Борис Луцюк


Мир 3D: Если посмотреть западную рекламу, она, похоже, пронизана 3D повсеместно. Как в России с этим дело обстоит?

Борис Луцюк: — Ну, если вы не видите компьютерную графику, то это не значит, что её нет. Главное, понимать, что подразумевается под компьютерной графикой. Это могут быть и титры какие-нибудь, это могут быть и адаптации.

Мир 3D: Насколько часто доводится заниматься визуализацией рекламируемых предметов?

Борис Луцюк: — Очень часто. Очень. Все эти Pantene'ы, Calve, Nuts'ы — как правило, это всё делается так, ну или доводится в порядке пост-продакшна.

Мир 3D: Что из себя представляет процесс доводки?

Борис Луцюк: — Ну, вот, например, клиента всё устраивало на площадке, а потом говорит: «А вот тут на нашей банке какой-то блик странный, давайте его уберём» — или добавим какой-то ещё. Или вот, например, на момент съёмки продукт ещё не был завезён в Россию, а надо было снимать. Поэтому сняли другой — со старой этикеткой, и поменять потом на пост-продакшне этикетку.

Мир 3D: Визуализацией абстракций часто приходится заниматься?

Борис Луцюк: — Всё зависит от концептуальной идеи — рекламного агентства или режиссёра. Если такая «абстрактная» дизайнерская идея есть, то она реализуется без вопросов: у нас есть достаточно сильные дизайнеры, которым можно поставить соответствующую задачу, и они её воплотят.

Мир 3D: Конкретные примеры из того, что крутится на телевидении сейчас, можно привести?

Борис Луцюк: — Nuts, «Доширак», Calve, Volvo... Всякие памперсы Libero и прочие, — огромное количество. Я, на самом деле, не держу уже в голове, что где, это работа такая: она как пришла, так и ушла, так что все эти ролики уже давно слились в один такой проходящий поезд. Есть только некоторые работы, которые самому особенно понравились.

Мир 3D: Сколько времени примерно уходит на производство одного ролика, в котором активно применяется CG?

Борис Луцюк: — Опять же, всё зависит от задачи. Если надо поменять какие-то титры, уходит день. Если надо сделать какую-то сложную замену с чисткой, с clean-up'ом, с перерисовками, может и до недели доходить. Некоторые ролики мы делали и по два, и по три месяца, а некоторые по один-два дня. Это такое «штучно-поточное» производство.

Мир 3D: На Ваш взгляд, что сейчас дешевле сделать, попытаться снять всё целиком натурой или нарисовать в 3D?

Борис Луцюк: — Я сторонник того, что если можно снять, то лучше снять. Потому что всё равно компьютерная графика видна даже невооружённым глазом. Опытный человек всегда её разглядит сразу же.

Мир 3D: Ну, реклама, в сущности, ориентирована не столько на специалистов, а на консьюмеров у телевизора.

Борис Луцюк: — Ну, есть ведь и какое-то внутреннее удовлетворение проделанной работой, верно?.. Во всяком случае дешевле оказывается снять рекламу, нежели прибегать к компьютерной графике.

Мир 3D: Если не секрет, какой в среднем бюджет у одного ролика?

Борис Луцюк: — Вас какой бюджет интересует? Общий или тот, что мы выставляем агентству по CG?

Мир 3D: Второе.

Борис Луцюк: — Сложно сказать, всё же зависит от многих факторов. Я могу назвать некоторую вилку. Если мы говорим о крупнобюджетных работах, то это может быть от 25 тысяч долларов, как, например, за ту же Bon Aqua — это была адаптация, но очень тяжёлая, мы очень многое переделывали, — до, где-то, 200 тысяч.

Мир 3D: В начале 2000-х годов ходили разговоры о том, что на телевидении расценки на рекламу были откровенно демпинговыми. Как дело обстоит сейчас?

Борис Луцюк: Могу сказать, что в России стоимость производства зачастую даже выше, чем, скажем, в Англии или в США.

Мир 3D: С чем это связано?

Борис Луцюк: — Да зажрались. Надо называть вещи своими именами. Зажрались, натурально. Когда дизайнерам — я не говорю про тех, кто у нас работает, но вообще — предлагаешь: вот, дескать, есть такая-то работа, за месяц того-то заплатят, условно, 4 тысячи долларов. «Нет, ну что ты! Не менее восьми». Простите, в честь чего? Народ зажрался. Натурально зажрался. И вот кризис, который сейчас вырисовывается, уже привёл к тому, что закрываются студии, закрываются агентства. И очень многие уже снизили свою планку по расценкам.

Мир 3D: Ваш прогноз по кризису, коль скоро тема нынче модная?..

Борис Луцюк: — Полтора-два года.

Мир 3D: Насколько крепко долбанёт, по-Вашему? И — сейчас начало, или уже пик?

Борис Луцюк: — Уже долбанул. И это только начало. Всё только начинается, всё самое интересное — впереди. Правда. Сейчас вообще нельзя предугадать, что будет завтра-послезавтра. Совершенно стабильные конторы сокращают персонал до 75%. В том числе, филиалы западных компаний — вообще только в путь, как говорится. Я не буду их называть, все и так в курсе. Вообще, объективно говоря, это законы бизнеса. Компьютерная графика — это всё равно, что изготовление автомобилей, или добыча нефти, или лёгкая какая-то промышленность; это — бизнес. Это обычный бизнес, ремесло, как продавать книги или покупать картошку и продавать потом пюре. Соответственно, если сокращаются объёмы заказов и снижается спрос на продукцию — сейчас заказчики сами считают деньги и не хотят ничего делать прямо сейчас, ни кино, ни рекламу, — соответственно, «заводы» начинают простаивать. Но они-то простаивают, а вот накладные расходы — электричество, аренда, заработные платы, страховки и прочее, — их никто не отменял. Поэтому, чтобы выжить, компании идут на сокращения. Это обычные законы бизнеса, поэтому обижаться тут не стоит. Сейчас всё только начинается.

Вот, например, на 75% сокращено производство на крупнейшей киностудии России. И это по запланированным, сбюджетированным проектам. Проекты заморожены, закрыты. Люди — выпущены «в чисто поле». А там — в кино — компьютерная графика тоже присутствует. Однако из крупнейших студий, которая специализируется на компьютерной графике — не буду её называть, — из сорока человек отправили в неоплачиваемые отпуска тридцать.

Мир 3D: Может ли это означать, что рекламный рынок в России прикажет долго жить?

Борис Луцюк: — Нет. Нет, конечно. 1998-го года не будет в любом случае. А если он в 98-м выжил, то сейчас-то что ему сделается. Другое дело, что при достаточно неплохих мозгах и возможностях этим мозги применять в деле, очень многие подожмут и подгребут под себя большие пласты рынка.

Мир 3D: Передел?

Борис Луцюк: — Да. Будет передел собственности, — ничего такого. Ну, и передел сфер влияния.

Мир 3D: На Ваш взгляд, как в России сейчас обстоят дела с мозгами и руками у тех, кто занимается графикой?

Борис Луцюк: — Сложно. Потому что обычно все хорошие мозги и руки уже трудоустроены. А нехорошие — не нужны. Как и в любом бизнесе: чернорабочих — километры. А специалистов... Это вот как у Шнура [гр. «Ленинград»]: «Заводы стоят, одни гитаристы в стране, ...» Мне приходят километры резюме. Спрашиваю: что вы умеете делать? — Умею моделить. — Слушайте, у нас моделлеров — как листьев опавших в лесу. А мне не нужны моделлеры. Мне нужны программисты на Perl, мне нужны высококачественные композеры, я готов за это платить деньги. Нормальные деньги, адекватные рынку. Не могу сказать, что они там запредельные какие-то, но в то же время заработная плата в районе 5 тысяч долларов в месяц для специалиста уровня выше среднего — это неплохие деньги, особенно с учётом того, что, помимо заработной платы туда идут и всяческие положенные по законодательству бонусы. А нет таких специалистов. Они трудоустроены уже давно. При этом народ не хочет учиться. Думают, что вот — я поставлю себе 3DS Max на компьютер дома; о! Я умею рисовать шарик! Отлично! Я в V-Ray знаю кнопку Render. Ура! Отличный, прекрасный шарик, он прекрасно освещён, с тенями, с мягкими. Global Illumination — всё, я выучил эти слова! Я готов зарабатывать все деньги мира. И вот он начинает рассылать резюме своё, портфолио из одного этого шарика. На самом деле, я даже сейчас не пошутил. Всё так и обстоит на самом деле. Например, нужен аниматор. Ищешь — на одном известном ресурсе находишь, вот аниматор, опыт работы такой-то, примеры работ... Смотреть на это без слёз нельзя. А когда смотришь на портфолио человека, который в одной из школ компьютерной графики преподаёт анимацию. Смотришь на эту «анимацию», и понимаешь, что у нас как не было «Пиксара», так его и не будет! — если у нас такие люди будут и дальше преподавать. Не буду никого называть, но... Не надо. Не надо такого преподавания. Я лучше соберу денег и отправлю своих людей поучиться в Лос-Анджелес, если в этом будет необходимость. Побывав на SIGGRAPH'e, посмотрев, как это всё делается в разных студиях, я понял, что да — если потребуется, отправлю без проблем, благо справки уже наводил. Не важно, в Лос-Анжелес, в Нью-Йорк... В Канаду... Есть прекрасные образовательные центры при том же Universal Pictures, при PDI — при крупных студиях есть обучающие центры. Опять же, есть университеты, которые дают тематическое образование, например Academy of Art College в Сан-Франциско, несколько крупнейших заведений подобного рода в Канаде. У нас такого нет пока. Есть несколько действительно хороших спецов, которые умеют учить — умеют именно учить. Тот же самый Серёжа Цыпцын, например, поклон ему от земли и до небес. Есть ещё несколько людей... Но в основной своей массе всё как-то...

Вот у меня сейчас работают, из 15 человек — три человека преподают в одной из школ компьютерной графики, с некоторой периодичностью читают там лекции.

Мир 3D: Буквально на прошлой неделе довелось общаться с президентом одной из крупнейших компаний, которая занимается компьютерной графикой. Он сказал, в частности, что в принципе, на рынке есть люди, обладающие приличным профессиональным уровнем, и их даже много, причём в немалой степени благодаря пиратскому софту, проникшему везде и всюду. На Ваш взгляд, действительно ли это пошло на пользу рынку?

Борис Луцюк: — Нет, это отвратительно. Это действительно отвратительно. Я не буду пытаться строить из себя ни циника, ни ханжу, я сам тоже начинал с пиратского софта. Сейчас по продукции Autodesk я прикрыт полностью.

Мир 3D: Ну, речь не вполне об этом...

Борис Луцюк: — Да, я понимаю... Ответ будет, скажем так, слишком «с корнями». Я занялся этим из любопытства. Был скачан пакет 3D Studio ещё первой версии (1992 год, как сейчас помню). И дальше уже сам разбирался, без хелпа, без книжек, без ничего. Какие-то базовые знания английского языка позволили разобраться с меню, интуитивно и т.д. На данный же момент программное обеспечение для изоготовления какого-то CG-контента, оно уже настолько сложное — причём не для понимания, а по своим функциям, по своему инструментарию, сложное в том плане, что только для его изучения нужно уже обладать какими-то базовыми знаниями, чтобы просто попытаться изучить его глубоко. А специалистом без глубокого изучения стать невозможно.

При этом большинство людей у нас — это просто «нахватавшиеся». Да, кто-то там туториалы почитал, кто-то help, — но никто его не читает так, как это необходимо делать. Да, вот прочитали, узнали, как работает та или иная функция, всё, отлично, запомнили. А то, что помимо этой функции надо знать, как работают ещё и многие другие, и что они позволяют делать в комбинации — если там то-то помножить на то-то, поделить на сё-то и ещё ввести какую-то зависимость, то получится вообще уникальный результат... Вот таких людей, которые знают всё это, глубоких профессионалов сейчас очень мало, и они очень ценны. Их процент относительно тех, кто занимался 3D-графикой и раньше, в 1990-е годы, которым это было просто прикольно, сейчас очень сильно снизился. И если посмотреть, то сейчас все специалисты, которые есть на рынке, — это люди, которым уже тридцать и выше.

Мир 3D: Те, кто начинал с DOS'овских версий 3D-Studio...

Борис Луцюк: — Да, именно. Я не спорю, молодых тоже очень много, и среди них есть гении, реальные гении, но опять же, их процент очень невелик.

Мир 3D: На Ваш взгляд, если человек твёрдо решил, так сказать, сделаться специалистов по 3D, с чего ему сейчас надо начинать?

Борис Луцюк: — Задуматься, чем бы другим заняться (смеётся). Вообще, чтобы начать, надо понять сперва, что ты хочешь делать, чем хочешь заниматься. Людей, которые занимаются моделлингом, — их дофига. Их даже слишком дофига. А на самом деле специализаций сейчас — огромное количество. Это и matte-painting, и динамика, и системы частиц, и персонажная анимация, и скиннинг, и композитинг, и color-grade. Человеку надо решить, для чего это всё вообще. Чего он хочет? Что он хочет реализовать? Он хочет этим заниматься как профессиональной деятельностью, или just for fun? Если определился, то скоро придётся определяться и дальше.

Скажем, как было в советское время? после восьмого класса — в ПТУ. Кем хочешь быть? — Токарем. — Отлично! Я сам мечтал быть токарем, не поверите. Я на полном серьёзе представлял себя в очках, в халате, как я у станка из заготовки вытачиваю деталь. А потом, когда дошло дело до такой работы на уроках труда, я как-то понял, что это — ну не прикольно. Я понял, что это было всё just for fun. Да, когда-то я думал, что я стану токарем, таким вот профессионалом, меня повесят на доску почёта и вообще я буду молодец. А получилось всё иначе. И вообще я стал не токарем, и вообще я стал тренером в итоге. А компьютерной графикой начал заниматься Just for fun. Поначалу это было просто хобби. Да, прикольно сделать шарик. Он прыгает. Я могу вокруг него полетать с какой-то виртуальной камере. А потом я осознал, что на этом можно ещё и деньги зарабатывать, и стал изучать всё более конкретно. И это перешло уже в профессиональную сферу.

Вот когда человек определит для себя, для чего это ему нужно, тогда уже станет понятно, куда двигаться дальше. Я не буду советовать «поставьте себе, мол, программный продукт, перечитайте все учебники, весь хелп, выучите назубок, а потом расскажите родителям, сдайте зачёт, а потом пойдите в какую-то школу, вас там научат всему». Нет, сначала определитесь, зачем вам это всё надо. Анимировать мёртвых человечков? Для чего? Хотите зарабатывать деньги на этом? Отлично! Тогда вам прямая дорога во ВГИК или в те же наши школы, которым учат каким-то направлениям компьютерной графики. Опять же, что вы хотите делать? Если мёртвых человечков, то занимайтесь анимацией. Если хотите из чёрно-белой фотографии Ленина сделать цветную фотографию Мадонны и Гая Ричи, тогда занимайтесь фотошопом и композитингом. Где-то вот так.

Мир 3D: Большое спасибо за интервью!

cg в рекламе
Комментарии  (обсудить на форуме)
Знаю я этого чмыря мля.... 3дшник нах опомнись , всю жизнь в АЕ работаешь 3д так и неумеешь делать

Вы его может и знаете, а мы вот Вас - нет. Чтобы такое писать надо вначале представиться!

Разделы:
Рубрики:
Популярное: