Как это делалось: «Спиди Гонщик»

Автор: перевод; Илья Неворотов

Фильм братьев Вачовски «Спиди Гонщик» (Speed Racer) — полная противоположность мрачным мирам «Матрицы» или «V — значит «вендетта»». Водоворот ярких красок, головокружительные гонки и несколько «анимешный» стиль картинки — вот что такое  фильм для всей семьи от братьев Вачовски.

«Спиди Гонщик» по версии братьев Вачовски взрывает границы технологии и стиляВ основе сюжета фильма «Спиди Гонщик» лежит одноимённый мультик-аниме 60-х годов, который пользовался огромной популярностью в США. Пожалуй, справедливо будет сказать, что фантастические автомобили играют тут роли нисколько не меньшие, если не большие, чем актёры-люди. Гонщик Спиди рассекает полосы гоночных треков на фантастическом автомобиле «Мак-5», который умеет развивать просто нереальные скорости и нафарширован высокотехнологичной начинкой на все случаи гоночной жизни — от супер-колёс, которые одинаково хорошо сцепляются с совершенно любой поверхностью, до специальных автоматических опор для перепрыгивания препятствий.  

В команду нового фильма братья Вачовски зазвали старых знакомых, с которыми они работали над знаменитой «Матрицей», в том числе и спецов по визуальным эффектам Джона Гэту (John Gaeta) и Дэна Глэсса (Dan Glass). Надо сказать, не зря - «Спиди Гонщик» стал одним из самых ярких и насыщенных спецэффектами фильмов современности. Для подобных задач первым делом важно было наладить грамотный производственный процесс, или, как говорят дизайнеры, «пайплайн» (от англ. «pipeline» - букв. «трубопровод»). Затем  нужно было определиться со стандартами этих эффектов, когда невероятные, презирающие  законы физики, траектории движения автомобилей возникают в фото-реалистичном окружении.

Работка предстояла не из лёгких — в фильме должно было быть не менее 2000 сцен со спецэффектами, из них порядка 600 — полностью компьютерных. Примерно 75-85% фильма было снято на фоне хромакея. Немалый объём работ был поделён между 14 студиями, среди которых были такие брэнды, как BUF, CIS, Café Effects, Look Effects, Evil Eye, ILM, Rising Sun Pictures, Exhaust и Lola VFX. Главной студией по визуальным эффектам стала Digital Domain, которая, в частности, знаменита своими рекламными клипами про автомобили.

Строим «трубопровод»

Гэта и Глэсс хотели сохранить «анимешность» видеоряда, поэтому при живых съёмках поверх компютерного фона они попробовали работать такими камерами и таким образом, которыми раньше никто никогда кино не снимал. Они уловили желание братьев-режиссёров насытить фильм красками донельзя, до предела накрутив насыщенность цвета — для этого работу нужно было особым образом организовать процесс съёмок и создания визуальных эффектов, построить довольно необычный для киноиндустрии «пайплайн».  

В первую очередь предстояло решить, как снимать — на «цифру» или на плёнку. Плёнка даёт более насыщенный и контрастный цвет, да к тому же есть уже отработанные «пайплайны». Цифровые съёмки до сих пор во многом экспериментальны, но потенциал у этого вида производственной последовательности просто огромный. Глэсс и Гэта остановились именно на «цифре». Они перебрали немало камер, но выбор пал на модель Sony F23, которая в то время всё ещё была в разработке. Камера была выбрана благодаря внушительному динамическому диапазону картинки, а так, как в серийное производство камера ещё не ушла, Глэсс и Гэта достали лишь несколько опытных образцов.

Как отметил Глэсс, по динамическому диапазону камера Sony F23 была на треть лучше всех существующих образцов и уже вполне могла составить конкуренцию плёночным камерам. Но самое главное, что изображение с неё было уже готово для добавления цифровых спецэффектов без какой-либо конвертации.

«Спиди Гонщик» по версии братьев Вачовски взрывает границы технологии и стиля

Для оптимизации производственного процесса, Гэта и Глэсс решили использовать такие инструменты, как Media Recorder от Codex Digital, который умеет записывать два источника HD 4:4:4 одновременно, и по времени на запись (порядка 50 минут на DiskPack) процесс мало отличался от записи на кассету HD-SR. По словам Глэсса, к записи можно было сразу применить множество заметок, мета-данных для редактирования, и всё это можно было посмотреть прямо на месте. Всю систему можно было настроить на работу в качестве виртуальной файловой системы — данные отображаются в любой конфигурации, причём можно было назначить автоматическую предварительную сортировку по папкам и категориям. Отснятый эпизод можно было просмотреть, отсортировать и назначить любой формат.

«В Codex подогнали новый формат MXF (Media eXchange Format) для работы в Avid так, что читать его можно было сразу в Avid, уже с предварительной конвертацией. С нашей стороны, мы могли настроить передачу кадров DPX прямо в Kodak Cineon” - объяснил Глэсс.

"Старшие" по визуальным эффектам студии Digital Domain Ким Либрери (Kim Libreri) и Моен Лео (Mohen Leo), поддержали инициативу цифровой съёмки. Дело в том, что многие персонажи требовали особого освещения и колорирования. Очень важно было иметь возможность добавлять эффекты «по горячему», прямо по отснятому материалу. Но проблема в том, что у каждой компании-производителя свои форматы, нет унифицированных стандартов. Даже просто взять изображение с камеры и посмотреть его на мониторе иногда совсем не просто.  

Спецам из Digital Domain пришлось разработать свою систему предпросмотра, которую назвали Sparky (как механика из мультика).  Система позволяла просмотреть отснятное н аместе и применить первичный компоузинг, в том числе и компоузинг «задника», декорации. Благодаря Sparky сцену можно было посмотреть с разными вариантами заднего фона, повернуть под углом, внести коррективы по цвету,  а в случае чего и переснять всю сцену. Так что как только камера заканчивала съёмку сцены, на мониторе возникала картинка именно такая, как увидит её зритель — с соответствующим цветом и задним фоном. Такую предварительную картинку сожно было сохранить и затем передать непосредственно в студии по визуальным эффектам. Данный подход значительно экономил время специалистам по спецэффектам, которые обычно месяцами пытаются воссоздать ту картинку, которую видел режиссёр у себя в голове вов время съёмок.  

Новый стиль

Затем предстояло создать гибрид фотореализма и аниме, так называемый стиль «фото-аниме». Локации, снятые в высоком разрешении и с расширенным динамическим диапазоном нынче уже мало кого удивят, так что команда «Спиди Гонщика» стремилась сделать что-то новенькое, сломать границы привычного. Для этого решили произвести экстраполяцию отснятых локаций в более «простой» манере. Все аспекты сцены — персонажей, машины и локации — решили сооружать по отдельности, таким образом приближаясь к более анимационному виду конечной картинки. Вместо мэт-пэйнта создали сферические панорамы локаций, которые объединяли в себе снимки из совершенно разных частей света. Эти фотографии были объединены в 360-градусные панорамы, которые между собой называли «пузырями».  

«Спиди Гонщик» по версии братьев Вачовски взрывает границы технологии и стиляДля того, чтобы создать ощущение параллакса, изображения нарезались как арбузные дольки и при объединении в панораму все выступающие части обрезались. Изображения слоями укладывались в 3D «пузырь» при помощи Nuke, After Effects и Shake. Как рассказал Гэта, вращая камеру или саму сферу вокруг нодальной точки, им удалось добиться эффекта многоплановой анимации. К таким эффектам сдвига и вращения затем применялись непосредственно стилистические элементы, оптические эффекты и атрибуты окружения, таким образом создавая необычный вид картинки.

Ещё одним шагом от стандартного кино-языка стало не оптическое, а цветовое разделение планов. Все слои были в фокусе, цвет был «накручен» до предела, что давало вожделенный «анимешное» плоское изображение . У традиционной анимации по сути нет настоящей глубины резко-изображаемого пространства (ГРИП), когда, скажем объект на переднем плане в фокусе, а задний план размыт. Этот эффект достигается фото- и кино-объективами. Эффект оптического разделения планов используется для акцентирования внимания зрителя на тот или ином объекте или персонаже в кадре. Вместо ГРИП, авторы решили использовать цвет, контраст и движение, так что глаз зрителя мог свободно перемещаться от объекта к объекту в кадре. В фильме использовалось и оптическое разделение планов, но и в этом случае то, что было не в фокусе, было размыто нарочито-сильно.

Так как технология HD позволяет захватить огромное количество деталей и подробностей, при пост-продакшене пришлось сглаживать картинку и убирать шумы, причём не только с актёров, но и с декораций. При пост-обработке картинка подвергалась сильному увеличению насыщенности цвета, чтобы создать эффект мультфильма в картине, которая снималась как кинофильм.

Глэсс рассказал, что целью их работы было создать чрезвычайно цветной и яркий фильм. «Инструментов, сообщающих о том, что цвет насыщен слишком сильно, существует немного, так что студиям по спецэффектам мы отправляли некий концепт по насыщенности той или иной сцены, а обработанные кадры возвращались к нам с возможностью ещё немного скорректировать насыщенностью То есть в некоторых сценах мы могли её убавить, но делали это нечасто» (смеётся).

Полный газ

Созданием и анимированием автомобилей и гоночных треков занималась студия Digital Domain. Дизайнеры решили использовать несколько съёмочных приёмов, напоминающих о гонках формулы 1, например, съёмка автомобилей сверху. Как рассказал Гэта, каждое из четырёх колёс имеет независимый привод, что позволяет производить сложные движения, кроме того есть ещё и специальные прыгающие «ножки», при помощи которых машина может перепрыгивать через препятствия. Такие фантастические технические данные позволяют производить не менее фантастические трюки — прыжки, заносы, вращения — на скорости в сотни километров в час.

Но в машинах удивительна не только потрясающая техническая составляющая. При помощи самых последних шейдеров для mental ray художники по компьютерной графики создали настоящие произведения искусства и дизайна. Ультра-реалистичные и детально-проработанные, с потрясающими формами, отражениями на блестящих поверхностях и роскошными цветами, эти автомобили  контрастируют с мульятшным окружением.

«Спиди Гонщик» по версии братьев Вачовски взрывает границы технологии и стиля

По словам одного из супервайзеров по визуальным спец-эффектам студии Digital Domain Кима Либрери, “Мы хотели, чтобы объекты сами светили, а не наоборот. По классической схеме, изображение с расширенным динамическим диапазоном «разбирается» на источники света для компьютерной графики. А наши машины могли перемещаться из одной световой схемы в другую и всё равно выглядели отлично. Свет шёл от самих HDR изображений. Это несколько нетипично для киноиндустрии. Обычно при перемещении объекта из одной световой локации в в другую приходилось каждый раз выстраивать источники освещения заново».

Старт!

«Спиди Гонщик» по версии братьев Вачовски взрывает границы технологии и стиля«Спиди Гонщик» по версии братьев Вачовски взрывает границы технологии и стиля, задаёт новую идеологию в визуальном оформлении кинокартин, призывая выходить за рамки реальности. Фотореализм здесь используется для изображения нереального. Взгляд глазами ребёнка, новый «пайплайн» и экспериментальное оборудование — рискованный подход, но визуальные эффекты это всегда риск. Чем больше канонов будет сломано, тем большее поле освобождается для экспериментов. До финиша ещё далеко.

Источник: 3D World

кино и спецэффекты
Разделы:
Рубрики:
Популярное: