Дмитрий Широков


Дмитрий Широков — Генеральный директор и преподаватель школы компьютерной графики Scream School, ведёт курсы по Nuke школы компьютерной графики Scream School. Работал над кинопроектами: "Мертвые дочери", "Волкодав", "Путевой обходчик", "Параграф-78", "1612", "Адмирал", "Особо Опасен".

«Мир 3D»: — Первый вопрос: как появилась ScreamSchool? Сергей Цыпцын рассказывал на CG Event, что это Ваше с ним детище, и что долго обсуждал с Вами вопрос, как должна выглядеть школа трёхмерной графики в 2008 году...

Дмитрий ШИРОКОВ: - Если говорить кратко, так и было. Развернуто: в своё время — полтора года назад — была основана пост-продакшн студия EyeScream, специализирующаяся на производстве спецэффектов для кино и рекламы. На её базе и была построена наша школа. Основной идеей, которую мы с Сергеем Цыпцыным обсуждали и простраивали, было создание школы обучения не софту, а основам работы в нашей индустрии. Это две кардинально различающиеся вещи, ну точнее первое лишь начальный фундамент для второго. Поэтому и учителя у нас в основном не столько софтовики, сколько заслуженные работники индустрии. Дальше — первым пунктом стало представление нашего проекта основным зарубежным компаниям софтостроя, что удачно совпало с поездкой на последний Sigraph, в Лос-Анджелес. Мы пообщались с компаниями Side Effects, The Foundry, Autodesk и встретили понимание и поддержку. По возвращению мы начали воплощать идеи и планы в жизнь. Примерно так.

«Мир 3D»: — То есть, отправной точкой была официальная поддержка производителей софта?

Дмитрий ШИРОКОВ: — Естественно. Легализация тяжелое бремя (смеется). Это было однозначно важно.

«Мир 3D»: — Сейчас какие-то дипломы и сертификаты выдаются?

Дмитрий ШИРОКОВ: — На данном этапе - сертификаты от компании Autodesk и сертификаты школы. Просто, например, у компаний Side Effects и The Foundry – «Educational блок» находится в стадии развития, и нет пока официальной сертификации как таковой. Они могут прислать, например, некое подтверждение, что тот или иной человек является мега-профессионалом, но не более. Как только у них появится официальная сертификация, ScreamSchool начнёт выдавать дипломы и по этим направлениям.

«Мир 3D»: — На данный момент сколько человек уже прошло через ScreamSchool? И предполагается ли, что кто-то из её выпускников будет преподавать в ней же, если уже не преподаёт?

Дмитрий ШИРОКОВ: — Хороший вопрос. Насчёт «преподавать» — это интересная идея. Я рассматривал её и очень надеюсь, что так и будет со временем. Из большого потока учеников у ряда есть и врождённые навыки говорить — так, чтобы слушатели быстро воспринимали информацию, и потом у нас почти в каждом потоке появляются люди, которые растут в десятки раз быстрее, чем остальные. Есть ряд учеников, которые уже сейчас работают в индустрии, даром что с начала их обучения буквально три месяца прошло. По поводу количества обученных — около ста человек на данный момент.

«Мир 3D»: — Как Вы считаете, что должен уметь сейчас хороший преподаватель CG?

Дмитрий ШИРОКОВ: — Самое главное, наверное, уметь убедить ученика — не только научить его, но и дать почувствовать, что это интересно, этому стоит учиться, и встав на эту дорогу не останавливаться никогда, даже если сложно. Потому что это действительно уникальная индустрия, в ней стоит работать, это потрясающе интересно. Иными словами, преподаватель должен сразу захватить интерес ученика, дать ему мотивацию на дальнейшее движение.

Естественно, кроме этого преподаватель должен уметь хорошо говорить, и относиться к своей деятельности не как к средству зарабатывания денег, а в первую очередь, как к передаче знаний. Яркое желание научить человека чему-то и передать ученику больше, чем он ждет.

«Мир 3D»: — Борис Луцюк из DTV-MA в интервью «Миру 3D» очень пессимистично говорил о состоянии дел в индустрии, в том числе и о качестве преподавании, мол, есть несколько специалистов, которые умеют преподавать, но в целом ситуация очень скверная.

Дмитрий ШИРОКОВ: — Это правда. Абсолютно так. Опять же, исходя из каких критериев рассматривать обучение? Возьмём в качестве примера преподавание 3D Max. Изучить в базе документацию программы каждый более-менее разумный человек может самостоятельно, наработать базовые практические навыки, тоже через какое-то время. После этого можно донести информацию и до других. Но это всё равно будет преподавание базы. В России есть огромное количество школ и преподавателей, которые могут рассказать о программе, вопрос — насколько это эффективно в плане обучения профессии? В Российских школах отсутствует специализация в CG как таковая.

Вообще, наши специальности, это что-то (улыбается). Пост-продакшн, гейм-дев, арквиз и прочее… Их нет в принципе, как таковых. Недавно общались с представителями продакшна как раз по этому вопросу: у них в списке штатного расписания есть все, включая водителей, уборщиков, тех, кто носит кофе, и так далее. А нас — не существует. Нет человека, который бы назывался официально VFX artist, нет CG-супервайзера и остальных, это всё «зарубежные» профессии, «там» они признаны официально, у нас нет. Радует, что сейчас ряд представителей ведущих компаний активно занимаются этим вопросом.

Ну, в общем-то из подобных «несуразиц» и вытекают все сложности. Долгое время все знания по индустрии были сконцентрированы в небольшом ряде профессиональных студий. И всё. Получить информацию даже в Москве, не работая в этих студиях, было достаточно сложно. А если мы говорим о регионах, то это было нереально в принципе. Единственный шанс научиться — это приехать в Москву или Петербург и под любым предлогом устроиться в эти студии, чтобы хотя бы слушать начать. Следующий момент - не так у нас много людей, как показала практика, желающих передавать кому-то вот эти «сакральные» знания, хотя, на мой взгляд, они должны быть максимально доступны.

Есть профессионалы, но желающих или способных делиться информацией мало. В этом ракурсе особенно радует поддержка нашей школы такими людьми как Артём Голиков - директор студии «Мотор», Михаил Лёсин - технический директор MainRoad Post, и ещё рядом преподавателей, занимающих достаточно высокие должности и, в сущности не имеющих мотивации к просвятительству. Тем не менее, эти люди отдают свое время преподаванию, чтобы передать знания людям. Это правильно.

С такими людьми и таким подходом мы и хотим изменить состояние дел в сфере обучения CG. Цель, к которой мы стремимся - приведение преподавания в официальные рамки, по принципу институтского обучения.

«Мир 3D»: — Вообще сейчас какие-либо научные или учебные учреждения проявляют интерес к тому, чтобы завести у себя дисциплины, связанные с CG? Чтобы специалисты именовались не «VFX-супервайзерами», а каким-то более понятным образом, и были признаны официально?

Дмитрий ШИРОКОВ: — Нет, ну они и должны называться так... Естественно, навстречу идут, просто это не самая короткая и легкая дорожка. По итогам общения с рядом представителей фундаментального образования становится понятно, что это довольно сложная, отработанная, огромная машина, в которой огромное количество всякой бюрократии, куча условностей, «особых» взаимоотношений с государством, и прочее. Так что, так просто эта высота не дастся. Но когда нас останавливали сложности?

«Мир 3D»: — В этом, видимо, и есть причина, по которой образовательном индексе ACM SIGGRAPH по России нет ничего...

Дмитрий ШИРОКОВ: — Да, совершенно верно.

«Мир 3D»: — Другое дело, что там упоминаются не только крупные образовательные учреждения, но и школы компьютерной графики, такие как ScreamSchool, и тем не менее...

Дмитрий ШИРОКОВ: — А дело в том, что наши школы не выходили долгое время на международное общение. Вообще, это и есть одна из причин, по которым и Side Effects, и The Foundry, и Autodesk пошли на активное, открытое сотрудничество с нами. Ну, правда, у Autodesk очень большая сеть авторизованных тренинг-центров по России, в том числе по CAD — это огромный сегмент. А вот M&E (Media and Entertainment) мало, ну… всего наверно 100-200 школ наберется... Это авторизованные трэйнинг-центры, где люди изучают Revit, AutoCAD, Maya, MAX. Вообще, к примеру, сертификация официального центра обучения Autodesk — не слишком сложное мероприятие, но этот статус весьма трудоёмко поддерживать и развивать. А по поводу отношений с Западом…. Как я уже говорил, нам пошли навстречу, поскольку открытие школы, построенной из самой индустрии это серьезный шаг. На Западе обучение CG|VFX искусству, давно уже в государственной образовательной программе и мы делаем к этому серьезный шаг.

«Мир 3D»: — Сейчас в ScreamSchool преподаются основы художественной части?

Дмитрий ШИРОКОВ: — Именно художественной пока нет. Есть максимально близкий к этому раздел — Matte painting, и сейчас по этому направлению разрабатываются курсы. Я думаю на их основе и будет создан отдельный художественный блок. Первым делом мы добавили к нашим программам продакшн курсы, почему то раньше этого не делалось. Операторские курсы, курсы по монтажу, по цвету - весомое подспорье для любого работника пост-продакшн. Направления по сути вспомогательные, но на самом деле очень важные.

Опять же, планов много, и мы идем по пунктам. В последние месяцы мы активно развивали и запустили онлайн обучение, это потребовало огромных затрат всех ресурсов школы. Но вот уже идёт четвёртый курс, уже есть первые выпускники, так что продолжаем работать в этом направлении дальше. Сейчас у нас учатся ребята из Самары, Тюмени, с Украины, Владивостока, с самых разных уголков России и не только, а это ведь замечательно.

«Мир 3D»: — То есть спрос на онлайновое обучение есть?

Дмитрий ШИРОКОВ: — Это мягко говоря. Тем более, что дистанционная часть у нас построена по принципу серии интерактивов. Речь не о том, что ученикам присылаются какие-то туторы, а о более полноценном обучении, когда раз в неделю вы садитесь заниматься с преподавателем, видите его рабочий стол, работаете в программе, учитесь, задаёте вопросы, и так в течение всего курса. Учитель отвечает на возникающие вопросы, комментирует домашние задания. Все выстроено правильно. Как надо.

«Мир 3D»: — На Ваш взгляд, какого уровня профессионализма человек может достичь собственными силами?

Дмитрий ШИРОКОВ: — Достаточно высокого. Даже - максимально высокого. До открытия ScreamSchool и школы RealTime, полноценного обучения посту не было вообще в принципе. Тем не менее, откуда-то взялись студии, в них появились директора, супервайзеры очень высокого уровня, ведущие аниматоры, технические специалисты и так далее. Это всё люди, которые обучались самостоятельно. У меня есть куча примеров, включая и вашего покорного слугу. Это заняло немалое количество времени и внутренних ресурсов... Но при четком понимании цели сроки обучения могут быть достаточно сжатыми: если человек действительно поставит себе цель и будет чётко идти по этапам, то и за полгода он может достигнуть весьма высокого уровня. Это факт.

«Мир 3D»: — Просто если сравнивать, прости господи, 3D Studio 4.0 и современный MAX...

Дмитрий ШИРОКОВ: — Ну конечно, сейчас все программы стали сложнее, и требуется всё больше информации, но и уровень самосознания у людей тоже растёт. Если раньше не было такого вольного доступа к интернету, практически не было туторов, вспомогательных материалов и информации, то теперь все это есть. Конечно во всем есть исключение, такой софт как например Houdini требует более углубленной подготовки и математической базы.

Средний уровень человека, плодотворно работающего в Houdini, можно сравнить с достаточно высоким уровнем в ряде других областей в пост-продакшне: такой человек должен быть частично и алгоритмиком, и программистом, и хорошо знать операционные системы. Входной порог выше. И вот недавно общались с заграничными партнёрами — у них специалисты по Houdini весьма востребованы. Потому что знаток Houdini — не скажем рядовой, но достаточно «прокачанный» — это по уровню потенциальный технический директор.

Но таких примеров не так много.

После базового изучения той же Maya или Nuke, приходит осознание, что полноценное обучение в этих направлениях тоже не банально и потребует времени и сил, но это всё же не тот порог, который мог бы остановить целеустремленного человека. У меня немалое количество примеров — людей, которые ни разу не сталкивались, например, с Nuke — я, собственно, ему обучаю, поэтому и беру в качестве примера, — так вот некоторые из них, пройдя, по-моему, два курса и практику, и после этого занимаясь самостоятельно, сейчас уже занимаются производством кино шотов. Для меня это просто взрыв...Всего можно добиться самостоятельно.

К сожалению, общий уровень самосознания... То ли он всегда такой был, то ли это нынешнее веяние... Но кажется, мало у кого есть позыв сказать: «Я уверен, что могу научиться, и более того, возьму, и покажу всему миру, что могу добиться этого самостоятельно». Самое правильное, это когда человек бьётся, ищет, переламывает и себя, и возникающие барьеры, и уже в каких-то реально сложных моментах идёт куда-то за помощью. Это абсолютно нормально, есть ряд вопросов, которые действительно рациональнее получить у профессионала.

Но в большинстве случаев всё упирается в следующее: «А как же я могу научиться, если информации нет, никто не учит, и всё это очень сложно...». Так вот, это заблуждение. Практически все, кто сейчас работает на ведущих должностях, никогда на этом не останавливались, более того, они были уверены, что обязаны всё сделать самостоятельно... Это бывает когда на первом месте — научиться и сделать больше и лучше, чем требуется... Кстати, очень хороший пример — есть два типа работников. Первые говорят: «Заплатите нам и мы сделаем». Вторые говорят: «Мы сделаем. Но мы знаем, что потом это будет оплачено». Несмотря на то, что первые, с точки зрения западной бизнес-модели - «мыслят верно», в плане личного роста, именно вторые, показывают наилучшие результаты, подымаясь высоко и быстро. Такие люди востребованы везде, на них можно положиться. Обычно они и составляют ядро каждой студии.

«Мир 3D»: — Специалисты, которых мы интервьюировали, да и те, кто выступали на CG-Event, говорили одно и то же: в целом по индустрии развелось огромное количество середняков, которые упираются в какой-то «свой» порог, который они сами себе установили, и дальше двигаться не хотят...

Дмитрий ШИРОКОВ: — В том-то и проблема, мне все таки кажется что в большенстве случаев именно не хотят.

«Мир 3D»: — А в чём причина такого «подхода»?

Дмитрий ШИРОКОВ: — Не могу сказать определённо. Причин может быть огромное количество. Человек может достичь определённого уровня и понимает, что уже может зарабатывать деньги. Дальше... Либо кажется, что дальше тяжело. Либо человек ставит себе планку «не моё»: добился чего-то и «вполне устроит».

Ну, или например другой случай. Как показывает опыт, рано или поздно каждый человек сталкивается с такой штукой, как «звёздная болезнь». Будь он кем угодно, пусть хоть пекарем в булочной, — вот он выпек 50 булок, которых никто не делал во всём городе, и... его начинает «ломать». Всё происходит очень плавно и незаметно, человек сам не понимает, как сильно он изменился. Всё зависит от того, как это дальше пойдёт: если человек не сможет это переломить в себе, то это практически конец.

Потому что остановка самое страшное в нашем деле — наша индустрия очень активно растёт, поэтому всё ощущается сразу же, резко, — если ты остановился, то уже через год ты уже отстал далеко. Если сделать паузу на недельку, то дальше пойти будет легче, а вот если на год — то в 90% случаев человек дальше не пойдёт. Не хватит внутренних сил и резервов, чтобы снова переключить свой мозг на обучение, заставлять себя делать что-то.

Возможно, обилие профессионалов среднего уровня связано также с отсутствием какой-то общей мотивации. Сейчас у нас — да и всегда — очень важна мотивация денежная. Хотя в большинстве случаев у людей, работающих в индустрии, мотивация другая — сделать следующий проект, получить шот, который будет сложным и поэтому интересным, решить какую-то нестандартную задачу, долезть до уровня Голливуда. Ну и естественно, далее денежная мотивация тоже присутствует. А когда люди понимают, что им придётся учиться еще года два, чтобы дорасти до нужного уровня, обычно у них опускаются руки. Я всегда приводил в пример обучение игре на гитаре: когда в компании появляется человек, который играет на инструменте, вся компания кричит: «Вау! Круто!» Половина будет требовать, чтобы и их научили, но в лучшем случае человека два через день или через неделю вспомнят о том, что они хотели выучиться играть. Более того, когда им показывают, как это делается, после первого же урока начинают очень сильно болеть пальцы. Мозоли набиваются не сразу, зато на всю жизнь. И вот когда люди понимают, что это, во-первых, «больно», а во-вторых, что это надо перетерпеть и пересилить...

«Мир 3D»: — И что растяжки тоже не казённые...

Дмитрий ШИРОКОВ: — Да, верно... В лучшем случае один из ста продолжают учиться играть на гитаре. Да, «среднего уровня» действительно очень много. Очень мало людей, продолжающих расти дальше. Но с другой стороны, когда я ещё не занимался обучением, то казалось, что вообще всё плохо — тишина и покой, нет никого. Было несколько волн вливания в индустрию из регионов, когда люди приходили «из ничего», вливались в компании или создавали новые, обучались до какого-то максимума, достигали высокого уровня профессионализма, а потом — всё закончилось.

Но вот когда мы уже запустили школу, и всё начало работать, по количеству учеников, из разговоров с ними становится видно, что, во-первых, есть определённый поток людей, которые хотят учиться, а во вторых среди них есть много людей, которые готовы бороться с сложностями, и вообще жить этим дальше. Они есть, просто в процентном соотношении их не так много. Сейчас, опять же, многие манипулируют кризисом. Всех поувольняли, работы нет, денег мало, никого никуда не набирают, так зачем учиться?

Ну, во-первых, кризис кончится. Если не будет Третьей Мировой, то всё благополучно восстановится, выстроится заново, более того, это будет намного более очищенная и отфильтрованная, упорядоченная система. Для того, чтобы выжить, компании «выстроят хорошие дома с крепким фундаментом».

Выжившие очень сильно почистят и упорядочат свою систему работы. Кроме того, как до кризиса, так и в кризис, есть специалисты, которые востребованы, и сидят в студиях по-прежнему, работают над кинопроектами, делают красивые и сложные спецэффекты, так что мешает человеку дорасти до этого же уровня и влиться в такую компанию? Мешает только собственная слабость, и начинаются поиски оправданий: сегодня это кризис, завтра это повышение цены за баррель нефти, послезавтра — это ветер, да всё что угодно.

Думаю, под моими словами подпишется немалое количество народу из разных студий.

Приятно другое: есть люди, которые продолжают учиться. Не важно, будет ли человек проходить курс в нашей школе или станет самостоятельно добиваться, главное, чтобы он это сделал. Человек может копаться, рыть, смотреть; взять деморил какой-нибудь компании и сделать хотя бы один шот, который будет похож на пример из рила. Потом с таким примером прийти в компанию и попроситься на испытательный срок, без денег, без всего, хотя бы на месяц.

Понятно, что у кого-то есть сложности, есть семья, есть личные затраты. Но подготовиться, подбить какое-то количество денег для того, чтобы эти месяц-два просуществовать, не сложно. Достаточно проработать на час, на два в день больше, если у тебя есть мотивация. А потом надо за два месяца доказать компании, что ты ей нужен, что ты растёшь. Так было всегда. Сейчас изменилось только то, что есть центр, помогающий дать информацию и подготовить человека до того, как он придет в пост-продакшн.

«Мир 3D»: - Ну и последний вопрос, скорее технический: чем определяется тот набор софта, которому вы обучаете?

Дмитрий ШИРОКОВ: - Пайплайном компаний. Софта много. Нам поступало огромное количество запросов. Почему, например, вы не учите Cinema4D, XSI, Lightwave? Дело в том, что у каждой компании в российской индустрии есть свой пайплайн, и он построен на определённом софте. И обычно между софтом, который уже «вшит» в пайплайн компаний, и софтом внешним очень слабая спайка. И вы можете быть супер-аниматором в Lightwave, но передать анимацию из Lightwave в Maya — риг, например, чтобы его потом посчитать в RenderMan, — это либо очень не просто, либо вообще не реально.

В некоторых компаниях предпринимались такие попытки, но они обыкновенно заканчивались нехорошо. Не посадишь человека или двух, которые будут работать только в таком стороннем софте, потому что есть сцена, есть шот, есть время сдачи, — а человек заболел, и всё. Всё остановилось. Все пакеты, которым мы обучаем, — это те, которые востребованы в российской индустрии. За границей, например, Houdini используется меньше в процентном соотношении чем Cinema4D, по крайней мере раньше так было (улыбается). У нас — есть ряд компаний, которые работают и с Cinema4D, и в Lightwave, но их скорее единицы. На самом деле это всё логично и правильно, и подтверждено чем-то: речь не идёт о том, что все просто так решили, что будут работать в каком-то конкретном пакете. Maya зарекомендовала себя рядом положительных особенностей, и к тому же это RenderMan. Houdini — это тоже RenderMan, плюс визуальное программирование, чего нет в другом софте. Nuke — ничто так не позволяет работать с каналами и тяжёлыми изображениями. XSI у нас используют в основном для динамики и анимации - очень удобный инструментарий. Есть конечно примеры, когда одна компания привлекала сотрудников, работавших в XSI, и писала для них специальные трансляторы для разных программ. Но такие случаи носят единичный характер.

«Мир 3D»: — Спасибо большое за Ваши ответы!

образование
Разделы:
Рубрики:
Популярное: