От прогулки под дождем до кофейных ароматов


Роман Самаковский занял первое место в номинации «Концепт-арт» на конкурсе «Полигон для творчества 2009» с работой «Ароматный кофе». В этом году конкурс, проводимый компанией Consistent Software Distribution при поддержке компании Autodesk, стартовал уже в третий раз, и Роман рассчитывает вновь попробовать свои силы. В своем интервью он рассказал о том, как из несостоявшегося профессионального кемеровского спортсмена трехмерная графика может сделать несостоявшегося специалиста по информационным технологиям. И это вовсе не грустная история.

Как вы в своей жизни пришли к 3D?

Путь весьма извилист. Начну с того, что всю школу упорно занимался различными видами спорта (баскетбол, легкая атлетика), и весьма успешно, поэтому и решил после окончания школы связать свою жизнь со спортом. Поступить на спортивный факультет мне не удалось, а потому, чтобы не тратить год на безделье,  поступил в профессиональный лицей с компьютерным уклоном. Окончил его с красным дипломом и решил продолжать именно в этом направлении: поступил в университет на факультет информационных технологий. Где-то на втором курсе осознал, что нахожусь не на своем месте. Тогда начались первые сложности с учебой, мне просто стало это неинтересно. И вот однажды я узнал, что есть одна программка, в который можно рисовать своих персонажей и заставлять двигаться – это был 3ds Max 5.0. Благодаря 3ds Max занятия по программированию, базы данных, высшая математика окончательно потеряли для меня всякий смысл.

А что взамен?

Просиживая ночи напролет, я изучал систему помощи в программном обеспечении, штудировал книги по трехмерной графике. Я был окрылен, на три года ушел в это с  головой, но, создавая собственный мир, я окончательно забыл про университет, даже нависла угроза отчисления.

Обошлось?

Да, и даже дипломная работа защищена на отлично. А трехмерная графика стала моим призванием, работой, хобби.

Чего вам не хватало вначале?

Навыков для создания каких-то полных сюжетов. Я просто покупал книгу и шаг за шагом проходил в ней все главы, все задания – без особой цели  и задачи. Мне просто нравилось этим заниматься. По большому счету, за два начальных года моей работы в трехмерной графике я не создал ни одной работы, которую можно было бы выставить в какой-нибудь галерее. И только потом я узнал, что есть Render.ru, 3Dcenter, где энтузиасты выставляют работы, делятся знаниями, общаются.  

Где сейчас в России 3D более востребовано?

По своему опыту вижу, что сейчас востребованы заказы на архитектурную визуализацию и все, что с ней связано. Также требуются специалисты в игровую индустрию, но в меньшей степени.

Как вообще меняется 3D в России за последнее время?

Я не могу дать оценку состояния трехмерной графики в России, так как я любитель, и многие аспекты профессиональной деятельности мне неизвестны. На своем любительском поприще отметил бы весьма заметный рост качества работ: сказалось большое количество написанных за последнее время уроков, доступных в Интернете. А вот сравнивать 3D в России и западное 3D пока сложно. Еще очень широка пропасть, разделяющая наши уровни. Достаточно посмотреть на работы Марека Дэнко, Светомира Георгиева и многих-многих других.

Есть ли человек, который оказал на вас сильное влияние в начале вашей «3D-карьеры»?

Такое влияние на меня оказало знакомство с работами Марека Дэнко. На мой взгляд, это один из лучших специалистов в области фотореалистичной трехмерной графики. Лично меня его работы поражают своей реальностью, приближенностью к настоящему миру. Из них я почерпнул такое неуловимое и мимолетное явление, как «атмосфера» – ее-то, наряду с фотореалистичностью, я и пытаюсь все время отразить в своих работах. Именно благодаря Мареку Дэнко я понял, что фотореализм мне близок.

А откуда вообще черпаете новое?

В основном из статей-making of, выставленных на сайте 3DTotal.com. Мне очень нравится такая практика: автор каждой работы пишет о ней текст. На мой взгляд, это кладезь новых навыков и умений.

И что, многие пишут? Просто так?

За статью 3DTotal предлагает на выбор некоторые из своих продуктов, ну а если автор соглашается перетекстурировать свою работу с помощью их сборника текстур Total textures, то тогда в качестве поощрения он получает некоторые из этих сборников.

Ага, значит интерес есть. И вы тоже пробовали себя в качестве автора?

Именно таким образом я получил 16 сборников текстур и DAM v1.

У вас есть свои правила в работе? С чего начать, чем продолжить...

Особых правил и законов в процессе создания любой моей работы нет. Думаю, это так же как у всех – ты находишь вдохновение. Неважно где: в момент просмотра фильма или журнала, идя домой под дождем... Тогда-то оно и начинается: в голове мелькают обрывки, смазанные образы проносятся перед глазами, а люди в общественном транспорте и дождь перестают существовать. Их заменяют многочисленные фантазии будущего, которое ты сам можешь создавать. И в этом вся прелесть.

Но не фантазиями же вы зарабатываете себе на жизнь?

Зарабатываю фрилансом, удаленным сотрудничеством как с организациями, так и с самостоятельными дизайнерами. По большей части это либо каталожная визуализация, либо сложное моделирование предметов интерьера из классики, ампира, других стилей и направлений. Ну и постоянно пробую что-то новое, пытаюсь прикоснуться к новым аспектам трехмерной графики. Как раз один из таких «экспериментов», надеюсь, примет участие в конкурсе «Полигон для творчества 2010».

Как вы вообще в свое время узнали  об этом конкурсе?

О конкурсе узнал из рекламного баннера на одном из сайтов по трехмерной графике. Точно не помню, но, по-моему, это был сайт Render.ru.

До 2009 года вы участвовали в каких-нибудь конкурсах?

Нет. Не хватало сначала опыта, а после – времени.

И чем вас привлек именно этот конкурс?

Как раз отсутствием временных рамок. И конкретных заданий – тоже. Здесь можно было выставить свою лучшую работу, которая в полной мере раскрывает тебя как художника.

Общались ли вы с кем-то из участников первого конкурса до его начала?

Да, с моим другом Денисом Толкишевским. Он дважды участвовал в конкурсе и оба раза занимал второе место. Мы с ним оба сибиряки и стараемся поддерживать отношения. Наша встреча на CGEVENT 2009 в Москве была приятным сюрпризом.

Конкуренция отношений не испортила?

Нет, и, если честно, первое место я тогда отдавал ему: его работа в техническом отношении была сильнее, и голосовал я за нее.

Вообще говоря, конкурс, который вы выиграли, был для вас соревнованием или средством обмена опытом?

Не думаю, что это было жестким соревнованием. Почти все участники (по крайней мере в номинации «Концепт-арт») заочно знакомы друг с другом по различным галереям, знают о сильных и слабых сторонах каждой из работ. Оставалось только узнать, к какой составляющей склонится жюри: технической или композиционной. Такие конкурсы являются площадкой для общения, обмена опытом, самовыражения и творческого развития.

Вам не кажется, что работы студий могли бы сделать конкурсы еще интересней? Однако студии отчего-то обходят конкурсные состязания... Почему?

Студия – это некая единица, целью которой является «добыча» финансовых средств с их накоплением на определенном банковском счете, а большой ценности в получении грамот для своей «стены достижений» студии не видят. Собственно, думаю, именно в этом причина.

Какие программы вы используете при создании работ – в частности той, что победила на конкурсе в прошлом году?

При создании работы я пользовался 3ds Max 9, а для постобработки – растровым редактором Photoshop.

Оказался ли полезным для вас приз за победу в конкурсе – Autodesk Maya 2010?

К сожалению, достойно распорядиться призом я пока не сумел: мое программное обеспечение это Max, а с Maya я не особо знаком, да и переходить пока желания нет. Может, в будущем.

Вам важно то, что вы держите в руках, когда работаете: мышь, клавиатура, планшет?

Особых требований к устройствам ввода не предъявляю. Дома у меня стандартная мышь и клавиатура ценовой категории до 500 рублей. Так как я не умею рисовать от руки, то планшета у меня и вовсе нет.

А возможности вашего компьютера для вас значимы?

Да, к выбору системного блока и его наполнению подхожу более щепетильно: высокая тактовая частота процессора нужна для более скоростной визуализации (сейчас у меня процессор Intel i5 750), а большой объем оперативной памяти желателен, так как в своих работах я большое внимание уделяю мелочам,  что приводит к возникновению большого количества объектов. Сейчас у меня 6 Гбайт оперативной памяти.

Есть еще один ресурс – время... Много его ушло на приготовление «Ароматного кофе»?

На создание работы ушло около полутора месяцев. Тогда было достаточно свободного времени, поэтому работа шла почти каждый день.

А какая-то история у самой задумки этой работы есть?

Идея создания работы возникла задолго до конкурса. В одну из прогулок по городу я увидел на витрине магазина похожую модель кофемолки, сфотографировал, сохранил фото на компьютере... и забыл. Через какое-то время случайно наткнулся на фотографию, и перед глазами возникла общая идея работы.

Вот так просто?

Ну а дальше – часы моделинга, текстурирования...

В 3D у вас есть слабые места?

Моей слабой стороной всегда была композиция, так как у меня нет художественного образования. Поэтому за помощью в составлении композиции я обратился к своей знакомой Елене (известной под ником Tangerine в качестве администратора сайта ArtTalk.ru). У нее отличное понимание композиции, так что на этом этапе ее советы очень помогли. В результате получилась очень хорошая работа, которая получила множество наград, в том числе одержала победу на конкурсе.

Как вы воспринимаете ситуации, когда внезапно что-то не получается?

Трудности – это когда что-то в тягость. Для меня же любая новая задача – это творческий поиск со своими переживаниями, минутами радости и восторга от найденного решения. А самая  сложная часть победной конкурсной работы – салфетка и печенье, так как подобные объекты я раньше не делал.

Говорят, победа в любом соревновании – это как наркотик. Хочется еще и еще. А как с этим у вас?

Конечно, победа в конкурсе оказала сильный мотивирующий и окрыляющий эффект, так как это все же первый конкурс, в котором я принимал участие. Появилось ощущение правильности своего выбора, желание развиваться и творить дальше.

Пожелайте что-нибудь тем, кто придет в этом году на конкурс в первый раз.

Участникам я бы хотел пожелать устоять перед соблазном регистрироваться на сайте несколько раз и ставить себе самим оценки, вместо этого просто верьте в свою звезду. И, конечно, независимо от занятого места, продолжайте творить и развиваться.

события
Разделы:
Рубрики:
Популярное: