Андрей Серебряков: не призами едиными

Автор: Александр Осинев

Ежегодно компания Consistent Software Distribution при поддержке Autodesk проводит конкурс «Полигон для творчества». Организаторы предлагают победителям отличные награды, но, оказывается, не все присылают свои работы ради них. Во всяком случае, Андрею Серебрякову – 3D-моделлеру из Санкт-Петербурга – больше нравится, когда победителей не ждут заманчивые призы. Андрей победил в конкурсе 2009-го года в номинации «Архитектура и дизайн» с работой «Водяная мельница». Зрители также отдали ему свои голоса в бонусной номинации «Выбор зрительской симпатии». Когда появилась возможность поговорить с Андреем, я мог судить о нем только по этой работе, а потому попросил его немного рассказать о себе. Выяснилось, что учился Андрей на программиста и даже не предполагал, что будет заниматься 3D…

Андрей СеребряковСтало быть, сейчас вы работаете программистом?

Нет, я уже полгода как профессионально занимаюсь трехмерной графикой в компании «IT-территория», которая разрабатывает компьютерные игры.

Что же вас привело к работе в 3D?

К 3D-моделированию я пришел не с первой попытки. Если бы мне кто-то во время учебы сказал, что я буду заниматься именно этим, я просто бы рассмеялся. Однажды в одном из журналов, посвященном компьютерным играм, прочитал статью об азах работы в Autodesk 3ds Max. Увлекло, решил попробовать. Сделал небольшую работу для себя и… забросил на год или полтора. Во второй раз, когда я уже закончил учебу и работал, почему-то захотелось в 3D сделать одного из игровых персонажей. То, что получилось, понравилось и мне самому, и друзьям. И вот, с того самого времени уже не могу расстаться с этим хобби: затянуло по-настоящему. Стал изучать, интересоваться тонкостями, потом появился интерес к конкурсам и даже профессиональной деятельности.

И вы решили сменить работу?

Тут, можно сказать, несчастье помогло: компания, в которой я работал раньше, в кризис разорилась. Я начал искать работу и подумал: отчего бы не попробовать себя в 3D? Решил пойти в свою нынешнюю компанию, вовсе не будучи уверенным в том, что возьмут. Как выяснилось, правильно сделал, хотя до этого никогда не зарабатывал своими работами в 3D.

Говорят, для того чтобы разлюбить что-то, нужно начать этим зарабатывать. В вашем случае эта поговорка верна? Не надоело?

Не сказал бы. Во всяком случае, ничего подобного пока не чувствую. Правда, на домашнее творчество времени не остается, но, думаю, в отпуске наверстаю. Дело в том, что работа у меня тоже творческая: я же, условно говоря, не копирую что-то. Занимаюсь почти тем же, чем занимался бы и дома для себя: рисую пейзажи и ландшафты. А вот если бы я пошел куда-то в архитектуру и переводил чертежи в трехмерное пространство, то, быть может, вы и были бы правы.

Два дебюта – две победы

Конкурсы, как вы сказали, вас заинтересовали несколько раньше, чем вы профессионально стали заниматься 3D. «Полигон для творчества» был для вас первым конкурсом?

Нет. Далеко не первым. Первым был конкурс на render.ru, и, кажется, этот сайт вообще первым стал такие конкурсы проводить. В том числе и по причине появления конкурсов я стал глубоко вникать в нюансы работы с 3D-графикой. Так вышло, что в первом же конкурсе выиграл. Конкурсы на render.ru не имеют призового фонда, а потому там нет какой-то подковерной борьбы, перепалок с оппонентами, пустых нападок на авторские работы и на самих авторов. Пожалуй, такого рода конкурсы мне нравятся больше, я с удовольствием в них участвую.

Что же вас подтолкнуло к участию в «Полигоне для творчества»? Реклама, знакомые по другим конкурсам?

Увидел на render.ru баннер и решил попробовать. Что до знакомых, то, нужно сказать, я редко в рамках конкурсов общаюсь с другими участниками. Я просто видел на сайте конкурса знакомые ники, но до переписки дело не доходило.

Нужно ли это понимать так, что участие в конкурсах не становится для вас прямым обменом опытом? Вы не интересуетесь рабочими приемами других, не задаете вопросы, не отвечаете сами?

Нет, я могу отписаться в интересующей меня ветке того или иного форума, прочитать сообщения других, но полноценной беседой с кем-либо я бы это не назвал.

Может быть, вам больше нравится общаться вживую? Вы посещаете какие-то тематические мероприятия, конференции, вроде CG Event?

У нас в Питере ничего такого никогда не проводят. Ехать в Москву – сложно и неудобно, да и недешево, если нужно задержаться в городе на несколько дней. Но хотелось бы. CG Event, КРИ (Конференция Разработчиков Игр – прим. автора) – это правда интересно. Слышал, скоро в Санкт-Петербурге будет выставка на эту тему, и, думаю, я обязательно на нее схожу. Общение – это здорово и в 3D – тоже. Мне интересен обмен мнениями. В какой-то степени меня выручает брат, который тоже занимается трехмерной графикой.

Из всего сказанного можно заключить, что конкурс для вас – это, прежде всего, чистое соревнование?

Да, желание выиграть превалирует над остальным. Без этого желания я, честно говоря, не вижу смысла присылать на конкурс свои работы. Не призы, а победа ценна сама по себе. В то же время, интересно смотреть на работы других, сравнивать. Есть немало талантливых людей, а потому я никогда не обижался, если, при всем моем стремлении, не побеждал: достойных много.

Интересно, не пытались ли вы, в этом вашем стремлении стать первым, повлиять на исход конкурса своими оценками работ конкурентов? Вы тут что-то говорили о «подковерной борьбе»… Уж простите за провокацию…

Нет. Я обычно не голосую, так как считаю, что участники не должны влиять на результаты соревнования своими оценками. Не голосую ни за себя, ни за других. Разве что могу оценить работу в другой категории, в которой не участвую сам.

Как вы оцениваете организацию конкурса «Полигон для творчества»? О вашем отношении к призам вы уже сказали…

Хотелось бы большего количества участников. Мне кажется, уровень, на котором проводится конкурс, достоин большего числа работ. Когда конкуренция выше, интереснее всем. В остальном, все было отлично организовано. Мне, к примеру, даже помогли приехать в Москву на церемонию награждения, да и собственно в призах нет ничего плохого. Рекомендую конкурс всем и каждому. Я и сам попробую принять участие если не в этом, то в следующем «Полигоне». Но могу сказать точно, что в этом году в конкурсе будет участвовать мой брат, у него сейчас больше времени, чем у меня.

Почему, на ваш взгляд, в конкурсах, подобных «Полигону для творчества», не участвуют коллективы студий, хотя это часто и не запрещено?

Затрудняюсь ответить. Быть может, сказывается недостаточный (для уровня компании) размер призов. Кроме того, на мой взгляд, когда компании участвуют в конкурсах, они соревнуются проектами (лучшая игра/графика и т.д.), а участвовать в конкурсе по дизайну как-то несолидно что ли… А если при этом еще и проиграешь какому-то любителю? С другой стороны, если компании будут активно участвовать, простым пользователям будет сложнее, ведь у компании заведомо больше ресурсов.

Работа «Водяная мельница», ставшая победительницей в номинации «Архитектура и дизайн» в прошлом году, – просто ваша фантазия или у нее есть какой-то прообраз?

Работа не делалась специально для конкурса. Я начал ею заниматься в новогодние праздники, просто хотелось сделать сложную и красивую работу. Идеи искал в Сети и нашел в мире Warhammer Оnline, в игровом проекте, который меня давно привлекает. Дело не в самой игре, а в скетчах, которые там используются. Моя мельница – родственница мельниц из этой игры, хотя схожих черт в итоге осталось немного. Пожалуй, сейчас она вовсе на них непохожа, но истоки именно там.

Сколько времени вы «строили» свою мельницу?

Около четырех месяцев. Я тогда и работал, и учился, а потому для мельницы в течение этих четырех месяцев выкраивал выходные и вечера.

Что-то было особенно трудным для вас в этой работе?

Естественно, так часто бывает. Нужно сказать, что по окончании работы у меня был совсем другой уровень мастерства по сравнению с тем, что было сначала. Пришлось многое прочитать, найти в Сети и освоить несколько уроков, обучающих тем или иным приемам. Было несколько вариантов мельницы. Сначала она стояла в дремучем лесу, но мне это не понравилось. Я учился делать ландшафты с далекими видами, учился делать деревья так, чтобы они избыточно не нагружали компьютер, ну и так далее.

Программы с единственным недостатком

Какую программу вы использовали в работе?

3ds Max.

Как вы относитесь к тому, что графические пакеты весьма дороги, тогда как нередко они даже не являются средством заработка?

Не знаю точно, но чувствую, что такая ситуация неправильна. Некоммерческое использование подобных программ должно обходиться намного дешевле. Вот тысяч за десять я бы мог себе позволить приобрести 3ds Max. А где начинающему художнику взять две тысячи долларов? Как ему стать профессионалом?

Что же делать производителю ПО? Отдавать программу за бесценок?

Нужно иметь в ассортименте версии программ для любительского и профессионального использования. Для любителей можно сделать урезанный программный пакет, например. Есть функции, которые большинство «просто художников» не использует, а профессионалу они необходимы.

Знаете ли вы о существовании версий для студентов, которые действительны 13 месяцев для 2011 версий, и их можно бесплатно скачать на сайте студенческого сообщества после регистрации?

Да, я в курсе существования студенческих версий. С одной стороны, да, это выход из создавшегося положения. С другой – об их существовании известно не всем. И вводя в поле поиска «3ds Max», вы не сразу получите информацию об этом сообществе. Но остается проблема с теми, кто не является студентом, но тоже стремится освоить эти продукты для себя или для будущей профессиональной деятельности.

А свободное ПО как альтернатива – это не выход?

То, что есть сейчас, – это совсем другой уровень возможностей. Свободный софт для 3D, о котором я знаю, неудобен. Для 3D есть, по большому счету, лишь две программы: 3ds Max и Mayа, а все остальное – несерьезно. Производителю именно этих пакетов нужно предусмотреть недорогие версии. Нужно сделать так, чтобы став профессионалом, человек не переучивался, а просто начал платить больше за дополнительные возможности. Возьмем меня. Я дома мог бы пользоваться одной версией программы (недорогой), а на работе, где иные требования и задачи, использовал бы полный вариант того же пакета.

Не так страшна трехмерная улыбка

Вы следите за тем, что происходит в мире 3D? Какие события последнего времени вы бы назвали самыми значимыми?

На ум приходит разве что «Аватар». Грандиозная вещь, отличная демонстрация того, чего можно достичь с помощью трехмерной графики. В целом, уровень качества 3D за последние годы вырос заметно и в фильмах, и в играх. То, что в 2005-м считалось чуть ли не пределом, сейчас будет просто неплохо смотреться. Планка качества все время повышалась, появлялись новые технологии в анимации, новые компьютерные технологии. Если раньше 3D занимались лишь энтузиасты, то теперь сформировалась полноценная индустрия, 3D-графика пришла чуть ли не в каждую отрасль. Там, где ее нет сейчас, она, наверное, не нужна в принципе.

Как вы думаете, нам и дальше стоит ожидать повышения качества работ?

На мой взгляд, практически предельный уровень качества был достигнут в 2008-м году. Сейчас лучше сделать можно, но лишь в тех мелочах, которые заметны при пристальном изучении работы профессионалом. Дальше нужно ожидать большего удобства программного обеспечения и большей производительности «железа».

Засилье трехмерной графики в искусстве вас не пугает? Виртуальные актеры, сгенерированные эмоции на трехмерной сетке лиц, основанные на нескольких сотнях универсальных шаблонов?

Меня это почему-то не пугает. По-моему, актерская профессия в одночасье не исчезнет. Сделать-то так, как вы говорите, и сейчас можно, но выходит пока не очень. А в будущем… Почему бы и нет? Живую актерскую игру это все равно не заменит, точно так же, как кино не смогло «убить» театр. Будет ниша для тех, кому это нравится.

Отвечая на вопрос о заметных событиях, вы как-то обошли Россию и российские студии. Здесь у нас ничего значимого не происходит?

Если коротко, то у 3D-студий преобладает желание заработать денег, а не стремление сделать качественный продукт. В игровой индустрии эта тенденция постепенно меняется в сторону качества, но с западными студиями качество наших работ пока ни в какое сравнение не идет. Если брать наши 3D-мультики и графику в кино, то это просто позор. Все до такой степени некачественно, что возникает вопрос: люди вообще с 3D знакомы или нет? Больше это к мультфильмам относиться. Для сравнения можно взять даже первого «Шрека», который вышел 10 лет назад, – небо и земля! С художниками дело обстоит иначе. В России есть много хороших художников и со временем появляется все больше. И конкурсы, кстати, в этом помогают. Только не все попадают в индустрию, и от этого индустрия, может быть, и страдает.

события
Комментарии  (обсудить на форуме)
>> Для 3D есть, по большому счету, лишь две программы: 3ds Max и Mayа, а все остальное – несерьезно.

А как же Cinema 4D, Houdini... Крайне не согласен с ним.

Разделы:
Рубрики:
Популярное: