Кино и компьютерные игры II: Как кинематограф за музами к компьютерным играм ходил

Автор: Юрий Ильин

Продолжение. Первая часть доступна здесь.

В первой статье упомянуто, что самая ранняя киноэкранизация компьютерной игры — это комедия по мотивам Super Mario Bros., в которой Дэннис Хоппер играет главзлодея. Фильм даже номинировали на награду Saturn за лучшие грим и костюмы. Не выгорело, правда.

Дальше - по времени - пошли экранизации файтингов (хочется упомянуть, что мы рассматриваем именно художественные фильмы и то, что на таковое звание претендует, а не анимационные ленты), — Street Fighter, Mortal Kombat и т.д.

Street Fighter с Ван Даммом «можно смотреть», но и не более того. Как и первый Mortal Kombat — в котором есть даже довольно забавные моменты. Второй фильм по главному во Вселенной симулятору мордобоя наводит тоску, несмотря на то, что затрещины стали раздаваться намного активнее.

Забавно, что Mortal Kombat как раз-таки одна из самых ранних игр, где вместо анимации использовались живые съёмки актёров. Пресловутый Лю Кан (Liu Kang), хоть и «срисован» в некотором смысле с Брюса Ли, в первой и второй игре изображается актёром (а также хореографом, продюсером и просто мастером восточных единоборств) Хо Сун Паком. Он же «играет» злодейского старца Шана Цуна (Shang Tsung). Так что игра сама по себе была близка к видеофильмам.

Увы, никто из актёров, задействованных в игре, ни в один фильм по MK не попали. Сами фильмы получили оценки между «средненько» и «совсем никуда», и даже присутствие на экране Кристофера Ламберта в роли бога грозы Рейдена, делу не помогло.


Mortal Kombat. Фильм.

После выхода в 2004 году долгожданной игры Doom III, стало известно, что по ней собираются снимать фильм. Последний увидел свет в 2005-м, и... ничего, кроме номинации на «Золотую малину» (анти-Оскар) за худшую игру исполнителя одной из главных ролей, не получил. Игра получилась шикарной и по-настоящему страшной; главному герою приходится встречаться с самой что ни на есть натуральной нечистой силой и шастать по всамделишному аду. В фильме источником злоключений главгероев оказываются генетические эксперименты над людьми, и никакой сверхъестественности. В результате сюжет фильма по Doom имеет больше общего с игрой и фильмом Resident Evil.


Трейлер к фильму Doom.


«Yes, you are the Control. And if that fails, I'm the Damage». Фрагменты Doom III. В чью пользу будет сравнение?

Зато в финальных титрах звучит-таки песня группы Nine Inch Nails, которая изначально должна была писать музыку/звук к игре Doom, но что-то там дело не заладилось...

По большому счёту, действительно высококлассных фильмов по компьютерным играм, кажется, никто так снять и не сподобился. Нет, как минимум один удачный эксперимент с очень серьёзным подходом был, хотя и его изругали в мелкие дребезги. А вот неудачных — предостаточно. И, пожалуй, никто не перещеголял — —

Уве, простите, Болла...

До сих пор худшим в мире режиссёром считался Эд Вуд, но по нему до сих пор вздыхают поклонники изысканного трэша. Уве Болл, «прославившийся» своими душераздирающими экранизациями игр Bloodrayne, Postal, Alone in the Dark, House of the Dead и Far Cry, похоже, имеет все шансы обзавестись титулом победителя Эда Вуда в позорище: редко кому вручают «Золотую малину» за «карьерные достижения» - Worst Career Achievement.

Ходят слухи, что Болл попросту отмывает таким образом деньги, поскольку в Германии инвестиции в кинематограф поощряются на государственном уровне, так что недостатков в инвесторах Болл не испытывает, даром, что его фильмы обыкновенно никакой прибыли не приносят (но убытки, однако, частично или полностью возмещает государство — неплохо устроились, а?).

От Уве Болла уже требовали убраться вон из кино. В ответ почтенный режиссёр пытается вызывать своих критиков на 12-раундные боксёрские поединки, а его в ответ обвиняют в том, что он тайный сын нацистского преступника. На этом все расходятся по своим делам, Уве отправляется искать нового инвестора, а его критики — выращивать специальный урожай генномодифицированных помидоров, которые тухнут ещё до созревания. На будущее, так сказать.

Редкая удача? Возможно:

Фильм Silent Hill одни ругают, другие хвалят. Ругают в основном те, кто играл в первую и вторую часть игрового сериала, по совокупным мотивам которых фильм и снят...

...Но он радикальнейшим образом отличается от духа этих игр — смеси сверхъестественного и психологического хоррора, по-японски глубокого и устрашающего (японцы вообще мастера по части глубокомысленного ужаса). Silent Hill: The Movie в связи с этим принято ругать за «американизм», дескать, по сравнению с Silent Hill 2 фильм — плоское и неосмысленное барахло, к тому же ещё и нелогичное.

Проблема в том, что Silent Hill: The Movie — совершенно о другом, нежели игры, по мотивам которых он снят. Фактически, это репрезентация детского кошмара, причём кошмара ребёнка измученного, искалеченного и пропитанного ненавистью к своим мучителям, каковые в фильме предстают стократ худшими монстрами, чем перекочевавшие из игры безрукие зомби и Палач с пирамидой на голове. Поскольку фильм снимался американцами (как ни крути), именно псевдопуританская секта, больше озабоченная сожжением предполагаемых ведьм, показана как средоточие зла. По сравнению с ними Дьявол выглядит младенцем, и именно в виде ребёнка (пусть и устрашающего) он в конце фильма и предстаёт. Неоднозначный, надо сказать, символ, но более чем уместный в фильме о ненависти. А чувство ненависти у людей, и у детей, и у взрослых, оно ведь всегда одинаковое. Её материальное представление в фильме — витки шевелящейся колючей проволоки — образ гениальный в своей простоте и безотказной точности.

В принципе, игровую эстетику — заброшенный, мрачный, грязный, замызганный город, окутанный туманом (дымом), из которого то и дело выступают кошмарные образы (являющиеся манифестациями сверхъестественных сил и одновременно — чудовищными порождениями «спящих разумов» людей, их страхов и накопленного в них зла), режиссёр Кристоф Гэнс воспроизвёл очень точно и очень удачно. Некоторые декорации прямо дублируют сцены из второй игры серии.

Кроме того, Гэнс приволок на съёмочную площадку 40-дюймовый телевизор с подключённой к нему Playstation 2, и играл на ней в Silent Hill, чтобы показать всей съёмочной группе, как должна двигаться камера во время съёмок.


Трейлер к игре Silent Hill 2.

Вдобавок, Гэнс несколько раз привозил на съёмочную площадку саунд-дизайнера и композитора Silent Hill 2 Акиру Ямаоку для консультаций.

Кстати, стоит отметить, что по Silent Hill снимается уже второй фильм, но Кристоф Гэнс и Роджер Эвери, соавторы сценария, к нему прямого отношения иметь не будут. Дата релиза — где-то в 2010 году.

Неблагодарное дело?

Вообще говоря, Silent Hill не единственная более-менее удачная попытка. Экранизацию Resident Evil вытягивает Мила Йовович. Экранизацию крайне кинематографичной в основе своей игры Max Payne, с Марком Уолбергом в главной роли, критики облаяли как стая Церберов, тем не менее, зрители проголосовали ногами и карманными деньгами: доходы фильма в 2,5 раза перекрыли его бюджет (одну из проходных ролей в фильме, кстати, сыграла Ольга Курыленко, последняя «девушка Джеймса Бонда»).

Анжелина Джоли сыграла сразу в двух фильмах по мотивам игры Tomb Raider. Обе отбили бюджет, прибыль от первой даже перекрыла затраты вдвое. Показатели второй намного хуже, но тем не менее, прибыль всё-таки была. Ну а критики добросовестно закидали тряпками и тот, и другой фильм: Джоли, мол, старательно играла компьютерного персонажа...

Но так или иначе, сами по себе фильмы по компьютерным играм сейчас заведомо рассматриваются как произведения «низкого полёта»: дескать, сами компьютерные игры — жанр, стоящий на эволюционной лестнице мировой культуры очень низко, примерно там же, где комиксы, и стало быть, от фильмов по их мотивам нечего ожидать чего-то серьёзного. В худшем случае будет «дурилка картонная», в лучшем - зрелищная развлекуха на один поход. То обстоятельство, что к созданию высокобюджетных игр очень часто привлекаются маститые киносценаристы, и сюжеты и общее впечатление некоторых игрушек дадут кинематографу сто очков вперёд...

И тем не менее, таков был общий глас: фильмы по играм — это несерьёзно.

Silent Hill этот тезис в общем и целом опровергает, но одного удачного фильма недостаточно, чтобы переломить ситуацию с восприятием. Вероятно, чтобы это положение изменилось, потребуется экранизация игры, которая соберёт целый ящик «Оскаров»...

Пока этого не произошло. Ждём..?

кино и спецэффекты
Разделы:
Рубрики:
Популярное: