"Аватар" - придумывая мир

Автор: перевод; Илья Неворотов

Джеймс Кэмерон широко шагает по огромному павильону в Плая Виста, прибрежном районе Лос-Анжелеса. Это громадное, практически лишённое окон здание раньше принадлежало авиастроительному гиганту Hughes Aircraft и здесь производились детали к истребителям во время Второй Мировой. Следующая дерь ведёт в ангар, где основатель фирмы, миллионер-авиатор Говард Хьюз построил своего "Елового Гуся" - настоящего колосса среди самолётов, на постройку которого ушло столько времени, что война успела закончиться. Сегодня март 2008 года, почти 10 лет прошло с тех пор, как режиссёр "Титаника" стоял на сцене церемонии "Оскар" с золотой статуэткой в руках и провозгласил себя сами-знаете-кем. Как и Хьюз, Кэмерон целое десятилетие трудился над своим эпическим проектом, которому многие предрекали провал на взлёте - феерическое действо "Аватар" стоимостью 250 миллионов долларов.

"Аватар" - не просто фильм. Это целая вселенная, придуманная Джеймсом Кэмероном

"Аватар" колоссален даже по голливудским меркам. Научно-фантастический фильм о парализованном морском пехотинце, который отправляется в виртуальное путешествие на другую планету, "Аватар" снят в 3D системой камер, которую изобрёл сам Кэмерон, с применением технологии "performance-capture" (продвинутая версия "motion capture"). Если всё пойдёт по плану, 18 декабря "Аватар" сотрёт границы экрана между фильмом и зрителем, иллюзией и реальностью - и навсегда изменит кино. Как говорит Джим Джайанопулос (Jim Gianopulos), один из руководителей кинокомпании "XX век Фокс", "Каждый фильм Джима - это рывок в будущее, в сферы доселе немыслимые. Ему мало рассказать историю, которую никто никогда не рассказывал до него. Ему надо показать эту историю так, как никто до него не делал".

Сегодня Кэмерон и его команда готовят павильон для записи perfomance-capture сцены с главными героями картины - Сэмом Уортингтоном (последний раз мы его видели в "Терминаторе: Да придёт спаситель") и Зои Салдана (Нийота Ухура из "Звёздного пути"). "Идите сюда", - зовёт Кэмерон, - "я всё покажу". В потёртых джинсах и футболке "Новозеландской гильдии каскадёров", в руках у Кэмерона маленький плоский экранчик, облепленный рукоятками и кнопочками. Кэмерон объясняет, что это его виртуальная камера, специальная система просмотра, на которой он видит не то, что происходит в "реале" (тёмная помещение павильоне), а яркий, компьютерный мир, как его увидят зрители фильма.

Чуть в стороне стоят Уортингтон, который играет Джейка Салли - солдата, превращённого в гуманоида-аватара - и Салдана, исполняющая роль инопланетянки Нейтери, объект воздыханий главного героя. Оба одеты в чёрные обтягивающие костюмы с сотней металлических кружочков. Под самой крышей зала подвешены инфракрасные камеры, которые будут отслеживать перемещение этих маркеров, а значит и движения актёров.

"Аватар" - не просто фильм. Это целая вселенная, придуманная Джеймсом Кэмероном

Но самое интересное происходит на экранчике режиссёра. На этом дисплее Кэмерон видит не актёров Уртингтона и Салдану на сцене, он видит Салли и Нейтири - трёхметровых синекожих смахивающих на кошек гуманоидов с длинными хвостами. Фон из серой фанеры превратился в тропический лес планеты Пандора, где происходит основная часть событий фильма. Кэмерон в реальном времени видит то, что другие режиссёры ждут месяцами.

Но это ещё не всё. Режиссёр включает сцену, отснятую днём ранее, и неожиданно на экране возникает крылатый ящер - придуманное Кэмероном летающее создание с планеты Пандора. Как только рептилия оживает в цифровом мире, Кэмерон начинает носится по сцене, слегка наклоняя экран с ИК-сенсорами. "Я могу чуть отдалить изображение, могу проследить камерой за полётом ящера на фоне ландшафта, снять ракурс снизу, сверху, если хочу показать полёт над землёй". И вправду, всё выглядит так, как если бы Кэмерон управлял настоящеё кинокамерой. "Ёпта, обычную же камеру мышкой не покрутишь, это понятно. Поэтому ракурсы виртуальной камеры и выглядят как компьютерная графика, как спецэффект".

В сцене, которую собирается сейчас снимать Кэмерон, Салли и Нейтири бегут по джунглям в погоне за летучими ящерами. По сценарию, пара ящеров с удивлением смотрит на стаю рептилий, которые в "реале" выглядят как несколько датчиков, закреплённых на длинных тонких шестах, которыми управляют члены съёмочной группы. На какой-то момент отложив в сторону свою виртуальную камеру, Кэмерон хватает такую же длинную палку и присоединяется к общей забаве.

"Аватар" - не просто фильм. Это целая вселенная, придуманная Джеймсом Кэмероном

Пока Кэмерон и актёры скачут по павильону, технические специалисты в дальнем конце помещения дёргают за цифровые ниточки. Здесь - мозг "Аватара": в трёх длинных компьютерных блиндажах напряжённо работают два десятка человек - видеоспециалисты в первом "блиндаже", за вторым рядом мониторов колдуют спецы по motion capture из Giant Studios и операторы компьютерной графики в реальном времени из кэмероновской Lightstorm Entertainment, а третий, самый верхний компьютерный окоп, укрыл супервайзеров по визуальным эффектам и экспертов по цифровому захвату лиц из студии Питера Джексона Weta Digital.

На мониторах технические специалисты наблюдают различные варианты сцены с летучим ящером, как если бы кадры были сняты с нижнего ракурса. Один экран соединяет данные о движении конечностей в одну решётку, другие - превращают висящих на стропах Уртингтона и Салдану в их анимированных героев на фоне фантастических джунглей.

Этот компьютерный центр вмещает в себя весь комплекс цифровых операций над фильмом. Несколькими месяцами ранее, Кэмерон отснял в Новой Зеландии некоторое количество 3D эпизодов, большую часть из которых снимали на фоне хромакея. Сейчас же при помощи хитрой программы SimulCam, производственная команда может смешать в одном кадре performance-capture из Плая Виста, "живой" материал из Новой Зеландии и компьютерный фон, причём всё это делается в реальном времени и предоставляется на монитор Кэмерона. Работа, которая обычно занимает долгие месяцы, здесь умещается в считанные секунды. Легко и непринуждённо команда технарей перегоняет сотни гигабайт сырого материала в приблизительную картину фантастической вселенной, которая последние лет 15 существовала только в голове Кэмерона. "Называйте как хотите, но это реально огромная база данных" - отмечает Гленн Дерри (Glenn Derry), руководитель виртуального производства "Аватара".

Компьютерный комплекс стал для Кэмерона совершенным контрольным механизмом. Как говорит Ричи Бэнехэм (Richie Baneham), режиссёр-аниматор, компьютерный центр родился из кэмероновской идеи "А смогу ли я сделать вот так-то", так что никакого мега-плана создания комплекса не существовало. Гленн Дерри объясняет: "Ну всё получилось как - мы добавляли и добавляли новые системы и узлы и в какой-то момент получилось так, что за всем уследить было невозможно. Тогда стали приглашать новых спецов, они приходили и говорили: "ОГО!""

"Аватар" - не просто фильм. Это целая вселенная, придуманная Джеймсом Кэмероном

Основой для системы виртуального производства послужила программа анимирования трёхмерных персонажей MotionBuilder, которая использовалась повсеместно - от игры "Rock Band" до "Беовульфа". Giant Studios научила программу работать в реальном времени - появилась возможность переводить performance-capture данные в "цифру" практически мгновенно. Вершиной же системы стала существенно доработанная форма пре-визуализации - техники компьютерной анимации, которая демонстрирует как будут выглядеть "живые" кадры с добавленными в них визуальными эффектами.

Дерри пришёл на проект "Аватар" в 2005 году, и как раз в этом году Стивен Спилберг и Industrial Light & Magic (ILM) вышли за границы привычной на то время работы с превизами на проекте "Война миров". Спилберг уже мог видеть, ГДЕ будет находится военная машина пришельцев в кадре, который ещё несколько месяцев будет рендериться в недрах ILM. Но он никак не мог видеть, КАК боевой треножник рушится на автомобили и дома в реальном времени... А Кэмерон может, благодаря своей виртуальной камере и программе SimulCam.

Тем временем, Бэнехэму предстояло решить, как преодолеть "зловещую долину" анимации - в чём же изъян компьютерных актёров "Беовульфа" и "Полярного экспресса" Земекиса, что как бы здорово те ни были анимированны, у зрителя остаётся впечатление неестественности героев? Как рассказывает сам Кэмерон, "Земекис решил использовать для анимирования лиц те же motion capture камеры, что используются для регистрации движений актёров. Получилось отстойно." Затея Бонэхема заключалась в следующем - производственной бригаде нужно было сделать гипсовые слепки голов всех актёров, затем под каждого актёра смастерить индивидуальную подвесную систему для крошечных видеокамер, которые снимали бы лица  с расстояния в несколько сантиметров. Широкоугольные объективы регистрировали бы каждое подёргивание лицевых мышц, каждое моргание глаз, каждый изгиб бровей.

Но для того, чтобы аватары выглядели реалистично, потребовалось ещё больше. До работы с Кэмероном, Бэнехэм "оживлял" Голлума из "Властелина Колец". При анимировании улыбки Голлума художники норовили растянуть его рот чуть шире, чем положено, а это неизбежно привело бы к неестественности персонажа. Для того, чтобы подчеркнуть характерную эмоциональность Голлума, Бэнехэму и его команде пришлось вплотную изучить физиологию: при помощи каких мышц человек улыбается? В каком порядке действуют эти мышцы? Сколько света поглощает кожа и сколько отражает? Какова глубина человеческого зрачка? Мимика Голлума, которая стала главным залогом удивительнейшей реалистичности этого персонажа, это не съёмки performance-capture, а кропотливая, покадровая работа компьютерных художников. Система, которая была выбрана для "Аватара" модернизировала этот процесс - аниматоры теперь получали изображение с закреплённых на головах актёров камер, которые подробно регистрировали все мимические метаморфозы лиц тех или иных героев фильма.

Новая концепция виртуальных съёмок от Гленна Дэрри, новая концепция анимирования лиц от Ричарда Бэнехэма - Кэмерону и этого показалось мало: он придумал уникальную систему 3D съёмки. Совместно с инженером по кинокамерам Винсентом Пэйсом (Vincent Pace), Кэмерон разработал систему с двумя объективами, которая имитирует человеческое зрение. При помощи стереоскопических очков зритель увидит ту же объёмную картинку, что и в 3D мультфильмах, вроде "Монстры против пришельцев" или "История Игрушек 3". Только снимать 3D вживую гораздо, гораздо сложнее чем создавать 3D мультики.

"Аватар" - не просто фильм. Это целая вселенная, придуманная Джеймсом Кэмероном

Традиционный метод 3D съёмки основан на серии сложных математических формул, которые учитывают "плоскость экрана", то есть ту поверхность, на которой будет проецироваться фильм. В 2D это сам экран кинотеатра, а в 3D - это некая условная точка прямо перед зрителем. "Зритель не верит, что перед ним плоскость экрана," - поясняет Кэмерон, - "Это всего лишь некое перцепционное окно, которое висит на расстоянии вытянутой руки. Именно поэтому я утверждаю: всё, что было когда-либо написано по стереографии совершенно неверно".

Уничтожение плоскости экрана стало для Кэмерона идеей фикс. "Плоскость экрана всегда была подсознательным барьером" - говорит продюсер Кэмерона Джон Ландау (Jon Landau). Стерев этот барьер, Кэмерон стремится создать новый ориентир киноиндустрии. Это - его абсолютная цель. Именно по этой причине появилась виртуальная камера и SimulCam, именно поэтому была придумана сложная система электронной съёмки лиц, именно поэтому изобретена уникальная система 3D камеры - всё для полного погружения в фильм. "Это не просто фильм," - говорит Ландау, - "Это целый мир. Со времён "Звёздных войн" в киноиндустрии никто не создавал целую вселенную. Такую редкость хочется прочувствовать как можно глубже".

Это одна из причин всего происходящего. Другая причина таится в самом режиссёре: "Мы сняли дофига фильмов, получили дофига наград, заработали дофига денег", - заявляет Кэмерон, - "Но всё это не было мне интересно. Никогда. Фильмы снимались не ради наград или денег, только ради самих фильмов. В чём интерес? Интерес - в поиске нового. "Аватар" - это как раз то, что надо".

Источник: Wired

Все иллюстрации являются собственностью "XX век Фокс"

кино и спецэффекты
Комментарии  (обсудить на форуме)
Sound stage - это павильон, а не звуковая сцена. Камерами Винса Пэйса снят "Пункт назначения 4".

>Sound stage - это павильон, а не звуковая сцена.

Верно. Спасибо, исправил.

>Камерами Винса Пэйса снят "Пункт назначения 4".

Да там ещё много чего красивого снято его камерами. Грамотный дядька.

Отличная статья. Если интересно, то вот здесь про другие аспекты "Аватара":
http://blog.sergeysukhov.com/archives/337
http://blog.sergeysukhov.com/archives/265

в контакте открыт клуб поклонников фильма аватар.
адрес: http://vkontakte.ru/club14025798
вступайте в кланы пандории!!!

Не пандории, а пандоры, горе-фанаты)

Вступайте в клуб педерастии!

Не пандоры, а Пандоры, горе-грамотеи)

не горе-грамотеи,а горе-граммотеи...эх,вы,горе луковое.)

как раз не граммотеи, а грамотеи...

PS всем низачот

Разделы:
Рубрики:
Популярное: