, что сразу же разделились мнения о том, какие задачи должна выполнять Гильдия и как быть устроена. С одной стороны, предполагается, что одно подразделение занимается исключительно просветительской частью, т.е. берёт на себя те же функции, что сейчас выполняют CG Event, ScreamSchool: это просвещение и объединение сообщества в одно целое.

Другое подразделение — это чистый профсоюз, наподобие союза осветителей или операторов. Задачи чисто профсоюзные: работа с демпингом, с уровнем цен и зарплат и так далее. Про вторую часть я ничего не скажу, слишком много юридических тонкостей, скажем так. Этим должны заниматься более мотивированные люди. Мне более интересна просветительская часть. Да, можно сказать, что эта идея развивается, я знаю, что Аркаша Дубинин в этом направлении работает, потихонечку это всё дело движется, но не так быстро, как хотелось бы.

Об адекватности

Помнится, когда мы на четвёртом — майском — CG Event обсуждали этот вопрос, выяснилось, что критерий профессионализма, это — адекватность. Способность адекватно воспринять задачу и адекватно её выполнить. Там даже мы шутили, что впору открывать курсы «адекватных людей». Как выяснилось, адекватные люди водятся на Мехмате, их там учат быть адекватными пять лет, но зато у них имеются проблемы с художественными навыками. Профессионал — это тот, кто адекватен поставленным перед ним задачам и срокам. И тот, кто способен воспринять задачу и выполнить её, отчасти не задавая лишних вопросов, а отчасти — задавая нужные вопросы. В общем, профессионал — это человек, адекватный поставленной задаче.

А дело в том, что в России, конечно, беда с коммуникативностью, люди безумно талантливые, но испытывающие проблемы в общении, в том числе, в понимании поставленных задач. Так что нужны ещё люди, которые умеют ставить задачи. Так что профессионал — это человек, который хорошо понимает и хорошо воспринимает задачи.

Мир 3D — Большое спасибо за рассказ!

образование
Комментарии  (обсудить на форуме)
Спасибо за интервью, побольше бы таких людей и таких интервью. Вселяете желание творить/работать :)

ТВ в интернете? никогда не понимал смысла этой затеи, блин

Очень интересное интервью. Но вопросов породило еще больше!
И ребята, пожалуйста, не делайте EVENT летом. Это ж мы не собиремся в одно вермя и место. А так хочется!!!

Что эвент летом? будем перекраивать планы :(
а за интервью - спасибо! интересно и эмоционально!

Летом иногда хочется и отдохнуть малец... Даже очень сильно хочется.

Да! Да!! Да!!!

Пожалуйста, НЕ ДЕЛАЙТЕ эвент летом. Так хочется всех увидеть. А ведь летом и народу будет мало, да и я сам в июле не смогу.

Шкряб-шкряб... Мде, летом - не бог весть какая пальцастая идея

тв это конечно забавно...
но лучше бы подумали в сторону русскоязычных видеотуторов, не с гномоном же единым всю жизнь сидеть...

Astar
ну так возьмись за это дело! ;)
если не вкурсе на сайте скримскула а также аеклуб, и многие другие сайты уже давно делают туторы на русском!

Туторы туторами, а вот собрать воедино ключевую информацию и ВЫСТРОИТЬ её с максимальной рациональностью - это вот тема хитрая. И сетевые туторки тут не помогут ни разу.

Да кто только за это дело возьмется. Сидят все по углам своим и дедлайны гонят :(

фигассе обленился! работы невпроворот, моск плавицца

Цитата
Гость пишет:
фигассе обленился! работы невпроворот, моск плавицца

ну вот, а то все крызис-крызис. РАБОТА! Даешь работоту!

Сергея всегда интересно слушать ... огромное спасибо за инфу .. очень понравилась идея ScreamTV..

здорово, спасибо за интервью!, было очень интерестно.

Разделы:
Рубрики:
Популярное: