Российское кино и компьютерная графика — роман с препятствиями

Автор: Юрий Ильин. Мир 3D

Спецэффекты в российском кино начались с "Ночного дозора"... За такую фразу можно сразу схлопотать по шапке, затем, что это неправда. Однако поверхностное исследование сетевых СМИ на тему спецэффектов, скорее всего, приведут среднестатистического юзера именно к такому выводу. Повторимся, не вполне верному, но самонапрашивающемуся. Это сейчас уже шум стоит про фильмы «9 рота», «Особо Опасен», «Турецкий Гамбит», «Адмиралъ», где, верно, у съёмочных группы в глазах свербило от хромакеев, а каждый член массовки потом обнаруживал себя в окружении десятков и сотен собственных CG-«клонов»... Но так было не всегда, естественно.

А что у нас, собственно говоря, было до «Ночного дозора»? — Как у Бродского, «Там немного, но на похороны хватит». Естественно, на какую-либо детальность и исчерпывающую полноту этот список не претендует ни в коей мере. Это просто отдельные примеры.

«Утомлённые солнцем» (1994) — при всей кажущейся «безкомпьютерности», эпизод с серьёзным CG там имеется: это сцена с шаровой молнией, выполненная студией Render Club. Считается, что это первая сцена подобного рода в российском кинематографе.

 «Особенности национальной охоты» (1995) — сцена с перевозкой коровы в бомболюке. Корову поместили на сетку, а затем сетку замазали на компьютере, так, что кажется, будто корова и впрямь «едет», упершись ногами в края открытого люка.

 «Особенности национальной рыбалки» (1997) — сцена с запуском ракеты. Её первоначально собирались снимать натурой, но вышла накладка, ракета ушла раньше времени, и дело пришлось спасать студии «Бегемот», отрисовывая ракету заново.

«Сибирский Цирюльник» (1998)

— мегаломанский кинопроект Никиты Михалкова, каждый съёмочный день которого, сказывают, напоминал крупномасштабные военные учения: 250 актёров фильма, тысячи участников массовки, 40 экипажей и несколько самолетов и вертолетов, около 80 автомобилей; актёров, игравших офицеров и юнкеров, обучали в течение нескольких месяцев в Костромском военном училище по уставам строевой и караульной служб конца XIX века... В общем, снималось от всей широты русской души. Шире некуда.

Даже сам паровой лесоуборочный комбайн «Сибирский цирюльник», название которого дали и самому фильму, был самым что ни на есть настоящим-всамделишным: его специально сконструировали на секретном оборонном заводе.

Сейчас бы нарисовали в 3D. На компьютере бы сейчас нарисовали и массовку (хотя бы частично, как в «Адмирале» и «Гамбите»), но Питер Джексон с Massive к тому моменту ещё не успел проторить технологическую дорожку.
В целом над фильмом работали почти три десятка компаний-производителей, включая BS Graphics. В портфолио студии представлены несколько эпизодов фильма, — но там спецэффекты, так сказать, хорошо спрятаны. Очевидно, что задачи сделать что-то из серии «А кто увидит нас, тот сразу ахнет» в плане спецэффектов, не ставилось.
 
С другой стороны, именно BS Graphics виртуально возвели в Москве Храм Христа Спасителя ещё до того, как его водрузили на прежнее место в реальности. В то время, когда проходили съёмки, работы по восстановлению сооружения ещё не были завершены, так что, как сообщил «Миру 3D» генеральный директор BS Graphics Владимир Рощин, храм «восстановили» на компьютере.
 
Компьютерная графика использовалась также в фильмах Александра Сокурова «Молох» (1999) и «Телец»(2000).
 
 
«72 метра» (2003)
изруганная критиками вдребезги лента о гибели подводной лодки «Славянка», по рассказу, написанному задолго до гибели «Курска» (и вышедшая на экраны через три года после всамделишной трагедии). В том, что касается визуальной части, «72 метра» в изрядной степени является творением студии Cinemateka, нарисовавшей около 60 сцен — в основном подводных.
 
Cаму подводную лодку и окружающую подводную среду рисовали; мина времён второй мировой войны, повлекшая гибель субмарины, тоже «рисованная» (хотя изначально была отснята настоящая мина), причём для неё использовались процедурные текстуры, что, по словам  Армана Яхина, бывшего в ту пору VFX-супервайзором студии Cinemateka, негативно сказалось на рендере, зато крайне положительно — на финальной картинке. Сцена с пролётом над бухтой и горами — полностью трёхмерная, из съёмочных материалов применялись только некоторые фотографии, пошедшие на текстуры для островов.
 
Отдельная история — чайки, которые в разных сценах то натурные, то трёхмерные, то и вовсе комбинированные, с применением технологии roto-motion (метод «обрисовки» анимации по уже снятому материалу).

Ну и вот, наконец, мы добрались до 2004 года, когда свет увидел «Ночной дозор».

Итак, «Ночной дозор», фильм, над которым кроме Бекмамбетовского «Базелевса», трудились ещё n-ное количество российских студий, претендовал — в плане спецэффектов — на "западный уровень". Что за зверь такой, этот "западный уровень", становится понятно, почти сразу: это метущаяся камера, искажённое до шизофреничности пространство, много крови-крови-крови... Потом — паучьи лапки, высовывающиеся из и без того мерзкой резиновой куклы, летающий фургон "Горсвета", женщина, на какой-то краткий миг обращающаяся в тигра, и воронка, состоящая из бесчисленного количества ворон, как живых референсных, так и нарисованных на компьютере.

Ещё маленькая деталь касательно «западного уровня»: в самом начале побоища на крыше раздаётяся некий устрашающий звук — до странного знакомый нарастающий оркестровый аккорд... Собственно, ровно с этого же аккорда начинается битва с варварами в фильме «Гладиатор» Ридли Скотта. Бекмамбетов, кстати сказать, несколькими годами ранее снимал свой комикс-трэш «Гладиатрикс» частично на декорациях всё того же «Гладиатора», так что «приобщиться к великому» у него был случай.

Но вернёмся к «НД». Хайпу по поводу спецэффектов было разведено немерянно, однако попытка догнать и перегнуть Запад привела, как водится, к некоторому переусердствованию, как водится: спецэффекты получились неплохими (и даже весьма), но осталось ощущение, будто ради них всё и делалось; в свисток ушла непропорционально большая доля пара. Голая статистика — в частности, то обстоятельство, что в фильме получилось в общей сложности около 80 минут компьютерной графики, — тому лишнее доказательство.

Нет, нельзя сказать, что «Ночной Дозор» получился плохо. Но опять же, и к числу высококачественных фильмов его отнести нельзя, в том числе и из-за избыточного выпячивания компьютерной графики, а вместе с общим впечатлением, плывёт и впечатление от спецэффектов. Замкнутый круг.

"Дневной дозор" (2006)

оставил куда более солидное впечатление - эффектов там не меньше, но они не лезут из экрана, колотя себя в грудь, и не заслоняют собой сюжетно-событийную составляющую. А из-за того, что к драматической части создатели фильма подошли на сей раз более скрупулёзно и вдумчиво, так что фильм оказывается, всё-таки, об Иных и их извечных взаимных недоразумениях, да ещё и с проблемным семейным подтекстом. Кроме того, добавилось то, чего в первом фильме так сильно не хватало — а именно, юмор, — в результате чего, и глубоко пародийная, в сущности, сцена с раскатыванием всей Москвы в блин одним-единственным Колесом Обозрения с ВДНХ не выглядит слишком натянуто (стёб — он стёб и есть), и в то же время финал пробивает-таки грешным делом на слезу. Особенно натур впечатлительных, потому как ситуация, сложившаяся с Антоном Городецким, и его реакция на происходящее — если стряхнуть всю «колдовскую шелуху» — вполне стандартно-житейские.

В принципе, "Дозоры" в лишний раз доказали — и преубедительно — что времена "Газонокосильщика" прошли, и что трёхмерная графика сама по себе и ради самой себя работает уже довольно-таки скверно.

Между «Дозорами» и после

Хотелось бы обратить внимание читателей вот на этот шоурил.

Тут блистательно продемонстрировано, где в эти лета принято «зарывать собаку»: где и как на этапе пост-продакшна внедряется компьютерная графика, если не удалось или просто не было нужно использовать только натурные съёмки. В шоуриле, как видим, присутствуют кадры и из «Дневного Дозора», и из «Меченосца», и из «Волкодава», и из «Иронии Судьбы: Продолжения», и ряда других фильмов. Слева — то, чтобы было снято натурой, с использованием синих и зелёных экранов, пусть даже в очень небольших количествах.

Справа — то, что получалось в итоге. Иногда бывает непросто отличить оригинальную картинку от получившейся, но, господи помилуй, как же всё меняют там — дорисованный задний план, хоть его и очень немного в кадре, а тут — подставленное в нужную точку здание, которого в оригинально панораме нет, это уже не говоря о подправленном цвете груды развалин в «Дневном дозоре» и выправленном динамическом диапазоне неба — что в «ДД», что в «Волкодаве», где пришлось ещё и высотку с заднего плана убирать...

«Турецкий Гамбит» (2004) — вторая по хронологии экранизация романов Б. Акунина про Эраста Фандорина. Учитывая, что события романа происходят во время русско-турецкой войны 1877 года, понятно, что фильм изобилует масштабными батальными сценами, со всеми надлежащими регалиями. Включая огромные военные лагеря (количество палаток в которых увеличивалось посредством CG), марширующие колонны людей — натурная массовка составляла 150 человек, а в кадре «людей» могло быть до пяти тысяч, исправляемым посредством matte-painting'а ландшафтом (для увеличения живописности, например), и массой съёмок на синих и зелёных экранах, особенно там, где требовались какие-то спецтрюки. В результате технари аплодируют «Гамбиту» стоя: спецэффекты отчётливы только там, где они и должны таковыми, во флэшбэках, например...

Волкодав из рода серых псов» (2006) - это отдельная тема. Почётный долгострой: права на его экранизацию были проданы ещё в 2000 году; объёмы компьютерной графики — феерические. Летуче-ползучая, кожистокрылая тварь, следующая за главным героем (точно так же, как это делают петы в World of Warcraft), — сугубо компьютерная креатура, и, как рассказал CGTalk один из супервайзоров фильма Виктор Лакисов (студия Dr.Picture), с ней пришлось повозиться здорово, поскольку по ходу съёмок кадров с Нелетучим Мышом сделалось куда больше, чем планировалось спервоначалу.

Также в сценарии «внезапно» материализовались ещё два существа, которых пришлось придумывать и делать «на ходу»: живой смерч Морана и устрашающая каменная птица. Обе сущности получились весьма и весьма неплохо, по крайней мере, с технической точки зрения.

Вообще, как следует из интервью с Лакисовым, проблем на съёмках было множество, причём в первую очередь они были связаны непосредственно с действиями режиссёра, вынуждавшего вносить изменения «по-живому», а нарушение производственного цикла — это всегда уйма времени и сил, и ещё больше сожаления об усилиях, потраченных зазря. Об этом, собственно, много говорили на прошедшем CG Event, а режиссёрские «творческие поиски» названы одной из ключевых причин всевозможных провалов.

С другой стороны, режиссёру «Волкодава» удалось «заразить» идеей превизуализации, чего не было при съёмках «Дозоров». 

«Код Апокалипсиса» (2007) Джеймс Бонд по-русски, располовиненный об «Расхитительницу гробниц», с патриотичным флёром и Прекрасной Няней в качестве суперагента: мы стрелянто, убиванто, мир спасанто так и этак. Фильм снимался на деньги российского «Фонда поддержки патриотического кино», прямо над офисом которого, выше этажом, сидела компания BS Graphics, и творила компьютерную графику и спецэффекты для него.

К сожалению, фильм окупился лишь наполовину — при 15 миллионах долларов бюджета, собрал лишь около восьми, а на IMDB его обшельмовали в том духе, что для фильма категории B он, в общем-то, ничего себе: неплохое зрелище, если мозг отключить.

«Особо Опасен» (2008)

Свершилось! Бекмамбетов снимает Анжелину Джоли! И Моргана Фримена!

Снял. Что получилось? «Ночной до....» — нет, конечно, нет. Получился фильм «Особо Опасен»/'Wanted', снятый по комиксу, и раскрывающий тему кровищи ажно в экстатических подробностях.

Тема комиксной «физики» тоже раскрыта: что курил его автор, если решил, что выпускаемую из пистолетного ствола пулю можно пустить по круговой траектории?

Неудивительно, что на CG Event представители компаний, занимавшихся постпродакшном фильма, рассказывали, как им пришлось страшно ломать головы, чтобы изобразить достоверно летящую по кругу пулю, избавляя по дороге от содержимого черепа встречных. Сначала даже придумали «пулю-бумеранг» - но потом оказалось, что это героиня Джоли в очередной (и последний) раз проявила фантастические способности.

Вокруг этих фантастических способностей — а именно умения бегать с той же скоростью, что и пассажирский поезд, стрелять так, будто в глаза лазерный прицел встроен и т.д. — всё в фильме и вертится. Включая спецэффекты. На CG Event долго и, в общем-то, нудно вещали на тему того, как они делали новые шейдеры для достоверного отображения кровищи, намотанной вместе с мозгом на вылетающие из голов фигурные пули... Как эти пули плющились, вмазываясь друг в друга. Как снимались пробежки героев по жестяным листам, имитирующим крыши вагонов, на фоне зелёных экранов (а потом изготавливали динамические декорации городского пейзажа, с бликами, бегущими по всё тем же крышам), и так далее, и так далее, и так далее.

Милости просим на сайт студии Eyescream Studio с шоурилом, начальная часть которого состоит как раз из нарезанного из кадров фильма Wanted.

И хотя весь фильм выглядит, по выражению одного из рецензентов, как «умело собранная картинка из натурных съемок в Чикаго и Чехии с компьютерным рендерингом».

Истину глаголет. Впрочем, картинка от этого хуже не становится.

Напоследок, однако, приходится констатировать, что отечественный зритель в массе своей немедленно разглядел в фильме аршинные уши «Дозоров», и теперь «общественное мнение» порицательного свойства никаким бульдозером не сдвинешь...

«Адмиралъ» (2008)

Блокбастеры отечественного розлива нынче принято ругать по-бранному. «Адмиралу» досталось за «героизацию Белого Движения», мелодраматичный элемент класса «чтобы было», ругают игру актёров (не столько Хабенского, сколько его партнёрши Боярской), да и по графике местами проезжаются:

«Графика в местах пугает своей простотой, все что не катит в туман смог и дым. Затянуло и вроде хорошо выглядит. Вот только кто смотрел фильм наверно заметил что от взрыва на воде нет волн, спрайтовывй взрыв, правда хороший, а волн нет и все тут», — пишет на CGTalk.ru один из участников обсуждения фильма. На что ему, резонные люди возражают, что, дескать, взрыв был съёмочный, ну и следует длительное толковище по этому вопросу.

В плане CG — это, в основном, работа киностудии «Даго», а также эпизодически и других студий, в частности, всё той же main road|post. На главной странице этой компании, например, имеется шикарный шоурил, демонстрирующий, как main road|post «топили моряков» — точнее, визуализировали подводное кладбище... В этой сцене было снято несколько каскадёров, но в итоге их всех, кроме человека на переднем плане, заменили на CG-образы, да и с тем, кто виден ближе всех пришлось повозиться (в частности, убрать мышечное напряжение с лица).

В целом же над фильмом работало несколько разных студий — например, студии Mocap.ru (из самого названия ясно, чем они занимаются) было поручено создание анимации матросов, бегающих по кораблю, в полностью трёхмерных сценах, кроме того, для некоторых массовых сцен применялось «цифровое клонирование» — когда массовку в 200 человек «разбодяжили» до нескольких тысяч, и т.д.

Массаракш! «Обитаемый Остров»!

И вот: самый ожидаемый фильм... наступившего года. Еще до выхода с ним уже была связана масса скандалов — почитать блогосферу, так общий глас таков, что от Бондарчука нечего ждать действительно экранизации Стругацких, а токмо очередную «Девятую Роту», сам Бондарчук нет-нет да и заостряет внимание на то, что при изображении урбанистических ландшафтов он и его художники «кланялись» покойной Лени Рифеншталь.

Точно известно, что пришлось немало потрудиться для достоверного изображения горизонта на Саракше, чья атмосфера, как известно, обладает настолько странной рефракцией, что его обитатели искренне веруют, будто живут на внутренней стороне планеты (тем более, что солнца и звёзд они из-за плотной облачной завесы не видели никто никогда). Также, вестимо, голованов изобразили на компьютерах.

В общем, премьра состоялась. Никто не остался равнодушным. И уже в ближайшие дни мы вам предложим свое мнение об этом фильме. Тут есть, что обсудить!

кино и спецэффекты
Разделы:
Рубрики:
Популярное: