Эволюция трехмерной графики в кино: назад в будущее!

Автор: Юрий Ильин. Мир 3D

Трёхмерная графика явилась в кинематограф и телевидение поначалу как будто случайно, да и первый фильм, где она появилась, у кинокритиков на довольно бледном счету... Затем Лука­су при съёмках «Звёздных войн» потребовались хоть и простые, но убедительные, с позиции современного зрителя, компьютерные визуальные эффекты. Ну а дальше — дальше началось всё ускоряющееся вторжение в кинематограф и на ТВ трёхмерной графики всех видов и родов, которая постепенно стала превращаться из сугубо служебного выразительного средства в «вещь в себе» - так что дошло аж до фильма, претендующего на звание художественного, но выполненного целиком и полностью в 3D. Видимо, этим дело не ограничится. Пока же попробуем сделать некий обзор прошлых «вех» - кино- и телефильмов, где те или иные технологии применялись впервые.

А всё началось куда раньше, чем это можно представить...

1970-е и 1980-е

Первый случай использования компьютерной 3D-графики отмечен в фильме Futureworld («Мир Будущего») 1976 года производства. Ну, и наверное, все помнят ранние «Звёздные войны» (1977), где на брифинге перед атакой на «Звезду Смерти» демонстрируется анимированная каркасная (wireframe) графика, изображающая структуры на поверхности космической станции. В самом полёте графика, судя по всему, тоже использовалась: на дисплеях наведения, которые пилоты повстанцев не слишком удачно пытались использовать для выполнения своей основной задачи, выводится каркасное изображение туннеля, ведущего к той самой шахте, которая... Да впрочем, это к делу мало относится.

Затем, уже в 1981 году на большом экране появляется первое трёхмерное изображение человеческого тела: речь идёт о фильме Looker. Cамое забавное, что и в самом фильме сюжет в большой степени сфокусирован на трёхмерной графике — в несколько, правда, параноидальном ключе.

Если вкратце, то некое рекламное агентство разрабатывает специальную программу, которая определяет — со всей безжалостностью, на какую машины способны, — степень «идеальности» облика фотомоделей. Четыре девушки в итоге обращаются к одному и тому же пластическому хирургу, чтобы он внёс в их внешность изменения, настолько незначительные, что человеческий глаз их и уловить-то не способен... Зато их улавливает машина.

С доведённых до «идеала» красоток делаются трёхмерные снимки для дальнейшего использования в рекламных роликах — вместо живых девушек, естественно, поскольку они, дескать, быстро выходят из «идеального» состояния. Самим фотомоделям за это выплачивают хорошие отступные... А затем модели начинают погибать при странных обстоятельствах... Дальше, наверное, уже не так интересно.

В принципе, даже в трейлере фильма легко увидеть, где именно использовалась 3D-графика. Простенько? Возможно, но только дело было в 1981 году...

В 1982 году случилось первое применение фрактального генератора ландшафтов в кинематографе, а именно — в Star Trek II: The Wrath of Khan.

В конце трейлера мы наблюдаем «огненное преображение» целой планеты — явно нарисованной с помощью компьютерной программы. Программу делали в Industrial Light and Magic (на всякий случай: это компания, принадлежащая Джорджу Лукасу, создателю «Звёздных войн»). По нынешним временам это выглядит, может быть, и не бог весть как, но для той эпохи и такое зрелище выглядело откровением.

В 1982 году на экраны вышел фильм Tron, который, хоть и не стал блокбастером (фильм «всего лишь» в полтора раза окупил свой бюджет), но тем не менее вошёл в историю в связи с самой продолжительной на тот период сценой, действие которой происходит в виртуальном пространстве (по сюжету — внутри компьютерной системы). Ниже приведён её фрагмент:

В целом же эта сцена занимала порядка 15 минут. Кроме того, в Tron впервые демонстрируется компьютерная анимация лица — простая (и корявая), но, уж простите за рефрен, на дворе стоял 1982 год...

Первый короткометражный анимационный фильм, целиком и полностью выполненный в 3D-графике, появился в 1984 году, и опять-таки его созданием занималось подразделение медиаимперии Лукаса, на сей раз - Lucasfilm Computer Graphics Project. В дальнейшем это подразделение сделалось независимой компанией, продолжившей функционировать под торговой маркой Pixar — знакомое название, не так ли?

А мультфильм, о котором идёт речь, назывался The Adventures of André and Wally B. («Приключения Андрэ и Уолли-пчелы). Для его рендеринга использовалась одна сверхпроизводительная рабочая станция Cray X-MP/48 — четырёхпроцессорный агрегат с невероятными для тех времён 64 мегабайтами оперативной памяти — и десять компьютеров VAX 11/750.

Что интересно, пчела Wally B. впоследствии «случайно» забрела в заключительные титры недавнего CG-фильма Wall-E, выпущенный всё той же студией Pixar. Поклон корифеям, не иначе.

На следующий год (1985) LucasFilm выпускает ленту «Молодой Шерлок Холмс», где впервые появляется условно говоря фотореалистичный CG-персонаж - «рыцарь с витража». А в 1986 году в легендарном фильме Джима Хэнсона «Лабиринт» (ставшем легендой в немалой степени благодаря Дэвиду Боуи в роли главного антагониста), появляется первое анимированной фотореалистичное изображение животного. Точнее — птицы. Ещё точнее — белой совы, которая кружит в темноте на экране в начальных титрах. В других сценах снимали вполне себе живую сову, а все прочие «нечеловеческие» персонажи — это гениально выполненные куклы. Так что CGI-сова выглядит скорее как художественный шик...

В том же 1986 году свежеиспечённая компания Pixar (да-да, только-только ставшая самостоятельной), выпустила мультфильм Luxo Jr. - который многие читатели могут ещё помнить по телепередаче «Детский час», где этот ролик поначалу нахально использовался в качестве заставки:

Мультфильм, в сущности, был не более чем демонстрацией технических возможностей Pixar; создателям было необходимо показать его на выставке SIGGRAPH — и сотрудники Pixar корпели над ним дни и ночи. Режиссёр и аниматор Джон Лассетер даже притащил на работу спальный мешок и спал прямо под рабочим столом...

...Успели. Более того, этот мультфильм вызвал у специалистов по компьютерной графике и «традиционных» аниматоров глубокий шок, а у американской киноакадемии — желание выдать Лассетеру «Оскара». Правда, это своё желание киноакадемики в итоге, к сожалению, побороли...

С технической точки зрения, Luxo Jr. стал пионером в области динамически изменяющегося освещения и использования теней. Имеющие глаза, да увидят.

Ну, и вот наконец, мы подходим к одному из самых занятных, а точнее, ностальгических эпизодов данного обзора.

«Captain Power and the Soldiers of the Future» - это, мягко говоря, странное произведение телепрома появилось в США 1987 году. Телесериал создавался с использованием самых что ни на есть передовых в ту пору графических технологий — и при этом весь сюжет был пронизан эдаким подспудным «антикомпьютерным» луддизмом. Кстати: сценарии для 13 эпизодов сериала писал легендарный (теперь уже легендарный) Джозеф Майкл Стражински — создатель Babylon 5, о котором речь пойдёт ниже. Пока же речь идёт о «Капитане Пауэре».

Компьютерная графика там практически повсеместно — хотя «синий экран» в съёмках не использовался: живые актёры играли на фоне материальных декораций. Зато встречаются немало «целиковых» CGI-персонажей, особенно запоминаются два мерзких робота - прислужники оберзлодея Лорда Дредда Зорон и Бластарр. Нельзя сказать, что они особо высокополигональные, но для тогдашних времён они были во всех отношениях великолепны. Правда, изобилие компьютерной графики местами приводило к странным парадоксам. Например, в одном из поздних эпизодов Пилот (персонаж сериала) тренируется на симуляторе... где вся графика каркасная, как в компьютерных играх самого начала 1980-х годов. А по сериалу на дворе — XXII век.

Парадоксальность проявилась и в другом: создатели сериала так и не поняли, на какую аудиторию они работают — на детей? На взрослых? Налицо было желание угодить и тем, и другим. В результате два стула разъехались в разные стороны: уровень жестокости в кадре многими рассматривался как неприемлемый для детской аудитории (хотя сериал упорно шёл по утрам в воскресенье), да и сюжет был слишком серьёзен. Ну, а взрослая аудитория весьма закономерно воротила нос от самого названия, уместного скорее для совсем уж незамысловатого комикса, нежели для солидного телесериала с большим количеством стрельбы.

При этом создание каждой серии обходилось в среднем примерно в миллион долларов (!) - и как раз в силу обильного использования компьютерной графики.

В общем, после того, как на экраны вышла 22-я серия с её трагическим финалом, проект был свёрнут.

1990-е

Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что в девяностые для 3D-графики в кинематографе и на ТВ наступил чуть ли ни золотой век. Ну, или хотя бы серебряный, да простят нас читатели за неуместные, но и непреднамеренные аллюзии.

В девяностые сняты «Вспомнить всё», «Робокоп-2», «Терминатор-2», «Парк Юрского периода», «Матрица», «История игрушек», начался показ «Вавилон-5» - и фактически в каждом из этих фильмов 3D-технологии делали значительный шаг вперёд. Более чем значительный.

Во «Вспомнить всё» впервые в кино применён motion capture для CGI-персонажей. Впрочем, как выясняется, там всё было относительно незамысловато: технология «захвата движений» использовалась в сцене, где на таможне люди, забегающие за «рентгеновский экран», превращаются в зелёные скелеты — продолжающие очень «человечно» бегать и вертеться. В отличие от сцены, где персонаж Шварценеггера снимает с головы расползающуюся женскую маску, этот эпизод выглядит очень гладко.

В «Робокопе-2» впервые применена технология «цифровой марионетки» - где оператор, сидя за компьютером, может в реальном времени управлять рядом параметров цифрового изображения, то есть, фактически, работать в качестве кукловода.

«Терминатор-2» - это и первый случай, когда одного из главных героев посменно играют то живой человек (Роберт Патрик), то нарисованная в 3D человеческая фигура. Куда ни глянь, везде говорят, что в 1991 году «Терминатор-2» задал новые стандарты трёхмерной графики в кинематографе. Ну, да впрочем, эффекты создавались специалистами Industrial Light and Magic, а у них в плане всевозможных прорывов опыт имеется самый обширный.

«Парк Юрского периода» прославился фотореалистичными 3D-динозаврами, точнее сказать, в фильме трёхмерные изображения (опять-таки за авторством ILM) комбинировались со вполне материальными механическими куклами. Получилось куда как убедительно, даром, что впоследствии выяснилось, что велоцирапторы выглядели совсем не так, как в фильме...

Ну, и наконец, в 1995 году вышел первый в истории полнометражный CGI-мультфильм «История игрушек» (Toy Story), а за два года до этого неугомонный Майкл Стражински, видимо, не стерпев поражения с «Капитаном Пауэром», запустил на экраны едва ли ни главный проект своей жизни — Babylon 5.

Пожалуй, это первый телесериал, где все спецэффекты и изрядная часть декораций — компьютерно-графического происхождения. Поклонники сериала, скорее всего, обратят внимание при очередном пересмотре, насколько разительно отличается компьютерная графика в ранних и поздних сезонах. Натуральный эпический размах, к которому Стражински стремился с самого начала, получился не сразу. Тем не менее, именно в 1993 году сериал получил «Эмми» за спецэффекты — да и поделом.

Небезынтересно отметить, что для рендеринга графики использовалась поначалу сеть из персональных компьютеров Amiga — в ту пору по своим мультимедийным показателям оставлявших разработки Intel далеко-далеко позади. Впоследствии, однако, использовались Pentium'ы и рабочие станции DEX Alpha, иногда Mac'и и рабочие станции SGI.

Кстати, хотя большую часть инопланетян изображают люди в резиновых масках, в кадре регулярно появлялись негуманоидные существа, чья «компьютерная» природа видна сразу — в частности, ворлонцы без своих доспехов и страхолюдные «тени»...

 Продолжение следует

 

кино и спецэффекты
Комментарии  (обсудить на форуме)
Насколько я помню, Alpha — детище DEC (Digital Equipment Corporation). А тут написано DEX. Видимо, опечатка.

Почему то забыли упомянуть фильм "Последний звездный боец"

Столько слов при описании Графики - больше картинок - рассказываете про персонажи продемонстрируйте их.
Столько шикарных "ностальгических" героев :) Так, что в целом тема интересная но представлена безобразна.

Разделы:
Рубрики:
Популярное: