CG-образование: вопрос мотивации


На прошедшем CG Event'е  (да простят нас читатели за столь частое его упоминание — но где ещё столько специалистов одновременно соберётся на крупный разговор?) немало горьких слов было сказано о среднем уровне профессионализма в CG/3D-сфере. Общий глас был таков, что огромное количество людей выучили самые основы, а на дальнейшее развитие махнули рукой, поскольку в докризисный период «шальных денег» хватало всем, а о будущем задумываться ни повода, ни желания у большинства не возникало. Поэтому для многих гром грянул неожиданно.

Не выживут, по причинам, в достаточной степени очевидным, те, кто с самого начала подходил к делу стратегически.

Проще говоря, в компаниях с высоким уровнем профессионализма сотрудников шансов уцелеть в кризис много выше — это, в общем-то, аксиома. Хотя шансы — не есть гарантии.

В целом, все специалисты, с которыми за последнее время нам довелось переговорить, рассказывают о своей карьере примерно одни и те же вещи: в начале 90-х им в руки попали первые версии 3D Studio, и они самостоятельно начали изучать этот пакет с нуля, часто методом тыка.

Сейчас это руководители и супервайзеры в студиях постпродакшна, занимающихся проектами уровня «Особо опасен» и «Обитаемый остров». Люди, которые, оценивая положение дел в отрасли, вполне обоснованно и с полным правом говорят то же, что заявил в интервью «Миру 3D» Борис Луцюк, глава департамента CG и анимации DTV-MA Production House:

Когда дизайнерам... предлагаешь: вот, дескать, есть такая-то работа, за месяц того-то заплатят, условно, 4 тысячи долларов. «Нет, ну что ты! Не менее восьми». Простите, в честь чего? Народ зажрался. Натурально зажрался.

Излишне вольготные условия «экономического подъёма» более чем располагали к тому, чтобы сложилась такая ситуация. И лишь немногие, как уже становится очевидно, предвидели, что незадача рано или поздно случится, и к ней надо бы подготовиться.

Иначе говоря, сделать всё, чтобы повысить собственный профессиональный уровень. Встаёт вопрос, где и как? Если посмотреть профессиональные биографии нынешних корифеев, бэкграунд у них у всех очень разный, но в большинстве случаев имеющий минимальное отношение к CG, а обычно — и вовсе никакого.

Сейчас уже нельзя сказать, что учиться «компьютерной графике» негде, однако констатация специалистами того факта, что среднестатистический профессиональный уровень на рынке CG находится где-то между «низкий» и «посредственный», вызывает вопросы к уровню и самих преподавателей.

Вот, что по этому поводу говорил Борис Луцюк:

...Смотришь на портфолио человека, который в одной из школ компьютерной графики преподаёт анимацию. Смотришь на эту «анимацию», и понимаешь, что у нас как не было «Пиксара», так его и не будет! — если у нас такие люди будут и дальше преподавать. Не буду никого называть, но... Не надо. Не надо такого преподавания. Я лучше соберу денег и отправлю своих людей поучиться в Лос-Анджелес, если в этом будет необходимость. Побывав на SIGGRAPH'e, посмотрев, как это всё делается в разных студиях, я понял, что да — если потребуется, отправлю без проблем, благо справки уже наводил. Не важно, в Лос-Анжелес, в Нью-Йорк... В Канаду... Есть прекрасные образовательные центры при том же Universal Pictures, при PDI — при крупных студиях есть обучающие центры. Опять же, есть университеты, которые дают тематическое образование, например Academy of Art College в Сан-Франциско, несколько крупнейших заведений подобного рода в Канаде. У нас такого нет пока.

По словам Луцюка, в России есть разве что некоторое количество специалистов, которые действительно умеют учить, помимо того, что сами являются профессионалами высшего уровня.

Его правда. Даже при том, что на элементарный запрос «школа компьютерной графики» Яндекс вернул 2464 страницы, релевантных ссылок — единицы. На самой поверхности, по сути дела, только три постоянно действующих заведения: Realtime School, организованная Сергеем Цыпцыным (организатором CG Event), учебный центр при Render.ru и Scream|School, так же созданная Цыпцыным и Дмитрием Широковым.

На самом деле, «школ» такого рода намного больше, их количество растёт в последнее время, но и тут есть свои проблемы, о которых речь пойдёт ниже.

Что же касается Запада, то вот недавно запущенный индекс ACM SIGGRAPH, в котором перечислены учебные заведения, где в качестве академических дисциплин преподаётся компьютерная графика.

Если в меню «регион» выбрать США, то вылезут пять страниц ссылок на различные академические учреждения, готовящие дипломированных специалистов. Кафедры университетов, тематические колледжи, специализированные школы, предполагающие в том числе и удалённое обучение — раздолье, одним словом. Специалистов готовят по всем возможным направлениям, от ландшафтного и прочего дизайна до гейм-девелопмента. Форматы обучения так же любые: онлайновые курсы уже далеко не редкость. Вот лишь один из примеров — довольно старая голливудская школа Gnomon School и её онлайновое подразделение Gnomonology. На выбор курсы по Maya, 3D MAX, ZBrush, Photoshop, и в целом по текстурированию, композингу, дизайну и т.д.

Как отметил в разговоре с корреспондентом «Мира 3D» генеральный директор ScreamSchool Дмитрий Широков, на Западе профессии, связанные с CG и постпродакшном, уже давно имеют статус официального образования, по которым выдаются университетские дипломы и сертификаты.

У нас такого нет до сих пор: «Недавно мы встречались с представителями продакшна: у них в списке штатного расписания есть все, включая водителей, уборщиков, тех, кто носит кофе, и так далее. А нас [работников пост-продакшна] — не существует.... это всё «зарубежные» профессии, «там» они признаны официально, у нас этого нет», — говорит Широков.

То есть — есть люди, выполняющие сложнейшую работу, которая и до кризиса, и во время его, и, бог даст, после его окончания, востребована и востребованной останется. А профессии в официальных реестрах — нет.

Руководство ScreamSchool, по словам Широкова, сейчас предпринимает усилия, направленные на официальное признание этих профессий и, соответственно, на то, чтобы традиционные образовательные учреждения ввели соответствующие дисциплины в своё штатное расписание, но...

«По итогам общения с рядом представителей фундаментального образования становится понятно, что это довольно сложная, отработанная, огромная машина, в которой колоссальное количество всякой бюрократии, куча, куча условностейвсяких взаимотношений с государством, лицензирование всего и вся, так что просто не будет», — заявил Дмитрий Широков в интервью.

Образовательная ниша, в целом, не пустует: в России в разных городах насчитываются десятки авторизованных тренинг-центров компании Autodesk (Softline, видимо, один из крупнейших — все двадцать его филиалов получили статус АТЦ , где слушателей обучают пользоваться продукцией досточтимой компании, благо она за последние годы подмяла под себя изрядный сегмент пакетов для производства 3D-графики и спецэффектов. Довольно большой пласт составляют учебные заведения, где преподаётся использование CAD-пакетов и т.п.

Но это — обучение софту. Что же касается практической информации, необходимой для тех, кто работает в пост-продакшне, то, по словам Широкова, они до недавнего времени были сосредоточены в небольшом количестве крупных студий в Москве, и получить эти «сакральные знания», не пролезши любыми правдами и неправдами в эти студии, было практически нереально даже в Москве, не говоря уж о регионах. И до сих пор многие из специалистов не проявляют рвения в том, чтобы своими знаниями с кем-то там извне делиться...

Стоит ли удивляться после такого, что по России в индексе ACM SIGGRAPH нет вообще ничего?

Конечно, кто-то может возразить, что кто ищет, тот всегда найдёт. И это, собственно говоря, правда: несмотря на скудность общедоступной информации в начале десятилетия, «откуда-то» взялись же целые студии с квалифицированными специалистами, большая часть которых представляют собой упорных самоучек, начинавших осваивать те же самые 3D Studio MAX и Maya с самых ранних версий. Просто ради собственного интереса, just for fun.

И сейчас, в общем-то, если кому вдруг замстится всерьёз заняться освоением трёхмерного пакета, он и сам своего добьётся, благо туториалов в интернете — навалом... Проблема в том, что графические пакеты обросли функциональностью до такой степени, что самостоятельное их освоение до действительно профессионального уровня может потребовать огромных усилий, громадных затрат времени, и вдобавок потребует постоянного поддержания себя, а точнее, своей осведомлённости в надлежащей форме, потому что развитие отрасли идёт полным ходом, и отказаться от постоянного повышения собственной квалификации, значит отстать, а отстать — фактически значит выпасть за борт.

И таких случаев хватает. Возможно, это одна из причин, по которой среди лидеров отрасли царят достаточно пессимистические настроения относительно текущего состояния дел в CG-сфере. Главной, однако, причиной — о чём говорят практически все наши собеседники — является очень небольшое количество людей, которые действительно активно хотят учиться и не ставят себе каких-либо «верхних планок», по достижении которых можно почить на лаврах.

С другой стороны, как отметил Широков, ситуация извне выглядит хуже, чем изнутри: «Когда я ещё не занимался обучением, то казалось, что вообще всё плохо — тишина и покой, нету никого... Но вот когда мы уже запустили эту школу, и всё начало работать, вот сейчас по количеству учеников, из разговоров с ними становится видно, что, во-первых, есть определённый поток людей, которые хотят учиться, а во-вторых среди них есть много людей, которые готовы биться, ползти и вообще жить этим дальше. Они есть, просто в процентном соотношении их очень мало».

Кризис, в принципе, предоставляет очень неплохой повод повысить собственную осведомлённость. Даже при том, что в целом в России CG-образование по-прежнему находится скорее в зачаточном состоянии (и будет в нём находиться до официального признания соответствующих профессий — бог даст, это случится в ближайшие года два), учиться есть и чему, и где. Вопрос в личных приоритетах — и мотивации самих работников отрасли.

обучение
Комментарии  (обсудить на форуме)
Зачем профессионалу делиться своими знаниями в больших масштабах? Это нелогично. Это нужно исключительно тем людям, которые зарабатывают в CG деньги. А специалист не станет создавать себе конкуренцию.

Вопрос: Зачем профессионалу делиться своими знаниями в больших масштабах? Это нелогично.
Ответ: Это нужно исключительно тем людям, которые зарабатывают в CG деньги.
Почему бы не специалисту не заработать и на этом, книжку написать, мастер-класс провести

Я не согласен, точнее не совсем согласен. На определенном этапе понимаешь, что знаниями просто необходимо делиться. Есть многое, что ты никогда не сможешь сделать сам, хотя знаешь как это сделать. Если рядом окажется умный, способный человек, готовый с благодарностью принять те знания которые ты сам получал очень долго - поделись

Разделы:
Рубрики:
Популярное: