Я в трехмерщики пойду — пусть меня научат

Автор: Юлия Сазонова. Мир 3D

Статьи о программах для 3D моделирования встречаются на этом портале не редко. Что с помощью таких программ можно создать — более менее понятно. Визуальный ряд, окружающий нас каждый день ныче, создается волшебниками, которые умеют этими самыми программами пользоваться. Но как они это делают, насколько сложно овладеть премудростями 3D дизайна вообще и 3D моделирования в частности, до чего дошел прогресс, и где кончается талант человека и начинается работа машин? В поисках ответов на эти вопросы, я решила на время превратиться из обычного главного редактора в тридешника... И отправилась осваивать азы профессии.

Школа компьютерной графики RealTime, класс

Хотя, стоп, что такое профессия 3D моделлера — это тема другой статьи. И думаю, мы к этой теме на портале вернемся в ближайшее время. А пока скажем просто: я пошла на курсы 3ds Max в школу RealTime.

Решившись приручить зверя по имени 3ds Maх, с одной стороны, просто из принципа, с другой, я воспользовалась возможностью взглянуть на систему образования, так сказать, изнутри, поставила эксперимент, пусть и не совсем чистый.

Итак, на входе мы имеем: полное отсутствие художественного образования, более того, неумение рисовать в принципе, и, как это часто встречается у людей, не умеющих рисовать, но очень любящих всякого рода художественное творчество, наличествуют навыки работы в Photoshop. По производственной необходимости в свое время была освоена векторная графика в программе Illustrator, так что несложный контур я нарисовать могу, и узлы и кривые Безье не вызывают у меня паники.

Еще я видела много 3D моделей. Разных. Очень хороших, которые сколько ни рассматривай, не поймешь, как человек все это на компьютере сотворил, и неужели не проще было бы сфотографировать в студии (правильный ответ, кстати, «проще», но настоящие тридешники — люди принципиальные, и, ради принципа, могут долго и упорно работать). Видела и модели начинающих, пробы пера, и модели уже не начинающих, но то ли ленивых, то ли просто людей, глаз не имеющих. Видела я и совершенно непонятные окна 3ds Max, серенькое поле, сеточки, клеточки, полигоны... Как из всего этого получалось то, что получалось — оставалось для меня чудом.

Школа компьютерной графики RealTime, логотипВот с таким багажом я и направилась в школу. Школ компьютерной графики в Москве не так уж и много. RealTime работает на этом рынке уже 10 лет и является одним из самых авторитетных заведений, из которого вышло большинство ведущих специалистов в этой области не только в Москве, но и в России, и даже в СНГ.

Сразу чуть отступлю от цифровой темы и коснусь обучающего процесса. С первых минут в школе чувствуешь себя не столько учеником, сколько желанным гостем и частью команды, людей, стремящихся к новым знаниям. В начале нам был выдан учебник. Точнее, я бы назвала это учебным пособием, автором которого является наш же преподаватель Борис Кулагин. Максист с опытом, он является автором многих учебников по 3ds Max в нашей стране. Хочу заметить, что держит аудиторию он замечательно, с шутками и всем понятными жизненными примерами разбираться с 3d программой проще, чем читая толстенный учебник с массой непонятных терминов.

Группа у нас оказалась небольшой и подход здесь практиковался индивидуальный. Причем не только к каждому ученику, но и к каждому курсу в отдельности. Трехмерщики — люди творческие. Сам Борис признался, что ему скучно было бы столько лет читать однообразный курс, рассказывая каждый раз, как моделить кубики. С другой стороны, на курсы по 3ds Max приходят люди из совершенно разных сфер деятельности.

3ds Max является универсальной программой для архитектурной визуализации, дизайнеров интерьеров, моделлеров, аниматоров и т.д. А некоторые просто решают переквалифицироваться. Да-да, например, совсем недавно на курсы по 3D заглянули бывшие работники банка. Вложение в образование — отличный способ потратить пособие по безработице в кризис.

Иногда на курсах встречаются скучающие домохозяйки с Рублевки — надо же чем-то себя занять. А моделить интерьер собственного дома представляется занятием, как минимум, увлекательным. Представляется, правда, только в начале, а когда выясняется, что компьютер не сам это все делает, а ему надо все подробно объяснять, и все это ручками, и терпения требует немалого – тут-то большинство забрасывает это, иногда просто занудное, занятие. Зато те, кто остаются с 3ds Max'ом, остаются с ним практически навсегда.

Времени для освоения, или приручения, программы 3ds Max у нас было немного, всего 16 часов на все про все. Вполне разумно предположить, что за это время ни один, даже самый одаренный, студент не станет великим трехмерщиком. Главное в этот момент для преподавателя дать понять, что можно делать с 3ds Max, и насколько программа удобна, дать почувствовать свои силы, в конце концов, преодолеть барьеры боязни программы.

Примем нашу группу за среднестатистическую, разберемся с построением учебного процесса. Итак, выяснили, что среди нас двое любопытствующих — я и еще один менеджер, продающий модели (сам он моделить никогда не будет, но понимать, как это делается ему полезно, да и просто интересно). Еще два студента занимаются дизайном интерьеров и экстерьеров, и им нужен 3ds Max для работы, да еще и понимание, как совмещать работу в 3ds Max с работой в архитектурных программах. И еще один студент оказался фотографом — то есть он был как раз тем, кто хотел расширить горизонты своего творчества.

Выслушав наши рассказы о себе, Борис быстро перестроил план занятий, включив в него элементы из «дизайна интерьера» — поделился опытом, как без ошибок создать модель помещения с окнами, чтобы модель не распалась, свет проникал правильно, и не вылазили глюки на рендере.

Ваза, референсНо до рендера надо было еще дожить. Вначале надо было смоделить вазу на столе. Все как на самом деле. Никаких скучных и непонятных рассуждений в теории и изучения всех бессчетных кнопочек 3ds Max, который наводят ужас на неподготовленный разум. Все очень приближено к реалиям. Окна, проекции, навигация и, конечно, ни на что не похожее квадропольное меню.

Как послушные первоклашки, мы обводили контур вазы (о, как приятно делать то, что ты умеешь!), крутили его вокруг его оси, уменьшали количество полигонов, дабы машина могла его считать быстрее... страх прошел быстро, и появился азарт, стремление сделать элементарную вазу просто совершенной. Внимательно следишь за действиями гуру на экране — и повторяешь на свой машине. Получается не всегда с первого раза, а иногда получаешь устрашающий результат — но в том-то и прелесть занятий в небольших группах — тебе тут же приходит на помощь преподаватель, заодно объясняет всем остальным твою ошибку, чтобы уже никто не повторял.

Борис все время пытался нам напомнить о практическом применении: скорее всего, эта ваза будет стоять в дальнем углу у вас в интерьере, не надо на нее тратить столько сил, времени и машинных ресурсов. Но сознание наше уже начинало понимать «настоящих тридешников» — вот она, почти как настоящая... И ничего, что ей еще не назначен материал, и она больше похожа на какую-то болванку в мастерской скульптора. И четыре часа пролетели.

ваза 3D, 3ds Max, выставление светаНа следующий день, когда занятий не было, а эмоции от «создания» немного улеглись, стало понятно, что мы смоделили сами вазу, но как мы это сделали? И как смоделить столик, например, и что делать дальше? Вопросы, на которые нам еще ответит Борис. И все-таки некоторая нехватка базовых знаний ощущалась. И тут я вспомнила, что за тяжесть лежит в моей сумке — учебное пособие! Вот где можно не спеша найти ответы на теоретические вопросы, где есть подсказки по горячим клавишам, где есть примеры, к чему стремиться, и что ждет нашу вазу на пути превращения в фотореалистичную модель.

Следующим мы мастерили столик. Но не простой на четырех ножках, который «может смоделить каждый», как заявляли сотрудники редакции, слушая мои рассказы об обучении. Наш столик должен был стать антикварным шедевром в стиле ампир.

На столик ушли еще четыре часа. Но в эти четыре часа — мы уже чувствуем себя уверенней, погружаемся все глубже в меню 3ds Max, закапываемся во вкладках и все ниже спускаемся по слоям. Тут курс строится несколько загадочно. То есть мы собираем нечто, точно повторяя действия учителя, но не очень понимая при этом, к чему нас это приведет. Мы слушаем его замечания, на что надо обратить внимание, но к чему он это говорил, понимаешь, только когда модель готова, а ты понимаешь, что ошибки были допущены на первом этапе. Что ж — в следующий раз ты постараешься их не допускать — а пока мы учимся их исправлять на готовом материале.

ваза 3D, 3ds Max Следующие 8 часов занятий в 3ds Max сложно описать словами. Путем хитрых манипуляций, экспериментов (удачных и не очень) ваза превратилась в стеклянную, а столик стал деревянным. Композиция побывала в фотостудии, где ее освещали по всем правилам фотосъемки, затем она оказалась, не без нашего вмешательства, в комнате, освещенной солнечным светом. Большая часть нашей группы будет в последствии помещать свои модели именно в интерьер. Рендеринг при помощи V-ray, выставление света, работа с материалами — все это кратко, но наглядно было вложено в наши головы, и испробовано нами собственными руками.

Кроме того, в последние 8 часов на нас поставили образовательный эксперимент. Отвлечемся от восторгов процесса создания вазы и вернемся к особенностям образовательного процесса. В Realtime принята традиционная схема образовательного процесса в компьютерном классе. Преподаватель на своем компьютере производит манипуляции, изображение с его машины транслируется на большой экран, ученики внимательно следят и повторяют то же самое на своих компьютерах. Надо заметить, что эта схема традиционная, учитель выходит к экрану как к доске, чтобы показать буквально руками, что к чему.

Так и мы первые два занятия учились, глядя на экран и на свой монитор. На третье занятие мы перешли в другой класс, где не было проектора, экрана, зато у каждого ученика было два монитора, один — рабочий, второй являлся зеркалом монитора преподавателя. Таким образом, нужно было смотреть на монитор и добиваться того же эффекта на своем. Прежде всего, это новшество оценили люди с ослабленным зрением, но и всем остальным такая схема пришлась по вкусу — ближе, четче, доступней.

В конце занятий на мониторе каждого красовалась стеклянная ваза на деревянном столике, может, и не очень похожая на настоящую, но явно демонстрирующая, что кое-чему мы научились за 16 часов занятий. В завершение мы получили дипломы RealTime school и Autodesk.

Итак, вводный курс помогает разобраться, что к чему в этом 3ds Max. Зачем он придуман был, на что он способен, и понять, нужно ли вам идти на следующую ступень обучения.

образование
Разделы:
Рубрики:
Популярное: