CG на службе у популярной науки

Автор: Юрий Ильин. Мир 3D

Хорошо это, или плохо, но мы живём в эпоху визуальной культуры, и среднестатистический человек охотнее будет смотреть «подвижные картинки», нежели полезет в книжку кормить своё притупившееся воображение... Мда. Но, как говорится, спрос некоторым образом влияет на предложение, а потому неудивительно, что и научно-популярные фильмы и сериалы в эти лета делаются с упором на визуальный аспект. И CG тут как нельзя кстати.

Корпорация BBC и многочисленные партнёры оной за последнее десятилетие наплодили внушительное количество научно-популярных сериалов и фильмов, в которых с помощью компьютерной графики удалось визуализировать и «оживить» с высокой степенью детализации то, что среднестатистический человек никогда своими глазами не увидит. В частности, доисторических представителей земной фауны, от которых остались одни окаменелости. Или почву спутника Юпитера Ио, которая норовит провалиться под ботинками астронавта. Или пыль из колец Сатурна, где некоторые пылинки — размером с автобус.

Естественно, всё это делается с высокой степенью условности, хоть бы даже межпланетные станции NASA наплодили терабайты графических данных о планетах Солнечной системы, а поколения палеонтологов воспроизвели облик динозавров во всех мыслимых подробностях...

Главная задача - показать «убедительно». И вот несколько примеров проектов такого рода.

«Прогулки с...»

Этот массивный проект, запущенный ещё в конце 90-х, имел довольно неоднозначную цель: воссоздать с помощью компьютерной графики вымерших представителей земной фауны (динозавров и прочих доисторических существ) и снять «с их участием» документальный фильм. Или подобие такового.

Первым в очереди идёт «Прогулки с динозаврами»; со временем проект разросся до того, что люди, создававшие этот сериал для BBC, основали собственную отдельную компанию Impossible Pictures и продолжили заниматься прежним делом, в основном - на пару со знаменитейшими Framestore CFC, послужной список которых включает «Гарри Поттера и Тайную комнату», «Блейд II», «Другой мир» и массу прочих именитых проектов.

В «Прогулках с динозаврами» использовались как CG, так и аниматроника. Целью было воссоздать доисторических ящеров насколько возможно достоверно.

Может быть, даже не в смысле «достоверно» с палеонтологической точки зрения, тем более, что это ещё долго будет спорным вопросом. Например, палеонтологи никак не могут прийти к окончательному согласию, действительно ли тиранозавр мог шпарить на 45 км/ч при своём весе в семь тонн и жрал ли он всё, что двигалось и было мельче него самого, или это мордастое чудище работало уборщиком падали, распугивая врагов разве только своей массой - да запахом?

Целью было сделать «убедительно», на уровне «Парка Юрского периода», но только на телевизионных бюджетах. Каковые, понятное дело, отнюдь не голливудские размеры имеют.

На Youtube есть не слишком продолжительный ролик, в котором рассказывается, как на ранних этапах делались «Прогулки с динозаврами», и к каким нехитрым, но эффективным средствам прибегали создатели для создания «спецэффектов» на первых порах. Например, следы на песке оставлялись специальными ботинками, всплеск воды от удара чешуйчатого хвоста — ещё проще: бревно уронили куда надо. Ну и так далее, в том же духе.

И, надо сказать, у них получилось. Впрочем, «Прогулки с динозаврами» всё равно попали в «Книгу рекордов Гинесса» как документальный сериал с самой высокой в истории стоимостью одной минуты экранного времени.

Неудивительно: качественная компьютерная графика недёшево стоит, а тут её было не просто много, а очень много. Создатели воспроизвели несколько десятков доисторических тварей, опираясь на современные им данные о внешнем их облике, и анимировали их — правда, в основном, эти динозавры ведут себя так же, как нынешние млекопитающие... А впрочем, какая разница? Пока события, описанные в «Парке Юрского периода» не станут реальностью, никто так и не узнает, как себя вели динозавры. Вряд ли, впрочем, они загорали на берегу, обсуждая последние сплетни...

Сериал собрал сразу три Emmy, и поделом.

Следом за «Динозаврами» последовал аналогичный проект, где в центре внимания были уже доисторические теплокровные (в том числе гоминиды - австралопитеки и даже неандертальцы и кроманьонцы) — «Walking with beasts/Walking with prehistoric beasts».

В 2005 году появилсь третий самостоятельный сериал на тему страшных тварей Палеозойского периода, предшествовавших динозаврам — Walking with monsters.

При создании «Walking with...» и их ответвлений активно использовался «драматический» подход — периодически камеры подвергались надругательствам со стороны страшных тварей: то бронтоскорпион по ней хвостом шарахнет, то австралопитек камнем засветит, то мамонт грязью забрызгает. Они ж дикие, что возьмёшь.

Кроме того, в 2002 году в сериале «Преследуемый динозаврами» были применены комбинированные съёмки, где под ногами у динозавров вертелся зоолог Найджел Марвин (якобы забредший в далёкое прошлое).

Вот один из примеров.

Как видим, местами с «художественной частью» переборщили. С одной стороны, скомбинировать натурные съёмки и CG так, чтобы всякие подозрения на компьютерное происхождение доисторических монстров исчезли, создателям не удалось, так что показательное падение Марвина после того, как его камеру от всей широты души лизнул когтистый теризинозавр (только что, кстати, выдавший шикарную пощёчину куда более крупному и голодному тарбозавру) выглядит как-то уж больно наигранно. Хотя и забавно.

Кроме того, этот документальный (вроде как) фильм критиковали и за расхождения с генеральной линией современной палеонтологии: в частности, за предоставление неверных сведений о том, кто от кого произошёл, и в какое время какой вид топтал ещё даже не успевшую сделаться грешной нашу Землю.

Но, как бы там ни было, «Walking with...» до сих пор пользуется изрядной популярностью у телевизионщиков и у аудитории, о чём красноречиво свидетельствует расползание «Прогулок...» по другим медиа — книги, «театральные» шоу и т.д.

Космическая одиссея: к планетам и дальше

«Space Odyssey: Voyage To The Planets» «внебрачный» сын «Прогулок с динозаврами» 2004 года запуска, он даже изначально назывался «Прогулки с астронавтами», поскольку в создании сериала принимал участие создатель «Прогулок с динозаврами» Тим Хейнс (он же — основатель вышеупомянутой компании Impossible Pictures).

Название сменили, поскольку слишком отличной оказалась концепция «документальной драмы» на тему космической экспедиции к внутренним и внешним планетам Солнечной системы, происходящей где-то в конце 2050-х годов — на борту космического корабля «Пегас» (где мы уже слышали это название, м?).

Экспедиция международная, там даже есть условный русский (Рад Лазар, актёр родом из Югославии) — который говорит с сильным акцентом, но разборчиво, и когда речь доходит до матерной ругани, она бо-олее, чем аутентичная... И никакой цензуры! (титров с переводом, впрочем, тоже нет: англоязычной публике, видимо, по экспрессии всё должно быть понятно).

Фильм мрачен. Без гибели одного из членов экипажа не обходится — бортовой медик умирает от рака; «русский» матершильник получает пробитое лёгкое; едва не погиб ещё один член экипажа, которого (которую) в одиночку отправили брать пробы с поверхности Ио. В общем, по всем законам драмы.

Увы, в самые критически-напряжённые моменты врубается закадровый голос, объясняющий «на пальцах», что происходит, ломая весь драматизм в дрова.

Интересно, что в оригинальной британской версии после смерти товарища на орбите Сатурна, экипаж решает продолжать экспедицию и лететь к Плутону. Для американского ТВ вышла сокращённая версия, где экспедиция решает повернуть к Земле сразу после потери, по дороге, впрочем, повидавшись с кометой Яно-Моора. Это рандеву едва не стоило всем жизни.

Интересно, что для пущей убедительности исполнители ролей прошли базовую подготовку в Звёздном Городке в России, а сцены в невесомости снимались на борту самолёта Ил-76, находившегося в свободном падении (тем самым имитировалась невесомость). Внутреннее убранство космического корабля затем дорисовывалось с помощью компьютера.

Внешне корабль «Пегас» представляет 1,3-километровую грибообразную конструкцию массой около 400 тонн, волокущей на себе колоссальные запасы продовольствия и кислорода, не говоря уже о топливе для термоядерного реактора — главного источника энергии для аппарата.

Во всяком случае, по сюжету.

Ответственными за визуальные эффекты и CG, как и в случае с «Walking with...», оказался тандем Impossible Pictures/Framestore CFC. И работа оказалась весьма и весьма нетривиальной: на то, чтобы только сделать модель «Пегаса» ушло 235 человекочасов, — настолько высокой должна была быть детализация корабля. Немало пота и слёз ушло и на визуализацию Венеры и Марса: и то, и другое снималось в пустыне в Аризоне при разных погодных условиях, а дальше за дело брались господа композеры. В итоге Space Odyssey: Voyage to the planets не стал рекордсменом Гинесса по дороговизне, но работать над ним оказалось не только не проще, но местами даже и сложнее, чем над «Динозаврами» и прочими «Монстрами».

Дикое будущее

В 2003 году на каналах Discovery, BBC, Animal Planet (каковой также является подразделением Discovery) начался показ сериала «The Future is Wild» («Дикий мир будущего»), снятого Animal Planet при участии австрийской сети ORF и немецкой ZDF.

Сериал представлял собой комбинацию из относительно отвлечённых прогнозов различных учёных о будущем земной флоры и фауны (в отсутствие такого влиятельного вида млекопитающих, как Homo sapiens) и CG-анимации, изображающей этот самый дикий мир будущего и тварей, которые, согласно, гм, домыслам учёных, его будут населять.

«Дикий мир будущего» делится на три части, включающие по четыре эпизода. Первая часть повествует о том, что ждёт нашу планету через пять миллионов лет, вторая — через 100 миллионов лет, третья — через 200 миллионов лет.

Будущее безрадостно даже для законченных мизантропов (и по совместительству фанатичных сторонников Партии Зелёных): через 5 миллионов лет Землю накроет новый Ледниковый период, так что громадная часть поверхности планеты окажется покрыта ледяными, солёными и песчаными пустынями.

Большая часть Северного и Южного полушарий накроют льды, Средиземное море высохнет, Джунгли Амазонии обратятся в травяные степи, а Центральную Америку покроют тропические леса.

Через 100 миллионов лет, наоборот, сделается очень жарко и влажно, большую часть планеты покроют неглубокие моря, Антарктиду скроют леса, а Сахара снова обратится в степь, как было за 300 миллионов лет до того.

А через 200 миллионов лет планета будет медленно оправляться от катастрофического извержения базальтных горных пород, приведших к формированию новой Пангеи (единственного сверхматерика на планете) и исчезновению большинства млекопитающих, рептилий, птиц и земноводных. Мир «захвачен» моллюсками, насекомыми и рыбами, сменившими среду обитания с водной на воздушную.

Нафантазировали и господа учёные, и CG-художники вдосталь: все «твари будущего», естественно, рисованы на компьютере — но не как попало, а в соответствии с эволюционными прогнозами специалистов, опрошенных создателями сериала.

Прогнозы, на самом деле, не «с берега моря». Уж во всяком случае, интервьюируемые учёные довольно обстоятельно поясняют, с чего бы это, например, обычная современная росомаха должна обратиться через пять миллионов лет в саблезубую тварь размером с леопарда,  современные, опять-таки, сурки — в неповоротливых и грузных «шагратов»,  шастающих по глубокому снегу в поисках скудной пищи, и с чего бы это на заснеженных берегах лежать шестиметровым бескрылым птицам, издали столь сильно напоминающим тюленей.

В сущности, все описываемые в «Диком мире будущего» существа представлены как потомки современных представителей флоры и фауны, правда, очень сильно изменившиеся. Чего стоят, например, восьмитонные моллюски, четырёхметровые рыбы, генерирующие электрический заряд напряжением до 1000 вольт или «океанский призрак» — гигантская колония симбиотических организмов, каждый из которых выполняет свою роль. Кстати, колония весьма хищная.

В целом же создатели фильма исходят, похоже, из предположения, что разнообразие биологических видов на Земле будет постепенно снижаться, а через 200 миллионов лет и вовсе случится беда. Но, как говорится, человеку этого уже не увидать.

Графика — в меру зрелищна (особенно, если учесть, что создание сериала пришлось на самое-самое начало 2000-х), но это не Pixar, естественно, ни в малейшей степени. Паче того, довольно-таки неплохо видно, где создатели хорошо так сэкономили: графика и на крупных планах отдаёт низкополигональной угловатостью, ну и озвучка этих созданий — мда...

И тем не менее, смотреть интересно и занимательно. Как, впрочем, и любые научно-популярные фантазии.

наука
Разделы:
Рубрики:
Популярное: