"Великая война": компьютерная реконструкция нашей Победы


Документальный сериал Великая война, который выходит на Первом канале по понедельникам - несомненно, самый масштабный исторический проект российского телевидения. Фильм "Великая война" студии Babich Design и компании Star Media, снятый по заказу Первого канала - это настоящая энциклопедия Великой Отечественной Войны, памятник доблести солдат и командиров Красной Армии, летопись подвига всего советского народа. О том, как снимался документальный эпос "Великая война" рассказывает Валерий Бабич, продюсер картины и руководитель студии компьютерной графики Babich Design.

"Мир 3D". - Какие работы выполнила студия Babich Design для проекта Первого канала "Великая война"?

Валерий Бабич - Проект "Великая война" произведен совместно студией Babich Design и кинокомпанией Star Media, имеющей большой опыт в работе над художественными фильмами о войне. Поскольку до этого наша студия занималась в основном производством графических проектов, пришлось несколько расширить штат сотрудников и спектр работ. Специально для производства игровых фрагментов проекта "Великая война" была собрана полноценная съемочная группа, которая занималась подбором актеров, костюмов, оружия, военной техники, реквизита, арендой осветительного оборудования, камер, кранов  - в общем, обеспечивала все то, что обычно необходимо полноценному игровому фильму.

"Мир 3D". - Военная техника в "Великой войне" воспроизведена очень тщательно и детально. Вы привлекали специальных консультантов, которые отвечали за историческую достоверность компьютерной реконструкции военных машин?

Валерий Бабич - Еще на этапе обсуждения идеи и концепции фильма, мы уже знали, что написание сценариев мы предложим Артему Драбкину и Алексею Исаеву. Мы знаем этих авторов как профессиональных знатоков военной тематики и изначально хотели работать именно с ними. Тексты сценариев многократно обсуждались и дорабатывались. Главным военно-историческим консультантом на проекте был Золотарев Владимир Антонович - доктор исторических наук, профессор военной истории.

Музыка к фильму написана киевским композитором Борисом Кукобой, с которым мы делаем уже не первый проект, и таланту которого не перестаем удивляться. Запись голосов дикторов и звуковой пост-продакшн выполняла студия Golden Voice, Киев.

Великая война
Кадр из фильма "Великая война". © Студия Babich Design и кинокомпания Star Media

"Мир 3D". - Какими историческими источниками пользовались дизайнеры студии для моделирования военной техники и архитектуры 40-х годов?

Валерий Бабич - Для моделирования техники, элементов фортификации и архитектуры использовались справочники и альбомы по истории Великой Отечественной войны, огромное количество фотографий, и конечно материалы из Интернета. Интернет источник не всегда надежный , поэтому по целому ряду вопросов приходилось обращаться за консультацией к специалистам и нашим авторам.

Для фильма было изготовлено огромное количество моделей танков, самолетов, орудий, огнестрельного оружия и снаряжения. Процесс этот достаточно трудоемкий и затратный по времени. Срок же  производства документального цикла из восьми серий - всего год. Воспроизвести весь парк техники даже одной воюющей стороны за это время практически невозможно. Поэтому иногда приходилось в некоторых сценах использовать уже имеющиеся в наличии модели танков или самолетов, в то время как на описываемом участке фронта могли быть задействованы боевые машины иных модификаций.

За такой короткий срок, действительно, трудно учесть все особенности боевых действий "в данном месте, и в данное время", но по согласованию с авторами и консультантами мы приняли решение - иногда допускать подобные условности, в случае если они не противоречат общей логике повествования и не являются грубыми историческими ошибками. Возможно, нам не удалось избежать некоторых промахов в реконструкции, за что я приношу свои извинения зрителю.

"Мир 3D". - Авторы сценария - известные российские историки Артём Драбкин и Алексей Исаев - принимали участие в работе студии?

Валерий Бабич - Несомненно, без участия и консультации с нашими авторами трудно было бы создать достоверный фильм. К сожалению, из-за дефицита времени мы не всегда имели возможность показать авторам серии фильма до их выхода в эфир, но проясняли у них все вопросы, вызывающие споры или сомнения.

Великая война
Кадр из фильма "Великая война". © Студия Babich Design и кинокомпания Star Media

"Мир 3D". - Сколько всего моделей техники было воссоздано для фильма "Великая война", включая артиллерию, авиацию, флот, транспортные средства?

Валерий Бабич - Это не так просто сосчитать. Около трехсот моделей танков, самолетов, поездов, вагонов, боеприпасов, людей и т.д. Это не считая того, что приходилось дорисовавывать и "домоделивать" в отдельных сценах, где того требовали обстоятельства.

"Мир 3D". - С какими трудностями столкнулись специалисты студии Babich Design при работе над таким масштабным проектом, как "Великая война"?

Валерий Бабич - Трудности самые распространенные. Самая главная трудность была в сложном управлении всем процессом. Повторюсь, что студия Babich Design изначально была студией, производящей, прежде всего графические проекты. Предложенный нами каналу пилот проекта подразумевал, что ВЕСЬ проект будет основан на материалах изготовленных средствами графическими с использованием хроники. Константин Львович Эрнст предложил добавить съемку, включающую игровые сцены, реконструкцию событий. В результате проект, конечно, только выиграл, но студии пришлось полностью перестроить свою работу. Время, отпущенное на производство фильмов, пришлось распределять по-новому, учитывая, что достаточно долго будет проходить процесс подготовки к съемкам и сами съемки. Сроки выхода фильма в эфир сдвинуть было невозможно. 9 мая - есть 9 мая. Пришлось срочно задействовать большее количество сотрудников во всех областях, в том числе администраторов для управления всем процессом - от съемки до монтажа и финальных поправок.

Великая война
Кадр из фильма "Великая война". © Студия Babich Design и кинокомпания Star Media

"Мир 3D". - Судя по количеству выполненных исторических телепроектов, художники и дизайнеры вашей студии имеют огромный опыт в данном направлении. На "Великой войне" применялись какие либо экспериментальные, инновационные технологии и приёмы, или же работа велась по отработанному сценарию?

Валерий Бабич - С одной стороны, сжатые сроки и трудности с организацией требовали, чтобы мы делали то, что уже налажено. Но с другой мы понимали, что делаем незаурядный, новый проект. Использование съемочного материала вносило в производство определенные коррективы.

Следует пояснить некоторые вещи. В игровом фильме о войне (хорошем разумеется) актеров неделями, что называется, "тренируют", специальные консультанты поясняют как обращаться  с оружием, как «вести себя на поле боя» и т.д. В нашем случае  такой возможности не было. Стоял конец весны 2009 года, и нужно было срочно начинать съемку летних сцен. Иначе до весны 2010-го мы бы не успели снять весь необходимый материал для летних, осенне-весенних, а затем и зимних эпизодов.

Подбирать реквизит, оружие, форму, актеров нужно было молниеносно. А кроме того необходимо было искать локации, рыть окопы и т.п. Зачастую у режиссера не было времени на репетиции с актерами. Те актеры, которых мы попробовали на роли солдат, вызвали полное уныние. ОНИ ПРОСТО НЕ ИМЕЛИ ПОНЯТИЯ О ТОМ, КАК ВОЕВАТЬ И СТРЕЛЯТЬ. Поэтому практически во всех сценах снимались члены клубов военной реконструкции "Красная звезда", "Выстрел" и "Честь и слава". Нельзя сказать, чтобы там все было идеально с точки зрения кино, но эти люди умеют обращаться с оружием, бегать на поле боя и ходить в строю. У них полностью соответствующая эпохе военная форма и снаряжение (как у советских, так и у немецких солдат). Мы все время были вынуждены помнить, что снимаем кино не игровое, а историческую реконструкцию. Поэтому эффектных жестов и "падений"  старались избегать, ведь на настоящем поле боя все было гораздо проще и в то же время страшнее, чем в кино.

Великая война
Кадр из фильма "Великая война". © Студия Babich Design и кинокомпания Star Media

С другой стороны кино, пусть и историческое, требует "эффектности". В результате обсуждений мы решили попробовать сделать ряд сцен, которые до сих пор не производили. В каждой серии "Великой войны" зритель может увидеть фрагменты замерших мгновений боевых действий, вокруг которых кружит камера. Это довольно трудоемкие в производстве сцены. В них  сочетаются и съемка и 3D графика. Была даже мысль,  в некоторых сериях  отказаться от подобных сцен из-за сложного и кропотливого производства, которое нужно было осуществлять в сжатые сроки, но в результате,  мы решили выдержать формат  до конца и сохранить этот прием во всех восьми эпизодах фильма. В одних сценах этот визуальный ход поясняет тактику ведения боя (штурмовая группа в сталинградском доме), в других - несет скорее эмоциональную нагрузку (сцены Курской битвы, тонущие машины на Ладожском озере).

Сложности у нас возникали и  при работе с хроникой. Сейчас уже трудно найти документальные кадры, которые не видел зритель. Во всяком случае, ее отбор занял бы много времени, которого у нас совершенно не было. Мы поставили себе иную задачу. Постараться заставить зрителя вглядеться в документальные кадры. Заглянуть внутрь сцены, остановить ее. Для этого пришлось  использовать средства, которыми мы до сих не пользовались - 2D анимацию, работу с фотографиями, и даже их оживление. Ведь обычно в документальном кино чаще используется кинохроника. Думаю, что зрителю в нашем проекте будет интересно увидеть и кадры фотохроники, причем в несколько ином ракурсе.

Великая война
Кадр из фильма "Великая война". © Студия Babich Design и кинокомпания Star Media

"Мир 3D". - Расскажите пожалуйста о творческих планах студии Babich Design? Где можно будет ещё увидеть вашу работу?

Валерий Бабич - В ближайшее время мы планируем начать сразу несколько новых проектов. Пожалуй, самым масштабным должен стать проект о войне 1812 года к 200-летию Бородинского сражения и победы над наполеоновской Францией. У нас уже есть необходимый материал для графических сцен. Сейчас думаем об организации съемок. Объем работы просто гигантский. Еще один проект, на который мы возлагаем большие надежды, это фильм об исследовании Марса и тех литературных  и научных легендах, гипотезах и теориях, которые целые сто лет  поддерживали в умах землян уверенность, что на Марсе есть разумная жизнь. Если проект о 1812 годе очень интересен исторически богатым материалом, то Марс дает возможность вволю фантазировать, и мы бы очень хотели порадовать зрителя настоящей феерией визуальных эффектов.

"Мир 3D". - Большое спасибо за интервью! Желаем Вам и специалистам студии Babich Design творческих успехов!

телевидение
Разделы:
Рубрики:
Популярное: