CG-Событие. Зима-2008


В Москве прошла пятая ежегодная конференция CG Event — «Главное событие года в компьютерной графике», как утверждается на сайте мероприятия.

Несмотря на как минимум сомнительное решение организаторов проводить эту совсем, так сказать, не праздничную конференцию в выходные дни — причём с раннего утра и до позднего вечера (а в воскресенье — так и вообще до поздней ночи, — CG-общественность проявила недюженную сознательность: зал почти постоянно был заполнен на две трети как минимум, а иногда — особенно, когда проходили выступления на животрепещущие темы, — и практически полностью, знай хлопай да «ходи меж кресел по ногам».

При всём при этом, над выставкой витал некий смутный дух подготовки не то к войне, не то к осаде. Впрочем, у этой «осады» было имя — Кризис™. Ни одному из выступавших не дали эту тему обойти. А двое из числа выступавших в первый день на Кризисе и вовсе сосредоточились. Что, впрочем, обнадёживает — и в немалой степени — это то, что никто не рыдал и не пророчествовал погибель всего живого. Но так или иначе ощущение назревающей — а то и назревшей — осады не пропадало ни на минуту.

Первое выступление началось 29-го ноября в 11 утра. Доклад делали представители студии A-VFX (AssymetricVFXStudio), и большая часть рассказа была посвящена текущим проектам, в том числе, замороженным - его величество Кризис вынудил приостановить производство по художественному фильму "Звёздная Любовь", для которого A-VFX разработали трёх устрашающих CG-персонажей.

Гнусные жабообразные твари с богатой мимикой - как раз те самые персонажи. В сущности, их играют живые актёры — одетые в тяжеленные латексные костюмы, но с открытыми, размаркированными лицами. На эти лица потом накладываются CG-морды, чья мимика снималась посредством Mocap'а с "живых" исполнителей.

Большая часть рассказа была посвящена техническим подробностям по производству достоверных CG-физиономий. Ключевым элементом "живости", по словам представителей студии, является ассиметрия - как в черепе, так и в мышцах, и именно её наличие и делает образ более достоверным и менее "кукольным". Впрочем, при всей своей видимой материальности эти жабы всё равно оставляют впечатление пусть и очень качественных, но кукол, а не живых существ. Впрочем, это, быть может, лишь парадокс восприятия: после всех тех кукол и резиновых масок, которые на протяжении всей истории кинематографа применялись для представления фантастических созданий, теперь как ни страдай над очередным инопланетянином, в кадре он всё равно покажется резиновым.

Многочисленной, но ещё полусонной ещё публике было поведано, что A-VFX уже семь лет занимается рекламой M&M's (это они рисуют болтливое драже), что они принимали участие в работе над анимацией ворон в "Ночном Дозоре", и делают некоторые спецэффекты и мэт-пейнтинг для "Обитаемого острова". "Отсюда поподробнее" не получилось: поскольку фильм всё ещё в доработке, раскрывать детали участники съёмок не спешат. Забегая вперёд, можно сказать, что наутро некоторые подробности рассказал сам режиссёр фильма - Фёдор Бондарчук. Но об этом позже.

Сразу после A-VFX на сцену вышли представители студии "Парадиз", выпустившей "Приключения Алёнушки и Ерёмы", — супервайзеры Александр Петров, Ольга Шмыкова, Игорь Кудрявцев, и программист Александр Охота. В общем и целом, у них были все причины чувствовать себя если не героями дня, так примадоннами уж точно: это единственная российская студия, которая сумела довести работу над своим CG-мультфильмом до завершения, пусть и не бог весть какого триумфального.

Видимо, как раз-таки отсутствие триумфа и стало причиной, по которой выступление "парадизовцев" оказалось каким-то стушёванно-застенчивым. Да и посвящено оно было отнюдь не художественным достоинствам мультфильма, но производственному процессу и продакт-менеджменту, благодаря которому им и удалось довести проект до конца. Фактически, речь шла о самых базовых, казалось бы, вещах, как то, например, разделения производственного процесса и менеджмента (т.е. супервайзер не должен сам заниматься ещё и моделированием или какими-то другими видами работ; его задача - контролировать процесс), создание упорядоченного хранения данных и чёткая регламентация задач и т.д. Но оказалось, что именно эти "базовые правила" действия позволили довести дело до конца:

"У нас практически никогда ничего не потерялось, что позволило сэкономить очень большое количество времени — на поисках и переделках. Если что-то где-то ломалось, происходил какой-то сбой, у кого-то не поднимался персонаж, мы просто откатывались на день, на два назад, когда персонаж поднимался, вытаскивали его из архива и сразу работали дальше", - отметил Александр Петров.

Стоит заметить, что один из тех, кто задавал вопросы из зала не преминул "обрадовать" представителей "Парадиза" известием о том, что мультфильм в прокате "не пошёл". На что те ответили весьма достойно: "У нас была очень жёсткая позиция: наша группа, группа производственников и разработчиков, выполняет требования творческой группы. Мы можем предложить что-то - в качестве совещательного голоса, но настаивать мы не будем. Поэтому на нас лежит, конечно, какая-то ответственность за некоторые неудачные вещи в нашем мультфильме, но взять на себя ответственность за художественную ценность сценария мы не рискнём".

Тему слабой организации продолжил и третий выступающий — Стас Глазов со своими "десятью вредными советами" на тему того, как завалить любой проект. Сатира его была тем горше, что его "советам", как наступить на одни и те же грабли десять раз кряду, следовали, похоже, все студии, бравшиеся за CG-мультфильмы. "Советы", в общем-то, тривиальные: если браться за полный метр, так делать фильм, "который сразу получит "Оскара", без понимания, как это делается; ставить задачи как можно более "творчески" и только в устном порядке, не вести никакой нормативной документации по проекту, никогда не сообщать заказчику о проблемах (ибо это портит карму и нарушает гармонию), нагружать сотрудников дополнительными функциями и так далее. В результате получается повсеместный хаос, проект вылетает из сметы или просто не доходит до конца. Начав со статистики, Глазов показал, что 60% российских фильмов приносят одни только убытки, и при огромном количестве снимаемого кино, в кинотеатры попадает немногое и ненадолго, а за рубеж российские фильмы не выходят вовсе. В результате интерес инвесторов к сфере в общем и целом падает, а следовательно, каждый заваленный прект — это очередной гвоздь в крышку гроба для всей отрасли. Так что издевательские "советы" Глазова — и следовавшие за нимаи подробное разъяснение сути проблемы и рекомендации, как с ней управиться — именно сейчас оказались весьма кстати...

Ещё один момент — это становящаяся всё более насущной необходимость консервировать проекты до лучших времён. Если все ассеты находятся, простите, в состоянии полного хаоса, то перезапустить такой замороженный проект — удовольствие сродни мазохистскому. Легче начать с нуля. Между тем, это означает безвозвратную гибель огромных средств, которые уже были вложены в проект. А денежки сейчас придётся считать всем.

В конце своего выступления докладчик отрекламировал собственную компанию RiskReductionManagement.com, каковая оказывает консалтинговые услуги по консервированию проектов, связанных с 3D-графикой, так, чтобы их можно было восстановить без особых затруднений — как только Кризис закончится. А в том, что он закончится относительно скоро, похоже, никто не сомневается. Или не хочет сомневаться.

Следом за Глазовым взяли слово уже непосредственные организаторы CG-Event — Сергей Цыпцын и Дмитрий Широков. Перед ними должен был выступать Артём Голиков из студии "Мотор", но он задержался на мастер-классе, так что выступал после них.

Суть выступления Цыпцына свелась, в основном, к презентации школы компьютерной графики Scream|School, основанной как раз Цыпцыным и Широковым. Впрочем, формально тема называлась "Кадры решают всё" — и вот с этим тезисом так никому поспорить и не удаётся. Среди прочего, Цыпцын заявил, что сейчас, в кризисные времена, как раз-таки вырастет спрос на квалифицированных специалистов, каковых Scream|School готовит и, паче того, трудоустраивает — что, исходя из текущей ситуации, более чем кстати.

"Сейчас многие говорят про кризис, про то, что люди не нужны, их увольняют... Так вот, растёт спрос на адекватных людей. Мы говорили полгода назад, что люди переоценены, что люди раздувают щёки, и так далее... Но если вы — хороший специалист, вы не будете переоценены," — пояснил Цыпцын, отметив, что люди идут к ним в школу "хорошими потоками", и видно, что у них есть заинтересованность стать именно что хорошими специалистами: "Они этим социально защищены — тем, что у них есть бэкграунд и нормальное образование".

За презентацией Scream School последовало получасовое выступление Артёма Голикова, целиком и полностью посвящённое... да, правильно, — Кризису.

"Тема кризиса сейчас у всех на слуху. Все, от таксистов до президентов сейчас говорят про кризис. Давайте разберёмся, что он нам принесёт... — начал своё выступление Голиков. По его мнению, для начала, по случаю урезания медиакомпаниями — основными заказчиками 3D-графики — расходов, сократится объём работы, равно как и её качество: "Как в старые добрые времена, вы все помните 98-й год: реклама сменится адаптациями, все захотят "чистенько, но бедненько", попроще. При этом желательно, чтобы качество какое-то приемлемое сохранялось, но бюджеты и запросы сильно упадут". Как следствие, подавляющее большинство заказов получат крупные студии, с хорошей репутацией. Остальные не получат ничего. Это будет сопровождаться ростом ценовой конкуренции, а соответственно, падением цен и ростом спроса на профессиональный подход; параллельно студиям придётся сокращать расходы, так что те, кто "непонятно чем занимается, а деньги получают", окажутся на улице.

"Отметим большие положительные моменты кризиса. Чему я очень рад, и, думаю, так и получится, возрастёт ценность профессионалов. Наконец мы отделим зёрна от плевел. В бурю хорошо плыть на надёжном корабле с хорошей командой. Профессионалы, я полностью уверен, не пропадут", — заявил Голиков. Кроме того, он предрёк, что "лопнут бестолковые студии", выгонят "бестолковых сотрудников", и кроме того, "очистятся ряды клиентов":

"Мы от них сильно зависим — от рекламных агентств, в частности, — а там очень много шушеры, очень много девочек, которые две недели на работе; я думаю, много шелухи сразу сдует ветром. Считаю этот момент положительным, потому что он приведёт к тому... что упорядочатся зарплаты", - говорит Голиков. С зарплатами, по словам Голикова, сложилась парадоксальная ситуация: дифференциация по оплате труда очень незначительно коррелирует с их квалификацией. Так вот, когда непрофессионалов "сдует ветром", профессионалы порыскают-порыскают, и фактически выровняют зарплатный уровень по всему рынку с последующим восстановлением справедливости в плане зарплатных различий.

"Если Бог услышит наши молитвы, а Дед Мороз получит открытку, то наконец-то рухнет это безумие, которое творится в Москве с жильём, — продолжил Голиков, заметив, что квартиры в столице бедной страны не могут стоить дороже, чем в Монте-Карло, и что теперь появилась надежда, что Кризис порушит эту "безумную пирамиду" с ценами на недвижимость, так что специалистам из-за МКАД не будет вставать в дикую проблему как-то обустроится в городе.

Очень много горьких слов Голиков сказал и о самом подходе к зарплатам, ценообразованию и отношению к ведению бизнеса вообще. В частности, остановился на том, что в России нет профессиональных союзов и ассоциаций CG-рынка, и, стало быть, самого рынка как такового нет. "Я не пытаюсь уронить ничьи личные качества, у нас очень много профессиональных ребят, но основную массу рынка составляют люди, которые мечутся, выпучив глаза, и в общем-то не понимают, как это делается", — заметил выступающий, и отметив, что российский рынок поражает своей наивностью в профессиональном плане. В США, например, деньги считают все, и, помимо профессиональных навыков, у американцев — очень чёткое представление о том, как устроен рынок. "Да, они немножко потеряли в душевности общения и общей эрудиции, но зато в профессиональном плане с ними очень удобно работать, — сказал Голиков. — У нас общая масса - ну, они там добрые в душе, неплохие ребята, хорошо в школе учились, но — что выросло, то выросло... К чему я всё это веду? Я очень рад, что у меня есть возможность обратиться к такой большой аудитории. Так вот, ребята, на надо всем взрослеть... Явлинский приводил хороший пример, что, например, половина бразильянок не видит связи между половым актом и рождением ребёнка. В России люди живут удивительно наивно. Надо понимать, что ничто ниоткуда не берётся просто так. Святое дело — бороться, чтобы условия жизни — твои и твоей семьи, которую ты кормишь, улучшались, но надо с пониманием относится к сложившимся в человеческом обществе за последние 5 тысяч лет механизмам и не стоять у них на пути".

К чести собравшихся, в ответ на реплику про американцев, негативной реакции не последовало. Выскажи Голиков что-то подобное в каких-нибудь блогах, появление бешеного роя «патриотических пассионариев» не заставило бы себя ждать. Ну да это лирика.

В целом, Голиков сравнил текущее положение на CG-рынке с периодом, предшествовавшим Ренессансу, а его участников — с художниками Протовозрождения, которые не оставили по себе столь же заметного следа, как их последователи, но подготовили тем почву. В любом случае, сейчас отрасли придётся расшевеливаться, в противном случае, как сказал Голиков, "мы зависнем" между Юго-Восточной Азией с её дешёвой и многочисленной рабочей силой, "готовой на всё ради чашки риса", и Европой, где сидят и будут сидеть профессионалы-небожители.

Выступление Голикова было встречено продолжительными аплодисментами — к счастью. Потому как это явственно указывало на вменяемость большинства собравшихся — и понимание ими, что слова Артёма Голикова более чем справедливы.

Следующее за этим выступление оставило весьма тусклое впечатление. "Лекция" с громким названием "Создание архитектурного анимационного ролика От и До" (Антон Стець) выглядела как похвальба отдельно взятой студии двумя красивыми роликами, где прекрасная архитектура очередной резервации для богатых, правда, неприятно контрастировала с низкополигональными, "буратинистыми" CG-образами людей. Лучше бы их там не было вовсе.

Затем последовал "железячный" блок, продолжавшийся до конца дня.

День второй начался совсем уж рано для воскресенья — в 10 утра. Первое выступление было посвящено архитектурной визуализации.

Сразу за ним случился аншлаг — люди аж в проходах стояли: организаторам CG Event'a удалось привести пред сонны очи собравшихся столь же сонного, но преисполненного извечной монументальной решительности Фёдора Бондарчука, режиссёра загодя нашумевшей экранизации романа Стругацких "Обитаемый остров". Как и следовало ожидать, выступление самого режиссёра стало гвоздём программы, особенно, когда он в порыве чувств выдал — и тотчас попытался задавить — нецензурную реплику. В ответ зал засмеялся и зааплодировал, так что дальше Бондарчук излагал от всей широты души. И, видимо, у него на то были существенные причины. Когда его спросили о сотрудничестве с зарубежными фильмами, его, буквально прорвало:

"Канадцы - кретины! Вообще, не работайте с иностранцами, я второй раз "лажаюсь" на иностранцах. В первый раз мы вложились на 250 тысяч евро на "Девятой роте" за сцену падения самолёта. И потом мы приехали в Финляндию на студию постпродакшна Digital Film Finland. Продюсер и супервайзер Илка Матилла показывал нам материал, и вот, представьте себе, стоял самолёт и у него пропеллер при взрыве отлетал вперёд. Они говорят: "Ну как?" Мы - "Зае..." - на это зал аж подскочил от хохота, переросшего в бурную овацию. Дальше режиссёр продолжал уже "без купюр": "...сь! Летит прямо на нас, озвучен в dolby surround. "А это что?" - "В каком смысле?" - "Это что?" - "Пропеллер..." - "Так он же отлетел!" - "А-а-а-а!!!". То есть, они его не стёрли, он отлетел, но старый - остался. Потом, они меняли штат постоянно, и вот там был, если помните картину, момент, когда разрывался самолёт, и оттуда вылетали наши каскадёры на батуты. Борт самолёта был нарисован, а на блю-скрине из самолёта вылетали каскадёры. Так вот они [финны] не записали параметры оптики, с которой снимали, и не совместили с оптикой борта самолёта, и оттуда вылетали атланты шестиметровые..." Далее свой гнев Бондарчук перевёл уже на канадскую фирму пост-продакшна, которая так же не выполнила нужные работы в срок: "...Если услышите про канадцев, которые работают в России, бегите от них, потому что и я, и режиссёр Милюков с проектом "Мы из будущего", Олег Погодин с "Непобедимым", попали — я на 250 тысяч, канал РТР попал на 500, Погодин — тоже на какие-то деньги..." В сухом остатке Бондарчук настоятельно порекомендовал не связываться ни с кем, кроме американцев, и в частности — Industrial Light and Magic.

Премьера "Обитаемого Острова" назначена на 1 января, и режиссёр надеется, что прокат пойдёт лучше, чем у "Девятой Роты", которая, по его словам, дала неплохие результаты и до сих пор находится в ротации во Франции, например.

К тому же Бондарчук сообщил, что, вероятно, возьмётся за экранизацию двух других книг трилогии о Максиме Каммерере, отметив, что это произойдёт "может быть, через один фильм". "Во всяком случае, с такой командой... я считаю, что у меня была лучшая группа на данный период... До кризиса..." (смех в зале)

По поводу кризиса он высказался отдельно, отвечая на вопрос о ситуации в российском кино.



"В советском кино, в российском кино происходят замечательные! времена кризиса, замечательные!. "Унитазники" ушли из бизнеса", — заявил режиссёр, пояснив, к чему привели взятничество в ведомствах, которые решают, кому выдавать деньги, а кому нет, и дикое обилие непрофессионалов, пришедших в рискованный бизнес: "Сейчас мы видим: "Мосфильм" опустел, на 70% сократили производство, на "Мосфильм" никто не ходит, кино закрыто; "Амедиа" пустое, сериалы не производят, "Первый" и "Второй" каналы сократили размещение рекламы — "Первый" на 80 млн долларов, второй — не знаю... В общем идёт такой серьёзный, глобальный кризис в сфере кино. Деньги на кино есть — государственные... Думаю, теперь не один человек в Федеральном агентстве по кинематографии, как это было раньше, будет решать, кому выдавать транши, а хотя бы комиссия - как "оскаровский" комитет, где сидят сорок человек, когда-либо номинированные на "Оскара", — которая и станет решать, кому выдавать деньги, а кому нет... Я думаю, болезнь роста мы прошли, теперь кино будет меньше, но лучше".

Следующим было выступление представителей студий Ulitka, eyeScream и main road|post, которые начали с рекламного ролика "Сникерса" с двумя белками, одна из которых впадает в столбняк, а другая с воплем "Вип!" наворачивается в обморок...

Повеселив публику шизофреническим "референсом", где белка одна, зато большая и с высокополигональными "вторичными половыми" (а пялятся на неё и падают в обморок — люди в меховых костюмах с детского маскарада), выступающие перешли к подробному, но непритязательному рассказу о спецэффектах и CG-образах фильма Wanted Тимура Бекмамбетова. Получилось обстоятельнейшее раскрытие темы крыс и кровищи, поскольку для визуализации полчищ грызунов и потоков крови в вышеупомянутом фильме пришлось разработать немало новых технологий.

С технической точки зрения эти было безусловно интересно, но вот глядеть на большом экране в течение получаса повторение одних и тех же эпизодов, где Морган Фримен удивляется, когда из его головы вылетает извращенческого вида пуля, и где Анжелина Джоли одним выстрелом фигурно вышибает мозги целой гоп-компании, а заодно и себе в итоге... Оно как-то уж слишком кроваво получилось. Зато кровь достоверная, да. Как и мех у крыс и их анимация (которая настолько безупречна, что отличить в одной сцене CG-крыс от отснятых натурой референсных смогли лишь несколько человек в зале).

Что интересно, представителей студии "Базелевс", которая занималась в основном съёмками "Особо Опасен", как раз-таки в зале не было вообще. По словам Цыпцына, они "не смогли прийти".

Ну, и, наконец, на сцене появился человек, ради которого зал набился под предел вместительности: Мах Тони Кобаяси (Кобаяши), представитель студии Pixar. Его выступление было длинным (целый час), но чрезвычайно содержательным и ёмким, так что зал слушал затаив дыхание, и даже переводчик, передававший на русском всего около 70% полезной информации, ощущения сильно не испортил.

Самое занятное, что Кобаяси в основном рассказывал о том, как студия Pixar работала с визуальными деталями, которые, в сущности, до сих пор никто особо не воспринимал, как художественные средства, но которые оказываются таковыми в приложении к CG-анимации. В частности, пиксаровцы сделали всё, чтобы мультфильм Wall-E оставлял ощущение живой операторской работы: где-то камера не успевает за главным персонажем (как не успел бы живой оператор повернуть камеру за мчащейся машинкой), где-то меняется фокусное расстояние, где-то свет расставлен с подчёркнутой кинематографичностью... И что интересно: в целом, наверное, теорию этих "милых подробностей" в той или иной степени знают все. Т.е. они в некотором смысле аксиоматичны, с одной стороны, а с другой — ими пренебрегают или про них просто забывают, и в итоге: "Мда, не "Пиксар", однозначно"...

Описание
Так должны были выглядеть люди будущего в мультфильме "WALL-E"
Кстати, вопросы, задававшиеся из зала, мягко говоря удручили; особенно отличился какой-то, видимо, очень технический специалист, допытывавшийся, сколько времени рендерился главный герой Wall-E... В конце концов, на него даже зашикали, хотя вежливый Кобаяси изо всех сил старался дать учтиво-обтекаемый ответ.

CG Event продолжался, по сути дела, до поздней ночи: с четырёх дня и до семи вечера непрерывно шла презентация новых продуктов компании Autodesk. Затем прошли конкурсные мероприятия, а после 11 вечера "выжившие" отправились в кинотеатр IMAX смотреть новое творение дисней-прома, CG-мультфильм "Вольт".

В целом конференция оставила впечатление если и не пира во время чумы, так уж точно - парада перед сражением. Сражаться скоро, видимо, придётся: Кризис настолько пропитал информационное поле, что из платоновского «мира идей» он уже перекочевал в реальную действительность, и с кого бы он ни начался, теперь затронет уже всех обязательно.

Что интересно: на сцене выступали очень разные люди, связанные с разными сферами: кино, реклама, анимация, спецэффекты. И почти все говорили, что да, в нашей конкретной сфере кризис. Но кризис — не экономический, а скорее — системный. И у каждого свой. Тут — переизбыток непрофессионалов, тут — переизбыток коррупции, убивающей "нормальный" рынок, так что, опять-таки, на нём до поры до времени процветали непрофессионалы, тут — наивный подход к ведению бизнеса, так что дифференциация по профессиональному уровню размылась, что, соответственно, привело, с одной стороны, к отсутствию у работников стимула повышать квалификацию, а с другой — к завышенным ценам, да настолько, что компьютерную графику дешевле оказалось заказывать в Великобритании или ещё где-нибудь, где сделают и лучше, и дешевле.

Нормально ли это? Нет. И все, в общем-то, это понимали.

Другое дело, что в России издревле завелось, что мужику, чтоб перекреститься, всенепременно гром надобен. Пока вышеописанная ситуация — нелепая и противоестественная — не представляла прямой и непосредственной угрозе дальнейшему существованию рынка, никто и не думал шевелиться: держится, и слава богу. Но подспудно все понимали, что так вечно продолжаться не может. Понимание постепенно качественно переродилось в ожидание (посмотреть экономические СМИ последних, казалось бы, благополучных времён, так тема возможного повторения дефолта 1998-го года нет-нет, да всплывала, и это без каких-либо серьёзных к тому предпосылок). Ожидание переросло в откровенный спрос. Спрос на форс-мажорные обстоятельства, которым нечего будет противопоставить, и которые станут стимулом для перемен — вынужденных.

И вот пожалуйте-с: экономический спад обнажил все эти проблемы, скрытые до поры до времени приливом шальных нефтяных денег. Только вот за приливом всегда наступает отлив. Рано или поздно, но наступает — это закон природы, который и в бизнесе работает.

И тогда приходится вспоминать про те самые законы, выработанные в человеческом сообществе за последние пять тысяч лет...

события
Комментарии  (обсудить на форуме)
Цитата
Гость пишет:
А где все фотографии ?

да собСССна, хде фото?

Разделы:
Рубрики:
Популярное: