Flash вокруг нас

Автор: chanty

Технологию Flash специалисты по 3D графике и компьютерной анимации обычно воспринимают несколько пренебрежительно. Действительно, серьезную анимацию в нем не создашь, да и фотореалистичную 3D модель не построишь. С другой стороны, у подавляющего большинства стоит Flash player, каждый нажимал на флэшовые баннеры, играл во флэшовые игрушки а ля Tower Defense или смотрел мультфильмы про Масяню.

Разберемся, что же такое Flash.

Исходя из примеров, интуитивно понятно, что flash - это какая-то программа, которая позволяет работать с плоскими (продвинутые скажут — векторными) изображениями, в том числе анимировать. Это все записывается в свой собственный формат (.swf), для просмотра которого должен быть установлен специальный плеер (например, Adobe Flash Player, существуют и другие) или же может быть сконвертированно в обычный исполняемый файл (.exe), который уже можно открывать и смотреть где угодно. Во flash-файл можно поместить и видеоизображение.

Однако, если мы попытаемся копнуть глубже, первоначальная простота явно куда-то исчезает. Взять хотя бы определение-концепцию Flash с сайта разработчика — компании Adobe. 

Flash

Adobe Flash — платформа, которая предоставляет пользователям и разработчикам набор проверенных и легко трансформируемых технологий для быстрой разработки эффективных программ, способных работать вне зависимости от операционной системы или браузера и легко интегрирующиеся в существующую инфраструктуру.

Оставив пока в стороне определение разработчика, попробуем понять, как же применяется flash в повседневной жизни.

В большинстве случаев Flash возникает, когда надо использовать:

  • анимацию
  • интерактивность

С анимацией все достаточно просто. Программа Adobe Flash CS представляет собой достаточно мощный, но на удивление крайне простой в изучении пакет создания анимации. Конечно, его не сравнить ни с Maya, ни с 3Ds Max, но зато совершенно не подготовленный человек сможет создать в нем анимированного колобка за час. Понятно, что в серьезных программах 3D анимации это невозможно и за неделю.

Плюс ко всему, для того, чтобы спокойно работать с Adobe Flash, вполне достаточно одноядерного процессора с частотой в гигагерц и одного мегабайта оперативной памяти. В такой конфигурации современные версии Maya и 3Ds Max, если что и будут делать, так только ухмыляться в лицо наивному пользователю.

Как уже говорилось, Flash позволяет легко создавать и анимировать векторные объекты. Есть мощные средства для трансформирования, возможности морфинга (когда Вы задаете только первый и последний кадр, все остальное программа сделает сама), ну и массу всего другого. Все это позволяет делать вполне приличную анимацию. Терминатора и Трансформеров, пожалуй, не создать, но вот Масяню и Happy Tree Frends – вполне. Желающих узнать больше отсылаем в Интернет, руководств и учебников по флэш там достаточно много. 

История Flash

У истоков создания технологии Flash стоит Джонатан Гай (Jonathan Gay), который в далеком 1993 году совместно с Чарли Джексоном (Charlie Jackson) основал компанию FutureWave Software. Компания должна была заниматься крайне модной в то время темой разработки программного обеспечения для компьютеров с перьевым вводом. Совместно с Робертом Татсуми (Robert Tatsumi) он написал программу SmartSketch, позволяющую рисовать электронным пером на компьютере также легко, каки на бумаге.

Программа продавалась, но особым успехом не пользовалась. Тогда, летом 1995, будучи на крупнейшей международной выставке SIGGRAPH, Гай обратил внимание на все более частые разговоры об Интернете и о его возможной грядущей популярности. И будущий создатель Flash задумался о передаче графики и анимации через Интернет. Несколько месяцев работы и на свет родилась программа FutureSplash Animator.

Кстати, все это время Гай с партнерами пытались продать свои технологии, устав от постоянного отсутствия денег. Но ни Adobe, ни Fractal Design, к которым они обращались, не соглашались на их предложения.

Успех наконец-то пришел в августе 1996-го. В то время специалисты компании Microsoft работали над усовершенствованием своего веб-портала MSN, запущенного годом ранее, и крайне хотели сделать его хоть как-то похожим на недостижимо популярное телевидение. Познакомившись с технологиями FutureWave они пришли в восторг и тут же заключили договор об их приобретении.

Следующим крупным клиентом стал Disney Online, подразделение Walt Disney Internet Group. Им FutureSplash Animator потребовался для службы Disney Daily Blast.

И именно от Disney о FutureWave Software узнала компания Macromedia, которая и купила FutureWave в декабре 1996 года. Так FutureSplash Animator стал Macromedia Flash 1.0.

Macromedia взялась быстрыми темпами развивать технологию Flash. Новые версии выходят чуть ли не каждый год. Начиная с 5-й версии во Flash появляется ActionScript – объектно-ориентированный язык программирования, что позволяет реализовывать на флэше не только анимацию, но и более серьезные вещи. Создаются программы и сайты полностью написанные на флэш.

В 2005 году Adobe покупает Macromedia и возникает всем нам привычный в настоящее время Adobe Flash.

Второй момент — применение flash технологий для интерактивных приложений — уже существенно интереснее. Дело в том, что начиная с пятой версии Adobe Flash в него входит объектно-ориентированный язык программирования ActionScript (в настоящее время версии 3.0), который, как и любой язык программирования, позволяет управлять анимацией, да и любыми другими действиями происходящими на экране.

Фактически, если вы хотите создать не самую сложную игрушку, мультимедийную презентацию или сделать интерактивную карту с филиалами Вашей компании, у Вас нет другого варианта, как использовать Flash. Да, существуют Java скрипты, но их написание весьма не простое дело, да и нормальную анимацию с их помощью реализовать — проще застрелиться. Открытая же платформа разработчика JavaFX вышла только в конце 2008 года и не получила особого распространения.

Microsoft усиленно продвигает технологию Silverlight, которая, надо отдать ей должное, в чем-то даже более продвинутая, чем Flash, но у нее пока есть масса недостатков. В скобках, однако, замечу, что зная носорожьи мощь и упрямство Microsoft, некоторые знакомые флэшеры уже стали поглядывать в сторону Silverlight.

Так что пока, начиная создание игрушки или красивого интерактивного сайта с массой анимации, видео, музыки и интерактива, ставим себе Adobe Flash (а то и Adobe Flex – среду разработки веб-приложений) и вперед. Ваши будущие посетители будут потрясены анимированными кнопочками, а от звуковых эффектов сожмется сердце. Только не забудьте, что поисковые системы (Гугль, Яндекс и другие) не очень одобрительно относятся к флэшу и плохо индексируют сайты, использующие эту технологию. Точнее, Google умеет индексировать Flash. Но это по его собственным заверениям.

Отдельный способ применения флэша — это видеоплееры. Практически все сайты в Интернете, от Youtube.com до mir3D.ru используют flash player, чтобы показывать on-line видео. Вообще говоря, это совершенно не обязательно, в данном случае flash используется только как контейнер для видеофайла. Но так исторически сложилось.

Пожалуй, теперь мы уже лучше сможем разобрать в определении от Adobe. Все дело в том, что в настоящее время Flash вырос от средства создания простенькой анимации до мощнейшей технологии представления визуальных данных. Фантастически удачное совмещение простоты и огромных возможностей позволяет использовать флэш и начинающему веб-дизайнеру, создающему свой первый в жизни баннер, и таким гигантам, как YouTube, NASDAQ, eBay, DIRECTV, Finetune.

Наличие огромного числа применений платформы Flash, объясняется и удобствами для разработчиков програмного обеспечения. Благодаря модулю Adobe Flex программисты получили привычную объектно-ориентированную среду, возможность простой отладки программ, наглядную визуализацию данных. А это позволяет существенно ускорять работу. Да и вообще, программисты тоже люди и им гораздо комфортней работать в привычной обстановке. Вот, не мудрствуя лукаво, они и пишут под flash.

Сегодня Flash – это не только мощнейшее средство создания анимации, но и де факто установившийся стандарт передачи сложного мультимедийного контента по сети Интернет, обработка потокового видео, on-line коммуникации (Adobe Flash Media Server) и доставка цифрового контента в мобильные телефоны, коммуникаторы и даже бытовую технику (Adobe Flash Lite).

Так что не удивляйтесь, когда завтра на купленном Вами электрическом чайнике, Вы увидите не только логотип Electrolux, но и знак Adobe Flash.

железо и софт
Комментарии  (обсудить на форуме)
"и одного мегабайта оперативной памяти". Как же так? D'билл Гейц обещал же: "640 килобайт хватит на все"? А вам в полтора раза больше надо?

webtranzit_в_коме
Если он д-л, то кто тогда ты?

А не лучще ли читать стики

Разделы:
Рубрики:
Популярное: