"Господин Никто": Переплетение лент Мебиуса, или О мальчике, который не сделал выбор

Автор: Н. Маркалова

Долгих двенадцать лет рождался этот проект… и вдруг неожиданно родился. До прошлого месяца нам не было известно имя бельгийского арт-хаусного режиссера Жако Ван Дормеля (Jaco Van Dormael), пока он не приехал в Россию представлять свой новый проект – фантастический фильм о человеке, прожившем девять жизней, и, возможно, не прожившем ни одной – «Господин Никто».

Этот фильм начинается со смерти главного героя (скажем так, неожиданное, но не уникальное начало!), после чего нам показывают относительно недалекое будущее, где 118-летний старик-склеротик Немо Нободи («Никто Никто») пытается вспомнить свою жизнь. Но к удивлению окружающих он вспоминает не одну, а несколько жизней…

В 1912 году французский композитор Эрик Сати написал свою творческую стратегию, озаглавив ее «Воспоминания потерявшего память». Почти столетие спустя, Жако Ван Дормель перенес эту идею на язык кино, снабдив музыкой Сати. А началось все с короткометражки, которую Ван Дормель снял двадцать пять лет назад – о мальчике на перроне, стоящем перед выбором, с кем из разводящихся родителей ему остаться: с отцом или матерью.

«Я убежден, что каждый из нас, совершая выбор, выбирает не из двух возможностей, а из бесконечного множества, - говорит Ван Дормель. -  Значит, не бывает «правильного» и «неправильного» выбора. Я не знаю, по каким причинам совершаю тот или иной выбор, но когда я его совершаю, могу ли я назвать его свободным?»

Всю жизнь мы выбираем… возможно, выбираем, даже когда не помним этого. Наша жизнь начинается с выбора. Например, в фильме Дормеля нерожденное дитя должно выбрать себе родителей, чтобы родиться. Но что, если человек откажется выбирать?

В девять лет, стоя перед первым в его жизни взрослым выбором, Немо отказывается его сделать. И его жизнь ветвится всеми вариантами так и не выбранных альтернатив. Ведь «пока ты не сделал выбор, все возможности одинаково реальны».

Мы видим Немо, погибающим в своей машине, видим три разные свадьбы Немо, потом еще несколько разветвлений его семейной жизни,  видим еще одного Немо – персонажа книги, которую пишет другой Немо. Этот персонаж летит к Марсу, чтобы исполнить обещание, данное молодым Немо-писателем одной из своих будущих жен в одной из альтернативных жизней. Вечная рекурсия сворачивается в ленты Мёбиуса, именно так – не в одну, а в несколько. Они переплетаются, обвивая друг друга. И никто, включая создателя фильма, не знает, который из этих Немо реален. Они все одинаково реальны и одинаково нереальны.

Джаред Лето в  гриме старца

Все роли Немо, включая столетнего старца, блестяще сыграл Джаред Лето (Jared Leto). В эпизодах будущего зрители не видят ни единого миллиметра его собственной кожи на экране – он полностью скрыт накладным гримом, включая контактные линзы, которые закрывали даже белки глаз. Джаред сам и говорил за старика и, по словам режиссера, именно эта роль понравилась актеру больше всего.  А художник по гриму Каате Ван Дамм (Kaatje Van Damme) получила приз на кинофестивале «Ситжес» в Каталонии за лучший грим. Работа производственного иллюстратора Сильви Оливе (Sylvie Olivé) была отмечена спецпризом на Веницианском кинофестивале.

Есть в фильме и совершенно сюрреалистические сцены: вертолеты, вкладывающие кубы воды в море, или велосипеды, летающие в космическом пространстве. Эти кадры навеяны работами Рене Магритта.

Эта совершенно удивительная лента стала глотком свежего воздуха в нашем кино, забитом безмозглыми американскими блокбастерами. Не надо указывать мне на наличие артхауса. Я имею в виду только зрелищное кино. Это зрелищное кино еще и заставляет думать, задавая множество вопросов, но не давая ответов.

Здесь есть, о чем поспорить. Например, не потому ли фильм называется «Господин Никто», что, совершая выбор, мы формируем свою личность… мы становимся теми, кем становимся. Не сделав выбор, герой никем не стал, не состоялся, возможно, и не жил никогда?

Госпиталь будущего

Фильм снимался в Канаде и Бельгии, за спецэффекты отвечали четыре vfx студии:

  • Digital Graphics (Бельгия)
  • Modus FX
  • Rodeo FX
  • Fly Studios (все три – из Монреаля)

Фоновые картины (matte painting) писал Мэтью Рейно (Mathieu Raynault), писавший картины к Потрошителям, Терминатору: Да придет спаситель, «Сайлент Хиллу», «300 спартанцев» и другим.

Фильм "Господин Никто" идет с 15 апреля в ограниченном прокате. Не упустите шанс!

кино и спецэффекты
Комментарии  (обсудить на форуме)
Разделы:
Рубрики:
Популярное: