Трехмерные персонажи: секреты успеха CG-персонажей в кино и рекламе

Автор: Юрий Ильин

Продолжение статьи «Трехмерные персонажи: секреты успеха мультипликационных героев».

«Чистые» CG-персонажи в кино появились уже довольно давно - более 20 лет назад (см. статью «Эволюция трехмерной графики в кино: назад в будущее!»), но до сих пор продолжаются споры о степени реалистичности и практичности применения CG-персонажей в кино... Что, впрочем, не мешает самому обширному их применению.

В 1991 году «Терминатор-2» задал новые стандарты в применении компьютерной графики - терминатор Т-1000, «переливающийся» из жидкометаллического в человекообразное состояние, «вытекающий» из пола, процеживающийся сквозь прутья и собирающийся заново, после того, как в нём из дробовика сделали большую дырку, - всё это было в те времена технологическим чудом. Собственно, очевидная «компьютерная» природа персонажа (пресловутый «жидкий металл») сработали самым положительным образом: по сути, комбинация из Роберта Патрика и CG-образа в плане запоминаемости затмила даже будущего Губернатора Всея Калифорнии.

В дальнейшем, конечно, в киноотрасли пошёл спрос на более реалистичных в плане поведения, и более оригинальных в плане внешнего облика персонажей. Куклы и аниматроника спасали не всегда, многое стало проще делать с помощью именно компьютерной графики. Во всяком случае, дешевле.

Пожалуй, «Звёздные Войны» второй волны — «Эпизоды I-III» получились сами по себе далеко не настолько запоминающимися, как ранние фильмы Лукаса под тем же общим названием, но зато все прекрасно помнят, пусть и дурацкого, но забавного Джар-Джар Бинкса, а также Мастера Йоду, частично выполненного в CG-формате.

Джар-Джар Бинкс — отчётливо комический персонаж, хотя именно его действия носят ключевой характер для всей эпопеи. Чисто внешне образ выглядит с одной стороны забавно, даже слишком кукольно - что, впрочем, адекватно эмоциональной составляющей образа, той самой, которую специалисты считают наиглавнейшей. Бинкс простоват до придурковатости, неуклюж, в чём-то даже нелеп, но - «хороший парень». Даже с Падме Амидалой подружился.

Внешне - это гуманоид, но с явственными аллюзиями на что-то земноводное - глаза настолько возвышаются над черепом у крокодилов и у некоторых амфибий, в общем, у тех, обычно прячутся под водой, а наружу только глаза смотрят - до тех пор, пока рядом не оказывается что-то съедобное. Напоминает он и мультяшную улитку — опять же за счёт возвышающихся глаз (кстати, интересно сравнить его с гигантской «гончей» улиткой из «Бесконечной истории»).

Собственно, Гунганы (раса, к которой принадлежит Бинкс) и есть самые что ни на есть земноводные существа, предполагаемую среду обитания художники, работавшие над образом, поймали очень точно. Ну и кроме того... Сложите пальцы так, чтобы средний и безымянный соприкасались с большим, и вытяните и немного загните указательный и мизинец. Получилось? А теперь сравните получившуюся фигуру и голову Джар-Джар Бинкса...

Мастер Йода напоминает рептилию - зелёная сморщенная кожа, огромные глаза, но при этом ещё и торчащие в стороны уши, что сообщает ему вид одновременно комичный и трогательный, и особенно оттеняет его могущество как мастера Джедаев. Его сверхъестественные способности немедленно наводят аллюзии на многочисленные фильмы про мастеров восточных единоборств, на которые с лёгкой тяжёлой руки Брюса Ли мода в мире сохранялась (и сохраняется) с конца 1960-х годов. Йода появляется впервые во втором фильме («Империя наносит ответный удар») - это самый что ни на есть архетипический восточный старец-отшельник, в чём-то позволяющий себе быть ребячливо-комичным, в чём-то сверхсуровым и требовательным, особенно учитывая проявляемые Люком Скайуокером туповатость и нетерпеливость.

Интересно, что Йода - кукла в оригинальной трилогии - в  «Призрачной угрозе» так куклой и остался, кроме сцен поединков и нескольких крупных планов. В  «Атаке Клонов» и «Мести Ситхов» он уже был выполнен в CG, но при этом так, чтобы оставалось чёткое сходство с куклой: для этого даже пришлось заставить компьютерные уши подрагивать так же, как это было у куклы. Видимо, «кукольное» очарование персонажа со всеми его «огрехами» режиссёр счёл нужным сохранить, и правильно сделал.

Далее обратимся к «Властелину Колец» и, разумеется, Горлуму. Оригинальный Горлум у Толкина - на самом деле персонаж сложный и даже многогранный, особенно на фоне большинства остальных героев толкиновского эпоса. Его надо было сделать одновременно и мерзким, и отталкивающим, и притягивающим внимание, и убедительным, особенно учитывая его место в «каноне».

У Джексона, кстати, ещё ярче, чем в книге, показан внутренний конфликт двух личностей - Горлума и Смеагорла, вплоть до того, что с помощью монтажа и съёмок с разных ракурсов создаётся ощущение двух Горлумов, присутствующих в сцене как бы одновременно.

Джексоновский Горлум - персонаж с интересной историей создания: сначала снимали актёра (который его же и озвучивал) и его мимика и телодвижения записывались с помощью MoCap'а, хотя в итоге он использовался лишь как референс для анимированной фигуры. Но: как и в случае с 3D-анимационными фильмами, характер Горлума строился на фундаменте, заложенном именно что живым актёром, а потому очевидно кукольный на вид персонаж всё-таки воспринимается на экране достаточно органично, и запоминается прекрасно - со своими огромными глазами и ртом и повадкой, напоминающей одновременно лягушку и мерзкого карикатурного старикашки, впавшего в детство. Да здравствует харАктерность на экране.

Позвольте представить: Дэви Джонс, капитан «Летучего Голландца» в «Пиратах Карибского Моря». CG-персонаж, сыгранный через Motion Capture актёром Биллом Найи (Bill Nighy), - в сущности, этот образ является триумфом Лукасовского Industrial Light and Magic, поскольку CG-составляющая выполнялась именно на этой студии. В результате - «Оскар» за визуальные эффекты.

Первая ассоциация, которая возникает при взгляде на этого страшилу — ой, да это же Ктулху. В сущности, да. Лавкрафт создал действительно жуткий образ, который уже стал архетипом, так что любое человекообразное существо с «украшением» на голове в виде осьминожьих щупалец немедленно ассоциируется с Великим Cthulhu.

Однако, не в нём одном дело: само имя Дэви Джонс относится к эвфемистическому определению морского дна как «Сундука Дэви Джонса», при этом сам Дэви Джонс — это обычно злой морской дух или «морской дьявол» (откуда именно взялось такое имя, остаётся загадкой для историков).

В фильме у Дэви Джонса сердце спрятано отдельно от тела — аллюзии на множество мифов о всяких бессмертных сущностях, которые хранят свою «смерть» отдельно, как славянский Кощей.

На корабле у Дэви Джонса есть духовой орган, на котором он играет, чтобы отвести проклятую душу, - в точности как, например, Эрик в «Призраке Оперы» (о, до чего же расхож мотив о нежити, играющей на музыкальных инструментах!).

На приведённой иллюстрации видно, как делался Дэви Джонс — лицо Билла Найи обклеено MoCap-маркерами, снятая мимика «нанизывается» на CG-модель.

Он сам по себе страшноват, печален, сразу видно, что это не просто «чудо морское», но нечто, сохраняющее человеческие черты (играет на органе лицевыми щупальцами, поскольку одна рука обращена в клешню), и что у него есть своя история.

Естественно, её раскрывают в фильме, но даже те, кто фильм не смотрел, Дэви Джонса узнают: получился не менее сильным «брендом» для «Пиратов Карибского Моря», нежели Джек Воробей.

В российском кино чисто трёхмерных персонажей вспоминается немного, но — есть у нас парочка более чем запоминающихся тварей.

В частности, в пресловутых «Дозорах» (студия «Базелевс») вспоминается лучше всего отменная «куколка Маша» — обычная резиновая игрушка, из которой, впрочем, высовываются паучьи лапы, и после этого получившаяся конструкция производит устрашающий прыжок на противника (и, судя по воплям, кусается).

Здесь в работе — один из самых действенных принципов: страшно выглядит предмет (или персонаж), который сначала имеет совершенно обыденный облик, но затем внезапно проявляет какие-то совершенно посторонние, неожиданные, неуместные свойства, так что привычное его восприятие ломается вдребезги.

Обычная советская резиновая куколка, ГОСТ 123456, и тут вдруг из неё высовываются лапки навроде паучьих, — а пауки искони воспринимаются как нечто сугубо зловещее.

Но «куколка» имеет не более чем эпизодическое значение в фильме. В отличие от, скажем, «Нелетучего Мыша» в «Волкодаве» (студия Dr. Picture), - спутника главного героя. Нарисованная в CG летучая мышь, довольно часто показываемая крупными планами — аж каждый волосок виден, играющая довольно значимую роль в происходящем. Злые языки утверждают, что Нелетучий Мыш движется в точности, как minion в игре World of Warcraft, но это мы оставим на их совести... Хотя именно этой вот комбинацией реалистичности облика и поведения, характерного для фэнтезийного (и даже «видеоигрового») персонажа Мыш и цепляет внимание.

Удачной получилась и «каменная птица» - зловещая ожившая фреска, явно каменная, но при этом летающая - опять-таки работает заведомое противоречие в облике и поведении. Даже чисто визуально огромный вес этой твари становится очевиден: если такая свалится на голову кому-нибудь, так беда. И тем не менее оно летает, и летает аккурат по-птичьи, и видно, что отдельные глыбины, располагающиеся в крыльях как перья, в точности как перья себя и ведут. Пусть эта тварюга проводит только одну минуту на экране — этого хватает для производства надлежащего впечатления. (Подробнее о персонажах «Волкодава» читайте здесь.)

Пример провала — это «голованы» в «Обитаемом острове» Бондарчука. Сам отход от «канонического» описания — обычное для кинематографа дело, но... не до такой же степени, и не до такой же степени криво!

У Стругацких в «Жуке в Муравейнике» даётся чёткое описание голованов: «...Крупная, толстая, большеголовая собака с маленькими треугольными ушами торчком, с большими круглыми глазами под массивным, широким лбом...». Надо ли было такой простой образ «аутсорсить» западному концепт-дизайнеру, пусть и именитому, чтобы он в итоге сделал стандартных голливудских волков-оборотней?

Они настолько стандартные, что возникают нехорошие мысли о нафталинеобщераспространённом банке моделей. Воспринимаются эти «голованы» как полнейшее совершенно недоразумение, как «вклейка» из другой киноленты, как странная реклама уже вышедшему «Восстанию Ликанов».

Ну и, под занавес, пара образов из рекламы — той, что крутится на российском ТВ, и уже не первый год: M&M's. В своё время роликами с двумя разноцветными «колобками» прославилась студия Dr.Picture, последние же по времени ролики снимались студией A-VFX (Assymmetric VFX).

В сущности образы импортные: аналогичная реклама встречается и на зарубежном ТВ, - обилие роликов на Youtube о том свидетельствует весьма красноречиво. Но и на российском телевидении они прижились: видимо, сказывается очевиднейшая аллюзия на всем известную русскую сказку про Колобка (которую, к счастью, напрямую никто из российских студий обыгрывать не стал).

Ну, и наконец, феерическая реклама батончиков Snickers – ролик с двумя обомлевшими белками. Представители студии «Улитка», которая этот ролик и сделала, на прошедшем в конце прошлого ноября CG Event'е потратили немало времени на то, чтобы рассказать во всех подробностях, как они всё это делали, как из крыс, оставшихся со времён «Особо Опасен», делали белок для предварительного аниматика, и так далее.

Белки запоминаются своим, пусть и карикатурным, но натурализмом: ведут они себя как мультяшные персонажи, с одной стороны, с другой стороны — проработаны во всех деталях, и цепляют изобилием мелких движений: дёргающиеся уши, потряхивание головой (с одной стороны, очень беличье, с другой — и очень человеческое), подёргивание хвостом — и совершенно человеческое падение в обморок.

В целом в ролике смешно всё — и сам факт «медитации» белки на избыток нарисованных орехов, и реакция второй белки на первую, затем на тот же самый плакат, и — невозмутимый поворот головы первой. Использован целый ряд комедийных (и анимационных) клише, но в данной ситуации они сработали на ура.

кино и спецэффекты
Разделы:
Рубрики:
Популярное: