Владимир Олейнич: "Любой фильм мы за две недели переведем в стереоформат"


Мир 3D: — Расскажите, пожалуйста, как появилась ваша компания?

Владимир Олейнич: — Около 5 лет назад замечательный человек Гарри Чагласян привёз в Россию эти технологии — автостереоскопические дисплеи. Тогда это были ещё X3D китайского производства. Через некоторое время уже появились разработки Philips и вот с этого уже началась некая такая 3D-мания. Именно Гарри — стоял у истоков этого направления бизнеса в России. Постепенно вокруг него образовалась команда профессионалов, дальше эта команда обрастала дополнительными энтузиастами, и в конечном итоге 2,5 года назад возникла компания «3DTV Видение», которая своим основным направлением деятельности выбрала использование автостереоскопических дисплеев (в данном случае Philips, потому что она получила титул официального реселлера Philips в России).

Владимир Олейнич, "Визуальные инновации"
Владимир Олейнич, "Визуальные инновации".

Начали мы с прямой рекламы с использованием автостереоскопических дисплеев в магазинах сети «Азбука Вкуса». Сейчас у нас там висят 42 3D-монитора. Второе основное направление — это сдача данного оборудования в аренду на разных выставках, презентациях и других мероприятиях. Кроме того, конечно же, мы развивали собственную 3D дизайн-студию, которая сейчас занимается любыми видами 3D-дизайна — моделированием, архитектурной визуализацией, созданием рекламных роликов, и конвертацией видеоматериалов в автостереоскопический и "обычный" стереоформат, требующий очков для просмотра на киноэкране или на линейке новых мониторов (Samsung, Mitsubishi).

Сейчас мы продолжаем развиваться: устанавливаем новые мониторы в сети «Азбука Вкуса», мы развиваем новые площадки, в том числе аэропорты, мы занимаемся специальными проектами, - например, выставкой 3d картин в Домодедово. Это совсем отдельное направление.

И сейчас мы пытаемся найти для себя новое применение этим технологиям, постоянно изучаем что-то новое, и для нас своего рода творчеством оказывается поиск новых способов применения существующих технологий к каким-то новым, неожиданным сферам деятельности человека. Искусство, например.

Мир 3D: — Вы занимаетесь также и голографическими технологиями. Расскажите о них, пожалуйста.

Владимир Олейнич: — Эти технологии достаточно давно существуют, и мы ими пользуемся тоже довольно давно. Целый ряд компаний занимается ими, и есть очень серьёзные игроки, в частности — Musion, но запатентованных технологий существует несколько, и вот мы сейчас с нашими партнёрами начинаем завозить на территорию России эти технологии по лицензиям и активно занимаемся их продвижением. В первую очередь, речь идёт об использовании голографической плёнки. В основе любой голографической технологии лежит использование плёнки, а также различные варианты конструкций, использующих эту плёнку.

Мир 3D: — Что из себя представляет сама эта плёнка?

Владимир Олейнич: — Если упрощённо, это некая плёнка, которая, во-первых, полностью прозрачна, но при этом обладает способностью отражать свет. Это очень своеобразная технология. Источником света может быть проектор или экран, и за счёт игры света и тени — для этого и нужна определённая конструкция, — создаётся иллюзия объёмности. Плёнку, как правило, устанавливают под углом 45 градусов к источнику света — проектору или достаточно яркому экрану, и за счёт отражения возникает ощущение, будто объект висит в воздухе.

Мир 3D: — Такого рода приёмы использовались чуть ли ни с позапрошлого века. В чём кардинальные отличия современных технологий?

Владимир Олейнич: — Если говорить об истории технологии, то начиналось всё с того, что отражался просто предмет. В определённую установку ставилось яблоко или, например, статуя (в некоторых музеях этот приём до сих пор используется), и люди видели отражение этого предмета «висящим в воздухе». Такой стереоэффект использовалсь совершенно для разных целей.

Вот, например, в своё время в Музее Ленина воссоздавалась целая комнатка, и с помощью данных технологий в макет этой комнаты проецировалось изображение Ленина. Дело было в 1960-е годы, и люди, естественно, были в полном восторге от этого: они никогда такого не видели.

Для неподготовленного зрителя такие технологии выглядят по-настоящему поразительно.

Но тогда использовались обычные зеркала. Сейчас эта технология на порядок совершеннее: она позволяет, например, делать такие вещи, как интерактивные витрины, интерактивные стёкла — примерно так же, как мы видели в фильмах «Особое мнение», где Том Круз водит руками по прозрачному экрану.

Такое уже можно сделать и сейчас — с помощью одновременного использования и голографической, и интерактивной плёнки. То есть интерактивные видеостены видели уже почти все. Недавно в новостях проходило, что «Хард-рок кафе» в Лас-Вегасе сделали такую видеостену. Это обычная, непрозрачная стена, она полностью интерактивная.

А вот прозрачную стену — это не каждый делает. Однако с помощью голографических технологий это возможно. Есть, конечно, свои трудности, но мы здесь как раз для того, чтобы с этими трудностями справляться.

Мир 3D: — Существуют ли какие-нибудь конкретные реализации голографических технологий в России?

Владимир Олейнич: — Конечно. На данный момент наши партнёры делают целый ряд «концертных» проектов. Голография используется в основном на концертах, выступлениях и разного рода презентациях — не повсеместно, но используется. Технологии эти достаточно дороги, и это как раз главная причина, почему они в Росиию завозятся с тем, чтобы разворачивать производство прямо здесь.

Мир 3D: — Производство в России?

Владимир Олейнич: — Да, по западным лицензиям, прямо этой осенью мы, я надеюсь, уже начнём производить эти конструкции. Мы сами будем их разрабатывать и производить.

Примером могут служить «holocubes», которые сейчас стоят в Домодедово. Это, в принципе, является уже законченным продуктом. Массовое производство вот этих голографических кубиков — это законченное дизайнерское решение. Они изящно выглядят, их просто запускать — вставляешь флэшку, жмёшь кнопку «On» и всё, эта штука работает. В этом смысле holocube действительно крайне удобен и крайне полезен в коммерческом использовании. Но мы должны понимать, что когда картинка 19 дюймов по диагонали — это одно. А когда картинка — 4x6 метров, и всё происходит на большой сцене, — это совсем другое.

голография

Мир 3D: — Кстати, по поводу размеров. У Musion как раз примерно таков максимальный размер инсталляции. А у вас?

Владимир Олейнич: — В принципе, предельный размер ограничен только окружающим пространством. Плёнку можно сделать и куда больших размеров, нежели 4x6 м, но это создаёт ряд дополнительных трудностей. Помимо самой плёнки есть ещё и определённая игра света и тени. Вся конструкция устанавливается таким особым образом, что тот «объём», который мы видим, создаётся за счёт затенённости одних участков, и осветлённости других. Если тот же «holocube» мы подсветили сзади, то эффект «объёмности» сразу пропал бы. А здесь оно практически внутри куба находится, так что хочется его потрогать.

Так или иначе, голографические технологии у нас — у нашей компании - появились относительно недавно, так что мы пока что в процессе их изучения. Как я уже сказал, надеемся, что этой осенью сможем запустить производство. Сейчас же мы только осторожненько используем эти технологии в каких-то своих специальных проектах, в том числе — в Домодедово, Art New Vision («Искусство: Новый Взгляд»).

Мир 3D: — Вернёмся к стереомониторам. Как известно, Philips от этого дела отстранился. Насколько Вы считаете перспективным само направление автостереомониторов, учитывая их нынешние технологические ограничения?

Владимир Олейнич: — Очень сложный вопрос, скажу честно. У меня есть подозрения, что Philips, собственно, закрыл это направление, поскольку изначально рассчитывал, что эти мониторы будут восприняты на массовом рынке, и что такие дисплеи будут стоять у каждого дома — рано или поздно. Не знаю, кризис ли заставил их подумать по-другому или статистические данные, которые они получили за несколько лет своего существования, но действительно эта технология, в виду ряда своих ограничений, причём ограничений достаточно серьёзных, без возможности конвертации изображений в стереоформат в режиме реального времени, она не пользуется никакой популярностью, спрос у массового потребителя — нулевой. Поэтому эта технология до сих пор, если не будет никаких глобальных качественных изменений, остаётся прерогативой профессионалов, работающих в коммерческом поле.

Конечно, есть люди, которые и у нас покупают эти мониторы к себе в гостиную. Однако для частных пользователей я не вижу иного применения этих мониторов, кроме как использование для 3D-игр.

Это направление видится достаточно перспективным именно с точки зрения развлечений. Всё остальное — это только и исключительно технологии для коммерческого использования.

Кстати, Philips как раз тем и отличался от других производителей, что в их мониторы был встроен специальный чип, который в автоматическом режиме преобразовывал игровую графику или видео с уже просчитанным Z-буфером, в стереоизображение в режиме реального времени.

Мир 3D: — Ну, вот, например, Nvidia только что выпустила свой комплект из 120-Гц монитора и затворных очков для домашнего использования.

Владимир Олейнич: — Совершенно верно. Это очень интересное направление. И мы видим сейчас, что и Sony, и Samsung, и Mitsubishi выпустили сейчас мониторы, которые позиционируются как раз как стереоскопические, предназначенные для просмотра со стереоочками. В принципе, если такие мейджоры направили рынок в такое русло, то стоит ожидать всплеск интереса к стерео-, не автостереоскопическим, а именно стереомониторам. Почему? Просто потому, что сейчас с каждым днём становится всё проще и проще создавать «стереопару» и переводить её в стереоформат.

Ну, и потом, сделаю достаточно серьёзное заявление. За последние несколько месяцев мы сделали некоторый небольшой прорыв; мы провели определённые исследования, и теперь с помощью наших наработок, мы можем с огромной скоростью переводить 2D-изображение в стереоформат. Именно в формат для очков. Почти в реальном времени.

Думаю, мы одни из первых в мире, кто может это делать. В России — так точно. В принципе, любой фильм наши специалисты могут за две недели перевести в стереоформат.

Мир 3D: — То есть какое-то время на это всё-таки уходит?

Владимир Олейнич: — Безусловно. Это не одно нажатие кнопки: тут потребуются и ресурсные мощности, и аппаратные, и программные решения, и действия специалистов. Конечно, это всё требует времени. Но по сравнению с существующими сейчас на рынке предложениями — те же самые китайцы, дай им Бог здоровья, делают это за 4-6 месяцев. Причём работают над этим сотня-другая человек.

Стереотехнологии набирают обороты, уже до конца года, по моим данным, в России будет около 140-160 цифровых кинотеатров, позволяющих просматривать фильмы в стереоочках, — а в мире их всего 5-6 тысяч.

Всё это даёт довольно серьёзный толчок рынку. Каждый месяц появляется какая-то 3D-новинка, проводятся стереосъёмки и стереоконвертация. Мы тоже хотим выйти на этот рынок, сейчас у нас ведётся ряд переговоров с производителями русских полнометражных мультфильмов — есть серьёзная взаимная заинтересованность. В частности, сейчас идут переговоры с производителями мультфильма «Белка и Стрелка». Вывод в прокат стереоверсии, конечно, очень интересует российских производителей: это будет первый в мире русский мультик в стереоформате, - достаточно серьёзный информационный повод. Мы готовы в этом посодействовать, тем более, что у нас есть ноу-хау, как это сделать быстро и относительно дёшево.

интерактивные дисплеи

Так что надеюсь, что в ближайшие месяцы можно будет услышать, что мы сделали конвертацию в стереоформат мультфильма, и эта новая редакция вышла на большие экраны.

Моё мнение таково, что в глобальном масштабе ближайшего будущего, конечно, за стереоскопическими дисплеями — с очками. Nvidia, Sony, Samsung – их продукция рассчитана на очки. Когда гранды выплёскивают свои деньги и свои ресурсы на рынок, конечно же, рынок идёт за ними.

Единственное, что есть большие вопросы насчёт удобства. Для одного геймера это удобно, да. Это интересно выглядит, хотя, конечно, профессиональные геймеры, которые зарабатывают этим на жизнь, часто выставляют качество графики на минимум.

Чисто с точки зрения entertainment'а это может пойти, но опять же, насколько это станет массовым явлением? Этого никто не может сказать определённо. Всё-таки очки — это неудобно. Никакая технология, связанная с использованием очков, ни анаглифная, ни поляризационная, ни затворная, - ни одна не является безупречной. У всех находятся свои минусы, и довольно серьёзные. В принципе это скорее однопользовательская система.

Время покажет. Одно могу сказать: за автостереоскопическими технологиями в том виде, в котором они есть сейчас, будущего нет. Может, это слишком категоричное заявление, но в принципе я вижу это таким образом.

Мы компания, которая не зацикливается на какой-то одной технологии. Мы стараемся искать новинки как таковые. Новинки в визуальных технологиях. Поэтому мы занимаемся и 3D, и голограммами и интерактивом. Зацикливаться на одной технологии не стоит, потому что мы не Philips, не Sony и не Samsung, наша компания не настолько большая, чтобы создать рынок. А его нужно как раз именно создавать и подогревать к нему интерес.

Мир 3D: — Вы упомянули, что у вас планируется ещё один «музейный проект», связанный с 3D и голограммами. Расскажите о них поподробнее, пожалуйста.

Владимир Олейнич: — Да, мы сейчас ведём переговоры с рядом музеев, но это не искусствоведческие музеи, а, скажем так, корпоративные коммерческие. Есть ряд крупных компаний, в том числе государственных, которые в качестве внутренних пиар-проектов создают музеи. Такие музеи есть у нефтяных компаний, газовых компаний, и они позиционируются как музеи высоких технологий в той или иной отрасли.

Сейчас мы ведём ряд переговоров с этими компаниями с тем, чтобы использовать наши технологии в их проектах. До сих пор эти высокотехнологические музеи, несмотря на то, что они действительно интересны, с визуальной точки зрения выглядели довольно отстало, да простят меня мои коллеги.

Мы хотим развить это направление достаточно серьёзно: в западных музеях подобные вещи давно уже используются — и голографические, и интерактивные технологии. Поэтому понятен интерес Третьяковки. Хотя все мои партнёры, которые знают об этом проекте, очень удивляются, как нам удалось сдвинуть такую консервативную махину, - и я сам удивляюсь, когда слышу это, потому что найти общий язык нам удалось очень быстро. Мы качественно, мне кажется, сработали и сделали вот такой интересный проект.

Мир 3D: — Они про себя говорят, что они как раз хотят быть новаторами в своей области.

Владимир Олейнич: — Да, это сейчас у них такой новый курс, и на самом деле это очень радостная тенденция. Третьяковка действительно сможет задать некий тренд, за ними, быть может, потянутся другие музеи, государство обратит на это внимание, и тогда мы сможем сдвинуть этот «стереотипный камень», что, мол, музей — это нечто такое тяжеловесное, это хранительницы в очках, которые говорят «руками не трогать». Надеюсь, мы это изменим, и музей станет не только хранилищем знаний, но и эффектным, и значит, эффективным способом передачи знаний всем, подрастающему поколению в том числе.

Мир 3D: — С Политехническим музеем не пробовали работать?

Владимир Олейнич: — Хороший вопрос. Сейчас ходят такие слухи, что Политех сейчас активизировался и пытается проводить серьёзную модернизацию. Честно говоря, мы с ними пока ещё не общались по этому вопросу. Но, надеюсь, в скором времени мы эту оплошность исправим и обязательно выйдем с ними на контакт, потому что, конечно, нам есть, что им предложить. В первую очередь, наши знания и умения.

виртуальная реальность
Pepper's Ghost - один из "классических" методов голографической проекции.

Есть в России команды, которые работали и с автостереоскопическими дисплеями, и с голограммами, и с интерактивом. Тот опыт, который есть у нас, оставляет позади всех. Просто у нас есть специалисты, которые, на протяжении последних пяти лет, с тех пор, как только автостереоскопическая технология была завезена в Россию, работают только с ней. Это узкие специалисты, которые работают только с этой технологией. Они же, впрочем, с лёгкостью справляются с голографическими технологиями, поскольку это почти одно и то же. Во всяком случае, правила одни и те же. Сейчас стереотехнологии, быть может, уже и пятьдесят лет, ещё советские учёные в 60-е годы начали над ней работать, по-прежнему нет сложившихся норм жанра, с точки зрения операторской работы, по раскадровке, по пролётам камеры. Этот объём знаний ещё не накоплен. Если о съёмках обычного фильма, об операторской работе уже написаны талмуды, то о постановке кадра в 3D-фильмах нет не только талмудов, но даже и тоненькие тетрадочки придётся долго искать. Там совершенно другие ракурсы камеры смотрятся эффектно, совершенно другие положения объекта.

Например, если в 2D-фильме показывается, как человек бросает копьё, то выгоднее смотрится вид сбоку, а в стереофильме куда зрелищнее будет смотреться, если копьё летит как будто прямо в зрителя. Это совершенно банальные вещи, но вот таких подводных камней везде хватает.

С опытом приходит понимание и накапливаются нужные знания. Но новый игрок на рынке стереоскопии или автостереоскопии сталкивается с огромным количеством трудностей, потому что привычные для него приёмы в 3D не работают, или работают, но не так эффектно.

Мир 3D: — Не пытались ли Вы работать с российским кинопромом? - помимо производителей анимационных фильмов?

Владимир Олейнич: — Это направление, которое мы только что начали развивать. Мы надеемся, что какие-то договорённости сейчас появятся. Просто российский рынок — он достаточно узок. В начале этого года в России было только 30 цифровых 3D-кинотеатров. Таких как iMax – и вовсе два.

Но до конца осени цифровых кинотеатров должно стать штук сто, дальше — неизвестно, но надеюсь, их будет больше. Потому что тогда это даст толчок российскому кинопрому. Сейчас весь прокат стереофильмов рассчитан на Запад: там всё-таки пять тысяч кинотеатров. Пять тысяч и сто — это всё-таки две большие разницы.

Мир 3D: — Спасибо большое!

интервью
Комментарии  (обсудить на форуме)
Господа, не путайте голографию с проекционными и стереоскопическими технологиями. "В основе любой голографической технологии лежит использование плёнки, а также различные варианты конструкций, использующих эту плёнку" - слова Владимира Олейнича, говорящие о том, что он в принципе не понимает, что такое голография и голограмма, хотя даже в Википедии можно об этом прочитать.

"В принципе, любой фильм наши специалисты могут за две недели перевести в стереоформат." дальше можно не читать.

Разделы:
Рубрики:
Популярное: