Александр Корабельников


Мир 3D. — Первый вопрос: расскажите, пожалуйста, немного о компании.

Александр Корабельников. — Компания Bigfoot существует как самостоятельная фирма уже около пяти лет. Это так называемая продакшн-компания, т.е. мы занимаемся и непосредственно организацией производства и производством рекламной и видеопродукции, презентационных фильмов, участвуем в производстве игровых фильмов. Ну и, соответственно, есть у нас подразделение, которое занимается пост-продакшном, — это всевозможная компьютерная графика, это свои средства озвучивания — невеликие, мы не позиционируемся как звукозаписывающая студия, но для своих целей и для целей наших клиентов — пожалуйста, у нас свои озвучание, своя монтажка, всё это мы делаем.



Мир 3D. — По Вашей оценке, насколько сейчас компьютерная графика в рекламе вообще востребована?

Александр Корабельников. — Практически везде, так или иначе. Сложно говорить просто о компьютерной графике — сейчас весь процесс идёт «через компьютер».

Мир 3D. — Речь идёт на самом деле о визуализации — т.е. о применении CG-образов, а не только титрах, монтаже и т.д.

Александр Корабельников. — Дело в том, что здесь сложно разграничить. Можно поставить какую-то стенку: вот это, например, хоть и делается на компьютере, не является графикой, но на самом деле, эта стенка очень быстро разрушится. Компьютеры используются везде, начиная со съёмочного процесса — для превизуализации, когда нужно сделать аниматик, сделать какой-то превиз, посмотреть, как это должно сниматься, как пойдёт камера, куда надо какие-то объекты расставлять, и так далее. На съёмочной площадке тоже какие-то вещи быстро можно посмотреть, часто люди просто сидят и что-то монтируют, что-то надо проклеить, что-то подставить, дальше уже идёт пост-продакшн. Т.е. всё, что связано с работой над продуктом — роликом или фильмом — после съёмок — это по сути пост-продакшн.

Мир 3D. — Кем обычно задаётся общая концепция ролика?

Александр Корабельников. — Всё зависит от того, откуда этот проект пришёл. Как правило, мы работаем с агентствами, и творческая часть, по крайней мере, на ранних этапах, - это их прерогатива. Нам даётся какой-то сюжет, иногда какая-то их раскадровка и мы по этой раскадровке работу делаем. В процессе, естественно, приходится самим что-то придумывать, и агентства часто идут навстречу: они рады, когда им что-то предлагают, может быть что-то даже идёт вразрез с их первоначальной идеей — мы можем предложить, и если они согласны, то все счастливы.

Мир 3D. — Что пользуется у заказчиков большей, так сказать, популярностью — визуализации конкретных образов или абстракции?

Александр Корабельников. — Могу сказать, что чаще всего — практически в любом ролике — есть пэкшот, есть конкретная демо-часть; то есть, нужно показать какой-то конкретный продукт, всё равно без компьютера тут не обходится. Иногда пэкшот приходится выстраивать целиком, иногда — на основе каких-то съёмочных материалов, но это есть практически в любом рекламном ролике. Существует так называемая демо-часть, когда продукт каким-либо образом иллюстрируется, мы показываем не какую-то законченную часть, а что-то в развитии. Классический пример, это — циркуляция воды в пылесосе, работа каких-нибудь бритв очередных, с тремя-четырьмя лезвиями... У клиентов достаточно редко возникает желание сделать что-то «никому не понятное». Это обусловлено тем, что они работают, всё-таки, для конкретных людей. Им нужно, чтобы людям, которые смотрят этот ролик, он понравился и им захотелось что-то купить после этого. Делать что-то совсем абстрактное сложно.

Мир 3D. — Буквально на днях довелось наткнуться на пример — для BMW в Испании сделали ролик, который весь состоит из хаотичного калейдоскопа дорог...

Александр Корабельников. — Я понял, о чём речь. Должен сказать, что это пример не вполне для нашего рынка стандартный. Потому что компания BMW — это очень сильный мейджор, они могут себе позволить делать какие-то сугубо имиджевые вещи. А у нас, насколько я вижу, чаще делаются какие-то более обычные, прямолинейные ролики. Бывают очень хорошие задумки, бывает просто восхитительная реализация, но — я не знаю, по какой причине, возможно, люди просто не привыкли к этому или не хотят заморачиваться, — но показывают какие-то более привычные, обычные вещи. У них — на Западе — с этим чуть попроще, можно иногда рискнуть, сделать какие-то совсем уж «хулиганские» ролики, но, как мне показалось, это и там не носит массового характера. Если взять какой-нибудь американский канал, посмотреть, что там идёт, — в принципе похоже на то, что идёт у нас: всякие «телемагазины» очередные; есть большой разряд «фестивальной» рекламы, в принципе рассчитанной на то, чтобы подкрепить имидж компании.

Мир 3D. — А на российском рынке как обстоят дела с имиджевой рекламой?

Александр Корабельников. — Она есть... Но этим вопросом больше занимаются агентства, продакшн-компания в первую очередь существует, чтобы создать продукт. Нас редко просят что-нибудь самих придумывать... поэтому, кстати, интереснее в кино работать, потому что там с творчеством немного попроще. Там и режиссёру всегда приятно, когда ему что-то подсказывают или предлагают, там есть какая-то свобода... Правда, на одном кино мало кто живёт.

Мир 3D. — У вашей компании сейчас есть какие-то заказы от кинопроизводителей?

Александр Корабельников. — Были и есть, правда, сейчас перед Новым Годом небольшая пауза, а так вот недавно закончили работать над одной картиной, не очень высокобюджетной, но с достаточным количеством графики. Рабочее название - «Россия 513», пойдёт, видимо, под названием «Ночь бойца». Другая картина - «Пятница, 12», там поменьше графики, там в основном, графика монтажного характера, композитинг, элементы дизайна и так далее. Такая достаточно нестандартная картина с забавным «криминально-психологическим» сюжетом, такая немного хулиганская... Насколько я знаю, она даже получила на «Киношоке» какой-то приз. Пока ещё премьеры не было, она не вышла в прокат, но уже была заявлена.

Работали и просто как фрилансеры над разными картинами, например, «Скалолазка», «Дневной дозор», — ну, правда, я думаю, вся Москва и пол-России работало над этим проектом.

Мир 3D. — Возвращаясь к первоначальной теме: что сейчас проще сделать, «нарисовать» какой-то конкретный предмет или визуализировать абстракцию?

Александр Корабельников. — Технологически тут нельзя обозначить каких-то чётких градаций, что проще, что сложнее, всё зависит от технологий. Иногда сидишь и думаешь часами, как сделать ту или иную абстракцию, если вдруг такая задача существует. Копаешься с какими-то там настройками, пробуешь разные методы — смотрел так и так, что-то с чем-то сложил, получилось интересно, необычно, технологически просто, но красиво... Но над этим пришлось подумать. Бывают какие-то вещи, которые надо просто взять и сделать; например, сделать чайник — так, чтобы он был похож на чайник. Это тоже интересно, потому что хочется, чтобы он был симпатичным, но тут с ним нет никаких исканий с волосами дыбом, ничего непонятного, просто сидишь и делаешь его. В общем, сложно сказать, всё очень сильно зависит от конкретной задачи. Всегда по-разному.

Мир 3D. — Скажите, пожалуйста, скольку у вас сейчас людей работает непосредственно в отделе компьютерной графики?

Александр Корабельников. — Порядка пяти человек, плюс есть некоторые внештатные специалисты, которые привлекаются при большой загрузке на дополнительные работы. Как у всех, в общем-то.

Мир 3D. — За последние несколько недель от специалистов довелось слышать диаметрально противоположные мнения: один из них заявил, что хотя бы относительно квалифицированных людей, за счёт распространения, прости господи, пиратского софта, на рынке предостаточно, после чего другой сказал, что в результате просто расплодились дилентанты. На CG Event об этом тоже было сказано немало горьких слов. Ваше мнение?

Александр Корабельников. — У меня ощущение, что и те, и другие правы. Действительно, так уж традиционно сложилось в России, что проблем с доступом к программам никаких нет, люди могут поставить себе всё что угодно и начать в этом копаться. Вопрос — до какого уровня они доходят. Можно копаться, можно изучить интерфейс, знать, на какие кнопки нажимать, но при этом будет отсутствие каких-то общих базовых навыков, которые применимы к любому софту, — например, каким образом достичь определённой картинки, — вот если таких навыков нет, или не развиты, у человека мало опыта, то знание программы ему поможет только до определённого этапа. Потом он просто закопается. Иногда простыми средствами можно достичь лучшего результата, чем используя какой-то сложный, редкий highend-софт. Поэтому правы и те, и другие: предложений - да, много, но грамотных специалистов — меньше, чем хотелось бы. Скажем, мы периодически какие-то резюме смотрим. Есть техничные вещи... Но от сотрудника хочется всё-таки получить не просто знания какого-то пакета, но и умение «выплывать» в какой-то ситуации, самостоятельно решать конкретную задачу. Людей, которые обладают такими навыками, не очень много. И среди тех резюме, которые мы смотрим — не много, два-три в месяц — считанные единицы тех, кто нам мог бы пригодиться.

Мир 3D. — На том же CG Event'е немало говорили про кризис — это всеобщая такая сейчас тема — но при этом выходило, что кризис для отрасли скорее благо, чем наоборот; что сейчас должна, мол, скорректироваться ситуация и с расценками, и даже с клиентурой, и что останутся только те, у кого работают действительно грамотные специалисты. Вы согласны с этим?

Александр Корабельников. — По-моему, это вполне очевидные вещи. В общем-то, да, так обычно и бывает, сложно с этим спорить. Кто-то, наверное, не выплывет, но опять же, тут не всё зависит только от квалификации, тут бизнес достаточно спорный, так что иногда личные отношения между агентством и продакшн-компанией решают больше, чем квалификация. Тут сложно пока сказать, что будет, надо посмотреть, как в 2009 году дело пойдёт.

Мир 3D. — Ваш прогноз по продолжительности кризиса?

Александр Корабельников. — Я не экономист, не возьмусь какие-либо прогнозы делать. Мы пока кризиса не ощутили; мы достаточно плотно работали до последнего времени, сейчас вот некоторая пауза появилась, но пока не ясно, кризис это влияет, или это просто передышка перед Новым Годом, когда все рекламные бюджеты уже закрылись. Это административные и продюсерские вопросы, я ими стараюсь не заниматься.

Мир3D - Как на Ваш взгляд, возможно ли сейчас для какого-нибудь "абстрактного любителя" фактически самостоятельно дойти до более-менее  профессионального уровня (именно, чтобы уметь решать конкретные задачи не просто на уровне тяп-ляп) в сфере 3D-графики, и с чего сейчас такому любителю в принципе следовало бы начинать? (помимо того, чтобы задуматься, чем бы другим заняться).

Александр Корабельников – Конечно можно, но мне кажется, это потребует длительного времени. Чтобы набить руку, набрать опыт. В любом случае, кроме знания конкретных инструментов, важно уметь видеть картинку, понимать, что именно нужно сделать, а не только как. Безусловно поможет художественное образование.

Мир 3D. — Большое спасибо за ответы!

cg в рекламе
Комментарии  (обсудить на форуме)
Надо побыстрее переходить от псевдо-3D к реальному стерео, как это полным ходом происходит в это же кризисное время за кордоном! Посмотрите: уже на на YouTube с подачи Google стали появляться стерео-ролики и графика (анаглифические), т.е. не "чертежное" 3D, а самая настоящая объемность. Чем раньше этим займутся наши студии - тем быстрее выскочат из кризиса

Разделы:
Рубрики:
Популярное: