Визуальные эффекты «Покорителя зари»

Автор: Н. Маркалова

Лента «Хроники Нарнии: Покоритель зари» по мнению Американской киноакадемии вошла в 15 лучших «эффектных» фильмов года. Посмотрим, как создавались эффекты для этого фильма.

Для создания нового фильма из серии «Хроники Нарнии» кинематографисты решили снимать морские сцены на суше. Это помогло бы более планомерно подойти к съемочному процессу, который не зависел бы в таком случае от настроения моря, поскольку позволили бы полностью контролировать движение корабля. Это позволило прилично сэкономить бюджет. Полноразмерную декорацию «Покорителя зари» построили на отмели с видом на океан. Художник-постановщик картины Барри Робинсон построил очень живописную декорацию - с драконом спереди и всем необходимым для морского плавания. Но эту декорацию не спустили на воду, а поставили на бетонную платформу, которую в свою очередь закрепили на  кардановом подвесе с гидравлическим управлением. Конструкция весила 76 тонн и достигала в длину 36 метров.

декорация "Повелителя зари" на берегу

Мощная гидравлика позволяла наклонять корабль в разные стороны, имитируя морскую качку и вращать его вокруг своей оси в зависимости от положения солнца.

Впрочем, слишком активную штормовую качку пришлось снимать в павильоне и с другим устройством. Для этого первую декорацию разобрали и перенесли в павильон, где построили второй гимбл, позволяющий более агрессивно наклонять корабль, с которого для облегчения конструкции снимали ненужные в данный момент киль и хвост. Эти движения записывались на компьютер, чтобы их можно было повторять несколько раз. Кораблем и другими физическими эффектами на площадке занимался супервайзер по спецэффектам Брайан Кокс.

Декорация "Повелителя зари" на берегу

Для дополнения этих сцен фоновыми изображениями съемочная группа отправилась в море и засняла пейзажи с разных ракурсов и направлений с другого корабля, а также арендовала вертолет для съемки корабля сверху – им понадобилось заснять оставляемый кораблем на воде след.

В съемках фильма также принимала участие компания KNB EFX Group, специализирующаяся на создании пластического грима, костюмов для персонажей и аниматроники. Услуги этой студии понадобились для  создания множества необычных персонажей: минотавров, фавнов, гномов, однотопов, а также кукол спящих лордов. Для создания минотавра применяли отливки из латекса, спандекс и настоящие волосы яка. Также были созданы аниматронные маски, которыми техники управляли дистанционно, а чтобы играющие монстров актеры могли видеть коллег и происходящее на площадке, им на рога прикрепили миниатюрные камеры, транслирующие видеоданные на очки виртуальной реальности. После CG художники студии MPC доработали морды существ, добавив им правдоподобности.

Люси и однотопы

Магия Нарнии врывается в комнату Люси из морской картины: она вдруг оживает и начинает изливать свои воды прямо в помещение. После чего вода подхватывает детей и выносит в океан, прямо перед носом «Покорителя зари». Сцену с водой из картины снимали в павильоне. Специалисты подвели к раме картины пять шлангов, которые сзади полотна были спрятаны в хромакейный короб. После короб удалили, восстановив стену, и добавили цифровой водицы.

После чего героев и зрителей ждало повторное знакомство с CG персонажами сказки: крысом Рипичипом, созданным студией MPC и морскими нимфами, нарисованными  в студии The Mill. Сложность в создании Рипичипа состояла в реалистичной шкурке пушистика, а нимфы полностью состояли из воды, поэтому художникам The Mill пришлось над ними повозиться.  

По сюжету на одном из островов наши герои во главе с Каспианом сталкиваются с невидимыми гигантами, которые позже оказываются карликами-однотопами. Все эффекты с невидимостью были сняты на площадке с помощью мононитей или проволочной сетки. Следы на песке создавали с помощью огромного муляжа ноги, покрашенного в синий цвет. Ее позже удалили из кадра с помощью компьютера, восстановив перекрываемый ею песок. Самих однотопов снимали отдельно на синем фоне, а актеры на площадке общались с их фигурами, вырезанными из картона.

Однотопы приводят Люси к невидимой усадьбе, заставляя прочитать заклинание, «проявляющее» все невидимые предметы, из волшебной книги. Тогда пришедшие на помощь Люси друзья начинают видеть однотопов и усадьбу, а также – ее хозяина, гнома Кориакина. Кориакин раскладывает перед героями анимированную карту. Во время съемки этих сцен на площадке был поставлен интерактивный свет, идущий от будущей карты.

Люси у входа в невидимую усадьбу

«Покоритель зари» двигается глубже в море, где сталкивается с зеленым туманом, постоянно искушающим наших героев. Волны становятся злее – их рисовали в специальной программе Flowline, созданной командой немецкой студии Scanline, специализирующейся на создании реалистичной цифровой воды.

И вот тут мы впервые видим льва Аслана, являющегося в видениях Люси. Аслана рисовала команда Framestore, которая создавала его для предыдущей серии франшизы. В конце фильма есть сцена, в которой он просто стоит и говорит, а его грива колышется на ветру. Анимация этой сцены заняла 9 месяцев!

Очередной остров приносит очередные искушения. Так зануду Юстаса искушают жадностью, в наказание превратив его в дракона, которого создала студия Gentle Giant Studios по сканам лица актера Уилла Полтера, а аниматоры MPC воссоздали его в CG и анимировали. Кроме того, для анимирования цифрового дракона были использованные mocap данные лица Полтера, гримасы которого специально снимали в отдельной студии. И какое счастье, что дракон не умел говорить!  

Несчастный Юстас и Рипичип

Преодолев абсолютный штиль с помощью дракона-Юстаса, «Покоритель зари» пришвартовывается к одинокому острову, на котором его команда находит спящих лордов Нарнии. На съемочной площадке это были куклы-манекены, оснащенные пневматическим механизмом для имитации дыхания.

Но это еще не все – нашим героям предстояло еще одно морское сражение с ужасным змеем, вылепленным гримерами KNB и воплощенным в CG аниматорами MPC. Художники постарались сделать его как можно более омерзительным – со щупальцами под капюшоном.

Вверху: океан белых лилий. Внизу: Аслан и волна

Когда герои побеждают змея, перед нами является Аслан. Он помогает Юстасу скинуть проклятье и снова стать мальчиком.  Так маленький зануда (который, правда, к тому времени уже исправился) возвращается на корабль, плывущий по украшенному белыми лилиями океану. Для съемки этих сцен художественный отдел украсил водный резервуар в студии Village Roadshow пластиковыми цветами. А лодку, в которой плывут герои, с помощью лебедки протащили по нужной траектории. После на компьютере размножили лилии и внедрили на задний план «Покоритель зари». Получилось очень красиво. Юстас, Певенси и Рипичип оказываются на песчаной косе, где встречают Аслана, позади которого вздымается 20-метровая волна, чудесным образом не обрушивающая свои воды.  Эти кадры сняты в Австралии, а волну позже дорисовали CG художники студии Framestore. Это было довольно сложно, потому что в реальности вода себя так не ведет. Аниматорам нужно было хотя бы для себя обосновать, каким образом волна не обрушивается на пляж. Они представили, что ее держит в таком состоянии ветер.

В итоге, в фильме около 1400 планов с эффектами, над которыми работали MPC, Framestore, The Senate, Cinesite и The Mill Film.

По материалам журнала Cinefex

кино и спецэффекты
Разделы:
Рубрики:
Популярное: