Motion capture: вчера, сегодня и навсегда.

Автор: Дмитрий Шелестун

Как появилась и развивалась технология «захвата движения».

Всем, кто интересуется современным кинематографом, хотя бы как простой зритель, известно словосочетание “motion capture”, или “performance capture”, и каждый представляет себе, что это значит. Как правило, в голове всплывают образы актеров, увешанных датчиками, совершающих разные действия, которые кажутся лишенными смысла — только в кадре, когда закончится работа специалистов по компьютерной анимации, мы узнаем, для чего все это делалось. В последнее время, наряду с совершенствованием датчиков и каналов их связи с компьютерами, разрабатываются системы, не требующие специальных костюмов — безмаркерные. Правда, в кино их пока не применяют — слишком велики требования к достоверности, каждое движение должно быть точнейшим образом зафиксировано и передано.

    Как и все, что нам кажется последним словом технологии, motion capture, сокращенно — mocap, или мо-кап, появился относительно давно. Первые серьезные эксперименты с ним относятся к началу 1980-х годов — времени, когда возникло само понятие компьютерных спецэффектов, а стереокинематограф переживал очередной ренессанс. Правда, в кино применять мо-кап было невозможно — мощности того времени не позволяли создать достоверные цифровые модели, которым можно было бы придать записанные движения актеров. Так что мо-кап оставался уделом отдельных смелых экспериментаторов из небольших венчурных компаний и американских университетов, о которых можно прочитать в материалах конференции SIGGRAPH, важнейшей мировой выставки компьютерной графики.

    К концу 1980-х годов в кинематографе появились достоверные цифровые модели, а в 1990 году вышла картина, впервые использовавшая мо-кап для создания персонажа - «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценеггером. Периодически нарисованные герои, повторявшие движения реальных актеров, появлялись на экране, однако им явно не хватало жизненности.

«Вспомнить все» (1990) – первый полнометражный фильм, в котором использовалась технология Motion Capture. В основном это были эпизоды с общими планами на фоне красной планеты.

Фото © Columbia Pictures

    К середине 1990-х проблемы мо-капа и достоверности цифровых моделей волновали практически всех специалистов в области спецэффектов. Питер Джексон и Роберт Земекис пытались вместе преодолеть технические трудности на съемках «Страшил», на тот момент — 1996 год — самого насыщенного компьютерной графикой фильма. В 1999 году Земекис вложил $5 млн. в центр цифровых технологий при Университете Южной Калифорнии — 33 сотки высочайших на тот момент достижений в области 3D, цифровой съемки и, конечно, мо-капа.

    Эти, без преувеличения, великие режиссеры прочно ассоциируются с триумфом мо-капа в начале XXI века. Голлум из «Властелина колец» Питера Джексона был первым потрясающим воображение героем, созданным этой технологией (2002 — 2003). Следом вышел «Полярный экспресс» Роберта Земекиса (2004) — первый фильм, а точнее, мультфильм, не только в цифровом 3D, но и с использованием мо-капа для всех персонажей, которых были десятки. Тогда критики отмечали, что «Полярный экспресс» — это великий момент в истории кино, момент перехода от аналогового к цифровому кинематографу.

    Сегодня, пока Питер Джексон мучается с экранизацией «Хоббита», Роберт Земекис продолжает развивать технологию motion capture, преодолевая не только технические, но и психологические трудности — например, эффект «зловещей долины», неприятия и даже страха, который порождают в людях модели, внешне от человека неотличимые. Технология требует многочисленных усовершенствований, но все они касаются, прежде всего, деталей — фотографической реалистичности в мо-капе уже добились, как показывает пример Земекиса или, например, «Аватара» Джеймса Кэмерона.

Народ Нави из «Аватара» создан с применением технологии Motion Capture. Актеры  Сэм Уортингтон и Зои Салдана «перевоплощаются» в Нави благодаря специальному костюму с маркерами. Фото © 20th Century Fox Film

    Последняя премьера, в которой широко используется мо-кап — мультфильм «Тайна красной планеты». Земекис выступил в нем как продюсер, да и сделана картина на его студии ImageMovers Digital. Кстати, применение мо-капа в мультипликации — предмет больших споров. С одной стороны, реализм есть реализм, и мало кому прийдет в голову сомневаться в его полезности.

Сегодня давно стало нормай создавать «виртуальных» персонажей, максимально похожих на своих мокап-актеров. Считается, что при таком подходе получается наиболее целостный кинообраз. Так, прообразом Гриббла из мультфильма «Тайна красной планеты» является актер Дэн Фоглер. Фото © ImageMovers Digital
Однако доподлинно известно, что, например, американская Киноакадемия и студия Pixar недолюбливают мо-кап, поскольку он будто бы угрожает актерскому мастерству и оставляет меньше простора для фантазии художника. Впрочем, это не мешает технологии быть неотъемлемой частью современного кинематографа и анимации, без которой многие шедевры последних лет были бы просто немыслимы.

Все сцены мультфильма «Тайна красной планеты» сыграны актерами в специально оборудованных для Motion Capture павильонах студии ImageMovers Digital.

Фото © ImageMovers Digital

Motion
Разделы:
Рубрики:
Популярное: