StereoMeet: Event для стереографов

Автор: Юрий Ильин

28 апреля в Центре мировой торговли на Красной Пресне, в рамках выставки Cinema Production Service прошло мероприятие под названием StereoMeet. Вообще-то оно должно было состоятся ещё 22 апреля и не на Пресне, а в Сокольниках, однако в планы организаторов вмешался вулкан, чьё название адекватно могут воспринимать только те, кто владеет исландским.

Заблокированное вулканом воздушное сообщение над Европой и Атлантикой помешало многим из участников StereoMeet прилететь вовремя. С другой стороны, похоже, StereoMeet лишь выиграл от переноса сроков проведения и CPS "за стеной": почти весь зал "Амфитеатр" оказался заполнен.

StereoMeet во многом напоминал CG Event: и по названию ("встреча" vs. "событие"), и по формату; среди посетителей были отмечены сразу несколько завсегдатаев CG Event (в их числе Виктор Лакисов из A-VFX, Стас Глазов, глава Risk Reduction Management (под занавес он выступил со сцены). Замечен был также Андрей Евдокимов из Gluk'Oza Production. Видимо, от "Саввы" в стереоформате им отвертеться не удастся.

В целом мероприятие шло спокойно - первую половину, во всяком случае, а вот вторая не обошлась без скандала...

Но обо всём по порядку.

Начало мероприятия.

Итак, после вступительного слова одного из организаторов - Сергея Акимова - первым докладчиком оказался Евгений Ростов из JC System Integration, компании, которая поставляет всевозможное оборудование для съёмок в стереоформате - камеры, стереориги и прочее. Кстати, JC принадлежит и аттракцион 4D Cinema (просьба не путать с пакетом Cinema 4D) - сеть из миниатюрных стереокинозалов с активными креслами.

Ростов начал с длительного экскурса в историю стереокино, затем провёл некоторый ликбез на тему параллакса - основополагающего понятия в стереокинематографе, рассказал, как размеры экрана влияют на качество изображения и объяснил, почему надо всё и вся планировать заранее и не стоит увлекаться стереоэффектами, такими как "вываливание" объекта из плоскости экрана "в зал" (т.е. отрицательным параллаксом).

Кроме того, Ростов отметил, что сейчас стереокино хотят снимать все, но "это пройдёт".

Следом за ним вышел его коллега по компании Алексей Сайкин, который уже рассказывал исключительно о поставляемом JC оборудовании.

Затем был объявлен кофе-брейк, по возвращении с которого всем посетителям раздавались активные затворные очки XpanD.

Стереоочки, выданные посетителям.

К сожалению, понадобились они не сразу: прежде собравшимся пришлось прослушать на редкость заунывный доклад на тему использования средств Maya для создания стереокартинки. После него вышел Александр Рубин и прямо спросил у собравшихся, не заснули ли они. После чего, пробуждения ради, запустил несколько стереотрейлеров, в их числе Как приручить дракона.

К сожалению, с демонстрации стерео в этом зале организаторы StereoMeet крепко просчитались. С боковых мест вообще ничего видно не было толком, с центральных, судя по тому, что началось после основного выступления Рубина, дела обстояли не многим лучше.

Рубин говорил преимущественно о цифрах: по его словам, за период с момента выхода на российский рынок "Вольта" и до Аватара стереокинотеатры заработали в среднем порядка 800 тысяч долларов, в то время как "обычные" кинотеатры - чуть более 200 тысяч.

Когда пришёл "Аватар", те кинотеатры, кто не поскупился установить у себя стереооборудование, отбили вложения за три уикэнда. "Такой бизнес ещё поискать", - отметил Рубин.

По его словам, до конца 2010 года в прокат должны выйти 29 картин, а вот в 2011 пока запланированы только 19; похоже, провальная конверсия в стерео "Битвы титанов" кое-кого в Голливуде подраспугала.

В ходе сессии вопросов-ответов к микрофону подошёл Сергей Николаевич Рожков, заведующий лабораторией стереокинематографии в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ); про современное стерео он высказывался крайне резко, однако слушали его с большим почтением. Рожков заявил, что стереокинематограф в его нынешнем виде "не выдерживает никакой критики".

Сергей Рожков у микрофона.

Следом за Рубиным на сцену вышел представитель компании StereoVision VFX Studio Александр Максимов, который показал - на свою голову - ряд стереотрейлеров к уже вышедшим и готовящимся к выходу фильмам: "На игре - 2", "Особо Опасен" и "Щелкунчику" Андрея Кончаловского.

Тут уже поднялась форменная буря: Рожков заявил, что это "полное стереографическое безобразие", а следующий за ним комментатор напророчил, что если "Щелкунчик" выйдет в ТАКОМ виде, то над нами - над российским кинематографом - будет смеяться весь мир.

На что Максимов заявил, что всё упирается в финансовый вопрос: кто, дескать, в России готов платить за производство "настоящего стереокино"?

Любопытный вопрос. Во-первых, все предшествовавшие спикеры наперебой предлагали аппаратуру как раз-таки для съёмок "настоящего стерео". Во-вторых, всё это доподлинно напоминает гимн всея российской халтуры "пипл схавает". Собственно, именно это Максимов и имел в виду, подчеркнув, что "такой продукт" будет производиться, поскольку он, дескать, востребован рынком.

То есть, нами с вами, уважаемые зрители.

После этого у микрофона в зале вновь появился Александр Рубин и напомнил, что десять лет назад каждый, кто мог купить компьютер и звуковую карту SoundBlaster 16, считал себя владельцем студии звукозаписи. "Избави нас боже от такого же на стереорынке", - сказал Рубин, прибавив, что чем профессиональнее будет рынок производства стереокино, тем больше отрасль от этого выиграет.

После на сцене появились представители Sony и Panasonic, демонстрировавшие аппаратуру для кинотеатров и домашнего просмотра... В ходе этого "железячного блока" большая часть зрителей предпочла разойтись, так что Стас Глазов уже практически пустому залу сообщил о том, что Risk Reduction Management, "Кинопроект" Александра Рубина и ещё несколько заинтересованных организаций создают консалтинговый центр для тех, кто планирует заниматься съёмками стереокино.

Стас Глазов на StereoMeet.

На этом мероприятие и завершилось.

В общем и целом, финансовый вопрос, помянутый Рубиным и Максимовым, с одной стороны, главный, конечно. "Навар" на стерео пока что немаленький - по крайней мере, пока оно доступно в приемлемом качестве только в кинотеатрах.

Однако, если от принципа "Да для кого стараться-то?" не удастся отказаться в ближайшее время... Сергей Рожков, в ходе своего выступления заметил, что в его нынешнем виде стереокинематограф никакой критики не выдерживает, и если всё будет продолжаться в том же духе, он снова отомрёт, как уже неоднократно было. Подход под названием "Такая продукция востребована рынком" - это готовая ему могила.

стерео
Разделы:
Рубрики:
Популярное: