Спецэффекты в "Кандагаре": и тут нам опять повезло

Автор: Н. Маркалова

Кент Микленда – австралиец чешского происхождения, модельмейкер и супервайзер по физическим эффектам на съемочной площадке, директор студии Xeno Mundi с большим опытом работы в кино и на телевидении. Он работал над такими фильмами, как «Возвращение Супермена», «Пианино», «Темный город», «Красная планета» и «Миссия: невыполнима 2». Одна из его последних работ – фильм «Кандагар». Мы заловили Кента для эксклюзивного интервью о его работе  над фильмом.
Кент Микленда, модельмейкер и супервайзер по физическим эффектам на съемочной площадке
Кент Микленда. Фото автора
- Кент, расскажи пожалуйста, как ты оказался в команде «Кандагара»?

- О, это получилось совершено случайно! Одно время я был женат на русской девушке, как-то мы поехали на фестиваль русских фильмов в Сиднее. Я не очень хотел туда ехать в тот день – это был вечер пятницы, что означает  пробки в тоннеле. Но, так получилось, что мы-таки доехали и посмотрели «Охоту на пиранью» - хороший фильм. Андрей Кавун поднялся на сцену, чтобы ответить на вопросы зрителей. После встречи моя жена потащила меня к нему знакомиться. Слово за слово, мы разговорились о кинопроизводстве, и я пригласил его на экскурсию на студию «Фокс», в помещении которой тогда располагалась моя студия. Все-таки «Фокс» - это большая киностудия, там много интересного, огромные павильоны, есть, на что посмотреть. Он с удовольствием принял приглашение. Я познакомил его с парнями из Animal Logic и другими специалистами по спецэффектам.

Конечно, он был впечатлен всем, что происходит в «Фокс», не удивительно – это действительно первоклассная студия. И там 80% помещений отдано под производство кино – бутафорские мастерские, строительные мастерские, павильоны, монтажные и прочие рабочие помещения, и только 20% - под офисы и бумажную работу. В конце-концов, мы стали друзьями, и все время, пока он был в Австралии, мы провели вместе. Я показал ему Сидней. С ним было очень интересно общаться.

Потом я приехал в Москву, это был январь 2007 года, и мы продолжили наше общение здесь. К тому времени я уже знал про «Кандагар», Андрей попросил меня взглянуть на сценарий и просчитать бюджет спецэффектов.

А через несколько месяцев Андрей мне позвонил, и попросил прилететь в Марракеш, где мы обсудили детали работы над «Кандагаром».

Там все организовали постепенно – нашли местного гида, который мог достать нужные инструменты, что очень важно в такой стране, как Марокко. Кроме того, этот гид уже работал с киногруппой – там только что закончились съемки британского фильма «Версия», и команда фильма оставила много оборудования и материалов, так что, нам даже повезло с этой точки зрения. Этот гид, Мустафа, оказался очень полезным, у нас было очень мало времени, чтобы все организовать, а он знал, что где достать и почем.

Мы осмотрели локации для фильма, посчитали, что и как нужно сделать, чтобы все снять. Прикинули черновик плана съемок, просчитали бюджет.

Потом я вернулся в Австралию, где у меня было только две-три недели, чтобы собрать свою группу, упаковать все, что нужно для работы и вернуться на съемочную площадку. Так что никакого времени на подготовку у нас не было, более того, мы не могли взять с собой все необходимое из-за цен на пересылку и времени, которое она бы заняла.

Мы упаковали только самые необходимые инструменты и оборудование, которое мы не могли бы достать в Марокко. У нас даже не было бюджета на пересылку всего нужного, кроме того, там была бы целая уйма проблем с таможней, плюс мы бы заплатили большой налог на ввоз в страну всего оборудования. Это длительная бюрократическая процедура, с которой проще не связываться. У нас был список всего необходимого, но мы могли взять только инструменты, и то оборудование, которые мы уж точно не могли достать в Марокко. И нам пришлось все делать с нуля на месте.

Мы расположились там же, где работала съемочная группа «Версии». Это была заброшенная фабрика, или что-то вроде этого. Там у нас была производственная база. Мы были независимым отделом, и это было здорово. Я должен был найти все необходимое для своего отдела: электричество, Интернет, транспорт, все, что нужно для работы, и при этом не превысить бюджет. Нам предоставили только жилье, но все рабочие материалы мы доставали сами. Но это давало нам определенную свободу.

У нас была неделя на подготовку, и после этого мы должны были начать снимать. За эту неделю нам надо было развернуть мастерскую и построить верстаки, на которых можно работать.

Кандагар. На съмочной площадке. Подготовка воздушной пушки для съемки взрыва стены
Подготовка воздушной пушки для съемки взрыва стены

- Какую сцену вы сняли первой?

- Нам опять же повезло. Потому что первой нашей сценой был взрыв стены в тюрьме. Тюрьма – это декорация, которую построили в горах. Но у нас не было никакой пиротехники на тот момент, целых шесть недель нам пришлось обходиться без пиротехники – для работы с взрывчатыми материалами нужно было получить разрешение, а это длительная и сложная процедура. И у нас должны быть люди с соответствующей лицензией, позволяющей работать со взрывчаткой. У нас был только один такой человек. Но целых шесть недель мы получали разрешение и в это время мы не могли использовать реальную пиротехнику.

А эту сцену мы снимали в первую неделю съемок. Но, к счастью, мы привезли воздушную пушку, поэтому для первой сцены с физическими эффектами на площадке мы использовали именно ее. И, опять же, к счастью, у нас были легкие материалы, оставленные съемочной группой «Версии», из которых мы сложили «каменную» стенку. Этих материалов не достать в Марокко, их привезли из Европы, мы просто сделали из них бутафорскую стенку и «сдували» ее с помощью воздушной пушки, имитируя взрыв.

Сделали несколько тестов и потом воспроизвели самый удачный на съемочной площадке. Вроде бы, неплохо получилось с первого дубля.

Дальше мы провели много времени, строя все необходимое для последующей работы со взрывчаткой. Мы собрали также еще одну воздушную пушку, которая пригодилась еще в одной сцене.

- В какой?

- В сцене с гранатой. В фильме есть сцена, в которой в колодце взрывается граната. Так вот этот взрыв также имитировался воздушной пушкой.

- Вроде, тоже неплохо получилось.

- Да, взрыв совсем как настоящий. И это тоже было сделано за один длинный дубль. На подготовку второго дубля времени не было.

Кандагар. На съмочной площадке. Подготовка дождевой установки
Подготовка дождевой установки

- Что еще ты делал на съемочной площадке?

- Дождь. Вообще, работа специалиста по спецэффектам на съемочной площадке в основном сводится к созданию атмосферных явлений: дыма, тумана, дождя, ну, и пиротехники. В Марокко нам нужно было собрать дождевую установку и найти достаточно воды и насос, способный загнать воду довольно высоко наверх под напором. Потому что там по плану камера поднимается из низкого расположения на кране над оградой тюрьмы и показывает горизонт, то есть, дождевая установка должна висеть очень-очень высоко – на высоте двадцати метров. Это звучит просто, но на самом деле дождь на съемочной площадке – это всегда проблема. У нас было несколько маленьких дождевых головок, но они ни за что не создали бы нужный эффект!

- Я слышала, что это сложно.

- Да, очень, нужно найти кран, нужно найти насос, подающий воду под нужным давлением для дождевых головок, которые должны разбрызгивать воду на нужное расстояние и капли должны быть довольно крупными, иначе их не будет видно на экране.

Обычно мы поднимаем краном сеть из трубок с головками на высоту 15-ти метров, подгоняем цистерну с водой и насос. Но у нас не было бюджета для всего этого, нужно было выкручиваться. Один кран стоит дороже, чем тот бюджет, что у нас был на все.

Кандагар. На съмочной площадке. Подготовка дождевой установки
Подготовка дождевой установки

Здесь нам дважды повезло. Мой друг - один из лучших инженеров по водным приспособлениям в Австралии. Он просто маг в плане гидравлики, и знает все нюансы работы с водой: как закачать ее на высоту под нужным давлением и как все будет работать в каком сочетании, объем, давление и все остальное. Мы нашли небольшой электрический насос, который очень тихо работал – ведь звук писали на площадке, насос должен быть очень тихим - рассчитали, какой объем воды нужен, чтобы снять столько-то минут дождя, нашли нужный транспорт с цистерной. У меня были уникальные дождевые головки, которые специально делали для «Матрицы», они очень экономно расходовали воду, создавая при этом нужный эффект. Одна такая головка разбрызгивала воду в радиусе восьми метров, создавая иллюзию ливня с крупными каплями, используя 200 литров воды в минуту, что очень мало. Если ты видела «Матрицу», там была сцена с ливнем, даже не одна.

- Да, конечно!

- Вот там использовали эти головки, и у меня была одна такая на съемках «Кандагара».

- Но, опять же, вроде, получилось все? Дождик там красивый.

- Да, получилось, но.. нам привезли пустую цистерну, и за несколько часов до начала съемок нам пришлось искать воду, чтобы наполнить ее! Нет, в общем, воду мы нашли вовремя, буквально за несколько минут до начала съемки у нас было нужное количество воды, и все закончилось хорошо. Но понервничать пришлось.

И еще нам очень повезло с погодой – это был единственный пасмурный день в Марокко за все время съемки! Часто в фильмах можно видеть дождик в солнечный день. Это происходит оттого, что съемочной группе некогда ждать погоду и подстраиваться под нее – из-за планирования съемок. Если у них есть деньги на постпродакшн, с этим пытаются что-то сделать позже, но если нет – мы видим дождь в солнечный день. Но нам ужасно повезло с этим – в этот день на небе были реальные тучи.

Часто зрителю кажется, что все очень просто, но о том, сколько работы вложено в эти кадры, знают только члены съемочной группы. Мы работаем в мастерской семь дней в неделю по 12-16 часов, без выходных, но нашу работу почти не видно внешнему наблюдателю. Здесь у нас не было выходных первый месяц – вообще. Я помню, кто-то иронично сказал одному из моих парней: «Наслаждаетесь отпуском в Марракеше?» Возможно, из-за того, что у нас не было постоянной команды на съемочной площадке, которая присутствовала бы там все время, казалось, что мы ничего не делаем. Но у нас не было людей, чтобы все время находиться на съемочной площадке, нас всего было четверо.

Наша работа требовала много тестов. Потому что все должно работать перед камерой с первого дубля, на второй дубль обычно нет ни времени, ни денег, либо его очень сложно готовить. Это обычная практика в современном кинопроизводстве. Все должно быть отработано на тестах, а не тогда, когда камера уже снимает.

Например, эта сцена со стеной, о которой я рассказывал – мы сделали много тестов, взрывали и собирали стену снова, добавляли пыли, отмечали, сколько ее нужно для определенного эффекта, снова взрывали, снова собирали. Смотрели, какое давление воздуха должно быть, с  какой скоростью должны лететь камни, под каким углом и где актерам безопасно стоять. А на локации все немного иначе и нужно было собрать все в нужной пропорции.

Кандагар. На съмочной площадке. Съемка сцены взрыва стены
Съемка сцены взрыва стены

- Какие еще сцены ты делал?

- Мы сделали сцену с женщиной, которую взрывают гранатой (сам взрыв в фильм не вошел, но сцену сняли - Н.М.). Нужно было сделать кровь и внутренние органы для этого взрыва. И еще сцену со взрывом стены, которая идет позже в фильме, там тоже женщину убивает, но мы переборщили с пылью немного, поэтому получилось, наверное, не очень реалистично.

- А мне как раз понравилось, как пыль наваливается на экран, кажется, что сейчас волна пыли дойдет до тебя, и ты начнешь задыхаться.

- Да, ну, в общем, мы переборщили немного с пылью, но переделывать было некогда. Мы репетировали с каскадером, а это был местный неподготовленный человек, так что, его пришлось обучать. В стену заложили сотню мини-зарядов так, что стена с трудом держалась, казалось, ткни ее пальцем – и она развалится. Чтобы закладывать меньше взрывчатки и, таким образом, сделать сам взрыв более безопасным, стену заранее разрушили, а потом просто собрали обратно из частей. От нее требовалось только держаться  и изображать каменную стену, пока не взорвут. И вот мы ее оцепили, и она у нас ночь со взрывчаткой простояла. Обычно, так не делают, но тут  мы не уложились в один день – это была единственная сцена, съемку которой мы отложили сверх положенного. Но все было снято тоже за один дубль, плюс Андрей хотел снять ее длинным планом без склеек с двух камер, одна из них - ручная.

- Да, эта сцена очень эмоциональная получилось.

- В итоге получилось, да. Пыли многовато только.

- Как тебе работать с русскими, еще согласился бы?

- О, да! Это были очень напряженные съемки, но работать было очень интересно. Я с удовольствием поработал бы еще с Андреем. У русских очень необычные методы работы. Это очень-очень интересный опыт.

Естественно, описанными выше сценами работа Кента и его команды не исчерпывалась. Были еще сцены с пиротехникой, а также переворачивающийся грузовик, который мы видим в конце фильма.

Фотографии со съемочной площадки "Кандагара" любезно предоставлены Кентом.

спецэффекты в кино
Комментарии  (обсудить на форуме)
Надежда, спасибо за статью! Честно говоря я думал что на сайте только перепечатка материалов из других источников, но оказался не прав, спасибо!

Всегда пожалуйста! А почему перепечатка-то? Я стараюсь делать уникальные материалы, материалы о приездах звезд - это уникальные материалы, я сама хожу на пресс-конференции. Тот факт, что материал такой же, как у других - только потому, что сделан по одному источнику - по записи пресс-конференции. А она у всех одинаковая, но я ее сама расшифровываю - это не копи-паст вовсе. Просто записи в данном случае у всех идентичные.

Разделы:
Рубрики:
Популярное: