Шрек: стерео навсегда

Автор: Анастасия Ильина, Георгий Вампилов

"Шрек навсегда" - тот самый случай, когда есть повод говорить, что стерео (3D) из аттракциона обращается в серьёзное и зрелое выразительное средство.

"Шрек навсегда", четвертая и заключительная часть эпопеи, вышла на экраны сразу в двух форматах: 3D и 2D. Неудивительно - 3D формат стал обязательной данью моде. О своем желании снимать в нем уже заявили Дарио Ардженто (новый "Дракула"), Питер Джексон и даже Тинто Брас, решивший "осовременить" "Калигулу". Не уступают им и создатели мультипликационных фильмов: несколькими месяцами ранее все тот же DreamWorks выпустил "Как приручить дракона"; уже анонсированы анимационные проекты  Pixar и Disney. Но только ли в моде дело?

Шрек навсегда

Последняя серия "Шрека" отличается от предыдущих и в буквальном смысле иной реальностью (вывернутое наизнанку тридевятое королевство), иначе выглядящими персонажами, и, конечно же, форматом, но все же стилистически она преемственна предыдущим частям.

За последние несколько лет отношение к 3D графике на большом экране полностью изменилось.  Из аттракциона, где предметы вылетают в зал (вспомним, например, "Детей шпионов" Родригеса), она превратилась в ещё одно выразительное средство. Может, и не окончательно - почти в каждом фильме, вышедшем в данном формате, есть сцена, в которой условная граница между залом и происходящим на экране размывается, например, парящие в невесомости астронавты в "Аватаре" или карета в "Шреке". И всё же, это скорее исключение, чем правило. В "Шреке навсегда" 3D - неотъемлемое свойство того, другого, не соприкасающегося с нашим мира, в котором есть объём, перспектива, горизонт.  И это свойство настолько закономерно и уместно, что  воспринимается как данность, на которой не акцентируешь внимание, которая не мешает воспринимать сюжет и, тем более, не заменяет его.

То, что совсем недавно казалось будущим - нарушение границы между залом и за-экраньем - постепенно отходит в прошлое. 3D перестало быть шоу и самоцелью, но стало средством, ненавязчиво добавляющим красоту, правдоподобие и зрелищность. По крайней мере, в "Шреке навсегда" дело обстоит именно так.

Если же говорить о том, как это делается, то процессы создания игрового кино и трёхмерного анимационного не столь различны меж собой в плане режиссуры, однако принципиально разнятся в плане сугубо техническом.

Создание стереоизображения средствами компьютерной графики - это двоекратное увеличение времени и объёмов рендеринга, поскольку рендерить приходится две картинки - для левого и для правого глаз. В пакете компьютерной графики Maya имеется своя виртуальная стереокамера с настраиваемыми параметрами (ну, а как иначе-то?), позволяющая создавать стереоизображение на этапе рендеринга.

Шрек навсегда

Существуют, конечно, и другие варианты - например, конверсия в стерео на этапе пост-продакшна - однако, дьявол, как известно, кроется в деталях. Поспешная, топорная конвертация фильмов в 3D - главный козырь скептиков. Некачественная конвертация способна загубить и отличный сюжет, и великолепные визуальные эффекты - вспомните, хотя бы последнюю "Битву титанов", буквально растерзанную именитыми критиками. Съёмка фильма специальной 3D камерой, конечно, дороже, но и от многих проблем программной конвертации избавляет, не говоря уже о качестве 3D изображения.

У стереокинематографа масса своих законов и условностей, безусловно распространяющихся и на анимацию. Например, "судорожный" монтаж сводит стереоэффект на "нет", а быстрые и резкие изменения воспринимаемой глубины сцены (то есть, быстрые изменения значений параллакса) могут приводить к головокружению, головной боли и даже тошноте. Злоупотребления отрицательным параллаксом - это когда объекты "вываливаются" и плоскости экрана в зал - тоже чреваты дискомфортом у зрителей.

В "Шреке навсегда" такого нет; там вообще, как уже сказано, никаких злоупотреблений не наблюдается. Определённо над проектом работали грамотные стереографы, своё дело разумевшие сполна.

И в результате, внимание сосредотачивается не на стереоэффекте, а на куда более "приземлённых" вещах - порах на коже Шрека, свалявшейся шерсти осла, волосах Фионы, каждый из которых виден в отдельности... Не это ли признак качественной работы?

анимация
Комментарии  (обсудить на форуме)
Какой смысл идти в стереокино, если из экрана ничего не вываливается? Стереокино, похоже умирает.

Не вываливается и не пахнет... Да и в цветном смысла нет.. Я за чёрно-белое, немое кино.. А лучше радио слушать... А ещё книги читать...
Хм.. зачем оно вобще, это кино!?

Неадекват комментов рулит !)))))

Авторы, вы вообще, понимаете, о чем пишете???? 3D камера, постконвертация?
Какая, к черту здесь 3D камера? Это анимация, она РЕНДЕРИТСЯ для двух глаз по отдельности - И ВСЕ! Причем тут съемка?

Прочитайте внимательней в каком контексте упоминается 3D камеры.

Цитата
Leo пишет:
Прочитайте внимательней в каком контексте упоминается 3D камеры.


Я прекрасно прочитала, эта статья ВСЯ не про анимацию вовсе, причем тут Шрек вообще.
Захотелось про 3D поразмышлять от балды - да пожалуйста! Кучу 3D фильмов выходит - на любом! Тока мухи отдельно, а котлеты отдельно. Из этой заметки ДВЕ можно было сделать разных. Никто бы не прикопался. Зачем валить все в одну кучу, не понятно.

Я люблю этот ресурс, сама для него пишу все время... но, простите, эта статья выглядит, как SEO-шный бред: "у нас последний Шрек в первых двух предложениях, стерео в заголовке, 3D и конвертация в тексте употребляется? И прекрасно. Яндекс схавает. Круто да, можно инфу не искать, зачем, сляпать по ключевикам нужный текст... и окей.

Надя, статью прочитай внимательно.

Цитата
Илья Неворотов пишет:
Надя, статью прочитай внимательно.


Илья, я против перемешивания кино и анимации. Все-таки это ИМХО разные вещи.

Разделы:
Рубрики:
Популярное: