Данкан Джонс: о себе и о своей "Луне 2112"


Данкан Джонс (Duncan Jones) — 38-летний режиссер-дебютант, у которого в загашнике только один художественный фильм, правда, короткометражный, но зато — тоже фантастический — в июне приезжал в Москву на пресс-конференцию фильма «Луна 2112» (Moon), который участвовал в конкурсной программе «Перспективы» в рамках Московского международного кинофестиваля. На большие экраны в России фильм выйдет 17 сентября.

Данкан Джонс рассказал нам много интересного о себе, своих увлечениях и о своей «Луне».

Данкан Джонс, Duncan Jones, режиссер фильма "Луна 2112" (Moon) Мир 3D: У вас высшее образование по специальности «философия», как вы стали режиссером?

Данкан Джонс:  Ну, со степенью в философии у вас есть на выбор две перспективы: работа учителя философии или жизнь сумасшедшего бомжа, который пристает к людям на улицах, рассказывая им правила устройства мира. Режиссура как-то меня больше привлекает.

M3D: Прежде всего, надо отметить, что ваш фильм очень напоминает классические фильмы прошлого: «Задворки» и «Космическую Одиссею 2001 года», а также «Гаттаку» и «Контакт». Он относится к жанру «твердой» научной фантастики, основанной на реальных фактах. Но с тех пор ничего в этом жанре не снимали, как по-вашему, почему режиссеры перестали делать такие фильмы?

Данкан Джонс:  Да я поклонник именно этого жанра. Я считаю, что этот жанр стал избегать серьезных проблем, перестал задавать философские вопросы. Я не знаю, почему, но сейчас фантастика больше интересуется технологиями, чем вопросами человеческого бытия. Разве что сериал «Звездный крейсер «Галактика» вернулся немного к вопросам философии. Но все остальные фокусируются на попкроне. Я очень надеюсь, что «Луна» - только один из серии фильмов, которые снова вернутся к вопросам человеческого будущего, может быть, повернут их немного иначе, и найдут новые способы исследовать человеческую душу.

M3D: Вы консультировались с космонавтами или учеными в этой области прежде, чем приступить к съемке этого фильма?

Данкан Джонс: Нет. Но я читал книгу Роберта Зубрина «Исследование космоса», в котором он рассказывает о проблемах, которые могут возникнуть у людей при колонизации Солнечной системы, о финансовой составляющей колонизации. И там была глава о Луне и гелиуме-3 в роли возможного топлива, его добыче и использовании, так что сюжет фильма не с потолка взят.

И потом мы показывали фильм в НАСА, причем, они сами предложили. Они начали меня спрашивать, почему база такая бункероподобная, почему она не мобильна. Я им отвечаю, ну не все стоит возить с собой, возможно, мобильная база на Луне и не потребуется. И тут встает какая-то женщина и начинает рассказывать, что она работает над разработкой материала под названием «лунобетон», который будет состоять из реголита и воды из полярных шапок Луны – как раз для строительства. Это было здорово – они начали спорить между собой, я только наблюдал.

M3D: Как работалось с Сэмом Рокуэлом? И что было  самое сложное в работе?

Данкан Джонс: О, мы отлично сработались. Оказалось, что мы любим одни и те же фантастические фильмы, поэтому мы понимали друг друга с полуслова. Самое сложное – не запутаться в Сэмах – идентифицировать одного от другого.  Сэм часто меня спрашивал – почему первый Сэм так сильно отличается от Сэма 2? Мне пришлось объяснять, что первый уже пробыл на станции три года, устал, и хочет домой к семье. А второй Сэм только что проснулся, он считает, что его вахта только начинается, он полон сил и энергии, но он также зол на себя, что подписался на эту работу, которая отрывает его от семьи так надолго. И тут – бац! – он встретил своего клона, а потом выясняется, что он сам клон! Ему приходится с этим как-то жить дальше. Они ненавидят друг друга, потому что это напоминает им, что они оба – клоны. Но они также понимают, что они на одной стороне, что их обоих «кинули», это делает их друзьями.

"Луна 2112", кадр из фильма

M3D: Тема одиночества и изоляции, она близка вам?

Данкан Джонс: Да, очень, я провел три года в Нэшвилле, в колледже, куда я приехал за подругой, но потом мы поругались, а я чувствовал, что не могу бросить колледж только потому, что поругался с подругой. Это было ужасно, но я ничего не хотел бы менять, потому что это сделало меня тем, кем я являюсь.

M3D: Если бы вы встретили второго себя, как вы бы отреагировали?

Данкан Джонс: Это зависит от времени. Пока я был в школе и в колледже, я был очень депрессивен, потому что не очень комфортно ощущал себя в собственной шкуре. У меня не было цели в жизни, и я не знал, что я хочу делать и кем быть. Я был зол на себя и окружающих. Вот если бы я теперешний встретил себя тогдашнего, мне бы пришлось сказать «будь проще, все будет хорошо». Но вообще, это нашло отражение в сюжете, да. Если бы вы встретили себя, видели ли бы вы только недостатки? Отмечали бы вы положительные черты? Как вообще общаться с самим собой? Это был бы интересный эксперимент.

M3D: Ваш фильм слегка напоминает «Космическую одиссею 2001 года», особенно из-за робота Герти, это намеренно сделано?

Данкан Джонс:  Да! Когда я писал сценарий, я специально сделал так, чтобы зритель получил отсылку к «Одиссее» через робота. Зритель сразу думает – это Hal 9000. И я мог просто сделать вид, что я ничего такого не предполагал, или подтолкнуть зрителя к этим мыслям, а потом все перевернуть в конце. Я пошел по второму пути. Зритель сам себя настроит, а потом очень удивится, что это не так.

M3D: Это вы придумали смайлики, которыми общается робот с Сэмом?

Данкан Джонс:  Да, это моя идея. Все вокруг считали, что идея, мягко говоря, не очень хороша. Но ведь мы часто общаемся смайликами сейчас – по SMS или в интернете, я их очень часто использую, чтобы люди лучше понимали, что я имею в виду, ведь написанный текст безэмоционален. А так я даю представление собеседнику о своих эмоциях. Я настоял на смайликах в итоге. Я решил, что эти смайлики – это то, как компания относится к Сэму – он же всего лишь расходный материал, не живой человек. Мне показалось. Что это – способ донести эту идею через видеоряд – немного наплевательское отношение к нему. Поскольку голос Герти не очень эмоционален, он выражает свои эмоции таким образом.

Данкан Джонс, Duncan Jones, режиссер фильма "Луна 2112" (Moon)

M3D: Тема о том, что клонировать человека – это плохо, она основная идея фильма, или вторичная.

Данкан Джонс: Вторичная. Главная идея – это ситуация, в которой оказывается Сэм. Он считает себя человеком и ведет себя как человек, и ему приходится разбираться с самим собой. Компания Lunar Industries – экологически чистая компания и они очень хватаются этим. Но поскольку они – коммерческая компания, им пришлось как-то выкручиваться, чтобы увеличить прибыль. А это значит – уменьшить расходы. Сэм – это уменьшение расходов. Это реалистичный взгляд на вещи, я вовсе не пытаюсь судить их.

M3D: Вы не хотели бы развить эту вселенную дальше?

Данкан Джонс: А мой следующий фильм будет в той же вселенной. Только действие будет происходить на Земле. Если на Луне у нас было одиночество и  изоляция, то на Земле будет наоборот, перенаселение и шум. И Сэм появится в небольшом камео в этом фильме. Так мы увидим, что с ним произошло после его возвращения на Землю.

Потом я сделаю несколько нефантастических фильмов, но планирую вернуться во вселенную «Луны» еще раз и сделать своего рода трилогию.

M3D: Какие еще темы вы хотите развить в своих фантастических фильмах?

Данкан Джонс:  Прежде всего, это идея корпораций и правительства корпораций. Идея о том, что в мире нет больше национальных правительств, но есть правительство корпораций, и есть корпоративные штаты вместо стран по национальному признаку. Не так, как в «Гаттаке», но примерно. Вместо национального патриотизма мы видим корпоративный патриотизм, и так далее. Лучше я не буду рассказывать, а кино сниму!

В завершении беседы мы пожелали Данкану удачи в прокате, а он в ответ нарисовал на мини-постере «Луны» смайлик от Герти рядом со своим автографом.
M3D: У вас в фильме везде нормальная гравитация, а не лунная, почему?

Данкан Джонс: У нас было слишком мало денег, чтобы заморачиваться на гравитации, и это было первое, от чего я отказался. При таком бюджете постоянно приходится делать компромиссы и от чего-то отказываться! Но в НАСА ни у кого не возник этот вопрос, поэтому я решил, что если уж они никак не отреагировали, то все нормально.

M3D: От чего еще пришлось отказаться в плане бюджета?

Данкан Джонс: Да от всего! Мы шли в обратном порядке – сначала смотрели на сумму, а потом решали, что мы можем на нее сделать. Отказались от очень большого количества 3D, потому что это было дорого. Вот от гравитации, например, отказались. Если бы мы стали делать лунную гравитацию в кадре, нам бы пришлось убирать потолок, и вещать Сэма на тросы, но это очень затратно, как в съемке, так и в постобработке. И потом, в НАСА никто не спросил про гравитацию. Раз они «купились» на историю, то земной зритель – тем более не будет думать о таких вещах – это условности кино. Точно такие же, как звездное небо. Дело в том, что там, в космосе, не видно звезд, и камера их тоже не видит. Мы пытались сделать лунное небо без звезд, но картинка казалась нам игрушечной, искусственной, нереалистичной. Мы привыкли видеть звезды в космосе, поэтому нам пришлось делать звездное небо, подстраиваться под условности нашего восприятия.

интервью
Разделы:
Рубрики:
Популярное: