Тим Бертон в стране Чудес


Стиль Тима Бертона в кино узнается немедленно. Покажите аудитории концепт-арт картин, опубликованных недавно, едва ли кто-то, мало-мальски сведущий в кино, не поймет, что это Тим Бертон и его Алиса в Стране Чудес. Давайте заглянем в прошлое и посмотрим, с чего же все начиналось.

Тимоти Уильям Бёртон (Timothy William Burton) (чаще употребляется сокращенный вариант имени Тим Бёртон или Бартон) родился 25 августа 1958 г. в Бербанке (Калифорния). Американский кинорежиссер, мультипликатор, писатель. Мастер современного зрелищного кино, часто основанного на черном юморе. Бертону удалось сделать популярными готические мотивы в кино.

А начал свой творческий путь Тим Бертон на студии Disney в 1979 году. Уже через три года он принял участие в съемках знакового для мировой компьютерной графики фильма «ТРОН».

«Битлджюс» был тем фильмом, который дал мне ощущение человеческих отношений на уровне «Да пошли вы все!».

Настоящая слава пришла к Тиму Бертону в 1988 году, когда он и Майкл Китон взбудоражили общественность комедией ужасов Битлджюс (Beetlejuice), в которой в полной мере ощущается раскованный, не связанный условностями, социопатический, анархический «дух кино Тима Бертона». Сам Бертон однажды признался: «Битлджюс» был тем фильмом, который дал мне ощущение человеческих отношений на уровне «Да пошли вы все!». Мне было хорошо от мысли, что подобного рода кино никому не нужно. Думаю, что «Битлджюс» показал, насколько здорово быть невосприимчивым к модным течениям и общественному мнению и не меняться просто в угоду кому-то. Можно делать, что хочешь! Фильм -  ужасен, все знают об этом. Битлджюс — это моя фантазия как раз на эту тему».

«Когда я делал Бэтмена в 1988 г., на темную сторону ходить было нельзя...»

Еще через год Тим взял и перевернул целое направление в кино. Он вторгся в обожаемый многими мир комиксов, явив в 1989 году миру своего «Бэтмена». Как известно, комиксы имеют свою многомиллионную армию фанатов. Экранизация говорящих картинок про супергероев требует большого количества ярких спецэффектов. До Бертона герои комиксов в кино совершали свои героические поступки с блеском, помпой и оптимизмом, Тим же показал депрессивный мир Летучей мыши, подняв на поверхность не очень развлекательную проблему отсутствия взаимопонимания в человеческих отношениях.

Недавно Бертон сказал: «Когда я делал Бэтмена в 1988 г., для кино по комиксам были совсем другие времена. На темную сторону ходить было нельзя». Все изменилось с приходом его мрачного Готэма и маньяка Джокера. Да и защитник-супергерой изменился до неузнаваемости.

В 1990 году Бертон встретил своего «героя». Впервые в его фильме  «Эдвард руки-ножницы» появился актер Джонни Депп. «Когда снимаешь сказку, часто возникают разногласия с самим собой, потому что сказка — это романтическая версия обычных вещей. Так что приходится балансировать между реальностью и нереальностью, находить что-то реальное и утрировать это». Бертон начал осваивать жанр сказки, в которой он создавал причудливый параллельный мир, отражающий весь ужас окружающего мира, и в то же время - прекрасный в своей готической красоте.

«Ну, ведь, в самом деле, не годится Пингвин для Happy Meal. Ты многое можешь при большом бюджете, но такие вопросы все же напрягают.»

Бертон становился популярным режиссером, но его мир сказок и комиксов не очень, мягко скажем, подходил для детей младшего школьного возраста, на которых ориентировались продюсеры. Творческий гений натыкался на рамки условностей во время создания второго фильма о человеке-летучей мыши - «Бэтмен возвращается» (Batman Returns, 1992г.). «Однажды мы сидели с кем-то из McDonalds. Они спрашивали, как будет выглядеть Пингвин, потому что хотели сделать соответствующую упаковку. Я ответил, что сначала мы сделаем фильм, а пока я не знаю, каким он будет. Ну, ведь, в самом деле, не годится он для Happy Meal. Ты многое можешь при большом бюджете, но такие вопросы все же напрягают».

«Салли из «Кошмара перед Рождеством», сшитая из кусочков ткани, символизирует мое состояние.»

В создании анимационного фильма «Кошмар перед Рождеством» (The Nightmare Before Christmas, 1993) Бертон передал право режиссуры Генри Селику. Однако в мультфильме есть «фишки» и от самого Бертона. Так, Селик делал образ Салли в соответствии с инструкциями Бертона. «Салли из «Кошмара перед Рождеством» сшита из кусочков, потому что это символизирует мое состояние. В больших сказках всегда есть образы, которые являются символами чего-то еще», — говорит Бертон.

Еще одним необычным творением от Бертона стал фильм «Марс атакует» (Mars Attacks! 1996), сюжет которого основывался на картинках-вкладышах от жевательной резинки 60-х годов. На этот раз героями Бертона стали кровожадные марсиане-пришельцы, склонные к шуткам в стиле «черного» юмора. А спасет мир в итоге старушка Флоренс Норис, постоянно слушающая музыку, от которой головы марсиан лопаются, словно пузырьки с зеленой краской. Марсиан анимировали, используя технологию motion capture. Вообще, в фильме много спецэффектов, выполненных на студии ILM.

В своем следующем фильме Бертон, наоборот, отказался использовать компьютерную графику для достижения наибольшей реалистичности картинки. «Планета обезьян» (Planet Of The Apes, 2001) является римейком фильма 1968 г. Обезьян должны были играть актеры, которым пришлось изучать манеры животных, их повадки и проч. Было решено, что в батальных сценах они будут двигаться как самураи в японских фильмах. Бертон до сих пор сожалеет, что зрителям не понравился конец фильма. Тем не менее, финал картины 2001 года наиболее близок к оригинальному литературному источнику — одноименному роману Пьера Буля.

«Я всегда любил фильмы о монстрах, любил слушать жуткие истории о тех, кто вернулся с того света.»

В 2005 году Бертон вновь снимает Джонни Деппа и вновь экранизирует детскую сказку. «Чарли и шоколадная фабрика» (Charlie & The Chocolate Factory — 2005) Роальда Даля — один из самых ярких, возможно, из-за обилия кислотных красок, фильмов Бертона. «Мы с Джонни говорили абстракциями и понимали каким-то образом друг друга. Даль оказался велик потому, что оставил много места для интерпретаций. У нас было много свободы, и мы могли додумывать, как выглядели комнаты, дом Бакетов и т.д. Я радовался, что нет точных указаний, какими должны быть растения или какой должна быть консистенция шоколада».

В том же 2005 году Бертон опять делает анимационный фильм - «Труп невесты» (Corpse Bride). Фильм-сказка сделан в технике stop-motion анимации (покадровой анимации). «При живой съемке сложно правильно сделать некоторые вещи, а в анимации — просто, — говорит Бертон. — Например, чтобы герои были похожи на кукол. Они так прекрасны, и все кажется правильным, так и должно быть. Я всегда любил фильмы о монстрах, любил слушать жуткие истории о тех, кто вернулся с того света. Все это и навеяло мысли о подобном фильме».

«У Суини все выглядит таким сокровенным, что и кровь становится проявлением его эмоционального состояния.»

Тема кошмаров продолжилась и дальше. Не зря Бертон стал культовой фигурой в готической субкультуре. Кровь потекла в экранизации классического романа Ч. Диккенса «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (Sweeney Todd: The Demon Barber Of Fleet Street, 2007). Вновь перед зрителями появился  Джонни Депп и вновь его трудно узнать в новом образе. Вообще-то, по жанру «Суини Тодд» - музыкальная комедия ужасов. Грязные серые улицы викторианского Лондона прямо из романов Диккенса, в фильме льется столько крови, что актеров на съемочной площадке пришлось одевать в защитные одежды. «У Суини все выглядит таким сокровенным, что и кровь становится проявлением его эмоционального состояния. Это настоящий катарсис».  

Титры фильма сделаны при помощи CG, в подчеркнуто ненатуралистичном виде. Текущая кровь — неестественно красная и густая.

Говорят, Алиса выросла, и у нее намечается роман со Шляпником.

Уже в сентябре появится мультипликационный фильм о пост-апокалипсисе «9», который продюсирует Тим Бертон. А в марте следующего года — студия Дисней представит новую сказку, созданную при помощи компьютерной графики, «Алиса в стране чудес», где опять играет Джонни Депп. Говорят, Алиса выросла, и у нее намечается роман со Шляпником.

Что ж, Бертон продолжает творить, раздвигает рамки условностей, и просто посылает традиции куда подальше.

кино и спецэффекты
Комментарии  (обсудить на форуме)
Хочется голосовать за все материалы. Здорово! Интересно! Замечательно!

Разделы:
Рубрики:
Популярное: