Zbrush: Ловкость рук и ничего больше

Автор: Гераскина Екатерина

Пришлось мне как-то побывать в одной 3D студии по заданию редакции. Нужно было взять пару интервью, расспросить о работе членов творческой группы, об их напряженном графике, о том, как порой бывает сложно выполнять задание в восьмичасовой рабочий день, и так далее. Все как один рассказывали о трудностях и подводных камнях, кроме одного человека, сидящего в углу комнаты и работающего с легкой улыбкой.

3d модель в ZBrush
Работа Киреева Дениса

Тогда-то я и увидела работу профессионала ZBrush в действии. На моих глазах, с ужасающей для меня скоростью, из простой сферы появлялись лапы, щупальца, шипы какого-то невиданного персонажа. На вопрос, как это все получается, был дан ответ: «Ловкость рук, и ничего больше!».

Уже вечером у меня стояла пробная версия ZBrush, созданная компанией Pixologic.

Сразу бросилось в глаза то, что принципы работы в этой программе сильно отличаются от обычного моделирования. Здесь используется термин 3d-скульптинг, т.е. применяется, так называемая, имитация «лепки». И если в детстве Вам приходилось лепить из пластилина или глины, Вы сразу поймете о чем я говорю.

Вначале выбирается Z-сфера из которой, путем недолгих манипуляций может получиться насекомое или же человек. Вследствие этого процесс моделирования сводится больше к игре воображения. Распространено мнение, что ZBrush лучше использовать в работе с органикой, но опыт показывает, что возможно все.

3d модель в ZBrushИнтересно то, что ZBrush занимает промежуточное место между 2D и 3D редакторами. Как это удалось? Дело в том, что каждая точка в ZBrush является не пикселем, а пиксолем, который содержит информацию не только о своих координатах, значениях цвета, но и о глубине, ориентации и материале. Это означает, что можно "лепить" трёхмерный объект и одновременно раскрашивать, рисуя штрихами в глубину, создавая на его поверхности различные рельефы.

3d модель в ZBrush
Работа Evas Dae

Например, как и в 2D-пакетах, ZBrush имеет кисти, но они могут не только рисовать и раскрашивать предметы — каждая кисть выполняет определенную функцию, начиная от вытягивания какой-либо части объекта, заканчивая наложением рельефа и сглаживания. И количество таких кистей в программе очень велико.

Близость к 2D касается также и текстурирования — ведь раньше, для того, чтобы правильно затекстурировать модель, нужно было развернуть сетку (а порой, на это уходят часы),

3d модель в ZBrush
Работа Киреева Дениса
перебросить её в графический редактор, нарисовать поверх неё текстуру, а только потом «натягивать» на модель. ZBrush обошла этот мучительный процесс и внедрила технологии, позволяющие текстурировать не выходя из одной программы, хотя развертка все равно остается нужна.

Используя специальные кисти можно рисовать прямо на модели. Это очень удобно и сохраняет массу времени, а иногда и здоровья окружающий.  

При всех положительных качествах этой программы, есть все же некоторые минусы. ZBrush - это программа для моделирования, в основном, высокополигональных моделей (например, в среднем на модель может уходить  несколько сотен тысяч полигонов).

3d модель в ZBrush3d модель в ZBrush
Работа Evas Dae
Соответственно с low poly и middle poly придется много повозиться. Обычно доводить модель до полигонального совершенства отдают 3Ds Max, Maya, и другим редакторам, но это зависит от задачи. Сам экспорт модели из ZBrush в другой 3D редактор так же проходит без проблем (конечно, если это не модель с двумястами миллионами полигонов), а текстуры и карты развертки сохраняются автоматически.

Как выяснилось, ZBrush не является очень сложной для освоения программой, необходимо лишь разобраться в принципах её работы. Для неё не требуется специальных знаний и опыта работы в 3D редакторах — достаточно фантазии и терпения. Я бы посоветовала вообще забыть о привычных интерфейсах и вспоминать Photoshop.  

Сейчас ZBrush занимает почетное место в CG индустрии и продолжает развиваться, осваивая все новые горизонты 3D мира.

железо и софт
Разделы:
Рубрики:
Популярное: