Военные симуляторы

Автор: Юрий Ильин

Существует такая замечательная «городская легенда», она даже отображена в Wikipedia (как не вполне проверенная информация): когда в 1988 году легендарная игровая компания MicroProse выпустила симулятор F-19 ( «старые» геймеры наверняка помнят этот шедевр), где предлагалось пилотировать истребитель-бомбардировщик, построенный по технологии Stealth.

Симулятор, естественно, ни на какой особый реализм не претендовал: даже сам по себе самолёт F-19 либо никогда не существовал в природе, либо в высшей степени засекречен по-прежнему, либо — и это наиболее вероятный вариант — такой индекс носили прототипы F-117, «стелса», частично рассекреченного как раз в том же 1988 году. В плане внешнего облика игровой F-19 ничего общего с F-117 не имел, и его дизайн — довольно долгая история (см. дополнительный материал на форуме), тем не менее, в офис MicroProse захаживали «люди в чёрном» из Пентагона, проверять, не разжились ли господа-программисты где-нибудь секретной документацией. Разработчики игры, однако, отталкивались только от общедоступных сведений о технологиях Stealth и обоснованных — или не очень — умозаключениях, как должен выглядеть и вести себя гипотетический самолёт. Так что контрразведчики восвояси ушли успокоенными.

А вот Советы всполошились. Да так, что даже, говорят, для Минобороны были приобретены несколько комплектов игры — на изучение...

Ещё одна «замечательная» история, связанная с компьютерными симуляторами, - это очередной скандал, раздутый юристом Джеком Томпсоном, много лет делавшим себе имя на крестовых походах против игровой отрасли.

В частности, в 2004 году он походя обвинил корпорацию Microsoft в пособничестве террористам... за то, что они сделали Microsoft Flight Simulator слишком реалистичным (sic!). Карьера скандалиста в прошлом году оборвалась весьма бесславным образом, но речь не о том: фактически, Томпсон сделал Microsoft изрядный комплимент.

В целом, да, после появления графических ускорителей степень реализма компьютерных авиасимуляторов, как военных, так и гражданских, стала расти экспонентально — в соответствии с ростом системных показателей персональных компьютеров.

И речь не только о графике, но и о физике — во всяком случае, поведение самолёта в воздушном пространстве игровые авиасимуляторы способны имитировать очень точно.

Игры играми, а между тем, «бытовой» симулятор X-Plane активно применяются в профессиональном поле — для обучения пилотов.

Хотя программам для домашних компьютеров, конечно, всё равно не перещеголять профессиональные тренажёры — военные и гражданские.

Первые попытки создания авиационных тренажёров относятся аж ко времени Первой мировой войны; в первую очередь такие тренажёры служили для обучения стрельбе в воздухе по движущимся мишеням:

В 1930-1950 годы изрядную популярность набрали тренажёры Линка, предназначенные для обучения полётам в условиях затруднённой (или отсутствующей) видимости: в частности, в облаках или густом тумане. Это была пневматическая подвижная платформа, имитировавшая кабину самолёта с полным набором надлежащих авиационных приборов, спаренную со столом инструктора, на который выведены те же самые приборы, так, чтобы он мог контролировать действия обучающегося. Естественно, никакой вычислительной электроники.

Первые визуальные тренажёры (появившиеся в 1950-е годы) представляли собой хитроумные, хотя и примитивные по нынешним временам, системы, где камера размещалась над мелкомасштабным макетом (или подробной широкоформатной фотографией) определённой местности. В зависимости от действий тренирующихся, камера изменяла своё положение. Естественно, у таких систем была масса ограничений в плане пространственного охвата.

В настоящее время полноценные тренажёры, используемые для отработки всего полётного процесса, представляют собой сложные технические комплексы, сочетающие широкоугольные экраны, подвижные платформы (с тремя, а иногда с шестью степенями свободы, то есть хоть вверх ногами переворачивайся), контроллеры с обратной связью (например, штурвалы, на которые надо оказывать такое же силовое воздействие, как в реальном полёте) и приборные доски, с точностью имитирующие поведение настоящего оборудования на борту воздушного судна.

Некоторые, такие как, например, система NASA Vertical Motion System позволяет имитировать любые лётные средства, вплоть до космических кораблей, а заодно и работу диспетчерских служб (модуль FutureFlight Central — это как раз тренажёр для диспетчеров).

В России также выпускаются авиационные тренажёры, причём, по утверждениям разработчиков, соответствующие всем международным стандартам. В частности, компания «Транзас» выпускает комплексные тренажёры класса FFS (Full Flight Simulation), а также процедурные симуляторы, используемые для отработки конкретных ситуаций. Особый интерес представляет система визуализации «Аврора», обеспечивающая фотореалистичное визуальное представление закабинного пространства.

Представление ландшафта основывается на картографических данных, данных аэрофотосъёмок конкретных регионов, а также подтягивается графическая база данных с множеством текстур и объектов, которая позволяет моделировать разнообразные типы поверхности земли в различные времена года. Вдобавок, разработан модуль импорта объектов из 3DS Max, и собственные средства моделирования ландшафта и всевозможных аэропортов. Географический «дизайн» выбирает заказчик.

Естественно, моделируются и все возможные погодные условия — для пущего реализма.

Использование даже самого дорогостоящего симулятора при обучении потом окупается сторицей: пилоты имеют возможность отрабатывать любые штатные и нештатные ситуации, не рискуя ни своими жизнями, ни жизнями тех, кого они перевозят.

Помимо авиационных в США и Европе активно используются также и куда более «приземлённые» тренажёры — для водителей наземной техники и пехоты (речь идёт о военных тренажёрах).

В частности, например, известная оборонная компания Lockheed Martin причастна к созданию тренировочного модуля Virtual Combat Convoy Trainer, предназначенного для отработки поведения пехоты и водителей военных транспортных средств.

VCCT представляет собой четыре макета военных джипов Humvee («Хаммер» - гражданская версия этих машин, изначально для военных и разрабатывавшихся), оснащённых макетами всего положенного вооружения и оборудования. На большие панорамные экраны перед каждым таким джипом проецируется нужный ландшафт; как правило, имитируется реальная местность — в частности, города и пустыни в Ираке и/или Афганистане, где США ведут военные действия.

Как видим, графика в меру реалистична:

Важнее, впрочем, не столько качество трёхмерных картинок, сколько топографическая точность и достоверность ощущений, испытываемых обучающимися.

Из той же области — тренажёр Engagement Skills Trainer 2000 (собственная разработка ВС США). Принцип примерно тот же: большие панорамные экраны, макеты укреплений и пневматические копии реального оружия в руках у обучающихся. EST 2000 используется на трёх направлениях: тренировка меткости, отработка совместных действий в отряде и проработка ситуаций, требующих избирательного применения силы. Используется ограниченный набор сценариев, одобренных TRADOC – Управлением по разработке военной доктрины и подготовке личного состава Сухопутных сил США.

Скриншот прекрасно иллюстрирует, как это выглядит.


А вот и видео нашлось:

Ну и, под конец — два самых масштабных комплексов современности: американский Close Combat Tactical Trainer (CATT) и его вариация, разработанная Lockheed Martin для британских ВС United Kingdom Combined Arms Tactical Trainer (UKCATT).

Это громадные тренажёры, где одновременно могут тренироваться до нескольких сотен бойцов — против «компьютерных» сил противника или друг против друга. Предусмотрены тренировочные модули для всех видов вооружений (в первую очередь — сухопутных), командных центров и пр.

Графика не особо восторгает, но, по большому счёту, реализм картинки тут не главное, куда важнее реалистичность обстановки — и поведения техники: двигатели вполне могут перегреваться, оружие сбоить и т.д. На тренажёрах можно отрабатывать любые нештатные ситуации, которые могут возникать на поле боя... А иначе зачем бы они были нужны?

железо и софт
Комментарии  (обсудить на форуме)
Обещанное дополнение.
С середины 1970-х годов авиационная корпорация Lockheed совместно с ВВС США начали разработку самолёта, который оставался бы невидимым для радаров. Слухи о проекте просочились в отраслевую прессу в самом начале 1980-х, и хотя сведений, по понятным причинам, было крайне немного, сразу стало известно, что самолёт имел форму, которая должна была преломлять и рассеивать радиоизлучение, обладал «утопленными» в корпусе двигателями и системой охлаждения выхлопа, которая позволила бы снижать объём выделяемого тепла (и, соответственно, инфракрасного излучения), а так же имел покрытие, которое частично поглощало излучение радаров. В 1986 году игрушечная компания Testor Corporation, специализирующаяся на выпуске сборных моделей военной техники, основываясь на некоей «инсайдерской» информации, выпустила концепт-модель в масштабе 1:72 - http://www.fantastic-plastic.com/TESTORS%20F-19%20STEALTH%20PAGE.htm Вот эти самые округлые очертания мы и наблюдаем в легендарной игре MicroProse. Ничего общего с тем, как в итоге выглядел F-117.

Разделы:
Рубрики:
Популярное: