IMAX: доходная мегаломания

Автор: Юрий Ильин

Название IMAX в России, во всяком случае, ассоциируется исключительно с 3D кинотеатрами, демонстрирующими фильмы в стереоформате. Однако, в сущности, это лишь одна - хотя, возможно и наиболее популярная в настоящее время, - из разновидностей форматов, носящих наименование IMAX. Не с этой разновидности всё начиналось, и не ради неё затевалось, а...

Ради очень больших экранов

«Мегаломанские» эксперименты в этой области начались ещё в 1930-е годы, когда в светлые головы деятелей от киноиндустрии пришла наисветлейшая мысль — сделать экраны в разы побольше. Чтобы картинка получилась более впечатляющей. Но эти наполеоновские планы моментально упирались в каскад затруднений самого что ни на есть технического характера.

Например, для очень большого экрана надо было резко увеличивать разрешение изображение, а стало быть - использовать иного стандарта киноплёнку, 65-миллиметровую; прокручивается она не по вертикали, как стандартная 35-миллиметровая, а по горизонтали; один кадр имеет, стало быть, размеры 48,5 мм по вертикали (65 мм минус области перфорации) и 70 мм по горизонтали. В результате, для того, чтобы крутить такую плёнку со стандартной частотой 24 кадра в секунду, скорость работы двигателя проектора должна быть втрое выше. Вдобавок, первоначально предполагалось, что размеры экрана IMAX составят 27,3 x 19,7 метров (в итоге стандартом стали 22 х 16,1 м), а это предполагало увеличение кадра в 586 раз (!!!).

И здесь тоже ждала западня: как оказалось, двигатели 70-миллиметровых проекторов были недостаточно стабильными, и картинка начинала заметно "прыгать". Вдобавок нужны были новые линзы для проекторов... Ну и так далее, и так далее.

С этими всеми незадачами Грэм Фергюсон, Роман Круато, Роберт Керр и Билл Шоу — основатели IMAX — в итоге управились. Не без помощи, естественно. Помощь пришла из Японии от Fuji Bank.

Правда, для этого пришлось поиграть в «потёмкинские деревни»: японской делегации устроили королевский приём, который, как потом выяснилось, был сплошным театром иллюзий.

Основатели будущей IMAX Corporation незадолго до приезда японцев сняли несколько помещений в Нью-Йорке и Монреале, обставили их дорогой мебелью и выдали за свои офисы. Кроме того, представителям Fuji Bank устроили экскурсию по действующим съёмочным площадкам, не упомянув, правда, что эти площадки принадлежат не IMAX, а канадскому Национальному бюро по кинематографии, где Круато работал уже много лет.

Так или иначе «обман» сработал: представители Fuji Bank уехали на родину чрезвычайно довольными, в полной уверенности, что престиж банка не пострадает, и что их деньги — в надёжных руках.

15-киловаттная дуговая ксеноновая лампа, используемая в проекторах IMAX (изображение из Wikipedia.org).

Самое занятное, что руки и впрямь оказались надёжными. Фергюсону, Круато, Керру и Шоу действительно удалось создать новый киноформат и решить все технические затруднения, с ним связанные. Были разработаны и новые надёжные приводы, и новые линзы (сферические для стандартного формата и типа «рыбий глаз» для IMAX Dome), и совершенно новые световые приборы для проекторов — 12–18 киловаттные ксеноновые дуговые лампы с водным охлаждением. Кстати, в этих лампах внутреннее давление превышает 25 атмосфер, так что при их смене техника безопасности требует, чтобы соответствующий работник надевал защитный костюм. Иначе, если лампа по какой-либо причине рванёт, кварцевые осколки могут... Ну, да не будем о грустном.

Стандартный проектор IMAX имеет в высоту порядка 178 см, а в длину - 195 см; используется плёнка ESTAR (производства Kodak), более крепкая и стабильная, практически не подверженная деформациям. При этом звук на неё не записывается: аудио идёт с другого носителя, синхронизированного с проектором.

Первый постоянный кинотеатр IMAX открылся в 1971 году в Торонто, на следующий год после того, как в Осаке (Япония) состоялась демонстрация первого в истории фильма в формате Image Maximum (IMAX) — Tiger Child (реж. Дональд Бриттейн, 1970).

Кинотеатр в Торонто работает и по сей день. На фотографии - это тот самый огромных размеров белый шар, вызывающий ассоциации с Московским Планетарием.

Первый в мире постоянный кинотеатр IMAX в Торонто. Фото из Wikipedia.org.

Ассоциации, кстати, неслучайные, учитывая, что один из вариантов IMAX — OMNIMAX — разрабатывался для «наклонного» планетария при Дворце Науки в Сан Диего, США (теперь Научный центр Ройбена Флита). Система OMNIMAX с охватом 180 градусов по горизонтали, 100 градусов над условным горизонтом и 22 градуса ниже горизонта достаточно активно применяется и поныне (под названием IMAX Dome), в основном, правда, не для показа популярных фильмов, а всевозможных экспозиций научного толка. В центре Флита IMAX Dome функционирует на постоянной основе. В некоторых других заведениях, к слову, экраны устанавливаются от случая к случаю, а потом убираются прочь, несмотря на то, что в среднем киноэкран формата IMAX имеет вес около 1 тонны.

В 1974 году на выставке Expo 74 в Спокейне, штат Вашингтон, в самом крупном павильоне US Pavilion представили гигантский экран 27,3 x 19,7 м, захватывавший всё поле зрение зрителей, смотревших прямо на экран. За полгода, которые выставка продолжала работать, около 5 миллионов человек посетили US Pavilion – с единственной целью посмотреть что-либо на таком гигантском экране.

У большинства — из-за того, что поле зрения захватывалось полностью, возникала полнейшая иллюзия движения вместе с картинкой. И не у всех вестибулярный аппарат оказался способен такое перенести...

IMAX 3D

Стереовариант IMAX — подразумевает достаточно сложный техпроцесс, включающий, в частности, громоздкую стереокамеру при съёмках и необходимость использовать поляризационные или затворные очки при демонстрации фильмов. Стереокамера снабжена двумя объективами, расположенными на расстоянии 64 мм друг от друга (т.е. примерно на том же расстоянии, что и человеческие глаза — в среднем). Изображения, предназначающиеся для разных глаз, соответственно, записываются на две отдельные плёнки (которые в театре будут демонстрироваться одновременно).

Поскольку камера сама по себе очень громоздка — вес её может превышать 113 кг, - съёмки чего-то, кроме документальных фильмов в павильонах, оказываются довольно-таки затруднительным предприятием. Впрочем, несмотря на головную боль, киноотрасль множит и множит 3D фильмы.

Камера IMAX. Фото из Wikipedia.org.

Что же касается просмотра, то здесь в дело вступают ухищрения со вспомогательными устройствами. Линзы в поляризованных очках поляризованы друг к другу под прямым углом, - таким же образом проецируются на экран изображения под разные глаза. Соответственно, каждый глаз видит то, что предназначается только ему, и формируется стереоизображение.

Второй метод использует затворные очки, где под каждой линзой содержатся жидкокристаллические «заслонки», поочерёдно теряющие прозрачность. Это происходит с частотой 96 кадров/с; с той же частотой проектор поочерёдно выдаёт на экран изображения, предназначенные для разных глаз (проектор и очки синхронизированы). За счёт инерции зрения в мозгу у зрителя формируется единое стереоизображение. Интересно будет отметить, что смена кадров осуществляется со стандартной частотой 24 кадра в секунду.

Первый 3D фильм для IMAX - Transitions вышел на экраны в 1986 году; специально под него в Ванкувере в Британской Колумбии был построен первый постоянно действующий кинотеатр IMAX 3D.

Цифровой формат

Это совсем новая разновидность IMAX, стартовавшая в 2008 году. Эксперимент не слишком пока, похоже, удачный. Во-первых, в «цифре» осуществляется только демонстрация фильмов, но не съёмка: цифровых камер IMAX пока нет. Зато проекторы намного менее громоздки, их вполне можно размещать в самых обычных кинотеатрах (на данный момент в цифровых IMAX применяются как проекторы собственной разработки, так и проекторы Christie, разработанные в Texas Instruments).

Экраны для цифрового IMAX тоже намного меньше (8,5 x 18 м — совсем другие габариты).

Ну, а поскольку IMAX Corporation не стали особо афишировать тот факт, что для цифрового IMAX приняты совсем другие стандарты, нежели для традиционного варианта, у зрителей это вызвало море недовольства. Дошло даже до призывов в СМИ бойкотировать ряд театров IMAX за «обман».

Что смотреть в IMAX?

Фильмы в формате IMAX — весьма привлекательная штука, но при этом и очень проблематичная. Всё упирается, по большому счёту, в дороговизну и в проблемы с материально-техническим обеспечением. В результате до относительно недавних времён средняя продолжительность фильма в формате IMAX была минут на 40 короче, чем у обычных кинолент. В связи с этим, довольно большая часть фильмов, снятых под этот формат, - документальные ленты. Достаточно, впрочем, амбициозные: камеры IMAX летали в космос на борту корабля многоразового использования, их взволакивали на вершину Эвереста, ими снимали дно Атлантического океана и антарктические пейзажи. В 2006 году в формате IMAX был выпущен научно-популярный фильм о работе марсоходов Spirit и Opportunity, содержавший кадры, снятые этими аппаратами.

Учитывая, что даже в невысоком разрешении некоторые снимки марсоходов выглядят более чем впечатляюще...

Закат на Марсе. Снимок, сделанный камерами марсохода Spirit. Courtesy NASA/JPL-Caltech/Публикуется с разрешения агентства NASA и Калифорнийского технологического университета.

...Нетрудно представить, каково это было смотреть на исполинском экране.

Первым развлекательным шоу, демонстрировавшимся в кинотеатрах IMAX, оказалась 85-минутная компиляция из концертов Rolling Stones, смонтированная так, чтобы казалось, будто это один концерт.

«Роллинги» есть «Роллинги». Им можно.

Ну, а теперь, внимание, повод для большой гордости. Первым полнометражным мультфильмом, выпущенным в кинотеатрах IMAX, стал оскароносный «Старик и море» Александра Петрова. В том же году выходит диснеевская Fantasia 2000, выпущенная изначально исключительно под формат IMAX (в отличие от «Старика и Моря»).

С 2002 года голливудские студии взялись за цифровую адаптацию под IMAX ранее снятых фильмов, среди них наиболее известны вторая и третья части «Матрицы», фильм «Супермен возвращается» и фильмы про Гарри Поттера.

«Бэтмен: Тёмный Рыцарь» был частично снят с использованием камер IMAX – один из первых, если не самый первый случай, когда коммерческий блокбастер снимался сразу с использованием этой технологии. «Тёмный Рыцарь» собрал 6,3 миллиона долларов в 94 кинотеатрах в США только за первую неделю показов. Рекордные на тот момент показатели. Впрочем, в 2009 году фильм Star Trek: The IMAX Experience собрал за первую неделю 8,3 миллиона долларов.

На сегодняшний день количество фильмов, выпущенных в форматах IMAX (обычном и 3D) приближается к двум сотням.

24 июня начался прокат фильма «Трансформеры: Месть Падших» — одновременно в традиционных кинотеатрах, и в IMAX. Три боевые сцены были сняты сразу с помощью камер IMAX (не стереоскопических), а рендеринг графики для каждого кадра в формате IMAX занимал по 72 часа (!).

Игра свеч стоила: за первый уикенд фильм собрал 108,9 млн долларов, - побив все бокс-офисные достижения 2009 года и заняв седьмое место по сборам за первые выходные за всю историю кинематографа. За первые пять дней проката фильм собрал 200 миллионов долларов, уступив только «Тёмному Рыцарю». К настоящему моменту он собрал по всему миру уже более 766 миллионов долларов.

29 июля на экраны выходит «Гарри Поттер и Принц-полукровка» в формате IMAX 3D, и на период до 2011 года запланирована ещё дюжина лент, включая «Аватар», «Алису в Стране Чудес» Тима Бёртона, очередного «Шрека» и сразу двух фильмов по книге «Гарри Поттер и Дары Смерти». Всё — 3D-формате.

По всему миру действуют 320 кинотеатров IMAX, в России же их пока только 4 штуки. Впрочем, в 2010 году их должно будет стать уже 17. Видимо, спрос растёт. Кстати, это подтверждается ростом доходов: IMAX Corp. недавно сообщила о 43-процентном росте доходов за первый квартал 2009 года. В абсолютных величинах доход за указанный период составил 33,7 млн долл. Председатель совета директоров Ричард Гелфонд выразил уверенность, что 2009 г. будет для компании прибыльным.

кино и спецэффекты
Комментарии  (обсудить на форуме)
Вопрос к автору,есть ли у вас какая либо информация о цифровых IMAX,ни как не моуг найти стандарты digital IMAX(((

imax это 7 этажный экран на которого падает трехмерное изображение я был в imax и в REAL-D в хранде

Разделы:
Рубрики:
Популярное: