Телеобложка: дизайн или наряжание ёлки?

Автор: Юрий Ильин. Мир 3D

Сколько бы на телевидение ни ругались, а без этого явления жизнь уже трудно вообразима. К счастью или к сожалению, — вопрос философский. А вот его всепроникновение — насущная данность.

Мы живём в эпоху визуальной культуры — зрелище с доставкой на дом подвинуло печатный текст. Визуальная составляющая — основа телевидения, и по причинам, не требующим объяснения за их очевидностью, каждый телеканал так или иначе должен иметь собственный внешний облик, свой собственный уникальный стиль, который становится неотъемлемой частью бренда как такового.

Телевизионные заставки, предваряющие те или иные программы, а также открывающие и закрывающие рекламные паузы, - это как раз одна из основных составляющих фирменного стиля любого телеканала. В соответствии с древней римской пословицей «ex ungue leonem...», заставка — первое, за что цепляется внимание зрителей.

«Проще всего представить телевизионную графику как айдентику в движении, - говорит бродкаст-дизайнер Артём Куренков. — Зачастую телевизионная графика — это как бы логотипы, продлённые во времени, отсюда их абстрактность и ирреальность.

На заре компьютерной графики логотипы были примитивны и просты, по мере развития техники и доступности инструментов сцены с трёхмерной графикой усложнялись, детализировались, добавлялась фотоанимация, видео, совмещение разных медийных инструментов, складывался свой язык общения со зрителем.

Но это всего лишь один из подходов, получивший развитие в связи с засильем компьютеров, не более того. Основой брендирования телеканала может стать что угодно — хоть кусок мятой бумаги, хоть улыбающиеся люди, компьютерная графика здесь — один из инструментов».

Поскольку предполагается, что телевидение среди «традиционных» СМИ — чемпион по оперативности, коему положено «в ногу с временем шагать», телевизионные обложки, в частности, и общий стиль оформления телеканалов, начиная с заставок, и заканчивая убранством телевизионных студий, по традиции имеют технотронно-футуристический и/или урбанистический характер. Вот, например, как выглядит в эфире новостная студия Первого Канала:

За спиной у ведущего на первом снимке — панель, расцвеченная прямоугольниками разных оттенков синего. Она не бросается агрессивно в глаза, но, вместе с «футуристической» конструкцией, которую видно на заднем плане на втором снимке, создаёт надлежащий урбанистический антураж с налётом футуристичности. Доминирующие оттенки синего (а это традиционный «корпоративный» цвет «Первого Канала», добавляют в общую картину некоторой воздушности, поскольку синий цвет в России обыкновенно ассоциируется с небом, водой и воздухом (это в англоговорящих странах он является символом печали).

Если взглянуть на стилистическое оформление РТР, то здесь всё более-менее ясно: хотя прежде синий цвет доминировал и на второй кнопке, с тех пор, как канал приобрёл статус главного государственного, цвета державного триколора составляют основу «корпоративного стиля» телеканала «Россия».

Общее дизайнерское решение (в первую очередь логотип и общая цветовая гамма) меняются крайне редко; настолько редко, насколько та или иная телекомпания может решиться на полную смену своего имиджа.

В принципе, подобные случаи имели место быть, в том числе в недавнее время.

В позапрошлом году сеть Рен-ТВ объявила о полной смене имиджа и «изменении отношения к зрителям»: «...сочетание черного, белого и оранжевого цветов, использованных в оформлении логотипа и новых телевизионных заставках, вместе с насыщенной интересными программами эфирной сеткой, должно вдохновлять зрителя и ориентировать его на позитивное отношение к жизни, яркость, открытость и доброту».

Не вполне, правда, понятно, почему агрессивно-напористая цветовая гамма, ассоциирующаяся в первую очередь с огнём и разрушением (чёрный цвет), должна настраивать телезрителей «на позитивное отношение к жизни, яркость, открытость и доброту». Известно, что РЕН-ТВ хотели заодно привлечь к себе внимание мужской аудитории (с чем и связан, видимо, выбор таких цветов — и изображение тигра на фоне) 25-54 лет, самой платёжеспособной в докризисный период прослойки общества.

В результате же специалисты, например, выражают решительное недовольство. Издание Advertology опубликовало суровый комментарий креативного директора «ИМА-Пресс» Виктора Кухарского, который заявил, в частности: «Неужели дизайнеры, работавшие над знаком, забыли азбучную истину о том, что на телевидении нет черного цвета? Нет, не бывает и быть не может, в принципе. Знак будет искажаться всеми возможными способами, и едва ли это послужит на пользу имиджу РЕН-ТВ и привлечет целевую аудиторию».

Тем не менее, с тех пор прошло два года, и даже недовольные, вероятнее всего, уже свыклись с мишенеобразным логотипом с тремя заглавными буквами «в прицеле».

Ещё раньше, в 2004 году с подачи властей Санкт-Петербурга, ТРК "Петербург" заключила контракт с английской компанией English & Pockett о создании нового имиджа главного губернаторского телересурса. В апреле он был переименован в «Пятый канал» и приобрёл федеральный статус.

English&Pockett (ныне — EP & Associates) - одна из крупнейших компаний, занимающихся теледизайном. И преуспешно, надо сказать, занимающаяся. На главной странице их сайта представлен шоурил, по которому можно судить об уровне качества, на котором уважаемая компания работает:

Новое (теперь уже, правда, относительно новое) лицо «Пятого Канала» можно оценить, включив телевизор, или взглянув на их сайт.

Кстати, обратим внимание, что цветовая гамма снова достаточно агрессивная, как и в случае с РЕН-ТВ. И — едва ли выглядит дорого, хотя, как писал «Коммерсант» ещё в 2004 году, было ясно сразу, что ребрендинг с участием English&Pockett обойдётся «Пятому Каналу» значительно дороже, чем если бы за дело взялись российские дизайнеры... Стоила ли в итоге игра свеч?

В свою очередь, телеканал «НТВ», несмотря на все пертурбации в начале 2000-х (когда вошла в моду приснопамятная фраза «спор хозяйствующих субъектов») многое от своего первоначального стиля сохраняет и поныне. В частности, логотип и цветовую гамму (насыщенный, «химический» зелёный цвет). Уместно будет добавить, что следы того же фирменного стиля до сих пор сохраняет и сайт Newsru.com, до августа 2000 года бывший официальным сайтом телеканала «НТВ», затем, в связи с известными событиями, разорвавший отношения с alma mater.

У зрителей федеральных каналов «НТВ», как и прежде, ассоциируется с зелёным цветом. В прошлом году этот бренд оказался в самом начале второй десятки рейтинга «Лучшие бренды России» по версии Interbrand/«Коммерсант».

Тут будет уместно упомянуть, что в 2008 году работы NTVDesign — компании, занимающейся разработкой графики для «НТВ», сообщила о получении сразу двух серебряных наград PROMAX & BDA Design Awards — в номинациях «Шрифтовой дизайн в эфирном оформлении» (за заставку к игровой программе «Турдыкла») и «Корпоративный промо-ролик» (за ролик «НТВ-Дизайн в 2007 году).

В обширном шоуриле «НТВ-Дизайн» отлично видно, как дизайнеры студии придерживаются визуальных традиций — подвижные многослойные коллажи, обычно в упрощённой цветовой гамме (т.е. с использованием ограниченного набора цветов), заголовки, размещённые под всеми мыслимыми углами (так, чтобы не терялась читабельность, естественно), и общий налёт сюрреализма, сохраняющийся от заставки к заставке, вне зависимости от того, под какую передачу она изготавливалась.

Никакого особого развития тут, по мнению Куренкова, не происходит уже давно:

«Если говорить непосредственно о дизайне, то вряд ли за последнее время в российском эфире произошло что-нибудь, значительно отличающееся от предыдущих лет. Исключением может быть, разве что, телеканал 2х2, который исповедует совершенно другой подход к делу, — сказал в интервью нашему изданию Куренков. — Кто-то от него в восторге, кто-то ненавидит его всей душой. Значит всё идёт правильно, значит подход работает.

Вот вам одна из общих тенденций: делать больше руками, пробовать разные средства. Многим дизайнерам сейчас сложно представить, но мир не замкнут на трёхмерке и фотошопе, есть ещё куча неопробованных материалов и инструментов. Пластилин, картон, живые люди, акрил, плёночные камеры и мобильные телефоны, — да всё что угодно. И понемногу всё это приходит в теледизайн, люди потрясающие вещи делают безо всяких фотошопов, на одной фотоанимации. Если раньше трёхмерили и моделили технари, и именно они задавали общий тон индустрии, то сейчас этот перекос устраняется, всё постепенно возвращается на круги своя. Технические специалисты занимают нишу технических специалистов, а дизайнеры принимаются за дизайн».

При этом, как считает Куренков, в последнее время наметилась тенденция к уменьшению присутствия графики, и причины тому кроются в самых что ни на есть практических соображениях:

«Эфирное время — штука дорогая и вся межпрограмная графика урезается, исчезает, стремится к минимуму. Телевизионная графика сейчас не просто уходит из межпрограммного пространства, но и, для экономии эфирного времени, активно влезает в программы, — говорит Куренков. — С недавних пор практически все российские каналы освоили нижнюю треть экрана, в которой по окончании одной программы появляется анонс следующей, а титры больше не занимают весь экран, а пролетают с космической скоростью, пока ведущий прощается со зрителем.

Это мечта телевизионных руководителей — сделать телевидение бесшовным, чтобы одно шоу плавно перетекало в другое, а зритель сидел и смотрел один канал. Это «непереключайтенепереключайте», сказанное на языке теледизайна. Всё это делает дизайн каналов больше похожим на интернет попап-баннеры, которые без спросу вылетают в самый неподходящий момент».

Помимо телеканала 2х2, будет, пожалуй, уместно помянуть и телеканал «ТНТ» — оплот всея гламура и того, что именуется сомнительной филологической конструкцией «позитив».

ТНТ — развлекательный канал, и этим, кстати, всё сказано; фирменный стиль — под стать. Например, логотип, который свидетельствует о содержании предлагаемого телеканалом меню куда красноречивее, чем может показаться на первый взгляд: три буквы, выполненные в формате «золото и драгоценные камни», выглядят не иначе как «дешёвая роскошь». Вроде как и тонкая работа, а с другой стороны, сразу ясно, что и «камни» — из цветного стекла, и золотое покрытие не дороже, чем та знаменитая перевязь у Портоса в «Трёх Мушкетёрах» А. Дюма.

Куренков поясняет:

«По моему мнению, российский дизайн — он не столько про дизайн, сколько про византийскую традицию сделать нарядно, дорого-богато, с рюшамии и позолотой. Российский заказчик охотнее примет работу, в которой сотни слоёв, сложная трёхмерная графика и драматичные планы, чем что-то простое, эффективное и элегантное. Очень часто заказчик именно в таких терминах формулирует задание: хочу, чтобы была трёхмерка и всё было стильно и круто.

Тут, конечно, о дизайне и говорить-то неловко, тут мы наряжаем ёлку, что само по себе, правда, увлекательный процесс. На Западе же больше будут смотреть на брендинг телеканала, меньше озабочены идеей сделать "дорого-богато". На первом месте айдентика канала, позиционирование, пусть даже это задача и будет решена совершенно скромными и простыми средствами».

Не будет, вероятно, ошибкой сказать, что дух «Дома-2» стал довлеть над всей изобразительной концепцией телеканала, что, в общем, и не удивительно: таково представление ответственных товарищей о «молодёжной моде», «позитиве» и о том, что должно радовать глаз аудитории телеканала, каковая далеко не всегда сама по себе относится к «гламурному» сословию и не обязательно разбирается в тонкостях «высокого дизайна»... Но охотно аплодирует роскоши и броскости картинок на экране.

Ну, а спрос, как известно, определяет предложение. До поры до времени.

На данный момент Куренков выполняет работы по оформлению телевизионного эфира для канала «Муз-ТВ». Шоурил Артёма Куренкова

телевизионный дизайн
Комментарии  (обсудить на форуме)
Скучновато все это как-то... Все эти дизайны телеканалов. Не хватает. А ведь можно было такое замутить! 8)

Вопрос в том, нужно ли. У телевизионной обложки функции самые утилитарные, и чем менее она криклива, тем лучше. "имперское" оформление госканалов, где ведущий задвинут нафиг в парадные псевдоурбанистические декорации - это в общем-то не лучший вариант решения. хотя государственнически-пафосный, да: подчёркивает малозначительность отдельного человека по сравнению с ГОСУДАРСТВОМ.

Карамельно-гламурный же облик ТНТ - вообще с души воротит: больше всего похоже на синтетические "растворимые соки" типа Zuko, которые продавали тоннами в середине 90-х (ежели тут кто помнит).

Пипл, однако, хавает, грязное дело Демидова-Кушанашвили живет, мать его, и здравствует.

Уууу, ребяты как вас однако в политику и пр. Можно ж попроще: вот все прогноз погоды показывают в компьютерной графике, причем каждый извращается как может! Хоть какая-то зрелишность

Это точно. Трехмерка на службе у ТВ. Это и прогнозы, на ТВЦ например анимированная модель области, вроде низкополигональная, а смотрится неплохо

а еще все новости любят показывать как там машинки друг в друга врезались, или самолеты, тьфу-тьфу, и т.д. тоже модельки гоняя

модельки там плёвые, а сама тема, кажется, из криминалистики перекочевала.

кстати, пару лет назад в Штатах посадили какого-то убийцу благодаря тому, что следствие в 3д воспроизвело помещение и положение людей, находившихся в нём. у присяжных были сомнения, мог ли подозреваемый вообще сделать то, что он сделал именно так, как предполагало следствие.

доказали, что мог. убийца сел.

Разделы:
Рубрики:
Популярное: