Кризис™ в объёме


«Слухи грозные, ужасные...» было написано на печи в доме Турбиных. Наступление Кризиса, кажется, воспринимается как нечто должное, если даже и не вожделенное, даром, что в ближайшей перспективе он ничего, кроме разнокалиберных неприятностей никому не сулит.

Корреспондентам «Мира 3D» довелось поговорить с немалым количеством людей, связанных с 3D-отраслью. Про Кризис так или иначе говорили все, кто-то охотно, кто-то с меньшим энтузиазмом. Особенно много о кризисе и путях его развития стали говорить в ноябре 2008 на CG Event.

При этом общий глас скорее оптимистичный, заупокойных речей никто не ведет, скорее уж заздравные. Кажется, отрасль морально вполне готова к тому, что ей предстоит «крещение огнём». И паче того, ждёт этого с каким-то даже воодушевлением. Почему так?

Потому что назрела потребность в переменах. Потому что «предкризисная» (по времени) ситуация уже никого по-настоящему не устраивала, в то время как и менять её «снизу» было боязно и попросту опасно для процветания собственного бизнеса: когда вся конструкция выглядит уж слишком шаткой, малейшее неосторожное смещение в её структуре, вообще любое неосторожное движение может привести к катастрофе. Не факт, что приведёт, но — кто ж знает-то наверное?

Тем более, что вот пока деньги есть — сколь угодно шальные, в сущности, — но деньги есть... А точнее, были...

Да, деньги в отрасли крутились, и немалые. Хватало, как говорится, всем: наиболее крупные и именитые студии получали бОльшую часть заказов, но и тем, кто помельче и подешевле, и даже самым непритязательным подножного корма хватало. Как явствует из выступления на CG Event'е Фёдора Бондарчука, через Федеральное агентство по кинематографии всеми правдами и неправдами протаскивалось какое-то фантастическое количество кинопроектов, претендовавших на государственные деньги, большая часть из которых отправлялась прямиком в корзину. Между тем были «освоены» немалые деньги... На всех уровнях. Естественно, что и тем, кто над этими картинами работали, получая все надлежащие выплаты, бесплатный кофе и прочие «плюшки».



Кино — это лишь один пример. Судя по тому, что говорят специалисты , похожая ситуация сложилась во всех областях, связанных с CG тем или иным образом. Включая рекламу, дизайнерские визуализации и т.д. А в результате?..

Могу сказать, что в России стоимость производства зачастую даже выше, чем, скажем, в Англии или в США, — заявил в интервью «Миру 3D» Борис Луцюк, глава подразделения анимации и компьютерной графики в компании DTV-MA. — ...Зажрались люди. Надо называть вещи своими именами. Когда дизайнерам — я не говорю про тех, кто у нас работает, но вообще — предлагаешь: вот, дескать, есть такая-то работа, за месяц заплатят, условно говоря, 4 тысячи долларов. «Нет, ну что ты! Не менее восьми». Простите, в честь чего? Народ зажрался. Натурально зажрался.

Опять же, судя по всему, ещё задолго до Кризиса™ честной народ от CG-индустрии понимал, куда дует ветер. И что и шальные деньги из «трубы животворящей» литься будут не вечно, и что повсеместное засилие дилетантов, лишённых мотивов и необходимости продвигаться в профессиональном плане ни к чему хорошему не приведёт. Но — как известно, пока гром не грянет...

А вот и он: могучий force majeur, грозовая туча — у кого на горизонте, а у кого уже, простите, над головой, со всеми «положенными» регалиями: громом, молнией, отсутствием заказов и сокращением штатов на 50-75%.

«Сейчас мы видим: «Мосфильм» опустел, на 70% сократили производство... никто не ходит, кино закрыто; «Амедиа» пустое, сериалы не производят, «Первый» и «Второй» каналы сократили размещение рекламы — «Первый» на 80 млн долларов, второй — не знаю... В общем идёт такой серьёзный, глобальный кризис...» - говорил Фёдор Бондарчук на CG-Event. Перед этим, однако, он высказал соображение, что «в российском кино происходят замечательные! времена кризиса». А замечательны они тем, что лишние люди из бизнеса вываливаются. Можно даже сказать, с грохотом, судя по цифрам.

И, однако же, никто на CG Event не рыдал и не анафемствовал. Самое жёсткое выступление по теме, пожалуй, сделал Стас Глазов, предъявивший отрасли все её смертные грехи в виде «десяти вредных советов». Советы, в основном, касались 3D-анимации, области, в которой количество, грубо говоря, «обломов» превысило все пределы разумного — из десятка проектов довели хоть до какого-то завершения только один... Другое дело, что и в других областях ситуация немногим более радужная, а потому тема оказалась актуальной для всех. Так что Глазову со всем его ехидством зал аплодировал. Как и Артёму Голикову, который, поясняя, как работать можно и нужно, привёл в пример «непопулярных» американцев, заметив, что они, может, и потеряли в «душевности общения и общей эрудиции», но вкалывать умеют и как устроен рынок — понимают. Понимают не в пример лучше наших деятелей CG-культуры...

«Ребята, нам всем пора взрослеть», — сказал Голиков, поясняя, что, в сущности, до недавнего времени бизнес вёлся каким-то уж слишком наивным образом. Эта наивность и привела к текущей ситуации.

На самом деле, проблема, возможно, ещё глубже, чем кажется на первый, а то и на второй взгляд: во-первых, кризис, постигший Россию в целом, весь производственно-экономический сектор, если угодно, к экономике имеет исчезающе малое отношение. Это, если угодно, кризис системный, кризис мировосприятия и дисбаланса, возникшего в силу нарушения экономических законов.

Казалось бы, вот совершенно постороняя, не имеющая никакого отношения к компьютерной графике, область: цены на недвижимость. Но эти цены — это расценки на аренду, это расценки на коммунальные услуги, а соответственно — это неизбежные расходы и работников, и работодателей. В условиях, когда однушка в спальном районе Москвы, из которого надо полтора часа добираться до места работы по пробкам (или толкаясь среди озверелых сограждан в метро), стоит дороже квартиры в Монте-чёрт-его-подери-Карло, моментально формируется нижний зарплатный предел. Даже для совсем «некрутых» работников. Которым, собственно, и не по чину, казалось бы, получать хорошие деньги, но они их получали.

Почему? — Да, если потянуть ниточку дальше, и задаться вопросом, а в честь чего, простите, квартиры столько стоят, мы упрёмся в совсем уж недавнее засилие девелоперских структур, монополизацию рынка стройматериалов, использование труда нелегалов, при котором расходы и доходы застройщиков оказываются в сумасшедшем дисбалансе, что уже само по себе для экономики чревато проблемами... И плюс у «рядовых» москвичей, за которых изрядную часть работы делают «приезжие», формируется всё то же отношение к жизни, как и у свободных граждан Древнего Рима: труд — занятие рабов, а свободным людям подайте хлеба и зрелищ (в современном варианте — зарплаты от «штукибаксов» и телевизор с добрыми царями и плохой Америкой, которая своим кризисом «всех подставила»).

Но ведь мы все помним ещё по школьному курсу истории, чем закончил Рим.

Нет, речь не о том, что всё плохо и ничего нельзя поделать. Речь о том, что «пора взрослеть». И о том, что вышеупомянутый force majeur — это и в самом деле шанс и хороший мотив и для CG-отрасли, и для многих других, «прийти в чувство». Гроза обломает сухие ветви, а вот живые и здоровые будут расти быстрей. Расти нашей отрасли есть куда, это никто не пытается отрицать.

На самом деле, благостная докризисная обстановка, в сущности, препятствовала общему росту в силу того элементарного факта, что в этом не было насущной необходимости.

Все специалисты, с кем «Мир 3D» до сих пор общался, говорят примерно одно и то же одними и теми же словами: на рынке бродят толпы людей, которые методом тыка или чтением туториалов и хелпов освоили, в общем и целом, азы работы с 3D-пакетами, благо проблем с доступом к ним в России благодаря пиратам нет ни малейшего. С одной стороны, да, хорошо: много людей умеют кое-как работать с профессиональным софтом.... Но вот именно, что кое-как. Не случайно Луцюк помянул матерную, и тем более адекватную песню Шнура: «Заводы стоят, одни гитаристы в стране, б...!»

«Можно возиться, можно копаться, можно изучить интерфейс [профессионального 3D-софта], знать, на какие кнопки нажимать, но при этом отсутствие каких-то общих базовых навыков, которые применимы к любому софту, — например, каким образом достичь определённой картинки, — вот если таких навыков нет, или не развиты, у человека мало опыта, то знание программы ему поможет только до определённого этапа, — говорит Александр Корабельников, VFX-супервайзер компании BigFoot Studio. — Потом он просто закопается... предложений да, много, но грамотных специалистов — меньше, чем хотелось бы. Скажем, мы периодически какие-то резюме смотрим... есть техничные вещи... Но от сотрудника хочется всё-таки получить не просто знания какого-то пакета, но и умение «выплывать» в какой-то ситуации, то есть решать конкретную задачу. Людей, которые обладают такими навыками, не очень много. И среди тех резюме, которые мы смотрим — два-три в месяц — считанные единицы тех, кто нам мог бы пригодиться».

А при наличии денег и готовности их платить даже людям с посредственными профессиональными показателями... какой был смысл эти показатели повышать?

Сейчас вот появился, потому что тенденция теперь такова: либо проапгрейдился в паны, либо пропал.

«Надо понимать, что ничто ниоткуда не берётся просто так, — заявил собравшимся на CG Event Артём Голиков. — Святое дело бороться, чтобы условия жизни — твои и твоей семьи, которую ты кормишь, — улучшались, но надо с пониманием относится к сложившимся в человеческом обществе за последние 5 тысяч лет механизмам и не стоять у них на пути».

Проблема ещё вот в чём: лет пятнадцать назад, когда «миром правил DOS» (хотя, на самом деле, и не правил никогда), самые первые «бытовые» пакеты 3D-графики, при наличии должного усердия, можно было освоить самостоятельно и на уровне «что к чему», и даже повыше. Собственно, большинство действительно сведущих специалистов сегодняшнего дня в России так и начинали, с изучения 3D Studio MAX — just for fun. У них было время на то, чтобы не только выучить интерфейс и азы, но и достичь самого высокого профессионального уровня.

С тех пор, однако, профессиональные пакеты выросли по своим возможностям — и сложности — настолько, что вопрос об их самостоятельном изучении и достижения профессионального уровня практически не стоит. Точнее, как выразился Александр Корабельников, изучить инструментарий «...конечно можно, но... это потребует длительного времени. Чтобы набить руку, набрать опыт. В любом случае, кроме знания конкретных инструментов, важно уметь видеть картинку, понимать, что именно нужно сделать, а не только как. Безусловно поможет художественное образование».

Между тем, как сказано выше, пока работы хватало всем, даже «грубым ремесленникам» и, если называть вещи своими именами, недоучкам, и учиться-то серьёзно хотели только те, у кого амбиция лежала в совсем уж профессиональной плоскости. А теперь придётся всем, кто хочет остаться на плаву. И это, наверное, правильно.

Крах американской ипотечной пирамиды (как и кредитной пирамиды в России — когда крупнейшие розничные сети практически целиком существовали за счёт кредитования и перекредитования) — не более, чем катализатор для Кризиса, шарахнувшего по всем, и по CG-отрасли особенно. Не более чем катализатор, хотя и не менее...Иными словами, речь идёт не столько о едином экономическом кризисе, накрывшим всех разом, а о «сумме кризисов», причём у каждой отрасли имеется своя «кризисная составляющая». Свой комплекс проблем, требовавших решения. Да только боязно было их решать — сложно, да и насущная необходимость как будто отсутствовала... При этом, опять-таки, все понимали, что вечно так продолжаться не будет. Плюс надо иметь в виду психологические особенности нашей нации, у которой на подкорку намертво впечатано правило «хорошенького понемножку», и которая всегда будет ждать, что за каждый тучный год придётся расплачиваться потом семью голодными. Подспудные чаяния тому, что нефтяной карточный домик того гляди рассыплется, переросли, как это обычно и бывает, в потребность. В спрос на Кризис — который послужит опять же катализатором для восстановления надлежащего (то есть, соответствующего экономическим законам) status quo.

Этого от Кризиса, судя по всему, и ждут.

бизнес
Разделы:
Рубрики:
Популярное: