Магия «Начала». Часть 2

Автор: Н. Маркалова

Мы продолжаем рассказывать о спецэффектах фильма «Начало». На этот раз речь пойдет о съемках невесомости и о миниатюрных взрывах модели крепости

Съемочная площадка: лифт, невесомость и другие парадоксы

Начало
В этой сцене камера была закреплена неподвижно, поэтому когда конструкция повернулась и актеры сделали шаг на другую плоскость, нам показалось, что они пошли по вертикальной стене

В прошлый раз мы уже рассказали, что невесомость была имитирована работой на тросах, в том числе и в сцене с лифтом. Шахта лифта была построена в том же ангаре в Кардингтоне. Нолан посчитал, что горизонтальное расположение поможет снять более интересные сцены. Джозефу Гордону-Левитту снова пришлось висеть на тросах. На рельсах, на которых был расположен лифт, стояла и тележка с ригом, поддерживающим актера. Эта тележка не была статичной и могла передвигаться, что позволило снять весьма широкие полеты Артура вокруг лифта.

Начало

Сцены невесомости в комнате отеля были также сняты с актерами и каскадерами на тросах, а сама комната в этих сценах стояла на углу, что позволило актерам висеть под углом ко всем ее поверхностям.

Артур связывает своих коллег и перевозит их в лифт на тележке, которую позже убрали из кадра. Лифт привели в движение с помощью баллонов со сжатым азотом.

Начало

«В большинстве других фильмов эта сцена была бы сделана с помощью визуальных эффектов, - говорит оператор Уолли Пфистер. - Но поскольку мы придерживались правила съемки как можно большего количества сцен в камере, такое решение позволило сделать все очень реалистично и удивительно зрелищно».

Начало

Начало

Одной из самых сложных технически была сцена с лестницей Пенроуза - невероятной «бесконечной» лестницей из рисунка Эшера. Для кадра сверху и последующего раскрытия парадокса, нужно было применить фокус с усиленной перспективой. Камеру нужно было расположить абсолютно точно над декорацией так, чтобы она видела ее цельной. Для этого были исследованы все объективы, который были в распоряжении отдела визуальных эффектов. И команда Алекса Педжика (Aleks Pejic) на основе этих данных вычислила точную форму и размеры лестницы, а также то, какие виды можно получить, используя тот или иной объектив, согласно ограничениям  локации и доступных положений камеры. Камера, расположенная на кране длиной 15 метров, двигалась полукругом, диаметром 14 метров. В самой высокой точке между краном и потолком был зазор всего в пять сантиметров.

Локации и особенности цветового решения

Менеджер локаций фильма Илт Джонс говорит, что самым сложным местом съемки был… горизонтальный подъемный мост, с которого должен был падать фургон.

«Нам нужно было выяснить, какой груз может поднять мост (ведь обычно его поднимают пустым), - рассказывает он. – Нужно было убедиться, что в момент движения мост выдержит фургон и всю съемочную группу со всем оборудованием». Мост пришлось укреплять дополнительными колоннами, а это – целая инженерно-монтажная работа.

Поскольку Кристофер Нолан хотел при монтаже смешивать все локации и уровни снов, он попросил придать каждому уровню и каждому месту действия неповторимый вид. «Мы хотели, чтобы в каждом месте менялась палитра цветов, - говорит Пфистер. – У сцен в Калгари был стерильный холодный вид. Коридор отеля был теплый. Сцены в фургоне были нейтральные. Вы всегда точно знаете, где вы находитесь, даже, если вдруг видите что-то, что выпадает из контекста. Это помогает рассказывать историю».

Начало

«В этом фильме у нас много перемешано в монтаже, - говорит Нолан. – И когда каждая локация имеет свой неповторимый вид, тебе проще. Поскольку Уолли (Пфистер - оператор картины, прим.ред.) и я оба ненавидим манипулировать с пленкой после съемки, мы решили, что придадим особые цвета каждому месту действия. В сценарии я пытался располагать различные события по их локациям так, чтобы сразу было понятно, что где происходит. Мы попросили всех следить за этим, включая отдел звука. И Уолли это отлично исполнил в съемке».

Миниатюрная модель крепости

Моделью снежной крепости и ее взрывом занималась New Deal Studios, та же компания, создававшая и модель корпуса "С" для фильма «Остров проклятых» Мартина Скорсезе, а также работавшая над эффектами для таких лент, как «300 спартанцев», «Железный человек», «Фонтан», «Я легенда» и других. Для последнего шедевра Кристофера Нолана сотрудникам студии пришлось построить миниатюрную копию бетонной конструкции, которая появляется на последнем уровне сна в заснеженных горах. Супервайзером создания и подрыва крепости от студии New Deal был Иен Хантер (Ian Hunter).

Начало

После изучения предоставленных арт отделом концепт-набросков специалисты студии решили, что наилучшим масштабом для модели является одна шестая. Это был оптимальный размер для размещения модели на заднем дворе студии и получения изображения хорошего качества. «Нам надо было понять, каков размер самой большой миниатюры, которую мы можем втиснуть на нашу стоянку, - говорит Хантер, -  и при этом еще иметь достаточно места для камер. Но мы также хотели сделать размер модели как можно больше, ведь чем больше модель, тем лучше она выглядит на экране». Сотрудники студии также сделали 3D модель и превизы сцен со взрывами.

Прежде, чем модель была построена, необходимо было создать механизм разрушения. Нужно было создать независимую от взрывов систему, которая бы контролируемо опускала модель вниз согласно сценарию. С помощью превизов была утверждена хореография взрывов.

Начало

«Мы не собирались построить модель только для того, чтобы взорвать ее непонятно как в попытке повторить хореографию, - говорит Хантер. - Поэтому само сооружение модели было не менее важным - здание должно механически развалиться в согласии с пиротехникой. Нам также нужно было повторить ритм и скорость разрушений, чтобы они совпали с утвержденным превизом».

Сваи крепости, которые мы видели на экране, были ложными - на самом деле модель стояла на домкратах с гидравлическим управлением, которые и опускали модель. Внутренняя стальная конструкция была разрезана на несколько частей и имела собственную установку с кабелями, которые опрокидывали и тянули ее вниз. Плюс изнутри стены были заминированы праймокордом, так при падении казалось, что здание с силой ударяется о камни.

Согласно сценарию разрушения нижние этажи должны были падать первыми, увлекая за собой верхнюю конструкцию. Для каждого этажа была создана собственная система поддерживающих упоров, которые убирались с помощью стального кабеля. В здании было восемь этажей и каждый поделен на шесть секций - 48 отдельных секций, по упору на каждый.

Миниатюра крепости-госпиталя должна была во всех деталях повторять полноразмерную декорацию, построенную в горах Канады командой Гая Дайаса. Иену Хантеру пришлось искать подходящий материал, достаточно хрупкий, чтобы ломаться и рушиться определенным способом.

«Мы знали, что конструкция, которая держит здание, сама по себе уже достаточно тяжелая, - рассказывает он. - Так что сама модель не может быть сделана из тяжелых материалов, как цемент или гипс, потому что тогда конструкция не выдержит. Нам нужно было что-то легкое, способное ломаться само по себе. Мы скопировали фактуру зданий и сделали форму, в которую напылили  гипс с внешней стороны, что давало нам фактуру тяжелой бетонной стены». С внутренней стороны конструкцию держали пластины из уретана.

Художники New Deal создали сотни секций стены, полов, поручней и других частей, которые стыковались вместе, и построили модель, посадив все ее части на поддерживающие упоры.

Начало

Что касается самой горы, то специалисты New Deal создали фактуру скальной поверхности, а потом отлили уретановую «кожицу» и приклеили ее сверху на основу в виде ковра. Основа тоже состояла из уретановой пены, что сделало ее более твердой. «Мы нашли компанию, которая отлично делала уретановый спрей, - говорит Хантер. - Обычно его используют для создания защиты кузова грузовиков. А мы распылили его в форму и создали фактуру скалы. Потом эту «кожицу» сняли и поместили на базу. Для создания более твердой основы мы распылили более плотный спрей с обратной стороны «кожицы».

За основу хореографии взрывов были взяты съемки оригинального материала на локации в Калгари.

«Крис Корбоулд сделал много взрывов в Калгари, и кое-что мне показали, вспоминает Хантер. – У них был очень своеобразные вид и форма, нам пришлось повозиться со взрывчатыми материалами, чтобы воспроизвести цвет и фактуру огня в тех кадрах, что были сняты на полноразмерной площадке. Только тогда наши съемки и основные можно будет смонтировать вместе».

Миниатюра и гора, на которой она возвышается, были созданы из сегментов в павильоне студии New Deal, после чего конструкцию разобрали и перенесли на задний двор студии, где собрали заново. Башня достигала в высоту двенадцати метров, ее пришлось водружать на гору с помощью крана. Специалисты точно знали, когда будут производить съемки, что позволило синхронизировать расположение солнца и светотеневой рисунок с полноразмерной конструкцией, снятой в Калгари. Именно расположение солнца в предполагаемый момент съемки и определило расположение модели на стоянке.

Всю постройку покрыли искусственным снегом таким образом, чтобы падающие части конструкции взаимодействовали с ним. «Мы пользовались двумя разными материалами, – продолжает Хантер. – Первый – это пушистый материал, которым украшают новогодние елки, а второй – обычная столовая соль. Нам потребовалось около тонны соли, чтобы покрыть гору и все здания».

Съемка взрыва

Чтобы снять взрыв с разных ракурсов, специалисты New Deal установили пять камер, включая одну на кране, которая должна была имитировать съемку с вертолета.  

Начало

«В превизе у нас было только четыре ракурса, показывающие конструкцию снизу, как огромное здание, нависающее над зрителем с неба, – разъясняет Хантер. – Но Крис также хотел иметь общий план с вертолета, который показывал бы полную последовательность всех событий». К сожалению, подобные краны не такие высокие, ведь модель достигала 12 метров в высоту, а нам надо было снять ее сверху, будто с вертолета».

Чтобы поместить кран с камерой на достаточную высоту, специалисты New Deal позаимствовали 108-тонный строительный кран Champion, повесили на него платформу, и на эту платформу водрузили кран с камерой, подняв всю конструкцию на высоту 21 с лишним метра.

Начало

Само разрушение было создано с помощью примерно двухсот контролируемых событий, которые произошли за пять с половиной секунд. «Была взорвана каждая колонна, которая поддерживала модель, после чего - убраны поддерживающие штыри, – рассказывает Хантер. – Каждый отдельный взрыв должен был осветить конструкцию определенным образом в определенном порядке. После чего срабатывали домкраты, тянущие модель вниз. Потом упоры роняли постройку поэтажно. Время срабатывания было установлено для каждого взрывателя индивидуально. У нас было четыре устройства, связанные воедино, в каждом из которых программировалось время срабатывания 48 каналов последовательности».

Съемка велась со скоростью 72 кадра в секунду. Всего было снято два дубля, что позволило заснять модель с других ракурсов, вместо пяти у монтажера было восемь различных планов.

Начало

Поскольку сцена разрушения была отработана на превизах, специалисты студии New Deal точно знали, что когда случится, как только они нажмут кнопку и приведут в действие весь механизм.

«Это значит, что я мог сказать оператору, когда поднять камеру, чтобы заснять падение определенной части здания, - говорит Хантер. - Благодаря 3D тесту, тестированию пиротехники и домкратов, мы четко знали, что и в какой последовательности будет падать».

Читать далее: Магия "Начала". Часть 3

кино и спецэффекты
Разделы:
Рубрики:
Популярное: