Кино и визуальные эффекты 2009 года

Автор: Юрий Ильин

В 2009 году состоялось очень много громких премьер, в том числе таких, которые можно смело называть «вехами». Для западного кинематографа это, бесспорно, такие фильмы, как «Загадочная история Бенджамина Баттона», «2012» и «Аватар». В российском кино всё скромнее и печальнее. Обе части «Обитаемого острова» вызвали смешанные комментарии от зрителей (в диапазоне от бешенства до восторгов и поисков второго и третьего смыслового дна), то с «Книгой мастеров», первым фильмом, выпущенным в России под брендом Disney, всё совсем уж как-то грустно.

С другой стороны, «вехой» можно считать и мультфильм «9», который совместно продюсировали Тим Бёртон и Тимур Бекмамбетов, а кроме того, 31 декабря состоится премьера фильма «Чёрная Молния», которую сняли в студии Бекмамбетова «Базелевс» (режиссёр Дмитрий Киселёв).

Начнём с творений западного кинематографа

Загадочная история Бенджамина Баттона

Фантастическая мелодрама о человеке, который «старел наоборот»: родившись с обликом 80-летнего старика, главный герой с возрастом молодеет, а к концу жизни и вовсе обращается в грудного младенца и...

Это первая в истории кинолента, где большую часть экранного времени голова главного героя «нарисована на компьютере». Причём нарисована так, что отличить её от головы живого человека вообще невозможно. Единственное, с чем художники справились не до конца, так это с глазами — но их удачно маскировали очками, пока это было необходимо. Всю мимику для компьютерного героя посредством Motion Capture сняли с Брэда Питта, игравшего Баттона в «зрелом» возрасте.

Фильм — явная победа над пресловутой uncanny valley: инстинктивным неприятием человеком искусственных человекообразных персонажей. Мозг, как известно, реагирует на любые, даже самые неочевидные, казалось бы, мелочи, например, «неправильные» микродвижения лицевых мышц, и сразу бьёт тревогу. А вот здесь такого нет.

Подробнее о фильме.

Монстры против пришельцев (мультфильм)

«Комиксное» творение студии DreamWorks про то, как злодейские инопланетяне собираются покорить мир (начав с Америки, натурально), и как на них в результате напускают компанию монстров, показывающих незваным гостям, кто в Америке хозяин.

Такова незамысловатая выжимка стёбного сюжета. На самом деле, это такая сборная солянка из незамысловатых сюжетов более ранних околофантастических фильмов, - сдобренная первосортным стёбом...

...И озвученная многочисленными голливудскими звёздами, в числе которых — Риз Уизерспун (Сюзен Мёрфи, Гигантика) и Хью Лори (Доктор Таракан). Впрочем, в российском прокате их голоса не услышать: Гигантику озвучивала Глюкоза, а Таракана — Александр Ревва.

Другие материалы о фильме.

«Вверх!»

Шедевр Pixar/Disney (а бывают ли у них слабые фильмы вообще?) о странных приключениях старика,  который вместе со своей женой всю жизнь мечтал отправиться в путешествие, но... Она не дожила до этого момента. Но путешествие всё-таки началось, и самым удивительным образом.

Кто-то как-то обмолвился, что дом, летящий на многоцветных воздушных шариках, не больше и не меньше, как иносказательное обозначение смерти, но финал мультфильма это в полной мере опровергает. Кажется...

Материалы о фильме «Вверх» на портале «Мир 3D».

«Люди Икс: Начало. Росомаха» и «Трансформеры: Месть Павших»

Две экранизации «некинематографических» франшиз — первая основывается на комиксах компании Marvel, вторая — на серии игрушек компании Hasbro.

Естественно, обе экранизации весьма высокобюджетны, а «Месть Павших» - это вообще один сплошной спецэффект, и не на медные деньги снятый. Подробнее читайте в статье «Трансформеры-2»: визуальные эффекты трансформации».

«Терминатор: Да придёт спаситель»  

Ещё одно обращение к теме роботов-убийц и роботов-защитников, на сей раз, впрочем, повёрнутая совсем иначе, чем можно было ожидать. Увы, Шварценеггера — истинной «иконы» серии — в последнем фильме уже нет (точнее, он есть, но только в виде цифрового изображения), зато много качественных спецэффектов. И тем не менее, зрители в основном сходятся в том, что фильм, быть может, и неплох сам по себе, но — не то. Не «Терминатор». Разочарованное ожидание.

Стоит отметить, что сценарий «Да придёт спаситель» умудрились украсть и опубликовать в Сети буквально за несколько месяцев до предполагавшейся премьеры. В результате, компания Warner Brothers приняла решение полностью изменить концовку фильма (то есть, переснять).

О съёмках последнего, на данный момент, «Терминатора» читайте наши материалы серии Спецэффекты «Терминатора 4»: Не цифрой единой.

«Район №9»

Острая социальная драма, спрятавшаяся под фантастической кисеёй: можно, конечно, любоваться спецэффектами, отлично прорисованным космическим кораблём инопланетян и обликом самих пришельцев, но «пламенные приветы» человечеству за двуличность, жестокость и, в конечном счёте, варварство там наблюдаются чуть ли ни в каждом кадре. Притом, что и инопланетяне представлены отнюдь не карамельными. Но они, в конечном счёте, инопланетяне, а люди — кто?

Что интересно, продюсировал фильм Питер Джексон, а снимал — режиссёр Нил Бломкамп, который, во-первых, планировал снимать фильм по игре Halo (не получилось), а во-вторых, выступил сам ещё и автором сценария к фильму «Район №9», получившийся, фактически, расширенной версией его более раннего псевдодокументального фильма.

Вдобавок, как пишет Википедия, правительство Нигерии потребовало прекратить показ фильма из-за негативного образа нигерийцев, который, по мнению властей, был создан в картине. Министр информации Нигерии Д. Акуньили заявила, что нигерийцы в фильме изображены «каннибалами и преступниками», а нигерийские женщины показаны как «проститутки, которые спят с пришельцами». Она добавила, что попросила кинокомпанию Sony, ответственную за создание фильма, принести официальные извинения перед народом Нигерии.

Подробности о фильме на портале «Мир 3D»

«Луна 2112»

Дебютная лента режиссёра Данкана Джонса, снятая «всего» на 5 миллионов долларов. И при этом - Настоящая «твердая» научная фантастика космической тематики, поднимающая экзистенциальные вопросы.

Сюжет фильма разворачивается на лунной базе «Саранг», на которой компания «Lunar Industries» разрабатывает топливо нового поколения – гелий-3. Все работает автоматически, но следить за механизмами и отправлять груз на Землю все-таки надо. Поэтому на лунной базе астронавт Сэм Бэлл ожидает окончания своей одинокой трехлетней вахты. Он проводит время в упражнениях, хобби и разговорах с женой, ждущей его на Земле. Чтобы ему не было совсем уж скучно, у него есть помощник – робот Герти.

Но после несчастного случая с вездеходом Сэм приходит в себя в лазарете, и сталкивается.. с самим собой, только моложе и энергичнее. Дальше спойлить не будем: фильм стоит того, чтобы его посмотреть, если Вы этого ещё не сделали.

Обширный материал о создании фильма читайте здесь.

«2012»

Если «Луна» снималась с минимум компьютерной графики, то очередное «крушение всего и вся» от Роланда Эммериха войдёт в историю как фильм с самыми дорогими спецэффектами в истории. Отправить целый город под воду и показать этот процесс в малейших деталях — изрядный вызов для VFX-специалистов.

Справились. В фильм полетело много помидоров за содержание, но никто не придрался к визуальному качеству (и было бы странно, если бы придрались).

А вообще — это презанятный вопрос: любовь к фильмам-катастрофам, особенно таким глобальным, где погибает, по сути, целый мир — наш нынешний мир, в том виде, в каком мы его знаем. И вот люди, обитающие пока что именно в «нашем нынешнем мире», с удовольствием ходят на фильмы, где этот мир истребляется... Загадка, право.

Материалы «Мира 3D» о фильме «2012».

«Рождественская история»

Возьмите классическую мрачную притчу Чарльза Диккенса, нарисуйте прехарактернейшего трёхмерного Эбенезера Скруджа, договоритесь, чтобы Джим Керри исполнил во всех мельчайших подробностях роль и Скруджа, и всех трёх призраков Рождества, которые к нему являются, и, с помощью технологии Performance Capture, превратите это в мультфильм...

...На который все обязательно сходят, и про который потом зададутся вопросом: а что в этой мрачноватой истории «рождественского»?

А между тем, это история о том, как у человека может воскреснуть душа. Ну, да ладно, «Мир 3D» - не место для проповедей.

Рождественская история» - это первый совместный проект Walt Disney Pictures и легендарного режиссера Роберта Земекиса, которого не надо представлять тем, кто смотрел «Назад в Будущее», «Кто подставил Кролика Роджера» и многие другие теперь уже классические фильмы.

Кстати, в начале года стало известно, что Земекис собирается снимать продолжение «Кролика Роджера».

«Аватар»

«Аватар» — история о том, на что способны люди ради решения своих проблемок, в оболочке из красивейшего визуального ряда и могучих спецэффектов.

Земной контингент высаживается на чужой планете (Пандоре), с ядовитой для людей атмосферой и богатейшей флорой и фауной. А также разумным местным населением. Землян, впрочем, не интересует ни то, ни другое, ни третье: их волнует только минерал «Унобтаний» (Unobtanium – лат.-англ. «то, что невозможно получить», обладающий антигравитационными свойствами. И местное население оказывается досадной помехой для хищнической добычи этого минерала.

Поэтому земляне выращивают т.н. «аватаров» — взрослых представителей местного народа На'Ви, которыми будут дистанционно управлять земляне; речь идёт о том, чтобы внедрить этих мнимых На'Ви в племена местных «дикарей» и заставить их переселиться... Или уничтожить, если понадобится.

Покалеченный бывший морпех, не способный передвигаться самостоятельно, становится оператором одного из таких аватаров, но оказавшись среди На'Ви, его отношение к полученному им заданию очень сильно меняется...

Читайте историю создания «Аватара» и другие материалы о фильме на нашем портале.

«9»

«Девять» — первый продюсерский проект российского кинематографиста в Голливуде, когда только стало известно, что Бёртон будет работать с Бекмамбетовым, эта новость показалась исключительно странной.

Странным получились и различия между версиями, ориентированными на российский и на мировой прокат: «авторский» перевод Глуховского, рассчитанный, верно, на пресловутую «русскую духовность» переставляет все акценты и меняет сюжет, хотя визуальный ряд, естественно, один и тот же.

В целом — это в чём-то трогательная, в чём-то зловещая история о девяти тряпичных куклах, которым приходится спасать мир, хотя спасать уже нечего: машины истребили род людской, остаётся только разделаться с самими машинами.

Фильм является расширенной версией оскароносного короткометражного фильма режиссёра Шона Эккера, носившего то же название — «9».

Подробнее о фильме на портале «Мир 3D».

Ну, а теперь перейдём к российскому кинопрому.

«Обитаемый Остров»

Фильм поделили (не очень, кстати, логичным образом) на две части. Официально — потому, что очень много наснимали. Первая часть вышла в прокат 1 января 2009 года, вторая — 23 апреля.

Лагерь поклонников книги моментально поделился на две непримиримые партии. Относящиеся к первой гремели, что это — чистое надругательство над романом братье Стругацких. Вторые искали в фильме второе дно — и с божьей помощью его находили. А заодно кивали в сторону Бориса Натановича Стругацкого, данную экранизацию высочайше одобрившего.

Как бы там ни было, фильм получился довольно странным в некоторых своих аспектах: Саракш — по книге местечко весьма серое и непривлекательное — в фильме сделался цветастым донельзя, до гламурности (особенно тяжким смрадом гламура потягивает от опочивальни Государственного прокурора, которого играл сам режиссёр — Фёдор Бондарчук). Очень хорошо получился «тоталитарный» город (его делали в компании Main road|Post), но яркие блёстки и чуть ли ни неоновые вывески на городском «дне» резко не стыковались с образной системой, перенятой напрямую из «Метрополиса» Фрица Ланга и «Бразилии» Терри Джиллиама.

Голованов зачем-то дали разрабатывать американскому концепт-дизайнеру, который Стругацких (у которых внешнее описание голованов дано во всех подробностях) не читал, и который выдал стандартных голливудских оборотней, отштампированных так, что хоть ГОСТ устанавливай.

Ну, а по пугающе розовому (или красному) самоходному танку не проехался только ленивый.

Тем не менее, как уже сказано, Борис Натанович Стругацкий постановку одобрил.

«Книга Мастеров»

Первый проект Disney CIS в России стал общепризнанным провалом. Отзывы — в диапазоне от «нечто очень странное» до «нечто очень отвратительное», единственное, что хвалят — это спецэффекты, которые делала компания Cinemateka.

Обидно, конечно, что первый же проект «Диснея в России» оказывается вдребезги провальным, ещё более обидно, что затея-то была в целом хороша: таких сказок в РФ не снимали давно. Но вот воплощение этой затеи оказалось ниже всякой критики.

"Книга мастеров": интервью с создателями фильма

«Наша Маша и волшебный орех»

3D-мультфильм со сложной и запутанной судьбой, проект компании «Амедия», который сменил несколько названий и несколько команд разработчиков и художников. Казалось, «Маше» подписали приговор «в корзину». Однако вот он всё-таки вышел — за упорство авторам можно поставить памятник, а вот за конечный результат... Впрочем, решать это самим зрителям.

Один из авторов изначального сценария — известный блоггер Леонид Каганов в приватном разговоре с корреспондентом «Мира 3D» заявил, что со второго раза мультфильм ему в принципе понравился.

«Новые приключения Алёнушки и Ерёмы»

Андрею Гончарову, Евгению Гитису и всем тем, кто делал этот проект, удалось довести его до конца. Получившийся результат в чём-то хорош (в любом случае, лучше первого мультфильма про Алёнушку и Ерёму), в чём-то не очень, явно не получилось сделать всё, что они хотели (они это прямо признают), поэтому в некоторых аспектах фильм провисает, но в целом без ошибок ничему научиться нельзя.

Возможно, историю про Алёну и Ерёму ждёт какое-то продолжение. Но — неизвестно, когда это случится.

Остаётся добавить, что нас ещё ждёт 31 декабря премьера «Чёрной Молнии» от студии «Базелевс». Про неё на нашем портале только что появилась статья, написанная Надеждой Маркеловой под впечатлением от предварительного просмотра фильма. Рекомендуем.

Остаётся сказать, что под самый конец года посетители CG Event (основной контингент которого как раз и составляют работники российского кинопостпродакшна) услышали от одного из выступавших очень жестокое, но, похоже, справедливое высказывание: кинобизнеса в России как такового можно не ждать, его не будет.

Кого-то это высказывание задело и разозлило, но многие, как явствует из приватных разговоров, с этой мыслью согласились, хоть и без особой радости.

Пока суетится (в хорошем смысле) практически один только Тимур Бекмамбетов — его уже в открытую называют «нашим окном в Голливуд». Где все остальные?

кино и спецэффекты
Разделы:
Рубрики:
Популярное: