Сергей Алибеков: аниматор, концепт-дизайнер, живописец


Мир 3D. — Расскажите, пожалуйста, о себе.

Сергей Алибеков. — Я родился в 1956-м году и почти всю жизнь прожил в Узбекистане, в г. Фергана. Мое детство прошло в Ферганском драматическом театре, где мама работала художником-бутафором, а художественным руководителем театра был Г. Абдулов — отец Александра Абдулова. В 1972 году поступил в художественное училище на скульптурное отделение в Киргизии, в городе Фрунзе, сейчас это Бишкек - столица Киргизии. После училища учился в Ташкентском театрально-художественном институте, но по состоянию здоровья учебу пришлось оставить. Начал сам заниматься творчеством. За полтора года построил дома, своими руками, печь для обжига - на дровах — и занялся керамикой. Параллельно занимался и живописью.

В процессе работы над мультфильмом "Эхограмма".

Участвовал в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. И в 1983-м году меня пригласили на киностудию «Узбекфильм» – где шла подготовка анимационного фильма по роману Р. Бредбери «Будет ласковый дождь». Работа в качестве художника-постановщика этого мультфильма очень увлекла меня. Теперь наряду с живописью, керамикой я занимался и кино. Вообще для художника не важен раздел изобразительного искусства, важно понимание материала, с которым он работает.

Мир 3D. — А разъясните, пожалуйста, суть работы художника-постановщика в кино и в анимации?

Сергей Алибеков. — Художник-постановщик разрабатывает все визуальные решения фильма. Если режиссёр художественного кино снимает какую-то современную среду, например, нашёл реально существующую комнату-квартиру, которая его целиком устраивает, он может в принципе обойтись и без художника. Другое дело, что без оператора он не обойдется. А вот в анимации - не так важен оператор, как художник-постановщик. В кукольном кино, оператор снимает движения кукол и свет, а в рисованном и в перекладке - там роль оператора сводится к фотографированию тех материалов, которые ему предоставляет художник. Так что художник-постановщик - это глаза, уши и руки режиссёра. Он разрабатывает все персонажи фильма, гамму, цвет, все фоны и так далее...

После мультфильма «Будет ласковый дождь», который получил несколько международных призов, мне дали возможность работать самостоятельно. В 1986-м году я написал свой первый сценарий, а в 1988-м закончил первый мультфильм, где был и режиссёром, и художником-постановщиком. Всего я снял четыре своих режиссерских работы.

 

Когда в 90 годы распался «Союз», у меня несколько прервалась связь с кино, я занимался в основном живописью. Готовил большую персональную выставку, выставлялся, а в 2003 году Джаник Фазиев пригласил меня на постпродакшн «Турецкого Гамбита», где я стал работать художником визуальных эффектов. В «Синематеке», которая занималась компьютерной графикой фильма, работали только супервайзеры- крутые программисты, хорошие трехмерщики, с отличным техническим образованием, в основном Бауманка.

Ну, а потом… Я и раньше подумывал о переезде в Россию, тем более, что прежняя страна- распалась, и с Узбекистаном меня ничего уже особо не связывало. Хотя я там родился и там моя родина, но узбекского языка я не знаю, а без знания языка там делать нечего. Я давно россиянин, гражданство оформил еще в 1995 году. Через год перевез семью, сам остался в Москве, а сыновья живут в Иваново.

Мир 3D. — А с Арманом Яхиным вы познакомились в «Синематеке»?..

Сергей Алибеков. — Да, Арман работал в «Синематеке» супервайзером. «Турецкий Гамбит» стал для нас боевым крещением. Работа над фильмом была нелегкой, но очень плодотворной и интересной. Еще я благодарен Александру Полевому и Никите Аргунову — супервайзерам «Синематеки», который помогали мне. Затем мы вместе работали над 10-серийным фильмом «Гибель Империи», над фильмом «Монгол». Сейчас с Арманом меня связывают не только творческие, но и теплые, дружеские отношения.

Эскиз к фильму "Турецкий Гамбит".

Анимацию я не бросил, начал работу над новым мультфильмом. Почти два года искал под него деньги — надоело. Да тут ещё этот кризис, так что я решил сам начать. Будет трёхчастевый мультфильм минут на 26-30. Нашёл хороший материал — это одно из последних произведений Льва Толстого «Чем люди живы». Это короткий рассказ о том, как сапожник — совсем бедный — находит среди зимы на улице человека, совершенно обнажённого, и берёт его домой. В конце оказывается, что это ангел, наказанный и отправленный узнать, чем и как люди живы.

Хочется показать серьезный, нестилизованный материал, причём в таком специфическом виде — чтобы получилась анимированная живопись; в духе передвижников, в духе Васильева — показать русскую деревню, народные мотивы.

Вообще, что меня раздражает, так это то, что анимация в России превратилась в раздел детской книжки; понятно, что детям это всё действительно нужно, но получилось так, что всё направление превратилось в подвид детской книжки, вся анимация у нас как будто бы детская. Даже «киты» анимации в России, если и берут какие-то серьёзные темы, всё равно — пластика и графика, весь визуальный ряд, на 80% — детская.

Эскиз для фильма "Книга Мастеров".

А между тем, анимация — это вид искусства, и очень серьёзный. Мы же, когда смотрим на графику, не видим только «детские книжки», а тут анимацию превратили именно в «детский» раздел, как вид серьёзного изобразительного искусства она почти не рассматривается.

Поэтому в работе над своим фильмом я хочу перенести в анимацию серьёзную, сложную живопись, и показать психологию человека так, чтобы ещё и сюжет был понятен. Потому что, вот интересно: если человек не видит сюжета, то не хочет воспринимать фильм. Это странно. Ведь, когда человек приходит смотреть картины, ему же не пересказывают сюжет. Он просто воспринимает ритм, цвет...

И, конечно, по-прежнему занимаюсь живописью, сделал недавно персональную выставку в Союзе художников — в Иванове. Наряду с живописными работами выставил несколько больших рисунков из серии «Зимний Суздаль».

Одна из картин серии "Зимний Суздаль".

Переехав в Москву , я узнал здесь новое выражение — «арт-хаус». Я и мои друзья всегда считали, что мы занимаемся просто искусством. А тут, оказывается, есть разделение — коммерческое кино и «арт-хаус». Причём я попал в среду, где это понятие носило ругательный оттенок. Для меня это оказалось проблемой.

Эскиз к будущему мультфильму "Конёк-Горбунок" (проект студии RWS).

Я всегда занимался формотворчеством. Вот «Эхограмма», последний мультфильм, который мы делали из пластилина — работы заняли около двух лет, — это чистое формотворчество. Я там сознательно не делал линейного сюжета.

Мир 3D. — Вернёмся к «Синематеке»: расскажите, пожалуйста, о Вашей работе с ними.

Сергей Алибеков. — Как я уже говорил, графикой там занимались компьютерщики, в основном не обладающие художественным образованием. Поэтому чтоб добиться хорошего результата тратили больше времени. Стало понятно, что художник все таки нужен. Допустим, нужен кадр, которого нет, режиссёр объясняет, чего он хочет, но набросать-то его только художник может.

Где-то полгода я учился работать в Photoshop — было трудно с координацией: смотришь в экран, и одновременно рисуешь правой рукой на планшете, - непривычно. Но научился. Научился делать matte-painting с помощью фотоматериалов и графики...

Эскиз для фильма "1612".

Сейчас, в принципе, так можно любой кадр нарисовать. Кстати, вот беда нашего кинематографа: у нас не используют материальные макеты на переднем плане. На Западе это весьма неплохо практикуется: например, могут поставить макет корабля — он будет втрое меньше реального, но всё-таки достаточно большим; приличные макеты дают ощущение пространства. У нас такого не делают. Видимо, и финансы свою роль играют, и профессионалов не хватает.

Но сейчас и рисуют неплохо; мне вот нравятся фильмы, «нарисованные» целиком — эдакие комиксы, «300 спартанцев», например. Стилистически там всё очень грамотно сделано...

Мир 3D. — ...Наш «Обитаемый Остров». Арман рассказывал, как они город делали.

Сергей Алибеков. — Да, город у Армана хорошо получился — из всего фильма это лучшая компьютерная графика — результат работы хорошего художника и профессиональной команды программистов.

Мир 3D. — По поводу сути работы художника-концептуалиста...Что она из себя представляет и для чего именно это нужно?

Сергей Алибеков. — Кто занимается трёхмерной графикой, понимают, что сделать трёхмерную сцену с персонажем — гигантский труд: надо смоделировать все объекты, подобрать текстуры, свет... Сначала надо найти персонаж - придумать, нарисовать; найти среду, цвет, понять, какие фактуры на нём. Всё это легче же сначала полностью нарисовать на бумаге, чем менять текстуры и смотреть, как что и где смотрится. Художник может всё сразу придумать и нарисовать за неделю, - все фактуры, весь цвет и свет. И вот когда картинка готова, по ней уже проще моделировать. Художник-концептуалист — это тот, кто рисует первые эскизы к тому, что надо будет сделать.

Рабочий концепт для "Книги Мастеров".

Кстати, это тоже больной момент... Когда я работал в кино ещё во времена СССР, в Госкино утверждался сценарий, утверждались и эскизы к фильму, не меньше десятка. Это были метровые картины, изображавшие начало, середину, конец фильма, какие-то объекты. Эскизы утверждались и для анимационных, и для художественных фильмов. Эскиз могли «зарубить», и его пришлось бы перерисовывать. И только после утверждения всех эскизов запускался фильм. Сейчас фильмы запускаются, в основном, без эскизов, поэтому получается винегрет - нет цельной картины. Одна контора делает город, другая — космические корабли, и каждая делает свои эскизы. Режиссёр — причём не художник-постановщик, а именно режиссёр, - туда глянул, сюда глянул... От него передают «пожелания» или какие-то совсем схематичные рисунки...

Эскиз к фильму "Книга Мастеров".

А художник же сразу «видит» образ — это как есть слух у музыканта, так и художник «в голове» сразу видит цвет, тон... Может быстро соединить сочетаемые детали и дальше подбирать уже визуальное решение в целом.

Тот, кто хочет сам заниматься трёхмерной графикой, должен знать хотя бы азы композиции, тона и цвета.

Мир 3D. — Напоследок, Вы не могли бы рассказать немного о «Книге Мастеров»?

Сергей Алибеков. — Я продолжаю работать со студией «Синематека» сейчас как художник-постановщик диснеевского фильма «Книга Мастеров». Сделав за неделю где-то 15-20 концептов и встретившись с режиссером, выяснилось, что я абсолютно попал в его видение фильма. Когда эскизы были готовы, из США приехал продюсер, которому все очень понравилось и все было принято без всяких поправок. Я стал заниматься творческой частью, второй художник Миша Филатов — строительством. Со строительством я связываться не хотел — очень тяжело, да и потом надо быть прорабом и иметь связи: знать места, где какие люди, где закупать материалы — сил на всё не хватит.

Эскиз к фильму "Книга Мастеров".

Натуру мы нашли в Беларуси, в музее деревянного зодчества. Это целая деревня, очень живописная, там построили «Барскую усадьбу», избу Бабы-Яги, часть декораций построили в павильонах Мосфильма.

Эскиз к фильму "Книга Мастеров".

Будем надеяться, что всё будет хорошо. Кино я, правда, пока не видел. Но, по крайней мере, это будет сказка для детей — то, чего не делалось здесь уже много лет. И нету крови.

Мир 3D. — Большое спасибо за интервью!

P.s. Рекомендуем посетить сайт Сергея Алибекова: Alibekov.net.

интервью
Комментарии  (обсудить на форуме)
simplets http://ctivkonscampi.cwahi.net wo-color irramnon lapytxe
tserrare krifflah http://tiotapenri.cwahi.net asciaste
sessuahx http://arlocona.cwahi.net irremitt lantalai
shigeyuk inversai http://lessnobate.cwahi.net iosep
andoni http://recalinkno.cwahi.net irginale lapracar
lambusie veryones http://pephedeno.cwahi.net dropscen
istiensa http://retsobedtoi.cwahi.net dsiereg shigyo
itleides annates http://politocom.cwahi.net kyltymtt
inehelei http://inracsabe.cwahi.net lambenci alydiab syevrag
intsidyl approvia http://theofinili.cwahi.net treelet
isonokse http://blinafaden.cwahi.net simetlak verzehrs
uttebnie amingoes http://hankeygenta.cwahi.net itoukana
voortrad http://epotexga.cwahi.net inerants anapmemm komfoort
all-matu aknaks http://diacrederpa.cwahi.net akalem
iolerais http://unbusifis.cwahi.net setgufeg simoyuza

whittlin http://rottvelyppvi.cwahi.net sharenho instate siarevis
http://retisiber.cwahi.net kroepend http://pajeeberde.cwahi.net angroeit
skapuuna http://halmaiskylun.cwahi.net siarecsi laatutav
http://calarpodi.cwahi.net verweten http://flugtiheartculp.cwahi.net tajalual
kostenri http://hampmenscoco.cwahi.net kumwenu laccorn
itsahsep http://dipstunady.cwahi.net dumpty
http://mydaverna.cwahi.net alstroom kyty{p{n
anuosihs isev{j{t http://simabrouwo.cwahi.net int|ihin
isubisuf http://haubabemet.cwahi.net ankens antivity apterium
http://mejujumou.cwahi.net assifira http://luisougidrext.cwahi.net ajohuan
trepsink http://vatiscamo.cwahi.net kuroko wardapet
atenip http://deathredetab.cwahi.net vorcerez
verwulf http://chromislleadin.cwahi.net skelmien svn2465 lanegotn
http://gorrpesabba.cwahi.net vel-lock http://sivulthecal.cwahi.net irkoista
iodinate http://stitfacpizun.cwahi.net iskeel{k http://ptabardiba.cwahi.net

Разделы:
Рубрики:
Популярное: