CG Event, зима 2009 года

Автор: Юрий Ильин

12-13 декабря прошёл очередной CG Event. Как обычно, проводился он в Центре международной торговли на Красной Пресне, и, опять же, как обычно, собрал более чем приличную в количественном отношении аудиторию. Во всяком случае, на выступлении Тимура Бекмамбетова, впервые всё-таки почтившего конференцию своим присутствием, зал оказался практически полон, многие стояли у дверей, не решаясь лезть меж кресел по ногам.

Для «Мира 3D» это был уже второй CG Event, на котором портал выступил в качестве информационного спонсора (те, кто успел разжиться программкой, могут в этом убедиться воочию). И снова с антистресс-мячиками. Правда, идею эту у нас благополучно перехватили, и, кроме синих, зелёных и красных мячиков с логотипом Mir3D.ru, в этот раз появились и белые — с логотипом Autodesk. Ими Сергей Цыпцын с удовольствием и швырялся со сцены — по принципу «на кого бог пошлёт». Кажется, в результате одного из бросков кому-то попало в лоб.

Мир 3D
Стенд "Мира 3D"

Ну, а если серьёзно, то седьмой CG Event прошёл очень как-то спокойно, даже вяло. Хотя был и весьма, так сказать, драматичный момент, когда Стас Глазов и Алексей Крол показали гротескную короткометражку о том, как делается бизнес в кино и постпродакшне, — мессидж короткометражки понравился отнюдь не всем. Но об этом отдельно.

День первый или А где же Тимур Бекмамбетов?

Итак, в этот раз всё началось часом позже, чем обычно: старт выставке был дан в субботу в 11 утра выступлением с залихватским названием «Твою matte, или как я провёл лето. Необходимость академической базы в CG». Выступали представители студии main road|post им. Армана Яхина — Евгений Станкович и Олеся Филипеня.

За ними как своего рода эхо последовала презентация школы Scream School, открывающей теперь уже долгосрочные курсы обучения в дополнение к своим краткосрочным программам.

Цыпцын
Сергей Цыпцын.

И вот это, на самом деле, интересно: в общем-то уже давно идут разговоры о том, что у работников CG-отрасли, которым приходится иметь дело с художественным материалом (киносъёмками, в частности), нередко не хватает элементарной (или не очень) художественной базы. Что, с другой стороны, неудивительно — большинство людей, которые что-то умеют делать в CG хорошо, имеют технический или физико-математический бэкграунд, а вот той самой академической базы им недостаёт довольно часто.

Долгосрочные (продолжительностью в три месяца, шесть месяцев и целый год) программы Scream School, по словам Дмитрия Широкова, составлены в соответствии с запросами представителей CG-индустрии (главным образом постпродакшна). И то, что на этих курсах будут преподаваться основы рисунка, живописи, фотографии, операторского искусства, драматургии, режиссуры и других «смежных» профессий, говорит весьма о многом.

Следом за Scream School начался блок выступлений представителей Nvidia с обзором их новейших разработок, в том числе стереоскопического ноутбука ASUS G60J-3D (с затворными очками в комплекте), и три модели проектора ACER 3D Vision-Ready. Кроме того, был анонсирован стандарт 3D Blu-Ray для домашних кинотеатров.

Следом на сцену вышел Питер Прал, представитель компании Mental Images с рассказом о новом решении для быстрого фотореалистического рендеринга iray и платформы «облачных вычислений» Reality Server 3.0. В ходе демонстрации Прал показал, как можно буквально «на лету» менять освещение в сложной трёхмерной сцене и получать на клиентскую сторону готовую фотореалистичную картинку, качество исполнения которой от мощности клиентского устройства (будь то ПК или мобильник) не зависит.

NVIDIA
Питер Прал, Mental Images.

В целом Nvidia (Mental Images с 2007 года является дочерним предприятием Nvidia) стремилась продемонстрировать, что теперь она ориентируется на совмещение фотореализма с высокой производительностью.

Демонстрация получилась относительно впечатляющей, впрочем, она осложнялась медлительностью местного WiFi-соединения.

«Гвоздей программы» в первый день случилось сразу два. Первый — это приезд Тимура Бекмамбетова. Его на CG Event звали с самой первой конференции, но у него постоянно не получалось. В этот раз он всё-таки появился, хотя и с немалым опозданием — пробки. За него весьма успешно, правда, отдувались режиссёр «Чёрной Молнии» Дмитрий Киселёв и VFX-супервайзер этого же фильма Дмитрий Токояков.

Дмитрий Киселев
Дмитрий Киселёв, режиссёр "Чёрной Молнии", Студия Bazelevs.

Например, они немало рассказали, как, во время работы с Paramount Pictures, им пришлось напрягаться, чтобы перейти на обычный для Запада режим работы — с кучей отчётов и чётким планированием. Потому что одноразовая полуторачасовая переработка съёмочной группы, с точки зрения голливудских продюсеров, — это катастрофа, после которой проект грозили закрыть; а потом, когда съёмочная группа выполнила всё, что было запланировано, на два часа быстрее, чем планировалось, продюсеры устроили такой же разнос, и даже более страшный, заявив, что российская сторона «совершенно не умеет планировать свою работу».

После этого работа «по российским обыкновениям» казалась Дмитрию Киселёву, по его словам, каким-то диким шагом назад.

В целом новостей у «Базелевса» оказалось немало. Во-первых, на будущий год запланировано начало работ над «Особо Опасен-2», причём съёмки начнутся по весне, а «CG-разработки» - и того раньше.

Готовится производство «Чёрной Молнии-2» (съёмки начнутся в феврале), активно снимается комедия под рабочим названием «Колотилов» (с Константином Хабенским в роли школьного учителя), планируется постапокалиптический фильм «Фантом» (он же — Their Darkest Hours), съёмки начнутся летом, постпродакшн — осенью-зимой.

Ну, а самое главное, «Базелевс» собирается открывать представительство в Казахстане (на родине Бекмамбетова) и расширяться в России. Как отметил сам Тимур Бекмамбетов, его просто очень попросили сделать там CG-студию, и он пообещал этому поспособствовать.

Тимур Бекмамбетов
Тимур Бекмамбетов и Дмитрий Токояков, студия Bazelevs.

«Мы развиваемся, мы инициируем новые проекты, как в России, так и за пределами её границ. Например, после мультфильма 9, который мы сделали в Канаде, мы в будущем году запускаем мультипликационный проект здесь в России, с привлечением замечательных режиссёров, аниматоров  из Лос-Анжелеса, плюс, естественно, всех наших талантов, которые у нас есть», - заявил Тимур Бекмамбетов собравшимся, добавив, впрочем, что если «всё это случится», то есть все планы будут претворены в жизнь, для «Базелевса» это будет «катастрофой». Поэтому планируется изменение структуры, поиски новых путей взаимодействия с другими студиями, и расширение.

На вопрос, будет ли расширение осуществляться за счёт просто набора отдельных специалистов или через приобретение целых студий, Бекмамбетов ответил, что покупка студий не исключена, но подробностей раскрывать не стал. Кроме того, ему был задан вопрос о работе со студией «Анимаккорд» над проектом |/boy_and_darkness/836/«Мальчик и Тьма», на что режиссёр ответил: «Да, мы с ними [«Анимаккордом»] общались, разговоры шли, но пока ничего не произошло».

Сразу после выступления, Бекмамбетова поспешно «эвакуировали».

Вторым гвоздём программы оказалось выступление Евгения Вендровского из студии Rythm&Hues с темой «Комикс рулит Голливудом. Почему? Как это делается?».

Собственно, основным тезисом Вендровского стало то, что резкий рост числа экранизаций комиксов в последние годы связан исключительно с коммерческими соображениями, а точнее, дороговизной кинозвёзд.

Евгений Вендровский
Евгений Вендровский, Rythm&Hues.

Со времён Великой Депрессии основным, по сути, продуктом кинопрома были звёзды — актёры и актрисы, которых холили-лелеяли; каждая звезда — уникальный, запоминающийся и узнаваемый, а главное — абсолютно неповторимый продукт. Такая политика сохранялась более полувека, однако в итоге звёзды с многомиллионными гонорарами за каждую роль стали для киностудий слишком дорогими.

И начали думать чем звёзд начать заменять.

Оказалось, что комиксный герой — почти идеальная замена кинозвезды: уникален, запоминается, узнаваем, а играть его может, почитай, кто угодно, особенно, если лицо — отнюдь не главное (как в случае с Человеком-Пауком). И актёрам, которые будут изображать Человека-Паука и Человека-Тапка, можно платить не по двадцать миллионов долларов, а по два. А заартачатся, так «незаменимых нет».

Далее, Вендровский пустился в объяснения, как, собственно, делается CG-герой для комикса (на примере Халка). Сначала рисованный на бумаге вариант, затем — 3D-модель, затем мокап для всего тела и отдельно — для лицевой анимации, затем анимация для превиза, ну и так далее.

В целом, основная задача всё та же: коммодитизация всего и вся. «Всё, что можно сделать дешевле, будет дешевле», - заявил Вендровский.

Также Вендровский предрёк, что, новое поветрие в Голливуде — стереокино, неизбежно приведёт к появлению стереотелевидения, что означает скорое возникновение необходимости создание большого количества контента для ТВ. А следовательно, в ближайшие годы CG-отрасль ждёт гигантский вал работы по созданию стереоконтента именно для телевидения.

Что ж, время покажет.

День второй или "Кина не будет!"

Второй день CG Event начался отчего-то в десять. Впрочем, это было чисто формальное начало, поскольку народ начал подтягиваться гораздо позже. На первых двух выступлениях («Комикс рулит архвизом» от Альберта Хайбуллина, студия rangEmotions и «iPhone концепт-дизайн» от Валерия Орлова, Reaxion) народу было всего ничего.

С половины 12-го последовал «блок Adobe». Adobe впервые выступил как полноценный партнёр CG Event, так что им, естественно, оказали почтение. Впрочем, сразу после выступления представителей Adobe на сцену вышел Артём Голиков из студии «Мотор» с докладом «За что я люблю и ненавижу Adobe After Effect». Получилось драматическое повествование о том, как болезненно было привыкать к внезапным изменениям в интерфейсе и функциональности программы. Впрочем, в конце Голиков заявил, что, по большому счёту, софт это только софт (то есть рабочий инструмент), и любить или ненавидеть его — пустое, вопрос в том, умеете ли вы с ним обращаться.

Голикова сменил Сергей Цыпцын с рассказом о будущем. В частности, он поведал собравшимся о программах для Motion Capture, которые позволяют сразу же, «на лету» оформлять скелет для правки уже снятой анимации модели, упомянул новые устройства ввода информации и несколько раз помянул доклад компаний Nvidia и Mental Images с их стремлением совместить фотореализм и высокую производительность, предрёк скорое изменение парадигмы рендеринга и, в конце концов, задался философским вопросом: что будет, когда посчитать окажется возможным вообще всё? Какие задачи будут ставиться тогда?

Тотчас же на сцене материализовались представители Intel со своими анонсами новых много-многоядерных процессоров, и чипов смешанного назначения, где GPU и CPU будут располагаться сначала в одной упаковке (чип Westmere), а затем и вовсе на одном кристалле (Sandybridge).

Наконец, на сцене появились долгожданные представители Дисней и компании Cinemateka, которая занималась работой над спецэффектами, — Дарья Капля и Никита Аргунов, режиссёр визуальных эффектов.

Никита Аргунов, Cinemateka, и Дарья Капля, Disney CIS
Никита Аргунов, Cinemateka, и Дарья Капля, Disney CIS
.

Аргунов порассказал о том, как делались спецэффекты для фильма "Книга Мастеров", в частности — как делались сцены в Лесу и вокруг Каменной Башни, и как решались возникавшие проблемы, главной из которых оказались крайне сжатые сроки производства. Подробнее о съёмках фильма читайте в ближайшее время интервью с Аргуновым и режиссёром всего фильма Вадимом Соколовским.

Далее на сцене появился звезда позапрошлого ивента Стас Глазов из компании Risk Reduction Management в компании с продюсером Алексеем Кролом. Их «доклад» именовался CG.Grabli ver. 2.0, - по сути же получилась демонстрация снятого «на коленке» короткометражного фильма-провокации, живописующего дремучие порядки, по которым жила и, временами, живёт до сих пор CG-отрасль. В принципе, Крол и Глазов утверждали, что содержание фильма хоть и доведено до абсурда, в целом же — лишь переложение вполне реальных ситуаций.

Поверить в это было довольно-таки легко, хотя далеко не всем понравилось то, что они увидели. Например, к микрофону вышел Арман Яхин и заявил, что фильм абсолютно нереалистичен, что за семь лет работы в отрасли он ни разу не сталкивался с подобной степенью невменяемости продюсеров и заказчиков, и что лучшие продюсеры должны разбираться в том числе и в теме CG. К тому же в фильме нет рецепта, что делать, точнее, «как надо».

На что ''Крол жёстко возразил, что дело продюсера — организовывать процесс в целом, и что каждый участник процесса должен делать своё дело.

Стас Глазов, Алексей Крол, Арман Яхин
Стас Глазов и Алексей Крол показали фильм, который не всем понравился. А Арману Яхину особенно.

В ходе дискуссии Крол сделал довольно жёсткое, но, видимо, справедливое заявление: «В России нет киноотрасли и кинобизнеса. И никогда не будет». По его словам, так сложилось, что 96% визуального контента в мире создаётся семью компаниями, «и среди них нет «Газпрома». В то же время, в России до недавнего времени складывалось так, что до 30% картин, финансируемых «Госкино», в итоге даже не доживали до конца съёмок. На картины мог выдаваться миллион государственных долларов, после чего продюсер вызывал режиссёра и говорил: вот тебе 200 тысяч. У тебя два варианта: либо снимать на эти деньги, либо спиться от горя. В итоге — 800 миллионов чистого навара продюсеру и очередной «шедевр», который никто не видел.

В общем, «кина не будет».

За этим последовали выступления, связанные с аутсорсингом (выступали Дмитрий Астапкович и Александр Горохов), а затем наступил «звёздный час» Autodesk.

Сначала состоялось длительное выступление Олега Сигачёва руководителя маркетинговых программ компании Autodesk в СНГ, под общим названием «Autodesk – это...». Во многом он рассказал собравшимся то же самое, что и в своём недавнем интервью порталу «Мир 3D», — в частности, что студентам свою продукцию Autodesk выдаёт бесплатно, и что более старые версии пакетов Autodesk продаются по более низким ценам.

Сергей Сигачев
Олег Сигачёв, Autodesk.

А также про то, что «всё в мире, что не сотворено Господом Богом, сделано с помощью технологий Autodesk».

Затем началось награждение победителей конкурса «Полигон для творчества», причём некоторых призёров поздравлял сам глава российского Autodesk Александр Тасев.

В конкурсе обозначены четыре официальных номинации — «Архитектура и Дизайн», «Анимация и SFX», «Игровая Индустрия» и «Концепт-Арт», и одна «полуофициальная» — приз зрительских симпатий.

Места распределились следующим образом:

«Архитектура и Дизайн»

  • I место: Серебряков Андрей с работой «Водяная мельница»
  • II место: Огородников Алексей, «Карантин»
  • III место: Ярков Дмитрий, «Тропический модерн»

«Анимация и SFX»

  • I место: Околович Андрей, «Моё место»
  • II место: Алексей Кравцов, «Ролик»
  • III место: Семёнов Александр, «Robot Fight»

«Игровая Индустрия»

  • I место: Насиров Пётр, «Judge Death»
  • II место: Чулошников Андрей, «Treeman»
  • III место: Гедич Вячеслав, «CatWoman»

«Концепт-арт»

  • I место: Самаковский Роман, «Ароматный кофе»
  • II место: Толкишевский Денис, «PROTOtyp»
  • III место: Антон Лебедев, «То, что осталось...»

Приз зрительских симпатий достался Андрею Серебрякову за его «Водяную мельницу».

Александр Тасев
Александр Тасев, Autodesk.

Награждения заканчивались, когда в фойе уже вовсю ставили стенды для следующей выставки.

Что же, позапрошлый — зимний Event 2008 года проходил под лозунгом «Всё, абзац, но жить как-то надо». Общая тональность летнего CG Event выглядела примерно так: «Перьев поменьше стало, но вроде жить можно». Итог дискуссий на последнем же CG Event можно сформулировать так: «Живём, да, но, вообще говоря, вокруг всё равно всё плохо». Люди — талантливые и умелые — они есть. А вот кина нет, и, если Крол прав, действительно вряд ли когда-нибудь будет.

Между прочим ;) — фото с CG Event-а

события
Разделы:
Рубрики:
Популярное: